РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ
статья на тему

развитие и саморазвитие личности ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kasimova_i.sh_._vaganova_a.i.statya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Касимова И.Ш.,

Ваганова А.И.

Kasimov I. Sh.

Vaganova, A. I.

Информационно-методический центр Советского района города Казани Республики Татарстан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №8 – Центр образования» города Казани Республики Татарстан

РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ

Development and self-development of competitive personality

Аннотация: в статье рассматривается поэтапный  процесс  развития и саморазвития конкурентоспособной личности, который отвечал бы  потребностям общества на нынешнем этапе исторического развития.

Abstract: the article discusses the gradual process of development and self-development of competitive personality, which would meet the needs of society at the present stage of historical development.

Ключевые слова: Развитие. Саморазвитие. Конкурентоспособная  личность. Самообразование. Самовыражение. Самоутверждение.

Key words: Development. Self-development. Competitive personality. Self. Expression. Assertion.

Жизнь выдвинула перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы  потребностям общества на нынешнем этапе исторического развития, то есть  конкурентоспособную личность. Вот почему сегодня мы больше обращаемся к личности учащегося, анализу процессов, влияющих на ее формирование. Школа провозглашается школой развития  и саморазвития, в которой большое значение приобретают новые подходы к содержанию личности, внедрение в практику развивающих технологий, применение психологической диагностики. [3, с.23]

        Обращаясь к личности, я проявляю внимание к внутреннему миру каждого ребенка. Там огромные силы, потребности, способности. Вызвать  к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности – это моя основная задача. Как говорил К.Д.Ушинский «Учитель идет в класс не учить детей, а пробуждать их к учению». Одна из главных целей в формировании конкурентоспособной личности – это формировать веру личности в самого себя и признать смыслом жизни путь непрерывного самосовершенствования. Закладывание основ самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», «хочу» и реализацию своих «могу» надо начинать в начальной школе. В этом возрасте ребенок доверчив, исполнителен, подражателен. Поэтому огромное влияние на формирование его личности оказывает окружающая среда – учитель, школа, семья.

        А вот в  среднем звене ситуация развития и формирования личности  ребенка меняется: он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции. Начиная с этого периода, мы в классных коллективах  распределяем обязанности в классе. Создаем трудовые, правовые, учебные группы по интересам и способностям детей.  Так как в этом возрасте ребенок познает себя, он должен осознать, кто он есть, как он себя  оценивает, что и почему с ним происходит.         

        В подростковом возрасте (6-7 класс) одним из примечательных явлений считается процесс самостоятельного самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на свои физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Он стремится утвердиться в коллективе, занять достойное место в нем. Этому помогают условные роли: «Я – умный», «Я – сильный», «Я – активист», «Я – друг». В неформальных группах подросток часто попадает в условия негативной субкультуры. Каждый чувствует себя там защищенным, уверенным, но это ложные чувства, ложное положение.[1, с.56] Поэтому я подсказываю средства самовоспитания, которые помогают подростку сориентироваться в выборе вариантов ощущения своей значимости. Практикую такие формы воздействия на личность, как: серии тематических классных часов, беседы за круглым столом, интеллектуальные игры, индивидуальные беседы. Участвуя в этих мероприятиях, учащийся самосовершенствуется, саморазвивается, самоутверждается. Тем самым ребенок-личность готовится жить в условиях конкуренции.

        В 13-14 лет у подростков повышается интерес к своей внешности, формируется образ физического «Я». Подростки становятся эгоистичными, стремятся включиться во взрослую жизнь, они претендуют на  равные права со взрослыми.  Проявляется потребность в познавательной деятельности, повышается интерес к решению интеллектуальных задач, к процедуре поиска, к решению проблем. Это связано с мотивами получения результата, одобрения, удовлетворения от своего и совместного труда, общения. Поэтому мы, учителя должны создать ситуацию успеха в учебной деятельности, развивать пытливость, готовность постигать неизвестное, не огорчаться от неудач, а настойчиво добиваться поставленной цели. Эту работу необходимо организовать так, чтобы происходил процесс самообразования, как средства самовыражения и самоутверждения.[2, с. 43]

Личность полноценно самоутверждается в процессе общественно ценной и личностно значимой деятельности. В этом этапе развития личности важно помочь  правильному, положительному самоутверждению личности в различных сферах: социальной, деловой, творческой, духовно-нравственной; дать возможность развить у подростков защитные способности. В этот период завершается подготовка старшеклассников к вступлению во взрослую жизнь и перед ними возникает задача регулирования своего поведения, управления самим собой. Мы, учителя и родители, должны оказать помощь и поддержку подростку в управлении своим внешним обликом и поведением, а также физическим и психическим состояниями, развитие умений «властвовать собой».

        Основной самореализационный потенциал личности формируется в старшем школьном возрасте. И этот потенциал определяет последующую судьбу подростка при переходе во взрослую жизнь. Поэтому, данный период жизни личности является переходным этапом выхода в сложный сегодняшний социум. Что является конечным результатом, показателем всего учебно-воспитательного процесса.

Библиографический список:

1.   Андреев В. И. Конкурентология… - М.: Просвещение, 2000.

2. Лапшина Е.А. Формирование конкурентоспособности учащихся – приоритетная задача общеобразовательной школы в современных социально-экономических условиях. // «Воспитание школьников», 2010.−№2, С. 42-47.

3. Сборник трудов Международной научной конференции. Проблемы инновационности, конкурентности и саморазвития личности в условиях модернизации педагогического образования. – Казань, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности

Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтвержд...

«Развитие исследовательской компетентности обучающихся ГБОУ НПО РО ПУ73 как один из основных факторов подготовки успешной, конкурентоспособной личности».

     Как показывает педагогический опыт, усложнение и увеличение объёма учебного материала, что сегодня и предлагается способным обучающимся, можно осуществлять до определё...

Личностно-ориентированный подход — залог повышения качества на уроках математики, средство развития и саморазвития личности.

Одним из направлений в вопросе гуманизации обучения является личностно-ориентированное обучение (ЛОО). Решением этой проблемы занималась с 2011 года. Реализация личностно-ориентированного подхода явля...

Формирование ЗУН при обучении английскому языку для развития конкурентоспособной личности.

Статья рассуждение на тему о развитии конкурентноспособной личности....

Формирование благоприятной психологической среды развития конкурентоспособной личности в ЦДТ

Уважаемые коллеги, хочу предложить вашему вниманию описание опыта работы по созданию благоприятной психологической среды для развития конкурентоспособной личности в центре детского творчества города А...

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС

Текст выступления на тему "Технология развивающего обучения как средство развития конкурентоспособной личности в условиях реализации ФГОС"...

Статья "САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»

Статья о влиянии школьного самоуправления на развитие личности школьников...