Родная литература по учебнику Хажина В.И., Вильданова А.Х.
рабочая программа (6 класс) на тему


Предварительный просмотр:

 

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Тарказы

муниципального района Ермекеевский район Республики Башкортостан

Рассмотрено на заседании МО                        

Протокол № ___

 от «__» _____20__ г.

_______________________

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

по УВР

_______Шаймарданова Г.С.  «____»_____20__ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор _______Бурганова Ф.Г.                 Приказ № ______  

от «____» ________20__г.         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет

Родная литература

Класс

6

Учебный год

2018-2019

Срок реализации программы

1 год

Учитель (ФИО), категория

Шаймарданова Гульчачак Сангатовна, высшая

с.Тарказы-2018

Рабочая программа по родной (башкирской) литературе 6-го класса

Рабочая программа по предмету «Родная (башкирская)  8литература» для 6 класса составлена на основе ФЗ № 273 от 29.12.2012 г. "Об образовании в Российской Федерации", Закона РБ "Об образовании"№ 696-з от 01.07.2013, регионального компонента государственного стандарта общего образования, «Примерных образовательных программ по по предмету «Родной                                  (башкирский) язык и литература» для 5-11 классов общеобразовательных организаций с русским языком обучения».- Уфа: Китап, 2017 и учебного плана МОБУ СОШ с.Тарказы на 2018-2019 учебный год.

Учебное пособие: Башкирский язык и литература: Учебник для учащихся – башкир 6-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Хажин В.И., Вилданов А.Х. – Уфа: Китап, 2012

Место учебного предмета в учебном плане

        Программа, предложенная Министерством образовани РБ реализуется на основе “Учебного плана” МОБУ СОШ с. Тарказы МР Ермекеевский РБ на 2018-2019 учебный год. Рабочая программа по родной (башкирской) литературе для 6 класса составлена на 33 часа (1час в неделю) по календарному учебному графику.  

Цель

Обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как средством общения.

Цели и задачи курса:

  1. Воспитание духовно богатой, нравственно устойчивой, любящей Родину личности, уважающей свой родной язык, знающей  его как русский язык, оценивающий язык и литературу как часть культуры, воспринимающий  родной язык как средство общения наравне с русским, как средство усвоения  морально-этических норм и традиций  общества,
  2. Определение сходства и различий и специфики родного и русского языков, дать знания, умения и навыки по нормам по фонетики, лексики, грамматики.
  3. Расширение коммуникативных  возможностей учащихся, развитие способностей, понимание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.
  4. Формирование навыка самостоятельной передачи мысли в устной и письменной форме.
  5. В процессе изучения языка ознакомление учащихся с историческим прошлым башкирского народа, богатой культурой, искусством, литературой, башкирскими традициями, выдающимися личностями, ознакомление с природрй родного края, вопитание любви и уважения к башкирскому народу, его языку, к земле, на которой он живет, добиться того, чтобы учащийся воспринимал историю родного народа, его язык как свой.
  6. На основе изучения русского и башкирского языков и культуры, воспитание в детях уважения к родному языку, патриотизма и интернационализма, добиться понимания этнического происхождения, восприятия истории и языка родного народа как своего.

Планируемые личностные, предметные, метапредметные результаты, универсальная  учебная деятельность по предмету «Родная (башкирская) литература»

Личностные результаты.

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации у обучению и познанию;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

- умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление в них нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев;

- определение в произведении элементов сюжета, изобразительно - выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- формирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

-  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений;

- понимание слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Личностные универсальные учебные действия

Ученик научтся:

- Понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей башкирского народа.

- Уважительно относиться к родной литературе, испытывать гордость за неё.

- Оценивать свои и чужие поступки.

- Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Планированию пути достижения цели.

- Установлению целевых приоритетов.

- Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- Устанавливать и вырабатывать разные точки зрения.

- Аргументировать свою точку зрения.

- Задавать вопросы.

- Осуществлять контроль.

- Составлять план текста.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

- пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Предметные результаты обучения

Ученик научится:

- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;

- воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

- определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;

- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

В результате изучения родной литературы обучающийся к концу освоения

 курса научится:

1) в познавательной  сфере:

• понимать основную проблематику в башкирском народном творчестве,  фольклоре других народов, произведений представителей древней литературы, башкирских писателей;

• понимать взаимосвязь художественного произведения и  перида его написания,

• уметь анализировать художественные произведения, уметь определять жанр, тему, идею, понимать нравственный пафос, давать  характеристику героям, уметь сравнивать героев одного или нескольких произведений;

• определять сюжет, композицию, средства выразительности произведения; понимать их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения(элементы филологического анализа);

• уметь при анализе художественных произведений применять элементарные литературные термины;

2) ценностно-ориентационной сфере:

• ознакомление с духовно-нравственными ценностями башкирской  литературы и культуры, уметь сравнивать их с духовно-нравственными ценостями других народов;

• формировать собственное мнение  о произведениях башкирской  литературы, уметь выражать свое мнение;

• иметь собственную интерпретацию к изученным произведениям  (в отдельных случаях);

• понимать позицию автора, иметь свое мнение;

3) коммуникативной сфере:

• осмысленно читать художественные произведения различного жанра и адекватно воспринимать их содержание;

• уметь рассказывать произвеедения прозы  или их части, уметь пересказывать применяя в речи средства выразительности и цитаты текста;

• уметь отвечать на вопросы по услышанному или прочитанному тексту, устно составлять монолог,  вести диалог;

• писать изложение, сочинение, связанные  тематикой, проблематикой прочитанных произведений,  дома и в классе выполнять творческие работы, писать рефераты на литературные и общеукультурные темы;

4) эстетической сфере:

• эстетично воспринимать литературные произведения, формирование эстетического вкуса;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;
  • воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;
  • применять в учебной и реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;
  • испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважать культуру башкирского народа и народов многонациональной России;
  • бережно и ответственно относиться к окружающей природе;
  • определять жанры произведений;
  • высказывать свою точку зрения;
  • применять правила сотрудничества;
  • расширять читательский кругозор;
  • узнать в художественной литературе сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • правильно определять автора, персонажей, название произведения.

Содержание программы:

Башкортостан – песнь моя. – 1 ч. З. Биишева.” Башкортостан”. Р. Гарипов. “Слава тебе, Башкортостан слава”. С. Ярмуллин. “Башкирская лошадь”.

Прошла жизнь - осталась память. – 2 ч. “Кулуй кантон” (Башкирская лошадь). Г. Хусаинов. “Рудопромышленник Исмаил Тасимов “(отрывки из повести).

Защищая страну, борясь за свободу. –2 ч.  Г. Хусаинов. “Кисса об Алдар батыре ”. Степан Злобин. “Салават Юлаев”. Средства выразительности. Понятие о баите.

Северные амуры.- 2 ч. Баит «Русско-французская война ”. Я. Хамматов. “Северные амуры”. “ Любизар”. “ Кутузов”. “ Кахым тюря”.

Борьба за автономию башкир – 1 ч. А. Валиди Туган. “Первый курултай башкир”. Ш. Бабич. “Башҡорт халҡына көйлө хитап”. Р. Султангареев. “Беркут”.

Уралып ятҡан Уралтау. – 2 ч. Башкирская народная песня “ Урал”. Р. Бикбаев. “Уралу”. Я. Хамматов“Гайзулла”. Понятие об риваяте.

Ағиҙелкәй алҡын, һыуы һалҡын. – 2 ч. Информация о реках Башкортостана. Башкирская народная песня  «Прекрасны берега Агидели».

Р. Бикбаев. “Жажду, дайте воды напиться”. А. Вахитов. “Ир ҡанаты”.

На горе сияет город.  – 1 ч. Р. Янбулатова “Уфа – прекрасная столица”(песня). А. Камалов. “Древние башкирские города”. “Мой родной город”.

Традиции башкир.  – 1 ч. А. Кубагушев. “Ҡарға бутҡаһы тәмлеме?“ ,Т. Карамышева. ” Чай кукушки”. Информация о традициях башкир.

Башкирские блюда. – 1 ч. К. Даян. “Башкирский кумыз”. М. Уметбаев. ”Башкирский курут”. Н. Сафин. “Бишбармак”. Информация о национальных блюдах башкир.

Язык матери – язык сесена – 5 ч. Башкирский язык (информация). З. Биишева. “Башкирский язык”. Башкирская народная сказка «Доброе слово – душе приятно». А. Вахитов.” Баллада о слове.”

Башкиры ушли на войну – 1 ч. К. Даян. “ Генерал Шаймуратов ” (песня). А. Бикчентаев. “Орел умирает на лету”(отрывок).

Устное народное творчество башкир. Башкирские народные сказки (информация). «Акъял батыр» башкирская народная сказка. «Алдар с Шайтаном» башкирская народная сказка. Социально-бытовые сказки. «Курай» башкирская народная песня. «Мелодия курая» сказка. Загадка. М. Карим “Азамат”.

Древнее литературное наследие -1 ч. Башкирская литература (информация) Кул Гали. “Киссаи Юсуф”. “Кармасан и Сармасан”. “С. Юлаев. “Бүгәсәүгә кушылып, ир батырга куш булып”. М. Акмулла. “Наставления”.

Народные поэты Башкортостана – 7 ч. М. Гафури. “Дай руку мне”. Р.Нигмати. “Ответы на вопросы моей дочери”. М. Карим. “Третий день снег идет”. С. Кудаш. “Чай”. Р. Гарипов. “Аманат”. Н. Наджми. “Рубашка”. Р. Бикбаев. “Письмо народу”. А. Атнабаев. “Разговор с Салаватом”. М. Каримов “Фасылдар”. Т. Юсупов. “Душа переполнена”. З. Биишева. “Униженные”. А. Хакимов. “Старик Салах”. Н. Мусин. “Капля слезы”. Н. Асанбаев. “Красный паша”. Г. Хусаинов. “Кисса Алдар батыр”.

Мы сильны дружбой – 3 ч. К. Аралбай. “Монумент дружбы”. М. Карим. “Радость нашего дома”. З. Биишева. “Будем друзьями”.

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечания

План.

Фактич.

I четверть. 7 ч.

1.

З. Биишева. Башҡортостан.

 Р. Гарипов. Слава,тебе, Башкортостан!

6.09

2.

А. Усманов. Военная служба башкир. Кулуй кантон.

13.09

3

Г. Хусаинов. Рудопромышленник                    Исмаил Тасимов.

20.09

4.

Башкирские восстания.

М. Идельбаев. Прощание.

27.09

5

Р. Бикбаев. Сабля Салавата.

4.10

6

Г. Ибрагимов. Кинзя.

18.10

7.

Любизар. Кутузов (башкирские народные песни) . Я. Хамматов. Северные амуры.

25.10

II четверть. 8 ч.

8

С. Злобин. Салават Юлаев.

8.11

9

А. Валиди Туган.

Первый курултай башкир.

15.11

10.

Башкирские горы. Урал.

Р. Бикбаев. Уралыма .

Һыуһаным, һыуҙар бирегеҙ.

22.11

11

Я. Хамматов. Гайзулла

29.11

12

Р. Янбулатова. Уфа – прекрасная столица моя.

6.12

13

А. Вахитов. Ир канаты

13.12

14

С.Агиш “Гость и совесть”.Ҡарға бутҡаһы. Кәкүк сәйе.

20.12

15

Сесены Хабрау, Кубагуш.  Байыҡ сесен.

27.12

III четверть. 11ч.

16

М.Гафури. Дай руку мне

17.01

17

Р. Нигмати. Ответы на вопросы моей дочери.

18

М. Карим. Третий день снег идет.

24.01

19

С. Кудаш. Чай.

31.01

20

З. Биишева. Униженные. З. Биишева. Будем друзьями.

07.02

21

Р.Гарипов. Аманат.                                             Н. Наджми. Рубашка.

14.02

22

М. Каримов. Фасылдар.

21.02

23

А. Атнабаев. Разговор с Салаватом.

28.02

24

Т. Юсупов. Душа переполнена.

07.03

25

А. Филипов. Кто хозяин озера?

14.03

26

А. Игебаев. Даже если сожгешь.

21.03

IV четверть. 7 ч.

IV

27

А. Хакимов. Старик Салах.

4.05

28

Н. Мусин. Капля слезы.

11.05

29

Н. Асанбаев. Красный паша.

18.05

30

Г. Хусаинов. Кисса Алдар батыр.

25.05

31

С. Поварисов. Алдарбай.

16.05

32

К. Аралбай. Монумент дружбы. Задумайся, дитя!

23.05

33

М. Карим. Радость нашего дома.

30.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Рабочие программы и КИМы по дисциплинам "Русский язык", "Литература", "Русский язык и культура речи", "Отечественная литература", "Родной язык" и "Родная литература" для отделений Дизайн, Живопись, Реставрация, Музыканты и СКД

Рабочие программы содержат в себе тематику изучаемой дисциплины, количество часов, отведенное на данную дисциплину, а также задания для оценивания изучаемой дичциплины....

Тесты по родной литературе к учебнику А.Р. Мотигуллиной по разделам. 5 класс

Тесты разработаны  по родной литературе к учебнику А.Р. Мотигуллиной по разделам. 5 класс...