Конспект интегрированного урока (история, литература, МХК) на тему: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».
план-конспект урока (8 класс)

Лилия Петровна Четверкина

Урок проводится в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_po_literatureistoriimhk.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока

(история, литература, МХК)

на тему:

«Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».

Выполнили : учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ №60 г. Тюмени

Четверкина Лилия Петровна;

учитель истории

Коновченко Татьяна Викторовна;

учитель МХК

Зуева Олеся Константиновна

Тюмень 2019

Тема: «Начало Отечественной войны 1812 года в истории, литературе и живописи».

        Цели урока:

  1. Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных вех отечественной истории, нашедшей отражение в литературе, живописи;
  2. подвести учащихся к пониманию того, что война была сложным общественным явлением, которое охватило все стороны жизни российского общества.
  3. акцентировать внимание на связи времен и значении традиций прошлого для современного человека – патриота своей страны.

План урока.

  1. Орг.момент. Создание проблемной ситуации. Искусство.
  2. Историческая часть:
  • Причины и характер войны. Соотношение сил.
  • Начальный период войны.
  1. Портретная живопись.
  2. Историческая часть:
  • Причины отступления русской армии
  • Работа с таблицей «Основные события Отечественной войны 1812 г»
  • Бородинское сражение.
  • Оставление Москвы. Выводы.
  1. Литературная часть:
  • Актуализация материала теоретического по басни (терминологический диктант).
  • Прослушивание басни, мозговая атака (выполнение заданий к басне).
  1. Обобщение материала.
  2. Итоги.
  3. Домашнее задание.
  4. Рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Орг.момент. Создание проблемной ситуации. Искусство

«У русского царя в чертогах есть палата,

                Но не найдете в ней ни серебра, ни злата…»

Что может быть в этой палате?

Ученики: Картины, оружие

Учитель

Эти строчки посвящены галерее в Эрмитаже, связанной с событиями 1812. Мы «посетим» её виртуально в рамках нашего урока. Хочется сказать о нашем городе, где 1 ноября открылся  мультимедийный исторический парк «Россия – моя история». Зал, посвященный династии Романовых также включает в себя  период войны 1812 года.

- наш интегрированный  урок посвящен времени, когда в Европе бушевали пожары наполеоновских войн. В нем мы соединили три темы: «Отечественная война 1812г», «Аллегорическое изображение событий войны 1812г. в басне И.А. Крылова «Обоз», «Портреты наших великих соотечественников».

2.. Историческая часть:

 Учитель истории

В 1812 году «Великая армия» французского императора, не знавшая до этого поражений, вторглась в пределы России и была разгромлена. Русскому народу удалось сделать то, что не смогли европейцы. На прошлом уроке мы изучили внешнюю политику России в начале 19в. И определили основные противоречия между Францией и Россией.

Ребятам предлагается вспомнить

- Вспомните, какие цели преследовал Наполеон?

У.:         - стремился к мировому господству;

  • главный противник не Россия, а Англия, поэтому он стремился нанести военное поражение России, заставить ее присоединиться к Континентальной блокаде и принять участие в походе в Индию.

- А Александр I к чему стремился ?

У.:        - сам желал влиять на европейскую политику;

  • нарушил Континентальную блокаду.

           

Итак,  Отечественная война 1812 года явилась следствием серьезных противоречий между Францией и Россией.

Подготовленный ученик представляет  сравнительную характеристику французской и русской армии.

  • Подумайте, что отличало наполеоновских солдат от русских.

У.:         - солдаты Наполеона – захватчики, русские – освободители;

  • со стороны России война освободительная, Франции – завоевательная.

- Конечно же нельзя не сказать о талантливых военачальниках русской армии.

        

3. Портретная живопись.

Учитель МХК.

А теперь переносимся в Эрмитаж в галерею, посвященную героям войны 1812 года.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ - Общая картинка (Ребята, рассмотрите портреты и определите, чей портрет лишний?)

Правильно, портрет И.А. Крылова находится в Третьяковской галерее. И он действительно не является участником военных действий.

Портреты с краткой характеристикой

  • М.Б.Барклай-де-Толли
  • П.И.Багратион
  • М.И.Кутузов
  • А.П.Тормасов
  • Александр 1

4. Историческая часть:

Учитель истории

- Доблестью, стойкостью отличались русские солдаты, ими командовали талантливые полководцы, но в ходе начального периода войны русская армия отступала.

Но в ходе начального периода войны русская армия отступала. Почему? Давайте обратимся к карте.

- Так почему отступало русское войско?

У.:      - разрозненность армий, они далеко отстояли друг от друга;

  • не было единого командования;
  • потери значительные, необходимо их было восполнить.

По ходу объяснения нового материала в тетради вы должны составить таблицу: «Основные события Отечественной войны 1812 г.».

В ночь на 12 июня 1812 года большая часть французской армии форсировала приграничную реку Неман и вступила в пределы России.

- Русские войска не давали генерального сражения, отступая в глубь страны, вынуждая врага распылять свои силы. Барклай де Толли полагал, что каждый новый шаг врага по русской земле (в условиях начавшейся партизанской войны) будет даваться ценой больших усилий и жертв.

Первоначально армии Багратиона и Барклая де Толли должны были соединится под Витебском. Однако лишь во второй половине июля встретились в Смоленске. Тем самым замысел Наполеона – окружить армии по одиночке и разбить – был сорван. В начале августа произошло крупное сражение под Смоленском. Несмотря на то, что город удержать не удалось, французы потеряли 20 тыс. солдат.

- Барклай-де-Толли, исполнявший обязанности главнокомандующего, не был популярен в армии. Отступление войск - тактика, которой он придерживался, так же вызывала в русском обществе недовольство, его называли изменником и шпионом. 

Однако, назначенный главнокомандующим М.И.Кутузов, изучив состояние русской армии, местность, так же решил отступать. У деревни Бородино он решился на генеральное сражение.

СЛАЙД

Подумайте, какими были цели сторон и соотношение сил накануне Бородинского сражения?

        Русская и французская армии сошлись на Бородинском поле.

Рассмотрите схему Бородинского сражения

- Почему М.И. Кутузов именно так расположил войска, какой стратегический и тактический замысел был у главнокомандующего? (Вводятся понятие флеши и редуты) .

Сделайте выводы достигнуты ли цели сторон?

У.:         - цели не достигнуты у обеих сторон, однако положение русской армии было более выгодным.

-1 сентября в деревне Фили в избе крестьянина Фролова состоялся Военный совет русского командования. Было принято решение оставить Москву, чтобы спасти армию. Это решение поддержал и Барклай де Толли. Тактика отступления вызывала много критики в народе, в армии и в кругах высшего дворянского общества, сам Александр 1 был не доволен затянувшейся войной. Данная оценка отражена и в литературе 19 века в произведениях великого баснописца Ивана Андреевича Крылова.

        5. Литературная часть.

Слово учителя литературы.

Горячий отклик нашла в его творчестве Отечественная война 1812 года. Несколько басен были посвящены ее важнейшим событиям. Сами участники войны высоко ценили творчество баснописца.

Московский ополченец С. Н. Глинка отмечал: «В необычайный наш год и под пером баснописца нашего Крылова живые басни превращались в живую историю».

 Популярность басен И. А. Крылова в действующей армии подтверждал  К. Н. Батюшков, в письме к своему другу он писал:„Скажи Крылову, что ему стыдно лениться: и в армии его басни все читают наизусть“.  Крылов в аллегорической форме выразил свое отношение не только к событиям войны, но и к конкретным участникам этих событий.

Сегодня на уроке мы должны  узнать,  как в басне  «Обоз» отражаются исторические события,

- что высмеивает баснописец в своём произведении, что становится объектом внимания автора,

- образы  каких  басенных героев  соответствуют  главным историческим   персонажам. (слайды 30,31)

  Актуализация материала теоретического по басни (терминологический диктант).

Чтобы разговор  получился грамотным и насыщенным, я предлагаю вам вспомнить понятия, связанные с жанром басни в виде терминологического диктанта. На листочках, пожалуйста, стрелочками соотнесите термин и его определение

Подберите термину
соответствующее определение

БАСНЯ

поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни

АЛЛЕГОРИЯ

короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

умение замаскировать главную мысль, скрыть подлинный смысл

МОРАЛЬ

иносказание, скрытый смысл, намек

ЭЗОПОВ ЯЗЫК

наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы

Правильный вариант

БАСНЯ

короткий иносказательный рассказ в стихотворной форме нравоучительного характера

АЛЛЕГОРИЯ

иносказание, скрытый смысл, намек

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы

МОРАЛЬ

поучительный вывод из основного повествования, который дается в начале или в конце басни

ЭЗОПОВ ЯЗЫК

умение замаскировать главную мысль, скрыть подлинный смысл

Работа проводится в течение 3 минут. Далее  ребята осуществляют самопроверку, опираясь на подсказку, данную на слайде .(слайд 32)

Прослушивание басни, выполнение заданий к ней.

Учитель литературы

Ну а теперь после успешного этапа повторения теоретических знаний мы переходим к практической части. На слайде дана последовательность ваших действий

      На слайде

 Мозговая атака

  • Чтение басни.
  • Работа с основной мыслью басни.(Можно выделить строчки карандашом в тексте самой басни)
  • Отметить героев. (записать  на листке с распечаткой басни, после текста)
  • Найти, кто «спрятан» в аллегориях.(работа в паре)
  • Аргументировать ответ (доказать, объяснить свой выбор-работа в паре)

Включается аудиозапись чтения басни "Обоз",читает Алина Покровская (можно дать прочитать басню наизусть талантливому ученику)

 Работа с моралью

В каких строчках дана основная мысль басни? Прочтите.

Что высмеивает И.А.Крылов в басне? Попробуйте назвать отрицательные качества.

Самонадеянность – чрезмерна уверенность в своих силах и достоинствах

Высокомерие – пренебрежительное отношение к окружающим, уверенность

в своем превосходстве над ними

Зазнайство – манеры, поступки, действия того, кто зазнается.

Каких героев басни вы выписали ?Как они ведут себя?

У.- Хозяин-" Хозяин стал сводить легонько первый воз"

Конь добрый-"... на крестце почти его понес, Катиться возу не давая..."

 Лошадь молодая.-" Ругает бедного коня за каждый шаг..."

6.Обобщение материала.

Теперь я предлагаю вам обобщить  материал, услышанный на уроке .Сделать это нужно в таблице лежащей у вас на парте. В ней даны три колонки :

1.Исторические личности .

2. Портреты.(она заполнена)

3. Герои  басни.

7. Итоги урока.

Подведём итоги урока ответом на вопрос:

- Ребята,  возвращаясь к  картинной галерее нашего урока, удалось нам доказать ,что портрет И.А.Крылова здесь не случаен?

8. Домашнее задание.

Ваше домашнее задание  представлено вам также в виде таблицы  по каждому из трёх  предметов, объединённых  нашим интегрированным уроком

Искусство:

Подобрать картины, в которых отражены события  и герои Отечественной войны 1812 года.

Литература: 1уровень:выписать названия басен, где показаны события 1812года.Какие аллегории использует И.А. Крылов?

2 уровень: выписать литературные произведения, достоверно изображающие события 1812 года? (использовать разные источники информации)

История:

Сообщение-исследование «Французская армия в Москве»

9.Рефлексия

Наш урок подошёл к концу. Насколько вам было интересно и комфортно мы попросим вас отразить в нашей портретной  галерее:

- красный стикер и первый ряд портретов покажет, что вам было некомфортно на  занятии и  осталось много вопросов по материалу урока;

- оранжевый стикер и средний ряд портретов покажет , что вам было достаточно комфортно на уроке , но не весь материал был усвоен и остались некоторые вопросы;

- зелёный стикер и верхний ряд портретов покажет, что на уроке вам было  комфортно на уроке, весь материал усвоен вами, не разрешённых  вопросов  для вас не осталось.

Материал к уроку

Таблица рефлексии

Историческая личность

Портрет

Герой басни

Barklay

Kutuzov

http://artcyclopedia.ru/img/big/004020006.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание рол...

Презентация - приложение к внеклассному мероприятию по музыке на тему:«Герои Отечественной войны 1812 года в зеркале истории России» для учащихся 9-11 классов

Цели и задачи мероприятия: - ознаменование торжественной даты « 200 лет со дня Отечественной  войны 1812 года»- активизация гражданской позиции и чувства патриотизма учащихся- осознание роли личн...

«Отечественная война 1812 года в истории, литературе, искусстве»

Отечественная война 1812 года в истории , литературе,искусстве....

Отечественная война 1812 года в истории и литературе

События 1812 года в истории России и в литературных произведениях....

Урок истории в 8 классе "Отечественная война 1812 года в истории России "

Открытый урок по истории в 8 классе. Цель занятия:   омочь учащимся понять причины Отечественной войны 1812 г., её итоги и значение, рассмотреть основные события (военные операции) войн...

метод разработка «Великой Отечественной войны 1812 года в истории и русской литературе XIX века?»

Методическая разработка представляет собой интегрированный урок, который проходил совместно с преподавателем историиДанное занятие является одной из форм интеграции — явлении более глубоком...