Урок русского языка в 5 классе по ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Боброва Ольга Геннадьевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по учебнику А.Д. Шмелева.

    Тема урока: Корень. Однокоренные слова. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka_v_5_klasse.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка учителя Бобровой О.Г.

Русский язык

5 класс

 Тема урока. Корень слова. Однокоренные слова.

Русский язык: 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1 [ А.Д. Шмелев, Э.А. Флоренская, Ф.Е. Габович, Е.Я.Шмелева]; под.ред. А.Д.Шмелева.-М.: Вентана Граф, 2012.

Программа : Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).

© Издательство «Просвещение», 2011

Цель урока:   сформировать у учащихся понятия о корне как о морфеме и однокоренных словах; научиться находить корень слова, подбирать однокоренные слова.

Задачи урока. формировать умение формулировать определение понятий;

формировать умение находить корень через подбор однокоренных слов и разбор лексического значения;

познакомить с омонимичными корнями;

формировать навыки разграничения омонимичных корней;

совершенствовать орфографические умения.

Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, логически мыслить.

Воспитательные: развивать интерес к предмету, используя элементы игры и занимательности.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: Интерактивная доска, ноутбук, проектор, раздаточный материал « Этимологический словарик»

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения(УУД)

Промежуточный контроль.

1. Мотивация( самоопределение) к учебной деятельности. Рефлексия.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово.

-Здравствуйте, ребята!

Ребята, ещё в древности заметили, что цветом можно выразить настроение. Перед вами – фигурки человечков. Раскрасьте первого, как вам хочется. Второго раскрасим в конце урока. Интересно, какое настроение будет у Вас после урока?

Сегодня у нас необычный урок обратите внимание на эпиграф к уроку.

    Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства…..

….Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

                    С. Маршак  

Слушание, участие в диалоге. Демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах.

Листы обратной связи

2. Актуализация и пробное учебное действие.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Ссылка на сайт"http://nsportal.ru/bobrova-olga-gennadevna" 

- Почему, ребята, Маршак сравнил словарь с повестью?

- А почему эта повесть «древняя» и « рассыпанная»?

- Верно! Мы изучили с вами морфемный состав слова, который не является сложившимся, постоянным. На протяжении столетий состав многих слов изменялся в связи с изменением жизни общества.  Но что остается неизменным, нам нужно выяснить.

- Для начала , ребята, отгадайте загадку.

Я у дуба, я у зуба,
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту,
Я не вверх, а вниз расту.

- Что это? (Корень)

Правильно.

 Как ствол и ветви дерева растут из корня, так и родственные слова появляются из одного  корня. Во многих словах корни спрятаны, как и в дереве, мы их не видим. А знать эти древние корни очень важно.

Помогает нам в этом наука этимология. Что она изучает?

(От греческого “etymon” – истина и “logos” - учение)

Это наука о происхождении слова. ( демонстрация словаря)

Значение слова КОРЕНЬ по толковому словарю С. И. Ожегова:
1. Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3. перен. Начало, источник, истоки чего-н. 4. В языкознании: часть слова без приставок и суффиксов.

- Как называются слова, имеющие несколько лексических значений? (Многозначные).

- О каком значении этого слова мы будем говорить на уроках русского языка? (Корень – это часть слова)

Корень – часть слова. Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть.

Обратимся к учебнику. Страница 158 & 5.

- Прочитать внимательно параграф сформулировать и записать три вопроса (важно правильно записать вопрос и  задать его однокласснику)

Правила общения:

  1. Один ученик чётко и ясно задаёт свой вопрос.
  2. Остальные учащиеся внимательно слушают.
  3. Затем задающий вопрос ученик называет того, кто ответит на вопрос.

Если ответа нет, остальные ребята помогают своему однокласснику.

Ответы на вопросы. Строят понятные высказывания.

Фронтальная, индивидуальная.

Работа в группе.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, устанавливают причинно- следственные связи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других

Устные ответы

Мы не можем представить нашу жизнь без солнца, а у этого слова – интересная история.

Обратимся к слайду.

Что здесь изображено? Выделите современный корень в слове солнце, опираясь на схему. Для этого подберите однокоренные слова. У вас получился корень -солн-. Так и разберёт это слово современный ученик (слайд). А теперь посмотрите следующий слайд, где изображён древний мальчик. В древности солнце обозначалось словом СОЛ. Как видим, в истории языка произошли изменения.

Сегодня на уроке мы обратимся к истории некоторых слов, связанных с понятием “Родина”, и сопоставим их древний состав и значение со структурой и значением в современном языке. А помогут нам в этом наши верные друзья – этимологический словарь (показать) и словообразовательный словарь

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Работа с этимологическим словарем.

Давайте начертим такую таблицу, в которой отразим древнее значение слова, современное значение и те исторические изменения, которые произошли в составе наших примеров. Заполнять её мы будем на уроке, работая с нашими этимологическими словариками

              Этимологический словарик

1. Кремль – от древнего «крома» –  край, рубеж, граница, огороженное место, безопасное пространство.

2. Мешок – от древнего «мех», в нём хранили продукты и жидкость.

3. Москва – от древнего «москы» – низкое, влажное место, река Москы, отсюда название селения: москы – Московия – Москва.

4. Народ – от древней основы «род» - все люди, которые народились, люди одного племени.

5. Площадь – от древнего «плоске» - плоский, широкий, путём прибавления суффикса -адь-.

6. Подушка – от древнего «ухо». Современные слова: наушники, наушничать, ушной.

7. Солнце – от древнего «сол» ( солнце) путём прибавления суффикса, современные: солнце и др.

8. Столица – от древнего «стол», ( престол ), стольный город.

9. Страна – общий корень со словом «сторона», близко по значению к словам «пространство», «простор», «простирать».    

Формулируют цель учебной деятельности вместе с учителем.

Личностные : осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют ( в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции.

Коммуникативные: строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах.

4.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Работа в группах. Письменная работа.

Древнее слово

Современное слово

Что изменилось?

Сол

солнце

суффикс слился с корнем

род

народ

приставка на слилась с корнем

Москы

Москва

фонетические изменения – по-

явилась буква в

крома

Кремль

чередование м//мл

стол+иц

столица

суффикс слился с корнем

плоске

площадь

фонетические изменения

Работа с заданиями. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Делают выводы.

Групповая , индивидуальная.

Личностные: приобретают новые знания, умения, совершенствуют  имеющиеся.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию и находят ее в литературе.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Физкультминутка

Я называю главное слово в “семье” и пытаюсь собрать его “родственников”. Если слово является однокоренным, то поднимаем ручки вверх и хлопаем. Если нет, то приседаем и хлопаем.

Первичное закрепление с комментированием.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа.

Итак, мы видим, что исторические изменения касаются смысла слов (Москва), структуры (народ), происходят чередования звуков (Кремль). А теперь попробуйте самостоятельно определить, как изменились некоторые бытовые слова, что с ними произошло.

Докажите, что слова мешок и мех (I вариант); подушка и ухо (II вариант) являются словами одного корня.

I вариант). В древности мешки делали из меха. В процессе исторического развития произошло чередование Х//Ш. Зная об исторических изменениях в составе слова “мешок”, можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

Д. (II вариант). Подушка – то, что подкладывают под ухо. В процессе исторического развития произошло слияние приставки и корня. Но если знать этимологию слова, то можно сделать вывод о том, что данные слова – слова одного корня.

Таким образом, мы узнали много интересного об изменении значений слов в процессе исторического развития нашей страны, познакомились с некоторыми древними корнями. Какие это корни?( сол, Москы, род, крома, стол, плоске)

А сейчас, ребята, выполним упражнение 39 стр 159.

Работа в паре.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Знать корни  бывает очень важно. Они могут определить правописание современных слов. Например: безударная гласная в корне (столица, Москва), непроизносимая согласная в корне (солнце). Не только в корне происходят изменения. Они коснулись и других морфем: приставки и суффикса. Например, как будет называться мама вашей бабушки?

Прабабушка).

  Что вы добавите?

( Правнук, праязык, прародина.)

 Теперь приставка слилась с корнем.

 А какие ещё непродуктивные приставки вы знаете?

 ( СУ (суглинок) и ПА (пасынок)).

Очень интересен древний суффикс -р-. Попробуйте с его помощью образовать существительное от глагола дать.

 ( Дар).

  А вы, наверное, не знаете о том, как появилось слово “мир”? Это одно из самых употребляемых слов, связанных с понятием “Родина”.

К слову “милый” (то есть дорогой, важный) добавили суффикс -р-.

 Сегодня на уроке мы вспомнили слова, связанные с темой “Родина”, и познакомились с теми историческими процессами, которые происходили в них на протяжении долгой истории нашего государства.

- Попробуйте, пользуясь материалом « Этимологического словаря», выполнить упражнение 42.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации( из материалов учебника и рассказа учителя)

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов, способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме

Включение в систему знаний и повторение.

Информация о домашнем задании

Обобщение полученных на уроке сведений , оценивание результатов работы.

 . Ребята, что нового вы узнали на этом уроке? Какие именно исторические изменения произошли в русском языке? Какой словарь оказал нам на уроке большую помощь? . А история какого слова показалась вам наиболее интересной? Вы хорошо потрудились.  Какое у вас сейчас настроение? Раскрасьте человечков. Что стало с Вашим настроением? Почему?

На выбор:  выполнить упражнение из учебника стр 161 упр. 44(базовый уровень)     или сочинить лингвистическую сказку по данному началу:  « В  волшебной стране под названием  «Морфемика» жил-был  Корень. Много лет он правил своей страной, и все придворные ему повиновались. Однажды Корень дал задание своим подданным,  Приставкам и Суффиксам, …»  

Кто  попробует написать  сказку?( повышенный уровень)

В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот, кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:

И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём
И внукам дадим, и от плена спасём навеки.

Подводят итоги урока под руководством учителя, оценивают себя и товарищей. Отвечают на вопросы.

Фронтальная.

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют    и объясняют ошибки.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают собственные мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-

Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС

конспект урока русского языка 5 класс по теме "Слог, ударение" Шмелев ФГОС...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...