Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов
рабочая программа (8 класс)

Скарлыгина Марина Марковна

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" для 8-9 классов создана по инициативе УМО "Слово" (Курской обл.) в помощь молодым педагогам, работающим в восьмых - девятых классах. Надеюсь, публикация будет востребована. Буду рада оказать содействие коллегам - молодым специалистам. С уважением, Марина Марковна

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету 

«Родная (русская) литература»

для обшеобразовательных организаций,

реализующих программы

основного общего образования
(8-9 классы)

Разработала  Скарлыгина М.М.,

учитель ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска

I. Пояснительная записка

 

Нормативную правовую основу настоящей Рабочей программы по учебному предмету «Родная (русская) литература» составляют следующие документы:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный стандарт общего основного образования (ФГОС ООО) по литературе для 5 – 9 классов;
  • Примерная программа по учебному предмету «Родная (русская) литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (ГАОУ ДПО ИРО РТ, 2018)
  • Основная образовательная программа ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска.

Сроки реализации программы – 2 года.

Программа рассчитана на 1 час в неделю, всего – 70 часов за два года обучения (8-9 классы).  

Вклад предмета «Литература» в достижение целей основного общего образования

Литература – учебный предмет, направленный на получение знаний о литературных произведениях,  освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания текстов родной литературы,  развитие образного, ассоциативного и логического мышления. Знакомство с произведениями словесного искусства нашей страны расширяет представления обучающихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала  России. Через литературу  передаются от поколения к поколению нравственные и эстетические традиции родной (русской) культуры.

Стратегическая цель изучения литературы – формирование потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и понимания литературных текстов.

Главными целями изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

 • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 • постижение  произведений отечественной литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства русского слова, связи искусства с жизнью;

 • поэтапное, последовательное формирование умений вдумчиво читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в произведении, и создание собственного текста;

• овладение важнейшими общеучебными умениями: формулировать цели деятельности, выдвигать гипотезу исседования, планировать свою деятельность, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет.

Основными задачами изучения предмета «Родная (русская) литература» являются:

  • воспитать духовно-развитую личность, способную к культурной самоидентификации, обладающую гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • воспитать любовь к родной (русской) литературе и культуре, формировать потребность в систематическом чтении книг, в том числе курских писателей;
  • формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать прочитанное, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера;
  • осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении,  на уровне интеллектуального осмысления;
  • овладевать умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по краеведению, теории и истории литературы, многоаспектного диалога с автором произведения, с разнообразными читательскими позициями;
  • развивать коммуникативно-эстетические способности через активизацию речи, исследовательскую и творческую рефлексии.

II. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов – личностных, метапредметных и предметных – устанавливает и описывает типы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают обучающиеся 8 – 9-х классов, выделяя среди них государственную итоговую аттестацию выпускников.  

В результате изучения  получат дальнейшее развитие личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия, учебная (общая и предметная), ИКТ-компетентность обучающихся; будут заложены основы формально-логического мышления, рефлексии.

В ходе изучения  предмета «Родная (русская) литература обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Обучающиеся приобретут устойчивый навык осмысленного чтения; овладеют различными видами и типами чтения: ознакомительным, изучающим, просмотровым, поисковым и выборочным; выразительным чтением; коммуникативным чтением вслух и про себя; учебным и самостоятельным чтением; будут способны выбрать стратегию чтения, отвечающую конкретной учебной задаче.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Родная (русская) литература», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к  Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей  российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными  результатами изучения предмета «Родная (русская) литература» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания,  постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности,  контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения  является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение  устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;  определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение  организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных  технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Предметными  результатами выпускников основной школы являются  следующие:

1) в познавательной сфере:

 •   понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;

 • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

 • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

 • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

 • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;

 • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

 • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

 • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

 • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

 • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

 • написание  творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

 • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса. 

III. Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература»

ВВЕДЕНИЕ (1 час)

 «Край родной, навек любимый…». Знакомство с содержательной основой  курса «Родная (русская) литература. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох.  

Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы.

Развитие речи: оформление тезисов.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа)

           Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

 Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

        Опорные понятия: житийный жанр, агиография.

Краеведение: страницы биографии Феодосия Печерского, связанные с Курском.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА  (5 часов)

        «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности. Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.

        Опорные понятия:  сказочно-беллетристическая повесть, сюжет, композиция.

        Метапредметная связь: творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

Творческий индивидуальный проект: «Путешествие в Муром»

        Начало книгопечатания на Руси. 

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.

Первая печатная книга «Апостол».

Первая  печатная русская азбука.

        Оборудование: работа в парах по темам:

– презентация «14 интересных фактов из биографии Ивана Фёдорова»;

– сообщение «Первая печатная книга «Апостол».

– сообщение  «Первая  печатная русская азбука».

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

        Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости»  первая русская газета.

И. П. Богданович. Отрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

Развитие речи: практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века.

Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

        Опорные понятия: классицизм, сентиментализм, литературные направления. 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (20 часов)

Введение (1 час)

Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

Просветительский реализм (2 часа) 

Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

Опорные понятия: басня, аллегория, иносказание.

Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

Предромантизм (2 часа)

Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика  В.А.Жуковского «Певец во стане русских воинов».Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Опорные понятия: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

Развитие речи: «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

Неповторимые особенности русского романтизма (4 часа)

«Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.

«Другу стихотворцу» –  первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

Шедевры любовной лирики  А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

Развитие речи: музыкальная гостиная;

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя (3часа) 

Сборник «Арабески» Обзор статей. Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине» 

Опорные понятия: статья, арабески.

Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);

составление цитатного плана статьи (работа в группе).

Развитие демократической литературы (2 часа)

И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды».  История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

Н.А.Некрасов (2 часа) Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание» и другие по выбору.

        Развитие речи: ЛАТ (лингвистический анализ текста)

Ф.И.Тютчев (2 часа) Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.

А.А.Фет. (2 часа) Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни».

        Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни»

        Экскурсия в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка) или виртуальная экскурсия «По фетовским местам»

Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета» (2 часа)

Итоговое занятие – защита творческого проекта (2 часа)

 

ИЗ РУССКОЙ  ПРОЗЫ  И ПОЭЗИИ XX ВЕКА (20 часов)

Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”» (2 часа)

Опорные понятия: юмореска.

Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.

И.А.Бунин – певец русской природы. (2 часа) Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

Развитие речи: эссе «А счастье всюду…»

Опорные понятия: звукопись, аллитерация, ассонанс, ритмика, строфика

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром» (3 часа) 

Чтение вслух миниатюр «Молодость – вся жизнь», «В чём смысл жизни», «Космический Эрмитаж».

Уроки-беседы по проблемным вопросам: 

«Кого мы называем подлинными друзьями?»;

«В чём смысл жизни?»,

«Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

К.Г.Паустовский (3 часа) «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.  Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль» 

В.П.Астафьев (3 часа) Из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

Опорные понятия: лирическая миниатюра, герой-рассказчик, автор

Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

Г.И.Успенский (2 часа) «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.

Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»

 

Просмотр и обсуждение кинофильма (3 часа) по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 минут). Анализ эпизодов из повести.

Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (11 часов)

Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».

Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает  Алиса Фрейндлих и др. стихотворения по выбору.

Проект «Военный флэшмоб: читаем стихи о войне»

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?

К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник».  История подвига матери в рассказе.

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

Экскурсия  «Литературные места города Курска»

или виртуальная экскурсия «По литературным местам Курской области»

Групповой проект «Литературные места города Курска» (2 часа)

Итоговое занятие – защита творческого проекта (2 часа)

IV Учебно-тематический план

8 класс

№ пп

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

РР

Проект

ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…»

1

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА   

 5

1

1

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

 3

2

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

20

6

ЭКСКУРСИИ, ПРОЕКТЫ

4

2

2

ИТОГО

35

Учебно-тематический план

9 класс

№ пп

Тема

Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

РР

Проект

 Введение

1

 А.П.Чехов

2

   1

И.А.Бунин

2

1

1

 Д.С.Лихачёв

3

1

К.Г.Паустовский

3

1

В.П.Астафьев

3

1

Г.И.Успенский

2

1

Г. Н. Щербакова

3

1

Великая  Отечественная война в русской литературе

11

3

1

Проект. Виртуальная экскурсия

4

2

2


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ  РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1

ВВЕДЕНИЕ «Край родной, навек любимый…».

1

2

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы.

2

Октябрь                                    Сентябрь

3

Агиография. «Житие Феодосия Печерского» (фрагменты). Путь от инока до игумена. Нравственные основы жизни святого.

4

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ  XVI ВЕКА  

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма как гимн супружеской любви и верности.        

5

5

Жанровый синтез жития и сказочно-беллетристической повести. Сюжет и композиция.  

6

Творческая работа – создание тематической странички  календаря: «8 июля – День  семьи, любви и верности. Праздник в моей семье».

7

Творческий индивидуальный проект: «Путешествие в Муром».

8

Начало книгопечатания на Руси. 

Вклад Ивана Фёдорова в развитие грамоты и книгопечатания.

Первая печатная книга «Апостол».

Первая  печатная русская азбука.

9

 ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 часа)

Формирование «новой» русской литературы. Классицизм и сентиментализм как литературные направления. «Ведомости»  первая русская газета.

3

              Ноябрь

10

И. П. Богданович. Отрывки из  повести  «Душенька». Своеобразие жанра.

11

РР Практикум, составление Толкового словаря авторской лексики с учётом специфики поэзии XVIII века. Письменная работа «Почему автор называет своё сочинение «забавой»?»

12

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Введение. Идейно-художественное богатство литературы XIX века. Связь литературного процесса с национальными традициями русского народа.

20

13

Просветительский реализм. Басни И.А.Крылова. Тема Отечественной войны 1812 года: «Кот и повар», «Раздел», «Ворона и курица», «Волк на псарне», «Щука и кот». Образ М.И.Кутузова в баснях.

14

РР Исследовательская работа: реферат «Отечественная война 1812 года в баснях И.А. Крылова».

Декабрь

15

Предромантизм. Стремление к самобытности, народности. Патриотическая лирика  В.А.Жуковского. «Певец во стане русских воинов». Своеобразие жанра: героическая песнь, кантата, послание, застольная песнь, элегия.

16

РР «На театральных подмостках». Декламация (по выбору обучающихся)

17

Неповторимые особенности русского романтизма. «Солнце русской поэзии» – А.С.Пушкин. Место поэта в русской литературе.

4

Январь

18

«Другу стихотворцу» –  первый поэтический манифест А.С.Пушкина. Анализ стихотворения.

19

Шедевры любовной лирики  А.С.Пушкина в музыкальной интерпретации:  М.Глинка «Я помню чудное мгновенье», А.Алябьев «Я вас любил…», Ц.Кюи «Сожженное письмо», А.Даргомыжский «Что в имени тебе моём…», С.Рахманинов «Не пой, красавица, при мне…», Н.Римский-Корсаков «Красавица» и др. по выбору.

20

РР  Музыкальная гостиная.

Выразительное чтение наизусть стихотворений А.С.Пушкина.

Презентация к уроку «Музы А.С.Пушкина»

21

Особенность творческого дарования Н.В.Гоголя. Сборник «Арабески» Обзор статей.

3

Февраль

22

Комментированное чтение отрывков из статьи «Несколько слов о Пушкине»

23

РР Практикум: составление тезисного плана статьи (работа в группе);

составление цитатного плана статьи (работа в группе)

24

Развитие демократической литературы.

И.С.Тургенев. Повесть «Вешние воды». 

2

25

История любви.  Светлые воспоминания о чувстве.  Характеры героев.

Март

26

Н.А.Некрасов. Интимная лирика поэта, её своеобразие. Исследование стихотворений «Панаевского цикла»: «Мы с тобой бестолковые люди...», «Ты всегда хороша несравненно…», «Я не люблю иронии твоей…», «Прощание»

2

27

РР  ЛАТ (лингвистический анализ текста)

28

Ф.И.Тютчев. Поэт-философ. Восприятие мира, душа и природа в стихотворениях «Не то, что мните вы, природа…», «Лебедь», «Умом Россию не понять…»

2

            Апрель

29

«Денисьевский цикл». Романтика чувства в стихотворениях.

30

А.А.Фет. Своеобразие лирического мира. Краеведение: сборник «Вечерние огни»

2

31

РР Творческая работа: иллюстрирование сборника стихотворений «Вечерние огни»

32

Экскурсия в имение А.А.Фета (Курская область, деревня Воробьёвка)

или

виртуальная экскурсия «По фетовским местам»

4

Май

33

Групповой проект «Курские пейзажи в лирике А.А.Фета»

34

Итоговое занятие – защита творческого проекта.

35

РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС  

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ  РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

Тема

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1

 Введение. Русская литература конца XIX – начала  XX веков.

1

2

 А.П.Чехов – писатель нового времени.  Чтение юморески «Моя “она”»

2

3

 РР Творческая мастерская: сочинение юмористического рассказа «Моя “она”» на предложенную тему.

4

 И.А.Бунин – певец русской природы. Анализ стихотворений «Вечер», «Осень», «Полевые цветы», «Последний шмель»

2

3

5

РР  Эссе «А счастье всюду…»

6

Нравственные уроки доброты  Д.С.Лихачёва в «Письмах о добром»

7

Чтение вслух миниатюры «Молодость – вся жизнь». Урок-беседа по проблемному вопросу «Кого мы называем подлинными друзьями?»

8

Чтение вслух миниатюр «В чём смысл жизни, «Космический Эрмитаж».

Урок-беседа по проблемным вопросам «В чём смысл жизни?», «Почему Д.С.Лихачёв сравнивает планету Земля с Эрмитажем?»

9-

10

К.Г.Паустовский. Книга «Золотая роза» как попытка постигнуть тайны литературного творчества.

3

3

11

К.Г.Паустовский. Смысл названия рассказа «Драгоценная пыль»

12

В.П.Астафьев  Фонограмма фрагмента из книги «Затеси», тетрадь 1, лирическая миниатюра «Падение листа».

13

Беседа по прослушанному тексту В.П.Астафьева  

14

РР Письменная работа «Как вы понимаете значение слова «затесь» после прочтения миниатюры В.П.Астафьева?»

15

Г.И.Успенский «Выпрямила» (отрывок из записок Тяпушкина). Чтение 1 главы.

2

16

Урок-дискуссия: «Может ли искусство повлиять на душевное состояние человека?»

17-

18

Просмотр и обсуждение кинофильма по повести Г. Н. Щербаковой «Вам и не снилось» в онлайн-кинотеатре (режиссёр Илья Фрэз. Длительность 86 мин.).

3

19

Анализ эпизодов из повести. Беседа «Нужно ли бороться за своё счастье?»

20

Обзорная лекция «Никто не забыт – ничто не забыто».

11

21

22

Стихи о войне. Образцы декламации:  Д.Самойлов «Сороковые роковые…» в исполнении В.Высоцкого;  Ю.Левитанский «Ну что с того, что я там не был…» читает А.Домогаров; Ю.Друнина «Бинты», К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете…» читает А.Смоляков, Н. Крандиевская-Толстая «Написано войной» читает Алиса Фрейндлих  и др. по выбору.

23

Подготовка к проекту «Военный флэшмоб: читаем стихи о войне»

24

Проект «Военный флэшмоб: читаем стихи о войне» 

25

Е.И.Носов «Живое пламя». Тема подвига и памяти в рассказе. Смысл названия.

26

Беседа «Как вы понимаете слова “жить без оглядки”»?

2

27

К.Д. Воробьев, рассказ «Подснежник». 

28

История подвига матери в рассказе.

29

РР Творческая работа «Почему К.Воробьёва называют “писателем правды”?»

31

Групповой проект «Литературные места города Курска»

4

32

Групповой проект «Литературные места города Курска»

33

Итоговое занятие – защита творческого проекта  «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области»

34

Итоговое занятие – защита творческого проекта «Виртуальная экскурсия по литературным местам Курской области»

35

РЕЗЕРВНЫЙ ЧАС  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по по русскому языку в 8 классе под редакцией Ладыженской

Нормативные правовые документы,на основании которых разработана рабочая программа.1. Примерная программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русск...

Рабочая программа по курсу русского языка для 8 класса

Данный документ предназначен для осуществления оптимальной организации образовательного процесса по русскому языку в 8 классе общеобразовательной школы....

Рабочая программа кружка по русскому языку в 9 классе.

Рабочая программа кружка "Родная речь" в 9 классе по русскому языку....

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы базовый уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 10 - 11 классы профильный уровень, Шишкина Татьяна Сергеевна - учитель русского языка и литературы...

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» 5-9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык»  5-9 класс базовый уровень, МО учителей  русского языка и литературы...

Рабочая программа кружка по русскому языку для 5 класса "Мой верный друг - русский язык!"

Рабочая пронрамма для 5 класса. Кружок по русскому языку "Мой верный друг - русский язык!"...