«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»
учебно-методический материал на тему

Лихошва Ирина Владимировна

В докладе содержится материал о применении современных педагогических технологий, способствующих повышению качества образовательного процесса на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1doklad_ob_ispolz_sovr_ped_tehnologiy.docx41.99 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме:

«Современные педагогические технологии, способствующие повышению качества образовательного процесса»

 

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании.  Нет такого учителя, который бы не задумывался над вопросами: «Как сделать урок интересным, ярким? ». Каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является основным стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

В настоящее время основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.

Инновационный подход к обучению позволяет   организовать учебный процесс, так, что ребёнку урок  приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру.  

Поиск ответов не только на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попытке "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в, своего рода, производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, и в связи с этим в педагогике появилось направление – педагогические технологии.

             Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решение как учебной, так и практически значимой задачи. Это не противоречит творческим процессам личностного совершенствования, так как каждая из педагогических технологий имеет собственную зону, в пределах которой происходит развитие личности.

К современным педагогическим технологиям относятся:

  1. Предметно-ориентированные технологии
  2. Технологии личностно-ориентированного обучения
  3. Технология эвристического обучения
  4. Диалоговые технологии
  5. Игровые технологии
  6. Информационно-коммуникационные технологии
  7. Здоровьесберегающие технологии.

В своей практике  применяю   следующие элементы  педтехнологий:

1) Технологию дифференцированного обучения.

Технология дифференцированного обучения - это совокупность методов и форм обучения, нацеленная  на достижение необходимого учебного результата отдельными группами класса.                                        

         Благодаря дифференцированному обучения успешно развивается познавательная активность каждого ученика с учётом его возможностей и способностей. Основной целью дифференцированного и индивидуального подхода является создание условий для того, чтобы научить детей не бояться проявлять себя и помочь им сформировать и ощутить в себе личность.                        При дифференциации учащихся я опираюсь на следующее: общий уровень обученности, развития ученика; отдельные особенности психического развития; индивидуальные особенности ученика; неспособность ученика усваивать предмет по тем или иным причинам; интерес ученика к тому или иному предмету. Оценив каждого учащегося,  приблизительно отношу его к той или иной группе. Однако необходимо учитывать то, что ученик может (и должен) передвигаться из одной группы в другую; поэтому рекомендуется проводить диагностику примерно раз в полугодие. В зависимости от уровня знаний, умений и навыков, учащихся условно делю ребят на три группы: “сильные”, “средние” и “слабые”.                

Данную педтехнологию применяю на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, при закреплении, при повторении, при объяснении нового материала. Считаю, что дифференцированный подход необходимо использовать при подборе домашних заданий обязательно.  Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности), даю возможность учащимся самим выбрать домашнее задание по своим силам. Такой дифференцированный подход позволяет реализовывать творческие возможности всех учеников. При этом работа с сильными учениками должна идет по пути   разнообразия заданий. Например,1) составление текстов диктантов; 2) составление карточек-заданий по изучаемому материалу;3) составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 4) сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 5) работа с дополнительной литературой; 6) проверка индивидуальных заданий; 7) выполнение обязанностей консультанта по групповой работе. Дети, испытывающие трудности в обучении, наоборот, получают посильные задания. Таким образом, не испытывая стресса, они достигают базового уровня обученности.  На уроке при повторении и закрепления нового материала использую разноуровневые карточки.  Для сильных учащихся подбираются задания, требующие самостоятельности, творческого поиска, обобщения изученного материала; для средних и слабых – задания, повышающие активность в процессе восприятия, осмысления нового материала:

·задания с наличием образца выполнения;

· задания, в которых учащиеся выполняют только отдельные его части;

· задания с вспомогательными вопросами. Цель этих вопросов – помочь учащимся вспомнить задания, которые являются необходимой основой для выполнения данного задания;

· карточки различного цвета, когда учащиеся сами выбирают себе задание.

           Особое место отводится на уроке контролю знаний учащихся. В конце изучения тем, разделов проводятся контрольные срезы. Вопросы контрольных срезов   составляются с учетом трех уровней знаний, можно дифференцировать задание.                                                                Технологию уровневой дифференциации обучения я применила на уроке русского языка в 7 классе по теме «Урок повторения по теме «Причастие». На этапе закрепления на уроке использовались разноуровневые задания на карточках разных цветов. Синяя (облегченное задание). Зелёная (средний уровень). Красная (сложное задание). Предварительно ребят ознакомила с выполнением задания. Учащиеся самостоятельно выбирали карточки по уровню сложности. Первое задание было для всех одинаковым: определить из какого литературного произведения    взяты отрывки (в помощь учащимся показаны были слайды с иллюстрациями литературных произведений   и прозвучала аудиозапись отрывков). Следующие задания распределялись по уровню сложности. На этом же уроке дифференцированный подход применила при подборе домашнего задания.    На интерактивную доску было выведено домашнее задание (№ упражнения по учебнику для слабых учеников, № упражнения по учебнику и дополнительные задания для средних учеников. Выписать причастия из стихотворений русских поэтов  и произвести морфологический разбор причастий, встретившихся в тексте, для сильных учеников. Ученики   сами выбирали себе задания по своим силам.                                                Разноуровневое  обучение помогает сделать учёбу для каждого ребёнка интересной. При дифференцированном обучении у меня появляется возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с  детьми. Более слабые ученики решают задачи с помощью учителя, наводящих вопросов, иллюстраций и предметных картинок, работая в паре. В то же время сильным ученикам предлагается выполнить решение той же учебной задачи, но с дополнительными вопросами.  Слабые учащиеся меньше ощущают своё отставание от сильных, а сильные   активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь знаний.                                                                                                На своих уроках считаю важным создать атмосферу психологического комфорта (ситуацию успеха, укрепляющую уверенность в своих силах). Перед выполнением самостоятельной и контрольной работы я всегда напоминаю, что с этой работой они справятся. При подведении итогов работ говорю о тех, кто выполнил эту работу чуть-чуть лучше предыдущей. Обязательно предлагаю ученикам поздравить своего товарища с успехом, ведь он шагнул вперёд и достиг первой победы. Радость от похвалы окрыляет ребёнка, поднимает настроение, а значит, он будет в дальнейшем добиваться лучших результатов.

2) Технологию проблемного обучения

Технологии проблемного обучения являются весьма распространенными на уроках русского язык и литературы. Метод проблемного обучения я стараюсь использовать на своих уроках во всех параллелях.  Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования, и она важна, на мой взгляд, в материале любого урока. На своих уроках помогаю учащимся ставить учебную проблему, что способствует формированию познавательной мотивации и интересу.

  Целью проблемного обучения является:

1. Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

         Технологическая схема проблемного урока:

Учитель:

Создаёт проблемную ситуацию;

Направляет учащихся на её решение;

Организует поиск решения.

Ученик:

Приобретает новые знания и способы работы с материалом;

Формирует своё отношение к проблеме.

Основные приемы преподавания в методике проблемного обучения: постановка проблемы, создание проблемной ситуации, разрешение проблемной ситуации (поиск), анализ полученного решения.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать другого человека, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.       

 Педагогические «плюсы» технологии проблемного обучения заключаются в следующем:

  • в присутствии  высокого уровня мотивации;
  • в развитии самостоятельности, творчества, учебной деятельности при изучении нового материала;
  • в развитии продуктивного мышления;
  • в формировании собственного отношения, позиции к происходящему вокруг.

 Основной движущей  силой поискового, проблемного обучения является система вопросов и заданий, которые ставятся перед учениками. На мой взгляд активную работу мысли вызывают вопросы, требующие установления сходства и различия. Например, после изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас   Бульба», ученикам предлагаю найти сходство и различие в характерах Остапа и Андрия.  После изучения произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» учащиеся 9 класса составляют таблицу, в которой нужно указать сходство и различия героев, Онегина и Печорина. При изучении комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова (9класс)  выясняем, чем не похожи друг на друга Чацкий и Молчалин. Я задаю учащимся такой проблемный вопрос: «В чём сходство между этими героями?». Он вызывает у детей интерес, заставляет их размышлять, анализировать материал, сопоставлять его, каждый ученик включается в работу.

Особой формой проблемной ситуации на уроке я считаю создание опорных схем, таблиц, графиков, алгоритмов. Люблю подавать детям знания не в готовом виде, а учу их самих находить решение. В качества примера хочу привести фрагмент урока, проведённый в 6 классе по теме: «Правописание букв А - О в корнях с чередованием», этап «открытия» новых знаний. В начале урока мной не была названа тема урока и цель. Мои ученики были озадачены началом урока. Я, ни слова не говоря, разделила доску на две части. На одной стороне написала большую «А», на другой – «О». Потом попросила ученика внизу под буквой «А» записать такие слова: предлагать, излагать, располагать.   А внизу под «О» - предложить, изложить, расположить.  Затем попросила учащихся присмотреться к этим словам и сказать, почему одни слова написаны под буквой «А», другие под буквой «О». От чего зависит правописание буквы о и а в корне лаг-лож? Попросила учеников класса сверить свои выводы с учебником и составить алгоритм для запоминания этого правила. В конце работы над алгоритмом ученики самостоятельно определили тему урока и сделали вывод.

3) Игровые технологии

Применение игровых технологий на уроках русского и литературы в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей. Игра является одной из любимых форм работы учащихся на уроке, раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувства сопереживания друг другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов.

В своей практике использую сюжетно-ролевые и дидактические игры. Отличительной особенностью ролевых игр является то, что ученики вместе с учителем становятся исполнителями определенных ролей. Ролевые игры развивают фантазию, воображение и речь, имеют большое значение в нравственном воспитании. Дидактические игры  являются познавательными и развивающими. В своей практике  использую словесные игры, уроки-путешествия, уроки-викторины; лингвистические кроссворды, к составлению которых привлекаю самих учеников

Продуктивными видами работы в обучении русскому языку   являются и уроки, и внеклассные мероприятия нетрадиционной формы: экскурсии, олимпиады,   КВНы, викторины, устные журналы.

 Начало любой игры – это  эмоциональная установка на игру, на восприятие игровых задач, когда активизируется мыслительная деятельность и воображение ребенка. Установку на игру обычно создаю в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами. Для соединения дидактических (учебных) и игровых задач необходимы правила игры. Они организуют поведение играющих, обеспечивают игрокам равные условия. Обязательным структурным элементом игры является ее результат. Результат может быть наглядным (выиграл, отгадал, выполнил); менее заметным (получил удовольствие, заинтересовался вопросом).

Игровую технологию   применяю и на уроках литературы, так в 7 классе по теме: М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта 17 века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы».  На данном уроке литературы. На уроке учениками 7 класса было разыграна сцена общения Иоанна Грозного и купца Калашникова. В старших классах на уроках игровая деятельность предлагает учащимся попробовать себя в  роли учителя: старшеклассники готовят тесты для проверки знаний, осуществляют взаимопроверку домашней работы, готовят доклады, сообщения, мультимедийные презентации по теме урока.

4) Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы.         Использование ИКТ в преподавании   таит в себе неограниченные возможности. С помощью этих технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентирован- ного  подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения активизация познавательной деятельности.   Возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет   расширить функционал самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат. Эти технологии значительно расширяют возможности подачи учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению, вовлекает их в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.                                                                         И именно использование ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяет  наполнить уроки новым содержанием, осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению, организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями, развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся, организовать урок в соответствии с современными требованиями.                                        Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, сделать урок более ярким и увлекательным.                                                         

                        На уроках литературы  использую компьютерные презентации, так как презентации позволяют оживить урок, внести игровые моменты, к их созданию  привлекаю самих ребят. Это  в основном уроки изучения биографии и  творчества писателей, поэтов. При подготовке таких уроков  ученикам дается задание собрать необходимый   материал, обработать в определенной программе фотографии, иллюстрации, продумать анимацию.

Разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Работа с Интернет-ресурсами позволила   познакомиться с системой образовательных порталов, в частности с Федеральным порталом «Российское образование», Российским общеобразовательным порталом, Федеральным порталом «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».  В дальнейшем с этими порталами знакомлю и своих учеников, так как представленная информация на сайтах очень важная и нужная. Это и каталоги образовательных ресурсов, и электронная библиотека учебных материалов, включающая различные электронные словари, справочники, энциклопедии.                 Цифровые образовательные ресурсы являются электронным компонентом процесса изучения русского языка. ЦОРы поддерживают все этапы работы с учебным материалом,   предназначены как для коллективной, так и для индивидуальной учебной деятельности.         

На этапах повторения и обобщения   использую интерактивные таблицы – сложный электронный объект, поддерживающий материал учебника. Информационное наполнение таблиц снабжено всплывающими подсказками, а ячейки содержат вложения с дополнительной информацией. Таблицы имеют, как правило, несколько уровней интерактивности и, следовательно, включают учебный материал различного уровня сложности.      Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты).                                

Одним из важнейших общеучебных навыков, способствующим успешности ребенка на каждом этапе обучения, является навык беглого, осознанного чтения. Сегодняшний школьник не любящий и не желающий читать. Поэтому мне как учителю литературы важно заинтересовать ребенка, показать ему красоту поэтического и прозаического художественного слова. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников. Диски с записями произведений различных поэтов и писателей я использую на своих уроках тоже очень часто не только для того, чтобы ознакомить учащихся с текстом конкретного произведения, но показать им идеальное выразительное чтение в исполнении профессиональных артистов. Стремление читать так же, стремление к совершенству – это тоже необходимый и нужный урок.                         

В практике своей работы я использую «Энциклопедию русской литературы», мультимедиа-пособии из серии «Виртуальная школа» «Уроки литературы Кирилла и Мефодия» и «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», «Русская литература XVIII-XX век» и другие. 

При подготовке к урокам использую следующие Интернет-ресурсы:

1) Справочно-информационный портал «Русский язык»http://www.gramota.ru

2) Издательский дом «Первое сентября», http://rus.1september.ru – газета «Литература», «Русский язык» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы», «Я иду на урок русского языка».

3) Словесник – http://www.slovesnik-oka.narod.ru

4) http://www.rusedu.ru/ – архив учебных программ содержит множество различных программ, презентаций, учебных пособий, рефератов.

5) http://fcior.edu.ru; http://eor.edu.ru. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

6) http://www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

7) http://www.ege.edu.ru/Официальный информационный портал ЕГЭ.

Диапазон возможностей информационных технологий гораздо шире и зависит от фантазии, творчества и технической подготовленности учителя, но в любом случае можно сделать вывод о том, что применение информационных технологий в преподавании русского языка и литературы не только интенсифицирует процесс обучения, но и повышает мотивацию современного школьника к занятиям, стимулирует его познавательный интерес и повышает эффективность групповой и самостоятельной работы

Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя. Работа в инновационном режиме меняет мировоззрение самого педагога. Результатом является рост профессионального мастерства учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»

Доклад на тему "«Возможности современных педагогических технологий для повышения качества образования в школе»...

Применение современных педагогических технологий для повышения качества обучения математики

Новые подходы к организации учебной деятельности учащихся как на уроке, так во внеурочной деятельности, учитывая индивидуальные особенности своих подопечных. Самоанализ работы с современными педагогич...

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся

Сегодня перед школой поставлена задача: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Одним из важн...

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся

Современные педагогические технологии в повышении качества математического образования учащихся...

Современные педагогические технологии, способствующие повышению интереса к изучению родного языка.

Выступление с элементами мастер-класса на федеральном семинаре "Языки народов Северного Кавказа в аспекте решения требований ФГОС"...