Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».
план-конспект урока (8 класс) на тему

Сульдина Ольга Ивановна

УРОК ЧТЕНИЯ в  8 классе

 ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».

 

Цели:

 

Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.

Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Развитие речи учащихся, умения отвечать на вопросы, принимать участие в свободной беседе.

Коррекция внимания, логического мышления, памяти.

 

Оборудование:

Портрет И.А. Крылова (1769-1844). Выставка книг с произведениями Крылова. Картины по развитию речи.

 

На доске:

Басня – небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

Аллегория – греческое слово, означает иносказание.

 

Словарная работа: псарня, овчарня, ощетиня, сват, кум, сед, грызться, рад, расчесться, ловчий, мировой, гончих стаю.

 

 

Ход урока:

 

1.    Орг. момент.

 

2.    Сообщение темы урока

 

3.    Рассказ учителя, чтение статьи учебника о жизни И.А. Крылова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o.i._urok_chteniya_v_8_klasse.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЧТЕНИЯ в  8 классе

 ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».

Цели:

Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.

Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Развитие речи учащихся, умения отвечать на вопросы, принимать участие в свободной беседе.

Коррекция внимания, логического мышления, памяти.

Оборудование:

Портрет И.А. Крылова (1769-1844). Выставка книг с произведениями Крылова. Картины по развитию речи.

На доске:

Басня – небольшой аллегорический рассказ с поучительным смыслом.

Аллегория – греческое слово, означает иносказание.

Словарная работа: псарня, овчарня, ощетиня, сват, кум, сед, грызться, рад, расчесться, ловчий, мировой, гончих стаю.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  1. Сообщение темы урока

  1. Рассказ учителя, чтение статьи учебника о жизни И.А. Крылова.

  1. Вопросы по статье учебника.

- Какие басни И.А. Крылова вы помните?

- В прошлом году мы читали басни «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська».

  1. Объяснение учителя.

Басни Крылова – это короткие стихотворные рассказы нравоучительного и сатирического характера. Включающие в себя житейский смысл и поучения.

  1. Чтение учителем басни «Волк на псарне».

  1. Разбор басни.

  1. Словарная работа

  1. Раскрытие исторической темы. Басня посвящена событиям Отечественной войны 1812 года. Весь народ поднялся на борьбу с французской армией под предводительством Наполеона. Русской армией командовал полководец Кутузов.

  1. – Давайте прочитаем басню ещё раз. (Учащиеся читают)

- Что произошло на псарне?

  1. А) Найдите слова и выражения, с помощью которых автор рисует переполох на псарне.

Поднялся вдруг весь  псарный двор.

Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку.

Б) Как ведёт себя волк?

Мой волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами   щёлкая, ощетиня шерсть. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть.

В) Почему Волк не бросился «на всех»,  а пустился в переговоры?

Читает ученик строки басни.

«Друзья! К чему весь этот шум?

Я, ваш старинный сват и кум,

Пришёл мириться к вам, совсем не ради ссоры;

Забудем прошлое, уставим общий лад!»

- Волк испугался, что придётся ответить. Силы не равные.

- Почему ловчий не поверил миролюбивым словам Волка?

- Как он ответил Волку? Ищем в тексте.

«Ты сер, а я приятель сед,

И волчью вашу я натуру знаю».

- Эти строчки басни стали пословицей.

- Что значит сер и сед?

- седой человек как бы воплощение мудрости, жизненного опыта.

  1. Объяснение учителя.

В истории войны 1812 года Кутузов отклонил предложение Наполеона вступить в мирные переговоры,  и вскоре началось изгнание французов из России.

- Чем закончились события в басне?

- Читаем текст басни.

И тут же выпустил на волка гончих стаю.

  1. Мы познакомились с исторической басней «Волк на псарне».

- Подумайте, кого здесь олицетворяет Волк (жестокость, коварство, грубость, жадность).

- Наполеона.

- Ловчий – главный псарь, ведавший всей псовой охотой.

- Кутузов – мудрый, героический воин.

- Какой здесь поучительный смысл?

Учитель:

- В басне показана правда истории и героизм русского народа.

- Давайте ещё раз посмотрим на запись и уточним значение слова БАСНЯ. Читает ученик.

  1. Оценки за работу на уроке.

  1. Домашнее задание:

Выразительное чтение басни. Желательно выучить наизусть.

Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 142 VIII вида.

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЧТЕНИЮ

8 класс

ТЕМА: «Басни И.А. Крылова.

Волк на псарне».

Автор-разработчик

Учитель 1 квалификационной категории

 Сульдина О.И.

2011 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

План-конспект урока по литературе Историческая басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Знакомство школьников с историческими баснями великого баснописца и историческими событиями 1812 года...

Разработка интегрированного открытого урока по истории России «Отражение исторических событий в басне И.А. Крылова «Волк на псарне»»

У каждой басни И.А. Крылова своя история. Ситуация, описанная в басне «Волк на псарне» достаточно точно отражает события Отечественной войны 1812 года....

Урок литературы. Народная мудрость в басне И.А. Крылова «Волк на псарне». (5 класс)

знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой; закрепление теоретических сведений о басне, её признаках, обучение выразительному чтению на примере выразительн...

открытый урок литературы в 5 классе по басне И.А.Крылова " Волк на псарне"

открытый  урок  литературы   в соответствии с ФГОС...