Методика для изучения результатов развития личности учащегося
тест (5 класс)

Надежда Анатольевна Боярова

Методика "Пословицы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty_razvitiya_lichnosti.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА И РЕЗУЛЬТАТОВ

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

МЕТОДИКА «ПОСЛОВИЦЫ»

( разработана кандидатом психологических наук С.М. Петровой)

          Цель: определить уровень нравственной воспитанности учащихся и выяснить особенности ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

          Ход проведения. Учащимся предлагается бланк с 60 пословицами. Возможны два варианта работы с этим бланком. В первом случае учащимся требуется внимательно прочитать каждую пословицу и оценить степень согласия с ее содержанием по следующей шкале:

1балл – согласен в очень незначительной степени;

2балла – частично согласен;

3балла – в общем согласен;

4балла – почти полностью согласен;

5баллов – совершенно согласен.

          Во втором случае каждому ученику необходимо внимательно прочитать каждую пару пословиц («а» и «б», «в» и «г») и выбрать ту из пары, с содержанием которой согласен в большей степени.

          Предлагаются следующие пословицы:

  1. а) счастлив тот, у кого совесть спокойна;

б) стыд не дым, глаза не выест;

в) лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом;

г) что за честь, когда нечего есть;

  1. а) не хлебом единым жив человек;

б) живется, у кого денежка ведется;

в) не в деньгах счастье;

г) когда деньги вижу, души своей не слышу;

  1. а) кому счастье служит тот ни о чем не тужит;

б) где счастье плодится там и зависть родится;

в) кто хорошо живет, тот долго живет;

г) жизнь пожить не поле перейти;

  1. а) бояться несчастья и счастья не видать;

б) людское счастье, что вода в бредне;

в) деньги – дело наживное;

г) голым родился, гол и умру;

  1. а) только тот не ошибается, кто ничего не делает;

б) береженого Бог бережет;

в) на Бога надейся, сам не плошай;

г) не зная броду, не суйся в воду;

  1. а) всяк сам своего счастья кузнец;

б) бьется как рыба об лед;

в) хочу – половина могу;

г) лбом стены не прошибешь;

  1. а) добрая слава лучше богатства;

б) уши выше лба не растут;

в) как проживешь, так и прослывешь;

г) выше головы не прыгнешь;

  1. а) мир не без добрых людей;

б) на наш век дураков хватит;

в) люди – всё, а деньги – сор;

г) деньгам все повинуются;

  1. а) что в людях живет, то и нас не минет;

б) живу как живется, а не как люди хотят;

в) от народа отстать – жертвою стать;

г) никто мне не указ;

  1.  а) всякий за себя отвечает;

б) моя хата с краю, я ничего не знаю;

в) своя рубашка ближе к телу;

г) наше дело – сторона;

  1.  а) сам пропадай, а товарища выручай;

б) делай людям добро, да себе без беды;

в) жизнь дана на добрые дела;

г) когда хочешь себе добра, никому не делай зла;

12. а) не имей сто рублей, а имей сто друзей;

     б) на обеде все – соседи, а пришла беда, они прочь, как вода;

     в) доброе братство лучше богатства;

     г) черный день придет – приятели откажутся;

  1. а) ученье – свет, не ученье – тьма;

б) много будешь знать, скоро состаришься;

в) ученье лучше богатства;

г) век живи, век учись, дураком помрешь;

  1. а) без труда нет добра;

б) от трудов праведных не наживешь палат каменных;

в) можно тому богатому быть, кто от трудов мало спит;

г) от работы не будешь богат, а скорее будешь горбат;

  1. а) на что и законы писать, если их не исполнять;

б) закон – паутина, шмель проскочит, муха увязнет;

в) где тверд закон, там и дурак умен;

г) закон – что дышло, куда поворотишь, туда и вышло.

          Обработка полученных данных.

Текст методики содержит 30 пар ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, зафиксированных в содержании пословиц и противоречащих друг другу по смыслу. Ценностные отношения человека к жизни, к людям, к самому себе конкретизируются в отдельных пословицах и в тексте методики располагаются следующим образом:

  1. а, в – духовное отношение к жизни,

б, г – бездуховное отношение к жизни;

  1. а, в – не значимость материального благополучия в жизни,

б, г – материально благополучная жизнь;

  1. а, в – счастливая, хорошая жизнь,

б, г – трудная, сложная жизнь;

  1. а, в – оптимистическое отношение к жизни,

б, г -  пессимистическое отношение к жизни;

  1. а, в – решительное отношение к жизни,

б, г – осторожное отношение к жизни;

  1. а, в – самоопределение в жизни,

б, г – отсутствие самоопределения в жизни;

  1. а, в – стремление к достижениям в жизни,

б, г – отсутствие стремления к достижениям в жизни;

  1. а, в – хорошее отношение к людям,

б, г – плохое отношение к людям;

  1. а, в – коллективное отношение к людям,

б, г – индивидуалистическое отношение к людям;

  1. а, в – эгоцентрическое отношение к людям,

     б, г – эгоистическое отношение к людям;

  1. а, в – альтруистическое отношение к людям,

          б, г – паритетное отношение к людям;

  1. а, в – значимость дружбы,

          б, г – не значимость дружбы;

  1. а, в – значимость ученья,

          б, г – не значимость ученья;

  1. а, в – значимость труда,

          б, г – не значимость труда;

  1. а, в – значимость соблюдения законов;

          б, г – не значимость соблюдения законов.

          Подсчитывается сумма баллов (по варианту 1) или количество выборов (по варианту 2) отдельно по ответам «а», «в» и отдельно по ответам «б», «г».

Основной принцип оценивания полученных результатов – сравнение сумм баллов или количества выборов. Более высокие оценки или большее количество выборов по ответам «а» и «в» свидетельствует об устойчивости  желательных  ценностных отношений учащихся к жизни, к людям, к самим себе; по ответам «б» и «г» - об устойчивости нежелательных ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе.

Показатель нравственной воспитанности определяется соотношением: чем больше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и меньше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем выше уровень нравственной воспитанности учащихся, и , наоборот, чем меньше степень согласия с содержанием пословиц «а», «в» и больше степень согласия с содержанием пословиц «б», «г», тем они ниже.

Допускается использование сокращенного варианта данной методики. В этом случае учащимся предъявляются отдельным текстом либо пословицы под буквами «а» и «б», либо пословицы под буквами «в» и «г».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика для изучения степени социализированности личности ребёнка

Методика разработана профессором М. И. Рожковым и преследует следующую цель: выявить уровень социальной адаптированности,активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся....

«Развитие личности учащихся старших классов коррекционных школ через изучение психологии человека.»

Дети –логопаты требуют особой психолого-педагогической заботы и сопровождения, для достижения того, что можно назвать комфортным ощущением себя в жизни.Одной из форм работы с детьми в школе-инте...

МЕТОДИКИ ДЛЯ ИЗУЧНИЯ ПРОЦЕССОВ И РЕЗУЛЬТАТОВ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ

Данные методики позволяют  выявляет общий взгляд на некоторые ценности жизни,применяется для контроля  за формированием мировоззренческих позиций подростка....

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

Развитие личности учащегося и мотивации к изучению немецкого языка через международный школьный обмен

В статье анализируется роль международного школьного обмена и международных проектов в развитии личности учащегося.  Благодаря «погружению» в языковую, образовательную, культурную и с...