Мастер-класс. Поэтическая мастерская "Стихи и проза. Ритм. Рифма".
материал на тему

Цель мастер-класса ознакомление и овладение приёмами стихосложения. Мастер-класс предназначен для взрослой аудитории слушателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_-klass.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тазовская средняя общеобразовательная школа

   

Педагог дополнительного образования

Шпитонова Наталья Владимировна

МБОУ Тазовская средняя

общеобразовательная школа

п. Тазовский, 2014г.

Мастер- класс

Поэтическая мастерская

В рамках проведения  Второго профессионального конкурса

педагогов дополнительного образования

«Моя профессия – педагог!»

Слайд 1

Тема: Стихи и проза. Ритм и Рифма.

Цель мастер- класса:  ознакомление и овладение приемами стихосложения

Задачи: 1. научить различать стихотворный и прозаический тексты;

              2. познакомить с  ритмом,  рифмой (её видами);

              3. научить рифмовать слова, создавать буриме.

Педагог-мастер: Шпитонова Н.В.

 Участники: педагоги образовательных учреждений

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал

Продолжительность мастер - класса: 20 минут

Ход мастер - класса

Слайд 2

Вступительное слово.

 Добрый день, уважаемые коллеги!  Сегодня я хочу показать вам, как впервые знакомлю воспитанников с прозаической и стихотворной речью, а также с основами стихосложения.

Почему этой теме я уделяю особое внимание?

Мне близка поэзия, люблю декламировать стихи, вижу творческий потенциал в своих воспитанниках, пытаюсь помочь раскрыть их таланты в стихосложении и художественном чтении.

Слайд 3

Я рада, что мои воспитанники стремятся понять стихи, учатся их слушать и слышать, развивают свой творческий потенциал.

I.   Разминка «Имя – качество»

Прошу вас написать на визитке имя, по которому к вам можно обращаться. К имени придумайте и допишите качество (например, Катя – красивая). А вот и моя визитка – Наталья – мастер.

Слайд 4

II. Психологический настрой.

Мастер: Перед вами - 2 карточки (смайлики – настроение).  Поднимите карточку, изображение на которой соответствует вашему настроению в данный момент. Спасибо.

 Слайд 5

Введение в тему мастер – класса

Все, что перестает удаваться, перестает нас привлекать.

Франсуа де Ларошфуко

Вопрос-шутка

Мы на закате с поля возвращались,

Ядреным потом стылый воздух пах.

У каждого обветрено качалась

За плечом рубашка на граблях.

Назовите профессию человека, написавшего эти строки.

(Ответ: поэт)

                                 

III. Знакомство с прозаическим и стихотворным текстами.

Мастер: Сегодня мы с вами отправимся в поэтическую мастерскую. Но войти в неё непросто, надо раскрыть все тайны поэзии. А для этого надо усердно потрудиться.  

Слайд 6

Тайна первая: наша речь.

Перед вами портреты трех известных людей. Назовите их.

(Сергей Есенин, Николай Гоголь, Михаил Лермонтов)

Все они – известные писатели.

Прослушайте два текста и определите:

  1. чем они похожи между собой и какие имеют различия;
  2. перу,  какого писателя принадлежит один из предлагаемых тестов.

 Чтобы лучше воспринять тексты, закройте глаза и попробуйте представить то, что вы услышите.

  1. Одинокий парус белеет в голубом тумане моря. Интересно, что он ищет в далёкой стране? Что он кинул в родном краю?
  2. Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?

  • Чем похожи эти два текста?  (Одинаков смысл, одинаковые картины)
  • Чем они отличаются? (Второй текст звучит напевно)

Слайд 7

Слайд 8

  • Кому из трех писателей принадлежит отрывок из стихотворения «Парус»? (М.Ю. Лермонтову)

           Слайд 9

  • Все ли писатели, из трех представленных вам писали свои произведения в стихотворной форме? (Нет. С. Есенин – в стихах, Н. Гоголь – в прозе,

М. Лермонтов – в стихах и прозе)

Слайд 10

  • Сделайте вывод, как может быть организована наша речь? (проза и стихи; прозаическая и стихотворная речь)

Слайд 11

Тайна вторая: стихотворная речь.

           IV. Знакомство с ритмом.

Мастер: Второй текст звучит ритмично. Где в жизни можно встретить  ритм? (музыка, танцы, биение сердца, смена дня и ночи, смена времён года и т.п.)

Сделаем вывод, что же такое ритм?

Слайд 12

  Ритм – равномерное чередование повторяющихся единиц.

Слайд 13

  • Попробуем определить ритм этого стихотворения, с помощью хлопков, выделяя ударный слог (совместно с мастером) 

Слайд 14

 Вывод: В стихе это  чередование ударного и безударного слога.

Тайна третья: рифма.

V.  Знакомство с рифмой.        

Мастер: Назовите ещё одно отличие стихотворного текста от прозаического (рифма).

Что же такое рифма?

Слайд 15

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

(от греч. рифмос – стройность)

Пришло время поиграть. Каждому из вас я буду называть слово, а вы попробуете придумать к нему рифму.

Игра «Найди рифму».

парта - …(карта)

ученик -…(озорник)

пенал - … (журнал)

указка - … (сказка)

ручка - … (штучка)

соль - …(фасоль)

доска - …(тоска)

диск - …(риск)

мир - …(пир)

поэт - …(секрет)

Мастер: Молодцы. Все справились. А сейчас мы узнаем, какой бывает рифма.

Рифмы бывают разные:

Чудесные и прекрасные,

Весёлые и озорные.

А нравятся вам какие?

В стихосложении существует 3 вида рифмы: перекрёстная, парная и опоясывающая (кольцевая).

Определяется вид рифмы по паре строк, окончания последнего слова в которых одинаковы по звучанию.  Представим (условно) их как А и Б.

( раздать листы с четверостишиями для индивидуальной работы)

Слайд 16

 

Перекрёстная   АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б   Златая цепь на дубе том:

А   И днём и ночью кот учёный

Б   Всё ходит по цепи кругом

Слайд 17

Парная         ААББ

         А   В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

          Б Там ступа с Бабою Ягой

          Б Идёт, бредёт сама собой…

Слайд 18

Опоясывающая     АББА

         А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

Мастер: А сейчас вы попробуйте сами определить вид рифмы.

Перед вами карточки с текстами, какая группа быстрее определит виды рифмы в них? Внимание! Вам предстоит не только правильно определить вид рифмы, но и постараться выразительно прочитать данное четверостишье. Сигналом для меня -  задание выполнено – будет ваша поднятая вверх рука.  

Игра «Кто быстрее?» (работа в группах)

  1. Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет.  (парная)

  1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.   (перекрёстная)

  1. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши. (опоясывающая)

  1. Школа моя деревянная!...

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать. (перекрестная)

  1. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом. (парная)

  1. «Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой» (опоясывающая)

Мастер совместно с участниками соревнующихся групп определяет правильность ответа выступающей группы.

Слайд 19

Последняя тайна – буриме.

 VI. Поэтическая мастерская (работа в группах)

Слайд 20

Мастер: А теперь мы отправимся в поэтическую мастерскую и сами попробуем сочинить стихотворение – буриме.

Буриме – в переводе с французского означает «рифмованные концы». Это давняя поэтическая забава, в которую играли, наверное, все, кто интересовался поэзией. Игра очень проста – задаются рифмы, которые надо разместить в конце строк создаваемого стихотворения.

Как вы думаете, для того чтобы быть поэтом, достаточно ли уметь рифмовать слова? (нет, нужно соблюдать чувство ритма и подбирать слова, подходящие по смыслу)

На полянку вышел зайка

Видит - там синичек стайка.

Он открыл свою шкатулку

Дал синицам с маком булку.

Слайд 21

Каждая группа выберет  1 пару рифмующихся слов на тему «Школа». Кто быстрее и лучше сочинит четверостишие?

1  группа: ручка - штучка, тетрадь – писать.

2  группа: книжки – малышки, урок – звонок.

 (По завершению задания участники озвучивают свои четверостишия, голосуют за самые удачные смайликами).

VII. Итог мастер-класса

Мастер: Как часто мы думаем, что гениями рождаются? И написать стихотворение может лишь талантливый человек. Это верно, но лишь отчасти. Ведь работая над собой, постигая ту или иную «тайну», мы можем хотя бы прикоснуться к прекрасному, а может быть и стать творцом.  

Слайд 22

 Какие тайны стихосложения вы открыли для себя на мастер – классе «Поэтическая мастерская»?

 Чему вы научились?

Слайд 23

Считаете ли вы, что добились определенного успеха в написании четверостиший?

Я желаю Вам успеха в вашей педагогической деятельности. Известен афоризм: «Счастливого человека может воспитать только счастливый человек».  А можно сказать так: «Успех воспитаннику создает педагог, который сам переживает радость успеха»

Слайд 24

VIII.  Рефлексия.

Мастер: А сейчас, я попрошу вас поднять карточку – смайлик, соответствующую Вашему настроению по завершению мастер – класса (спасибо) и заполнить листок обратной связи.

Благодарю за активную совместную работу! Всего Вам доброго!

Приложение 1

Перекрёстная   АБАБ

А У Лукоморья дуб зелёный;

Б   Златая цепь на дубе том:

А   И днём и ночью кот учёный

Б   Всё ходит по цепи кругом

Парная         ААББ

         А   В темнице там царевна тужит,

А А бурый волк ей верно служит;

          Б Там ступа с Бабою Ягой

          Б Идёт, бредёт сама собой…

Опоясывающая     АББА

         А И там я был, и мёд я пил;

Б У моря видел дуб зелёный;

Б Под ним сидел, и кот учёный

А Свои мне сказки говорил.

 Приложение 2

Группа 1

  1. Жил-был добрый Царь Матвей,

Жил с царицею своей

Он в согласье много лет,

А детей всё нет как нет

  1. Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя,

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.  

  1. Я рос, как многие в глуши,

У берегов большой реки,

Где лишь кричали кулики,

Шумели глухо камыши.

Группа 2

  1. Школа моя деревянная!...

Время придет уезжать –

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

  1. Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

  1. «Ты вразуми меня, герой, -

Со вздохом голова сказала, -

Твоя десница доказала,

Что я виновен пред тобой»

Приложение 3

Группа 1

Ручка - штучка, тетрадь – писать.

Группа 2

книжки – малышки, урок – звонок.

Приложение 4

Листок обратной связи

«____» ___________2014 г. Ф.И.О.___________________________________

Образовательное учреждение

Уважаемые коллеги! Выскажите свое мнение о проведенном мастер - классе. В  первых двух вопросах обведите кружком степень удовлетворенности.

  1. Я извлек для себя много пользы.

5     4    3    2     1    0 (я не извлек(ла) для себя пользы)

  1. Я полностью удовлетворен своей работой на мастер –классе.

5    4    3    2    1    0 (я не удовлетворен(а) своей работой)

  1. На мастер – классе было для меня:

самым полезным ________________________________________

самым приятным _______________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс (поэтическая мастерская):Стихи и проза.Ритм.Рифма.

Цели:  1. Познакомить с различиями стихотворной и прозаической речи;           2. Дать понятие ритма;      ...

Мастер- класс "Речь и ритм"

Описываются упражнения для развития интонационной стороны речи....

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа".

Поэзия - это ощущение собственного совершенства на фоне общего несовершенства мира... Как же привить интерес у наших учеников к ней? Данная презентация сформирует мотивацию у учащихся, поможет развить...

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, виды рифмы.

Урок литературы для 5 класса в рамках ФГОС...

Презентация: мастер-класс «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки.»

Данный мастер-класс представляет собой практическое занятие с  учителями музыки по теме «Методы и приёмы развития чувства ритма у младших школьников на уроках музыки, посвященный знакомству...

Мастер-класс «Тайна поэтической лаборатории …»

Одно из направлений работы по формированию положительной мотивационной среды – это использование современных образовательных технологий. Одной из самых эффективных, по моему мнению, является тех...

Презентация. Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс

Презентация.  Ритм, рифма, размер. Двусложные размеры. 6 класс...