Конспект урока "Учитель. Анализ глав VIII-X романа "Дубровский"
план-конспект урока (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

Анализ романа А.С. Пушкина "Дубровский"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_19._uchitel.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 19. Учитель. Главы VIII-X.

Цель: помочь понять авторское отношение к героям; обучать пересказу с изменением лица рассказчика; развивать умения выделять нужную информацию в тесте.

Планируемые результаты: умение извлекать из текста необходимую информацию, пересказывать текст от лица разных персонажей, анализировать текст, работать группах  и самостоятельно; строить монологическое высказывание.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания:
  1. Проверка выразительного чтения по ролям эпизодов главы VI.
  2. Обсуждение вариантов заглавий глав VIII («Забавы покровского помещика», «Дефорж в медвежьей комнате», «Наедине с медведем», «Храбрый учитель»), IX («Новые сведения о Дубровском», «Обед в Покровском»), X («Ночь после праздника», «Дефорж открывается Спицыну», «Странное пробуждение», «Дубровский снимает маску»).
  1. Работа по теме урока
  1. Беседа по главе VI. (В основе вопросы рубрики «размышляем о прочитанном» к главам VIII-X стр. 139-140)

Чтение учителем начало главы VIII, посвященное Марии Троекуровой и ее отношениям с отцом.

- Какое значение имеет вступление к главе VIII? (Примерный ответ. Пушкин обращается к читателю, отдавая должное его проницательности: «Читатель вероятно уже догадался, что дочь Кирила Петровича…есть героиня нашей повести». Таким образом, складывается впечатление достоверности описываемых событий и появляется доверительный тон повествования).

 - Какие отношения были у Маши и Кирила Петровича? (Примерный ответ. «отец любил ее до безумия» -- вспомним, что Троекуров женился по любви и рано овдовел. Любовь его к жене перенеслась на дочь. Из-за своего  своенравного характера Троекуров неровно относился к Маше, «то стараясь угождать ее малейшим прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением). Маша «привыкла скрывать от него свои мысли и чувства», не доверяла отцу, так как не знала, что от него ожидать).

- Как характеризует Машу сам автор? (Маше было семнадцать лет, «красота ее была в полном цвете». «Она не имела подруг и выросла в уединении», много читала.  Автор относится к Маше с явной симпатией).

- Почему Маша сначала не обратила внимания на учителя? (Примерный ответ. Маша была воспитана в аристократических предрассудках, «и учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга или мастеровой не казался ей мужчиною).

 - Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа? (Маша явно поразила Дефоржа. Автор прямо не говорит о том, что Дефорж полюбил машу, его чувства показаны опосредованно, через невнимательность Маши: она не заметила при этом « ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса»).

Вопрос 1. О каком «благородном увеселении» Троекурова вы узнали? Как это его характеризует? (Примерный ответ. Троекуров стравливает медвежат с кошками и щенятами, держал зверей на цепи, развлекался тем, что доводил медведей до бешенства при помощи бочки, утыканной гвоздями. Еще одной забавой было впрячь в телегу медведей, волей или неволей посадить в телегу гостей и пустить их «скакать на волю Божью». Но «лучшей шуткой» считалось у Троекурова втолкнуть гостя-новичка в комнату с голодным, привязанным н цепь медведем).

- Как к такому роду увеселений относиться автор? (примерный ответ. Авторское отношение к «увеселениям» Троекурова можно понять из прямых оценок («бедный зверь», «несчастная жертва», «бедный гость»), а также из авторской иронии, с которой он пишет о «забавах», «шутках», «благородных увеселения русского барина». За этой иронией скрывается осуждение диких нравов, безнаказанности и самодурства барства вообще).

- Как и почему изменилось отношение Троекурова к Дефоржу? (примерный ответ. Дефорж проявил самообладание и храбрость в «медвежьей» комнате, куда его затолкали, желая повеселить барина, - застрелил медведя. Кирила Петрович был «изумлен развязкой своей шутки», оценил учителя: «каков молодец! Не струсил, ей-богу, не струсил», - «и с той минуты он Дефоржа полюбил». Маша тоже была изумлена. Воображение ее было поражено: «она увидела, что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат одному сословию, и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение, которое час от часу становилось внимательнее»).

        Конец главы в учебнике упущен. Мы узнаем о таланте героини и о ее чувствах к учителю. Автор опять обращается к читателю: «Маша имела прекрасный голос и большие музыкальные способности: Дефорж вызвался давать ей уроки. После этого читателю уже не трудно догадаться, что Маша в него влюбилась, сама еще в том себе не признаваясь»).

  1. Пересказ главы IX с изменением лица рассказчика.

Комментарии.

Пересказ от лица Маши должен быть объективным. Маша молча наблюдает за происходящим за обедом. С романтическими подробностями: она внимательная, впечатлительная девушка, рассказ о благородном поступке Дубровского должен был произвести на нее сильное впечатление.

Пересказ от лица Троекурова должен отразить его самоуверенность: ведь даже обедню в церкви (церковную службу) не начинают без него. Кирила Петрович должен быть в хорошем расположении духа, не подозревает, что Дубровский сидит, которого он знал еще ребенком, сидит с ним за одним столом.

Пересказ от лица Дубровского-Дефоржа должен быть сдержданно-торжествующим: он остался неузнанным, хотя приметы его были названы исправником. Он сидит на конце стола, делая «нравственные замечания» саше. Разговор за обедом, длившимся около трех часов, все время крутился вокруг него. Дубровский не потерял самообладания, ничем не выдал своего естественного волнения, даже когда услышал рассказ Спицына, и сохранял спокойный и невозмутимый вид человека, не понимающего о чем идет речь за столом, ведь он «француз».

  1. Беседа по главе X.

-Охарактеризуйте героя Антона Пафнутьевича Спицына (Учитель отмечает ироничный тон автора, сатирически изображающего жадного и осторожного Спицына, так боявшегося мести Дубровского и отдавшегося ему добровольно прямо в руки).

- Какие подробности о неправедном суде узнает Дефорж от Спицына? (Примерный ответ. За обедом Спицын подобострастно напоминает Троекурову:  «Не я ли в удовольствие ваше, т.е. по совести и по справедливости, показал, что Дубровские владеют Кистеневкой безо всякого на то права, а единственно по снисхождению вашему». То есть Спицын прямо признается в лжесвидетельстве; значит, он один из виновников разорения и смерти отца Дубровского).

  1. Закрепление изученного материала

- Обсуждение вопросов 3-5 «Рубрики размышляем о прочитанном» к главам VIII-IX стр.140, вопроса 1 к главам X-XII)

  1. Подведение итогов урока.

- Какова роль глав VIII-X в романе?

  1. Домашнее задание.
  1. Перечитать главы XI-XVI, озаглавить их
  2. Заполнить таблицу: «Князь Верейский и Владимир Дубровский», опираясь на текст романа А.С. Пушкина (выписать цитаты).

 

Дубровский

Верейский

Портрет

 

 

Поведение в доме Троекуровых

 

 

Ключевые эпизоды

 

 

Отношение к Маше

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

"И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов?" (анализ главы "Тамань")

Разработка урока по изучению романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Урок анализа главы "Тамань"....

Урок литературы в 8 классе. Загадка Салтыкова-Щедрина (Анализ главы "О корени происхождения глуповцев").

Загадка Салтыкова-Щедрина (Программа В.Я. Коровиной). 8-й класс (Анализ главы  «О корени происхождения глуповцев». Отрывок из романа «История одного города»)Урок1.Цель урока: разгадать загадку Са...

Урок-исследование по роману И.А.Гончарова "Сердце жаждало жизни" анализ главы 5 романа "Обломов"

Урок-исследование  по роману И.А.Гончарова  10 класс по теме "Сердце жаждало жизни"  Проведя стилистический анализ текста,  попыталась показать значимость этого эпизода как для все...

Конспект урока по литературе на тему: "Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Анализ главы «Переправа»."

Данный урок входит в систему уроков по творчеству А.Т. Твардовского. На первом этапе урока учащиеся наизусть читают отрывок из поэмы «Василий Теркин», это позволяет развивать память и восп...

Н.А.Некрасов. История создания поэмы "Кому на Руси жить хорошо". Анализ "Пролога",анализ глав: "Поп","Сельская ярмонка", "Пьяная ночь".

Презентация может быть использована при изучении поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"....