МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
методическая разработка на тему

Газзаева Татьяна Сергеевна

              Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.

           Одной из наиболее эффективных форм работы на уроке является групповая. Учащимся (особенно в младшем и среднем звене) очень нравится работать в группах, поэтому  стараюсь применять эту форму работы, как можно чаще.

            Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

           Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать, тем самым повышается их активность, позволяющая успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая система383.03 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ№1 имени Героя Советского Союза

П.В. Масленникова ст. Архонская»

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

учителя осетинского языка и литературы

Газзаевой Татьяны Сергеевны

Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся

в процессе обучения

http://uchitel-slovesnosti.ru/990/098/slov23.png

         

                «Без игры нет и не может быть полноценного

                                умственного  развития. Игра – это огромное светлое

                                   окно, через которое в духовный мир ребенка вливается                                                                                                                                               живительный поток представлений,

                                    понятий об окружающем мире.

                                    Игра – это искра, зажигающая огонек

                                    пытливости и любознательности».

                                                       В.А. Сухомлинский

              Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя.

           Задачей школы сегодня является воспитание ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Достижение целей обучения, по моему мнению, возможно лишь при изменении подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Общая моя установка – не давать знаний в готовом виде. В своей работе я использую технологию личностно-ориентированного обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов и соотношение репродуктивной и творческой деятельности школьников, чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт.

           Одной из наиболее эффективных форм работы на уроке, на мой взгяд, является групповая. Учащимся (особенно в младшем и среднем звене) очень нравится работать в группах, поэтому  стараюсь применять эту форму работы, как можно чаще.

            Целью групповой работы является активное вовлечение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная.

           Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно, они не боятся говорить и спрашивать, тем самым повышается их активность, позволяющая успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.

      Конфуций писал: «Даже в обществе двух человек я непременно  найду  чему у них поучиться.  Достоинствам их я постараюсь подражать,  а на их недостатках сам буду учиться».

Именно эти цели и преследуют учителя, в том числе и я, применяя широко игровые технологии в своей работе.                                                                                                                                                               

           В результате совместной групповой работы у ребёнка формируются такие компетентности, как:

-умение работать в группе, принимать совместное общее решение, договариваться, выполнять взятые обязательства;

-умение адаптироваться в новой группе;

-умение не только войти в коллектив, но и внести свой вклад в работу группы;

-умение проанализировать результат совместной групповой работы (что получилось, что не получилось и почему).

Групповую работу можно организовать на любом этапе урока. Например, на этапе открытия новых знаний учащиеся формируют гипотезу и предоставляют доказательства, на этапе самостоятельной работы применяют знания. Использование групповой работы предполагает размещение рабочих мест так, чтобы дети видели лица друг друга. Возможны несколько вариантов работы:

-работа в малых группах(в паре, обычно с соседом по парте)

-в четвёрках (объединяются учащиеся первой и второй парт).

-работа в большой группе (объединяются учащиеся по 5-6 человек, не более).

       Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. Это могут быть взаимопроверки, мини-диктанты, устные ответы, составление диалога и т.д.

Приведу несколько примеров из своей практики.

       Почти на каждом уроке в дифференцированных группах (не владеющие языком)  считаю необходимым проверять пройденную лексику. Помимо устного опроса это можно сделать письменно, работая в парах. Я диктую слова на русском языке, дети пишут на осетинском языке. Учащиеся меняются работами в парах и осуществляют взаимопроверку. Они же могут выставить друг другу оценки (стараются ставить честно).

Такой же метод можно применить при написании словарного диктанта или при выполнении маленьких творческих работ: составить словосочетания, предложения или мини-рассказ по картине, перевести, подобрать синонимы, антонимы, составить диалог на определенную тему, ответить на вопросы  и многое другое.

Следует отметить, что работу в парах успешно можно осуществлять как в устной форме, так и при выполнении письменных заданий.

        При работе парами дети приучаются внимательно проверять работу (а для этого самому необходимо знать материал), слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по конкретному заданию.

       Так, изучая тему «Домашние животные и птицы» (грамматическая тема «Слог») во 2 классе (дифф. группа), на этапе закрепления дала задания на карточках (разной степени сложности) для работы в парах:

  • Из букв составить слова и перевести, поделить на слоги. Вот пример задания с ответом:

дз, у, к,ы куыдз  - 1уæнг (собака);

б, а, ц, е, м, къ – къамбец - 2 уæнг (буйвол)

с, у, æ, г, а – уасæг – 2 уæнг (петух).

  • Вставить пропущенные буквы и перевести:

…ыбыл (хъыбыл – поросёнок); уæры… (уæрыкк – ягненок); …аз (хъаз – гусь); …иу (цъиу – цыплёнок); …æбыла (къæбыла – щенок).

  • Докончить слова, определить количество слогов в и перевести слово:

бай…  (байраг) – 2 уæнджы, (жеребенок);

гæ… (гæды) – 2 уæнджы, (кошка);

къæбы…(къæбыла) – 3 уæнджы, (щенок)

Задания для работы в парах можно подбирать самые разнообразные по изучаемой теме или для закрепления материала, начиная с самых простых и заканчивая более сложными, в зависимости от возрастных особенностей и уровня знаний учащихся.

Например, изучив тему «Мæ Ирыстон»  («Моя Осетия») в 6 классе, можно дать такие задания:

  • Используя опорные слова составить маленький рассказ, озаглавить его.

Уалдзæг, мæргътæ, æрдз, фæцъæх, уалдзыгон куыстытæ, хур, ралæууыд, дидинджытæ, адæм, райхъал.

  • Более слабым детям задание можно упростить. Составить из слов предложения и перевести:

-  къæвда, кæсы, фæззæджы, нæ, хур, уары, арæх.

Фæззæджы хур арæх нæ кæсы, къæвда уары.

-  мит, сывæллæттæ, уары, бырынц, æмæ, арæх, гыццыл, зымæджы,  

   дзоныгътыл.

Зымæджы арæх мит уары, æмæ гыццыл сывæллæттæ бырынц дзоныгътыл.

Использование игровых технологий на уроках осетинского языка и литературы способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Игра несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только учебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Существуют определенные требования к организации дидактических игр:

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

 Требования к подбору игр следующие:

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

 Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Дидактические игры при правильном использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках осетинского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их»,- писал К.Д.Ушинский.   

  • Очень нравится детям дидактическая игра по методу «синквейн».  Составление cинквейнов развивает образное мышление, словарный запас учащихся.

Например, изучая тему «Коста – любимый сын Осетии» в 7 классе (дифф. группе), дети составляют синквейны:

       Къоста                                                                            

1. поэт;                                                                                                                                        

2. зындгонд, курдиатджын; (известный, талантливый);

3. тох кæны, фыссы, уарзы; (борется, пишет, любит);

4. Йæ адæмы тынг уарзы. (Очень любит свой народ);

5. курдиат. (талант).

        

Или при изучении темы «Хæдзарон цæрæгойтæ» («Дикие животные») в 3 классе:

   Домбай (лев)

1. цæрæгой (животное);

2. стыр, тæссаг (большой, опасный);

3. лидзы, хæры, уасы (бегает, кушает, рычит);

4. Хъæддаг цæрæгойты паддзах. (Царь диких животных);

5. сырд (зверь).

Синквейны можно составлять на любые темы как индивидуально, так и в группе, поэтому я очень часто использую этот метод на уроках.

Приведу еще некоторые другие виды дидактических игр, используемых мною на уроках:

- Акростих (на каждую букву составить слова, предложения, фразеологизмы, пословицы или стихи).

Например, на каждую букву записать по 5 сущ. (можно другую часть речи):

Х  - халон, хор, хæрæг, хуы, харбыз; (существительные);

У – урс, уæззау, уæллаг, уарзон, уырыссаг (прилагательные);

Р рувын, рæвдауын, рæхойын, рамбулын, рæджы кæнын (глаголы)

- Решить кроссворды, ребусы и т.д.

- Составить ребусы, кроссворды;

- Из одного слова составить новые слова-существительные;

æфхъуындар – кæф, хъуын, нуры, фæндыр, фын, фæд, фыд, фурд, рын, рад, хъæр, рæнхъ, фау, уад æмæ а. д.)

- Составить подходящие по смыслу словосочетания:

- Составить рассказ (используя опорные слова или на определенную тему);

- Изменить концовку текста (на свое усмотрение);

- Закончить текст и озаглавить его;

- Нарисовать пословицу;

- Узнай меня (по литературе, узнать по краткой хар-ке героя)

- Найди синоним, антоним и т.д.

- Собрать фразеологизмы или пословицы (дается набор слов);

Например, собрать фразеологизмы: 

(къултыл агуры  мысты сæр йæ туманæй хойы хъуынкъ)

1) Йæ сæр къултыл хойы;

2) Мысты хуынкъ туманæй агуры.

- Убрать лишнее;

- Слова записать обозначениями, рисунками, знаками (ассоциации);

- Исправить ошибки  и многое другое.

          Игровые формы использую как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьной программы. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия. В игровой форме провожу и целые уроки (урок-КВН, урок- викторина, урок – семинар, урок – путешествие, урок – представление, урок- практикум и т.д.). Элементы занимательности применяю неожиданной для учащихся  постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой проведения урока.

         Известно, что учащихся привлекает всегда все новое, необычное. А всякое познание начинается с удивления. Удивление же есть момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе.

Мне очень нравятся слова  В. Сухомлинского: «УРОК - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции». Я полностью с ними согласна.

          Нетрадиционные уроки  позволяют мне повысить интерес школьников к изучению предмета, формирует опыт коммуникативного взаимодействия школьников, выступает фактором развития интересов и творческих способностей ребёнка. С помощью работы в группах ученики легче добиваются глубоких и прочных знаний, а также активно включаются в деятельность сотрудничества, сотворчества, сопереживания, и как результат успешной работы в группе – самоутверждение.

               Замечу, такие уроки провожу как в основных группах, так и в дифференцированных, как по языку, так и по литературе. Приведу лишь некоторые  из уроков, которые были опубликованы в научно-методическом журнале «Рухстауæг», а также апробированы на курсах повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО) в виде мастер-классов.

         Так, в 10 классе урок-КВН по осетинскому языку на тему: «Земля – наш общий дом», грамматическая тема «Имя прилагательное». Урок проходил по всем правилам игры КВН: представление команды, девиз, различные конкурсы, жюри и т. д.  

По такому же принципу  провели урок - викторину по литературе в 6 классе, изучив творчество А. Коцоева «Мастер осетинского художественного слова». Игра состояла из нескольких туров:

- «Как мы знаем жизненный путь писателя»;

- «Мастер осетинского художественного слова»;

- «Откуда взяты эти строчки»;

-  «Юный художник»  (нарисовать иллюстрацию к любому изученному произведению, а соперники должны отгадать);

-  «Конкурс капитанов» (ведущий диктует слова, связанные с жизнью и творчеством писателя, капитаны только условными знаками, рисунками изображают эти слова. Затем им дается врем и они должны подписать свои обозначения).

-  «Ключевые слова» (командам на листке дается название конкретного произведения, за 30 сек. Они должны подобрать 5- 6 ключевых слова. Соперники должны по этим словам определить произведение);

- «Лучшая пантомима» ( за определенное время команды придумывают пантомиму по произведениям писателя и демонстрируют ее. Соперники должны угадать произведение. (произведение выбирается на свое усмотрение, по указанию ведущего или по жеребьевке).

Подведение итогов.

          Урок - КВН в 6 классе (дифф. группе) «Афæдзы афонтæ. Номдарты тасындзæг бирæон нымæцы» Времена года. Склонение существительных во множественном числе»). Класс был поделен на четыре группы соответственно теме урока: «Сæрд», «Уалдзæг», «Зымæг», «Фæззæг».

В качестве мотивации детям была показана сценка «Афæдзы афонтæ» («Времена года»  на осетинском языке (аудирование). Затем дети отвечали на вопросы учителя по этой сценке. После этого учащимся было предложено решить кроссворд, отгадав загадки. Таким образом была определена тема урока. Все этапы урока-игры были логически последовательны, и дети выполняли их с увлечением, т.к. присутствовал дух соперничества. В ходе игры команды защищали свои проекты: презентации, сообщения, рисунки.

В конце были подведены итоги, жюри наградило команду - победительницу, а также «лучших знатоков» осетинского языка призами и «медалями».

            Конечно, обо всех своих нестандартных уроках и используемых игровых технологиях невозможно рассказать в рамках данной работы, но некоторые выводы хочется сделать:

  •  Используя игровые технологии на уроках осетинского языка и литературы, я убедилась, что повышается интерес к изучению осетинского языка,  активизируется познавательное и творческое мышление учеников, появляется желание узнать новое, сделать самому, победить.
  • Наблюдается повышение качества знаний учащихся по предмету из года в год. В муниципальных и республиканских предметных олимпиадах мои учащиеся становились победителями и призерами. Несомненно, большую роль  сыграли новые подходы, методы и формы работы, в большей степени, игровые технологии.
  • Игра  - это путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.  
  • Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу. Я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Для этого широко использую инновационные методы и формы работы, развивая тем самым в учениках самостоятельность, активность, инициативу.
  • . Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Игра должна соответствовать возрасту детей, быть увлекательной и, самое главное, способствовать умственному и духовному развитию.
  • Игра  - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. 

            В заключение хочется сказать, что о каких бы новых образовательных и воспитательных технологиях мы не говорили,  для меня самым главным желанием остается одно: видеть всегда сверкающие глаза счастливых детей, черпать в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу дарить им и дальше не только тепло своего сердца, но еще и интересные, содержательные уроки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционная форма урока как эффективный способ формирования коммуникативной компетенции и повышения мотивации обучения.

Формирование коммуникативной компетенции - основная задача обучения иностранному языку на современном этапе. Использование нетрадиционных форм урока способствует повышения интереса и мотивации к изуче...

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"

Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....

Самостоятельная работа как способ развития коммуникативных компетенций учащихся на уроках французского языка.» Тема урока: «Мой друг»

Урок-обобщение по теме: «Мой друг».Представляю урок французского языка для начальной школы "В рамках новых ФГОС".Второй год обучения французскому языку....

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ

Дискуссионный клуб "Speak and Listen" был организован в нашей школе с целью создания дополнительных условий для развития коммуникативной компетенции обучающихся, формирования навыков публичного выступ...

Доклад на методическом объединении по теме: "Развитие коммуникативных умений и навыков у учащихся в процессе использования информационно-компьютерных технологий в проектной деятельности на уроках биологии".

Развитие коммуникативных умений и навыков учащихся в проекте "Курение - вред или польза?". Создание, оценка, защита презентаций участников проекта....

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...