Литературно-музыкальная композиция «Слаб голос мой, но воля не слабеет...»
опыты и эксперименты (11 класс) на тему

Борисенкова Елена Владимировна
Главная цель: - развитие социокультурной образованности учеников, позволяющей участвовать в социальной и учебно-профессиональной сферах. Развивающие задачи: -развитие навыков работы с литературно-историческим материалом; -развитие памяти и логического мышления; -развитие навыков подготовки и участия в презентациях. Воспитательные задачи: -приобщение к культуре и литературе серебряного века; -воспитание интереса к истории родной страны; -воспитание патриотизма у подростков. Обучающие задачи: -учить декламации стиха и документальной хроники; -учить работать в коллективе; -учить подбирать материал по заданной теме; -учить использовать ТС при подаче материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya.doc62.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция «Слаб голос мой, но воля не слабеет...» 

                                                                                                                   учитель русского языка и литературы Борисенкова Елена Владимировна

                                                                                                                   учитель английского языка Белашова Анна Викторовна

Главная цель:

- развитие социокультурной образованности учеников,
позволяющей участвовать в социальной и учебно-профессиональной сферах.

Развивающие задачи:

-развитие навыков работы с литературно-историческим материалом;
-развитие
памяти и логического мышления;                                                                                                                                                                             -развитие навыков подготовки и участия в презентациях.

 Воспитательные задачи:

-приобщение к культуре и литературе серебряного века;
-воспитание интереса к истории родной страны;
-воспитание патриотизма у подростков.

Обучающие задачи:

-учить декламации стиха и документальной хроники;
-учить работать в коллективе;                                                                                                                                                                                                          -учить подбирать материал
по заданной теме;                                                                                                                                                                        -учить использовать ТС при подаче материала.

Оборудование:

-проектор;                                                                                                                                                                                                                                              -ноутбук.

Музыкальное сопровождение:

-альт (выпускница школы №672  Засед Татьяна);

-запись Шостакович «Седьмая симфония».

Наглядность:

-фильм о войне;

-декорации (ширма, роспись "Окно", выполненная школьной театральной студией "Мольберт");
-плакаты военного времени(ксерокс);

-плакат Родина-Мать (размер 4*5) .

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

СЦЕНАРИЙ:

«872 ДНЕВНАЯ БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА».

Петров Артём: В 1941 году группа армий «Север», прорвав наспех сооруженные оборонительные линии, уже к концу
сентября полностью окружила Ленинград, войска Ленинградского фронта и Балтийский флот. Убедившись, что
штурмом Ленинград взять не удастся, немецко-фашистское командование начало планомерную осаду города.

Фильм «Бомбы...»

В директиве Гитлера №1601 «Будущее города Петербурга» от 22 сентября 1941 года со всей определенностью говорилось:

«После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого
пункта не представляет никакого интереса...  Предполагается окружить город тесным кольцам и путём
обстрела из
артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. Если
вследствие создавшегося в городе
положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так
как
проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и
не должны нами решаться. В этой воине, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в
сохранении хотя
бы части населения».

Макаричев Сергей:  «Птицы смерти в зените стоят…»Анна Ахматова

 Птицы смерти в зените стоят.

 Кто идет выручать  Ленинград?

Не шумите вокруг – он дышит,

Он живой еще, он все слышит:

Как на влажном балтийском дне

Сыновья его стонут во сне,

Как из недр его вопли: ”Хлеба!”-

До седьмого доходят неба …

Но безжалостна эта твердь.

И глядит из всех окон – смерть.

Сентябрь 1941

Петров Артём: Выступая в Мюнхене 8 ноября 1941 года, Гитлер заявил: 

«Ленинграду рассчитывать не на что. Он падёт рано или поздно. Кольца блокады не разорвать никому.
Ленинграду суждено
погибнуть от голода».

Макаричев Сергей: Для организации взаимодействия войск Государственный Комитет Обороны 10 июля 1941 года
образовал Главное командование Северо-западного направления во главе с Маршалом Советского Союза
К. Ворошиловым, подчинив ему войска Северного и Северо-Западного фронтов, Северный и
Краснознамённый Балтийский флоты (командующий – вице-адмирал Б.Ф.Трибуц). После начала войны вокруг Ленинграда началось спешное строительство нескольких поясов оборонительных рубежей, создавалась также внутренняя оборона
Ленинграда.

Фильм «Бомбы…»

8 сентября, овладев Шлиссельбургом, немецкие войска полностью окружили Ленинград с суши. Сообщение с
городом поддерживалось теперь только
по Ладожскому озеру и по воздуху.

9 сентября противник продолжил наступление на Ленинград.

12 сентября командующим Ленинградским фронтом был назначен генерал армии Георгий Константинович Жуков.
В сложившейся критической ситуации он предпринял ряд
мер для мобилизации сил и отпора соединений противника, рвущимся к Ленинграду.

Трефилова Наталья, Самойлов Илья: сцена «Мама, я записался в добровольцы... »

 «Клятва» Анна Ахматова

И та, что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Ленинград

Июль 1941

Петров Артём: «Важно с девочками простились...»Анна Ахматова

 Важно с девочками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних…

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних…

Все они опочили там.

1943
Петров Артём: Январь и начало февраля 1942года  стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Немецкое
командование, осознав невозможность имеющимися силами захватить Ленинград, предприняло усилия для
ужесточения
его блокады. Для этого в середине октября оно нанесло удар на Тихвин с целью соединения с
финскими войсками на реке Свирь и осуществить полную блокаду.

Макаричев Сергей: 8 ноября противник захватил Тихвин, перерезав железную дорогу, по которой к Ладожскому озеру
доставлялись грузы, переправляемые в осаждённый город.

Инкулец Марина: «Я зажгла поминальные свечи... »Анна Ахматова

 Я зажгла поминальные свечи,

       Чтобы этот светился вечер,

              И с тобой, ко мне не пришедшим,

                       Сорок второй встречаю год.

Но…

       Господняя сила с нами!

              В хрустале утонуло пламя,

                         «И вино, как отрава, жжёт».

Это всплески жёсткой беседы,

         Когда все воскресают бреды,

                   А часы все еще не бьют…

Смерти нет – это всем известно,

         Повторять это стало пресно,

                      А что есть – пусть расскажут мне.

Кто стучится?

                            Ведь всех впустили.

          Это гость зазеркальный ? Или

                   То, что вдруг мелькнуло в окне…

Шутки ль месяца молодого,

        Или вправду там кто-то снова

                Между печкой и шкафом стоит?

Бледен лоб, и глаза открыты…

     Значит, хрупки могильные плиты,

            Значит, мягче воска гранит…

Вздор, вздор, вздор! – От такого вздора

    Я седою сделаюсь скоро

            Или стану совсем другой.

Что ты манишь меня рукою?!

          За одну минуту покоя

         Я посмертный отдам покой.      

  1941


Макаричев Сергей: Положение осаждённого города было чрезвычайно тяжёлым. Коммунальные системы не
функционировали. Город был лишён тепла и водоснабжения. Электроснабжение было ограничено. В то же время
население не было эвакуировано, и в условиях суровой зимы и недостаточного снабжения сотни тысяч людей ожидала
голодная смерть.

Петров Артём: Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов
питания. Размер продовольственного пайка составлял:

рабочим - 250 гр. хлеба в сутки;

служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 гр.;

войскам первой линии - 500 гр.

При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти
перестали выдаваться.

Соловей Кузилиса, Макаричев Сергей: «Питерские сироты... »Анна Ахматова

                                                                                                                    Памяти мальчика, погибшего во время бомбардировки Ленинграда

1

Щели в саду вырыты,

Не горят огни.

Питерские сироты,

Детоньки мои!

Под землёй не дышится,

Боль сверлит висок,

Сквозь бомбёжку слышится

Детский голосок.

2

Постучись кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

Твоего я не слышала стона.

Хлеба ты у меня не просил.

Принеси же мне ветку клёна

Или просто травинок зелёных,

Как ты прошлой весной приносил.

Принеси же мне горсточку чистой,

Нашей невской студёной воды,

И с головки твоей золотистой

Я кровавые смою следы.

1942

Петров Артём: Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в
постель и больше не встают.

Люди от голода настолько ослабели, что не сопротивляются смерти. Умирают так, как будто засыпают. А
окружающие полуживые люди не обращают на них никакого внимания.

Малькова Катерина: «Дневник Тани Савичевой...»

Соловей Кузилиса: Таня Савичева была эвакуирована из Ленинграда летом 1942 года в Шатковский район Горьковской
области. Скончалась 1 июля 1944 года в Шатковской районной больнице от неизлечимой болезни - прогрессирующей
дистрофии.

Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против
фашистских преступников.

Петров Артём: 22 апреля начала действовать военно-автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера,
по которой зимой 1941-1942 гг. было доставлено более тысячи тонн грузов. Из города было вывезено окало 550
тысяч человек, большое количество промышленного оборудования, культурных ценностей и
другого имущества.
За весь период действия
по «Дороге жизни» было перевезено свыше 1,6 миллиона тонн грузов, эвакуировано
около 1,4 миллиона человек. Для подачи в город нефтепродуктов в начале лета 1942
года по дну Ладожского
озера был проведён трубопровод, а осенью 1942
года проложен энергетический кабель.

Макаричев Сергей: Несмотря на тяжелейшие условия, город продолжал сражаться. Из населения была сформировано
10  дивизий народного ополчения,
7 из которых стали кадровыми. Промышленность города продолжала
выпускать орудия и боевую технику. За период блокады было отремонтировано и построено - 2 тысячи танков, 1,5
тысячи самолётов, тысячи орудий,
много боевых кораблей, изготовлено 225 тысяч автоматов, 12 тысяч миномётов, около 1О миллионов снарядов и мин.

Соловей Кузилиса: «Тот город…»Анна Ахматова

Тот город, мной любимый с детства,

В его декабрьской тишине

Моим промотанным наследством

Сегодня показался мне.

Всё, что само давалось в руки,

Что было так легко отдать:

Душевный жар, молений звуки

И первой песни благодать-

Всё унеслось прозрачным дымом,

Истлело в глубине зеркал…

И вот уж о невозвратимом

Скрипач сквозь слезы заиграл.

Но с любопытством иностранки,

Пленённой каждой новизной,

Глядела я, как мчатся санки,

И слушала язык родной.

И дикой свежестью и силой

Мне счастье веяло в лицо,

Как будто друг от века милый

Всходил со мною на крыльцо.

1929

Петров Артём: Зимой 1943 года с целью прорыва блокады города была проведена операция «Искра»: 12 января 1943
года соединение 67-й армии Ленинградского фронта, 2-й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта.

Соловей Кузилиса, Макаричев Сергей: «Молитва...»

Голос Левитана: «Блокада прорвана...»

Звучит Седьмая симфония Шостаковича.

Петров Артём: «Вы помните…» Борис Пастернак

 Вы помните ещё ту сухость в горле,
Когда, бряцая голой силой зла,
Навстречу нам горланили и пёрли
И осень шагом испытаний шла?

Но правота была такой оградой,
Которой уступал любой доспех.
Всё воплотила участь Ленинграда.
Стеной стоял он на глазах у всех.

Как он велик! Какой бессмертный жребий!
Как входит в цепь легенд его звено!
Всё, что возможно на земле и в небе,
Им вынесено и совершено.

1944 год

Трефилова Наталья, Самойлов Илья: «Я вернулся в мой город, знакомый до слез»

 Осип Мандельштам

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

Узнавай же скорее декабрьский денёк,

Где к зловещему дёгтю подмешан желток.

Ленинград! я еще не хочу умирать:

У тебя телефонов моих номера.

Ленинград! у меня еще есть адреса,

По которым найду мертвецов голоса.

Я на лестнице черной живу, и в висок

Ударяет мне вырванный с мясом звонок,

И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,

Шевеля кандалами цепочек дверных.                                      

Декабрь 1930

Макаричев Сергей: «А Вы, мои друзья последнего призыва!» Анна Ахматова

А вы, мои друзья последнего призыва!

Чтоб вас оплакивать, мне жизнь сохранена.

Над вашей памятью не стыть плакучей ивой,

А крикнуть на весь мир все ваши имена!

Да что там имена!

                       Ведь все равно - вы с нами!..

Все на колени, все!

                     Багряный хлынул свет!

И ленинградцы вновь идут сквозь дым рядами –

Живые с мертвыми: для Бога мертвых нет.

1942

К СЦЕНАРИЮ прилагаются:

- фильм по материалам литературно-музыкальной
композиции(проведённое мероприятие);

- презентация «Слаб голос мой, но воля не слабеет…».

Материалы также выложены на сайте школы №672 и в контакте
на странице Борисенковой Е. В., что позволяет учащимся обмениваться
мнениями в непринуждённой обстановке и увеличивает их интерес к созданию новых
проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно - музыкальная гостиная "Романса голос узнаю"

Встреча в литературно-музыкальной гостиной, знакомство с историей романса, что означает слово "романс"...

презентация к литературно-музыкальной композиции "Слаб голос мой,но воля не слабеет"(блокада Ленинграда)

Презентация в двух частях сопровождает литературно-музыкальную композицию...

Методическая разработка «Сорок черный год» (литературно-музыкальная историческая композиция)

История России показывает, что двигателем общественных сил в тяжелые для государства времена становится патриотизм к Родине, своему народу, к лучшим национальным традициям, что воплощалось в стремлени...

Литературно-музыкальная гостиная «Мы слышим ваши голоса…» (по стихам репрессированных и гонимых поэтов России)

Литературно-музыкальная гостиная«Мы слышим ваши голоса…» (по стихам  репрессированных и гонимых поэтов России)...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...