«Схемы-опоры на уроках письма и развития речи в коррекционной школе»
методическая разработка по теме

Схемы-опоры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ВОЗМОЖНОСТЬ»»

г. Дубны, Московской области» 

II городская конференция

Тема:  «Современная практика модернизации образования»

Доклад

Тема: «Схемы-опоры на уроках письма и развития речи в коррекционной школе »

Учитель русского языка и литературы:

Евдокимова Галина Владимировна

2012-2013 учебный год

(1 слайд)

Память человека - это основа психической жизни, основа сознания. Любая деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти.

(2 слайд)

По времени удержания образа память разделяют на долговременную и кратковременную. Память подразделяется и в зависимости от органов чувств, которые участвуют в восприятии: бывает зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая. В зависимости от вида информации память делится на словесную, образную и двигательную, а так же эмоциональную.

(3 слайд)                                              

Прочные знания - это результат упорного, настойчивого труда. Как приохотить к такому труду, выработать привычку к нему, стремление к преодолению возможных трудностей? Всем известна истина - дети любят учиться, но здесь часто опускается одно слово: дети любят хорошо учиться! Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться считаю создания условий, обеспечивающих ребенку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознания смысла и результата своих усилий.

(4 слайд)                                                                  

Ведь как писал В. А. Сухомлинский, «напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми». (Сердце отдаю детям//Избр. пед. соч.: ВЗт.М., 1979.-Т. 1.-С. 165). Успех в труде - первостепенное условие становления личности человека. Это внутренний комфорт, радостный настрой, когда дело спорится.

Для школы это особенно важно. Ребенок, если его усилия не увенчались успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться: зачем, мол, все равно ничего не получится. В этом случае надо поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперед.

Если дети справляются с поставленной перед ними задачей, если работают с увлечением и удовольствием, помогая друг другу, если идут домой довольные проведенным учебным днем и ждут с нетерпением завтрашнего, желание учиться крепнет. А это один из показателей и успешного учительского труда. На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся на уроке пассивными, начинают отставать?

Ведь в момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, они принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и дают правильные ответы.

(5 слайд)    

Серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, когда на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро заучить. Это и обуславливает проявление, а затем и нарастание пассивности в работе.

(6 слайд)

Активный ответ - первостепенное условие высокой обратной связи, доброго делового контакта на уроке. Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков - помогают достичь этого опорные схемы.

(7 слайд)

Схема-опора, опора мысли ученика, опора его практической деятельности, связывающее звено между учителем и учеником. Опорные схемы - это оформленные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, выводы, которые рождаются в момент объяснения.

От традиционной наглядности они отличаются тем, что являются опорами мысли, опорами действий. Дети строят свой ответ, пользуясь схемой, читают ее, работают с ней. Ни один из них не чувствует себя беспомощным. Исчезает скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Дети                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        избавляются от механического зазубривания правил, а усваивают их осмысленно. Схемы-опоры на наших уроках стали постоянными помощниками ученикам, условием бесконфликтного, делового, дружеского общения, основой уверенности детей в своих способностях преодолеть трудности, импульсом к активному, заинтересованному труду. Схемы-опоры обеспечивают и более высокую работоспособность, а также энергичный темп урока. Необходимые для выполнения задания правила детям не надо запоминать, тратя на это драгоценное время урока: они читают их на схемах. Читают сегодня, завтра. Через неделю уже не читают: усвоили, обрели сознательный навык работы в соответствии с правилом. А еще через две недели схема снимается: она больше не нужна. Все новое должно уложиться в сознании ученика постепенно, для этого мало суток - таково свойство обыкновенной человеческой памяти.  Ведь когда правила в простой и лаконичной схеме висят перед глазами учеников некоторое время, они сами удобно и легко укладываются в памяти.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. 

Учащиеся не получают алгоритм  в готовом виде, учатся составлять его постепенно, с учетом закономерностей и последовательности под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения материала: работа с учеником, слово учителя, беседа, наблюдение, словарная работа с новыми терминами.

После составления схемы, алгоритма  для формирования у учащихся умения ориентироваться в нем, проверки правильности, точности и полноты записи в качестве образца выполняются упражнения с использованием данной  схемы алгоритма.  На дом учащиеся получают задание еще раз прочитать теоретический материал темы и разобрать его  по схеме. Следующий урок начинается с повторного озвучивания учителем теоретического материала по опорной схеме, затем используются различные формы работы с учащимися по нахождению, восприятию, пониманию, воспроизведению отдельных блоков схемы и в целом. Это беседы по вопросам,  индивидуальные ответы у доски,  "полетное" повторение. Работа по опорным схемам, составлению алгоритмов включена во все уроки по закреплению темы, ее обобщению и завершается уроками контроля и коррекции. Такое построение учебной деятельности учащихся способствует тому, что ученик многократно, но без специального заучивания проговаривает отдельные правила и учится строить связный рассказ на лингвистическую тему; эта тренировка помогает развитию монологической речи, осознанию смысла языковых понятий и терминов, развивает мышление учащихся.                                            

(8 слайд)

Подача материала крупным блоком и объединение его в целостную систему освобождает время для закрепления новых знаний и развития умений, что дает возможность увеличить объем практической работы на уроке. Динамика работы по опорным схемам позволяет убедиться, что уже в течение первого года затраты времени на изучение нового  уменьшаются, а на тренировочные работы, закрепление и систематизацию могут увеличиваться. Благодаря всем этим обстоятельствам, методику опорных   схем в последнее время называют «комфортной».

 Как и из чего лучше изготавливать схемы? Большинство схем выполняется тушью в цвете. Общий цвет — черный, главное выделено яркими красками: зеленой, красной, синей. В схеме при помощи условных сигналов, языковых терминов в определенной логической последовательности излагается главная информация по теоретическим блокам всей темы, разделов лингвистики.

(9 слайд)

 При составлении схемы – опоры следует придерживаться определенных требований:

1) графическое единообразие и лаконичность в изображении языковых явлений.

2) употребление минимального количества слов, примеров.

3) использование известных условных графических обозначений, цветовых языковых сигналов.

4) применение принципа противопоставления языковых фактов.

5) кодированность информации.

Размер таблиц должен быть такой, чтобы все дети хорошо видели.

Подобные таблицы ведутся учащимися  в специальных справочных тетрадях.

В них дети  под руководством учителя составляют схемы-опоры,  заполняют таблицы, которые являются определенными выводами объяснения нового материала. Данные тетради удобны в работе, так как их можно использовать  при повторении давно пройденного материала,  а также для индивидуального повторения забытой темы.

В моей методической копилке разработано ряд  групп  схем-опор  для 2-7 классов специальной (коррекционной) программы 8 вида.

Список использованной литературы

1. Денисевич Г.В. Урок русского языка и методика его проведения. - Курск, 2006.

2. Дмитриева О.Д., Фефилова Е.П. Русский язык.3 класс: Поурочные разработки к учебникам Рамзаевой Т.Г. и Поляковой А.В. - М.: ВАКО, 2005. - 416 с.

3. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. - М, 2000.

4. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб, 2002.

5. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Просвещение, 2008.

6. Зельманова Л.М. Кабинет русского языка в средней школе. М., 2004.

7. МПРЯ. Методика преподавания русского языка (под ред. Баранова). - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»

«Создание условий для выработки грамотного письма на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида»...

Система работы по развитию орфографической зоркости у обучающихся на уроках письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида.

В работе отражена значимость вопроса развития орфографической зоркости , а также обозначены формы и методы по предупреждению  и преодолению ошибок в письменных работах обучающихся  на уроках...

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида.

Использование схем- опор на уроках письма и развития речи в коррекционной школе 8 вида...

Конспект урока по письму и развитию речи в коррекционной школе VIII вида ст-цы Шкуринской на тему :Краткое изложение по упражнению 132 для 7 класса

Тема Краткое изложение по упражнению 132Цель : учить составлять краткий письменный рассказ.Задачи: формировать умение определять тему и основную мысль данного текста; развивать способность прогнозиров...

Конспект урока письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида на тему : Р/р. Деловое письмо. Анкета.

Цель: познакомить учащихся с деловой бумагой «анкета» и ее структурой.ЗадачиОбразовательные: учить отвечать на вопросы анкеты;Коррекционно-развивающие: корригировать память и внимание; раз...