открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"
план-конспект урока (5 класс)

Зайнуллина Елена Петровна

урок по ФГОС, с использованием разных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx56.94 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Урок литературы в 5 классе

Тема урока:  Герои земли русской ( по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»).

Недаром помнит вся Россия про день Бородина

М. Ю. Лермонтов

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Цели урока:

1. Образовательные:

- показать историческое значение события, изображенного в произведении;

2. Развивающие: 

-показать отражение темы “Отечественная война 1812 года” в различных видах искусства.

- развивать умение анализировать, сопоставлять, обобщать.

3. Воспитывающие:

- воспитывать культуру речи, умение слушать, работать в сотрудничестве.

-Воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России.

- воспитание патриотических чувств на основе произведения (литература, музыка, ИЗО).

Формирование и развитие универсальных учебных действий:

1. Личностных:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

2. Метапредметных:

- регулятивных:

постановка учебной задачи; умение работать в группе;

- познавательных:

использование различных источников информации;

- коммуникативных:

умение слушать и вести диалог, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

3. Предметных:

- освоение произведения, умение работать с готовым текстом, анализировать его.

Виды деятельности:

-познавательная деятельность;

- беседа;

- развитие навыков выразительного чтения;

- работа с репродукциями картин;

Оборудование урока:

- мультимедийный проектор; компьютер; экран,

- компьютерная презентация «Бородино»;

Музыка Чайковского « Увертюра 1812 года»

Ход урока:

  1. Мотивация

.Добрый день!

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

 И друг другу помогать!

А чтоб урок пошел каждому впрок,

Активней включайся в работу, дружок!  ( слайд 1)

  1.  Актуализация знаний. ( слайд 2)

- С жизнью какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

 ( Давайте вспомним и соберем корзину биографических фактов о Лермонтове)

-  Посмотрите на эту иллюстрацию, что на ней изображено? ( слайд 3)

-как эта иллюстрация может быть связана с нашим уроком? ( на ней изображена битва и мы прочитали стихотворение « Бородино» ,где также рассказывается о Бородинском сражении)

- О чем повествует нам автор, о каких событиях?

- Можно ли участников этого сражения назвать героями?(  Да, можно. Ведь они сражались до последнего, не жалея своей жизни)

- Как бы вы озаглавили наш Урок? ( ответы Детей)( Слайд4)

 -О чем бы вы хотели поговорить на уроке ? Какие цели вы бы поставили?

( Хотелось бы поговорить о подвиге, чести и доблести русских солдат. О чувстве патриотизма. Узнать некоторые исторические сведения)

Учитель:

Сегодня мы постараемся ответить на многие вопросы, сделать выводы, поразмышлять.

В жизни каждого человека есть события, которые он помнит. Как вы думаете, в жизни страны есть такие события? А какие это события? Может ли битва при Бородино считаться таким событием? А почему? Главный вопрос, на который мы сегодня постараемся ответить:

Проблема на урок. -«Почему вся Россия «помнит про день Бородина

2. Вступительное слово учителя

Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига героизму русских солдат  и посвящается наш урок.

3. Литературная разминка

 (Учитель читает предложения , а ученики должны подобрать подходящее по смыслу слово)

А) Закроем глаза и представим себе, что это стихотворение о страшной   ____войне

Б) Оно об одном очень страшном сраженье, возьмем себя в руки и прочь все _ сомненья.

В) Мы встанем всем миром на всей территории, продолжим урок, обратимся к _ истории.

3. Организация и самоорганизация.

Слово учителя.

Действительно, проблема патриотизма, мужества, чести, служения людям - это важная тема, находившая отражение в творчестве многих поэтов и писателей во все времена. Произведением, описавшим события 1812 года, стало стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино». ( слайд 5)

Стихотворение было написано в 1837 году к 25-летней годовщине Бородинского сражения

- А что вы знаете о Таком сражении?

Ваш одноклассник Эрмиль Кирилл заранее получил задание и подготовил для вас сообщение о Бородинском сражении. Давайте послушаем его. ( слайд 6-10)

Ученик: 12 июня 1812 года огромная наполеоновская армия вторглась в Россию. Два месяца продолжалось отступление русских войск. 26 августа 1812 года под Бородино, деревне в 124 км к западу от Москвы, произошло генеральное сражение Отечественной войны. Перед сражением французским войскам зачитали приказ Наполеона, который пытался возбудить в них боевой дух, надежду на богатую добычу, удобные квартиры в Москве и громкую славу в случае победы. . Он говорил: “Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.

Во главе русской армии назначен Михаил Илларионович Кутузов, полководец, имя которого с уважением произносили по всей стране.

Михаил Илларионович принял решение найти удобную позицию для генерального сражения – 124 километра от Москвы, близ села Бородино.

. Русские солдаты понимали, что в сражении решается судьба Москвы, а значит – России. Потери русских составили 46 тыс. человек, французы потеряли от 50 до 58 тыс. человек. В резерве у русских сохранилось не более 5 тыс. человек, у французов – вся гвардия (19 тыс. человек). Сломить русское войско врагам не удалось, но оно было обескровлено.

4. Словарная работа. (слайд11)

Впервые в отечественной литературе историческое событие увидено глазами рядового воина.

Сейчас мы будем слушать стихотворение "Бородино”.

Но прежде я хочу предупредить вас, что в стихотворении есть слова – военные термины, и они могут быть непонятны нам, так как многие из них уже устарели, потому что прошло 200 лет с того времени.

кивер – высокий военный головной убор военных из твердой кожи;

булат – оружие булатной стали, сабля;

лафет – боевой станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия;

улан, драгун – солдаты конных полков;

редут – квадратное земляное укрепление на поле боя;

картечь – небольшой артиллерийский снаряд для стрельбы на близком расстоянии;

бивак – стоянка войск под открытым небом;

5. Выразительное чтение стихотворения. Давайте обратимся к тексту.

А) (Звучит торжественная увертюра “1812 год”. Музыка П.И. Чайковского).

Б)) инсценировка ( два ученика- старый солдат и молодой)

В) чтение актером или учителем ( в это время показываются иллюстрации к стихотворению)( слайд 19-27)

6.  Беседа с учениками по тексту стихотворения “Бородино”. (вопросы у каждого на парте)

 Спасибо большое нашим артистам Кириллу и Ивану. Текст читал артист Михаил Казаков

– Какие чувства вы испытывали, слушая лермонтовские строки?( чувства долга, Чувство гордости за свой народ и за свою Родину).

– О каком событии рассказывается в стихотворении?

– Какова его тема? (О войне 1812 года, о Бородинском сражении).

- От чьего имени ведется повествование?

 -Как называет солдат своих однополчан? ( богатыри) А почему он их называет Богатыри?( отличаются силой духа)

Какие качества русского солдата вы можете назвать? Прочитайте строки из текста.

7. Работа в паре( составить интеллект- карту- какими качествами охарактеризуете русскую армию, приводя цитаты)

8. Физкультминутка:Потрудились-отдохнем

Встанем-глубоко вздохнем

Руки в стороны.вперед

Влево, вправо поворот

Три наклона, прямо встать

Руки вверх вам всем поднять

Плавно руки опустили

Всем улыбки подарили

9. Исследование текста

- Найдите описание боя.

_ какой был бой ? ( трудный, тяжелый)

- А какими художественными средствами достигается это?

Какие звуки помогают представить картину боя? (Как называется этот прием?)

 Какая часть речи доминирует в этом эпизоде? (Глагол)

- С какой целью использует глаголы автор? (Обилие глаголов помогает показать стремительность боя, жестокость кровавой сечи, храбрость солдат).

Назовите глаголы, которые позволяют поэту показать битву в динамике (в движении). ( Носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди)

 - Какими словами передал Лермонтов весь ужас войны, напряжение боя? («звучал булат», «картечь визжала», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой»)

-Какие  художественные средства  использует автор для описания тяжелого боя?

Заполнить таблицу ( Для слабых ребят, средства уже написаны)

1. сравнения: ( Носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди)

2.Эпитеты:

3. олицетворения:

4. Гипербола: « и ядрам пролетать мешала гора кровавых тел»

5.Звукопись:

Исследовали текст с литературной точки зрения

Слово учителя.

После Бородинского сражения Наполеон сказал: «Еще ни в одном сражении мы не потеряли столько офицеров и генералов. Из 50 данных сражений в битве под Москвой наши войска проявили наибольшую доблесть и добились наименьшего успеха, а русские заслужили право быть непобедимыми». Однако потери были столь велики, что Кутузов принял решение сдать Москву и тем спасти армию, Россию: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия, с потерей же армии Россия потеряна».

В самый ответственный момент нашей истории люди проявили стойкость, воинскую доблесть, мужество, сумели не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Вернемся к проблемному вопросу

Проблема на урок . Почему вся страна помнит про день Бородина?

Что составляет предмет национальной гордости русского народа? Современно ли это произведение? ( Это подвиг наших солдат в Бородинском сражении)

4. Рефлексия.

Слово учителя:

Нас и сегодня волнует это произведение и событие, в нем описанное. Война не может восхищать, потому что это кровь, ужас, смерть, но подвиг русских солдат, не пощадивших жизни ради спасения Отечества, будет жить вечно, и этот подвиг "недаром помнит” и будет помнить "вся Россия”. Есть в истории нашей Родины немало событий, о которых мы помним всегда. Они - наша гордость и честь.

- Какие чувства автор отразил в своем произведении? Что хотел донести до будущих поколений? (Автор – патриот, человек, безгранично любящий свою Родину, свой народ, беспокоящийся за её судьбу).

- Какие чувства испытали вы после прочтения стихотворения? (Чувство гордости за свой народ и за свою Родину

- Актуально ли это произведение сегодня? Почему мы до сих пор «помним про день Бородина»? (Произведения актуальны, потому что тема защиты Родины - всегда актуальная тема).

-Что важнее для автора передать правду истории или прославить подвиг солдат, сражавшихся на поле битвы?

Что он хотел донести до читателя, до будущих поколений? (Ответы детей).

-А если бы действительно на Россию напали враги, вы бы стали защищать свою Родину?

Действительно так. Через полтораста лет Москва снова окажется под угрозой, и потомки «богатырей», вдохновленные словами Лермонтова, отдадут свои жизни, но не подпустят врага к столице. Это солдаты, которые отдали свои жизни в борьбе с фашизмом.

Вывод:

В своем произведении М.Ю.Лермонтов отразил беспредельную любовь простых русских людей к своей родной земле. И самое главное, Лермонтов впервые взглянул на события Отечественной войны1812 года глазами человека из народа и показал, что русский народ в самый критический момент нашей истории, когда решалась судьба России, сумел не только остановить врага, но и прогнать его прочь со своей земли.

Это стихотворение можно считать гимном родной стране и ее великому народу!

_ Что вы сегодня узнали на уроке?

- Чтение стихотворения собственного сочинения « Думы о Лермонтове»

Составить синквейн

 По теме :

Солдаты

Мужественные. Отважные

Сражаются, умирают, Защищают

Отстояли Москву от врага

Герои.

Домашнее задание:

  1. Отрывок наизусть ( рисунок к понравившемуся эпизоду)
  2. Заполнить таблицу цитатами

Карточка № 1

                                  Качества русского солдата в стихотворении « Бородино»

  1.  Патриотизм

Уж постоим мы головою за Родину свою

  1. Решительность

Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?”

  1. Мужество

Вам не видать таких сражений

  1. Гордость за солдат

Да, были люди в наше время

Богатыри- не вы

  1. Воинское братство

Умрём же под Москвой…
Как наши братья умирали

Тест по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Бородино»

1.Где родился М.Ю.Лермонтов?

А) в Москве

Б) в Петербурге

В) в Казани

2.В каком году написано стихотворение «Бородино»?

А)1840

Б)1837

В) 1812

3.К какой годовщине оно написано?

А ) 45-летию

Б) 5-летию

В) 25-летию

4.О каком сражении в нём рассказывается?

А) Курском

Б) Бородинском

В) Ледовом

5. Кто рассказывает о сражении?

А) Солдат- артиллерист

Б) генерал

В) молодой солдат

6.На какой день состоялось сражение?

А) на 1

Б) на 2

В) на 3

7.Продолжите строку: «У наших ушки…»

В) как лягушки

Б) на макушке

В) на верхушке

8.Чем был сражён полковник?

А) копьём

Б) булатом

В) стрелой

9. К чему были готовы русские солдаты на следующий день после сражения:

А) укреплять позиции

Б) бой затеять новый

В) отступить

10.Каким чувством проникнуто стихотворение?

А) Любовью к Родине, товарищам, гордостью за русскую армию

Б) Осуждением русской армии, оставившей Москву.

В) Гордостью за французскую армию и её главнокомандующего

Таблица №3 для учителя

Метафоры

Звучал булат, картечь визжала, залпы тысячи орудий слились в протяжный вой, гора кровавых тел

Метафоры делают текст ярче и выразительнее, создают звуковые ощущения, образно показывают грандиозность сражения, ужасающее количество жертв

Сравнения

Французы двинулись, как тучи; носились знамена, как тени; земля тряслась, как наши груди

Помогают увидеть несметные полчища врага, передают динамичность боя, показывают грандиозность сражения, тяжесть его

Восклицательные предложения

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

помогают передать чувство гордости русской богатырской силой и удалью

Эпитеты

Удалый бой

Протяжный вой

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

3 строфа:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

Да , и вот наш главнокомандующий михаил илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587.

4 строфа:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

До главного сражения 5 сентября был бой  за Шевардинский редут.

Строфа 6:

Два дня мы были в перестрелке…

В течение 6 сентября и мы и французы готовились к главному сражению

Строфа 7

Прилег вздремнуть я у лафета…

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Строфа 8:

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Строфа 13:

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

Вывод: Основные эпизоды Бородинского сражения, описанные в стихотворении, полностью совпадают с исторической справкой. Следовательно, поэт в основу стихотворения положил реальные исторические факты.

Анализ художественных средств стихотворения.

Но чем отличаются исторический рассказ от стихотворного? (в стихотворении нет дат, названий, фамилий; речь в стихотворении выразительная, образная).

Карточка № 2

Сравнение

Метафора, Олицетворения

Эпитет

Восклицательные предложения

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

Да , и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Цитаты из исторической справки

Цитаты из стихотворения

Я участник великого сражения. Сейчас я вам расскажу все что помню. Бородинское сражение - крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями. Оно  произошло 7 сентября  1812 года у села Бородино, которое находится  западнее Москвы. А до этого мы долго отступали , после оставления города Смоленска русская армия отходила к Москве.

Да , и вот наш главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов выбрал место боя. 3 сентября  мы  расположилась у села Бородино, на заранее избранной позиции, где решил Кутузов дать армии этого супостата  Наполеона решительное сражение. К началу сражения у нас была большая армия: 120 тысяч человек и 640 орудий. А у французов еще больше:135 тысяч человек, а орудий  у них было чуть меньше: 587

на рассвете 7 сентября артиллерийской канонадой с обеих сторон началось Бородинское сражение.

Решающие бои развернулись за Багратионовы флеши и батарею Раевского. французам удалось их захватить, потеряли много людей и орудий.  Но сил идти дальше у них не было. Наполеон отвел войска на исходные позиции.

Кто он?

Рядовой участник событий, бывший артиллерист, находился в центре событий

Возраст

45-50 лет, участник боя, который происходил 25 лет назад

Внешний облик

Седые волосы, усы, может, шрамы

Манера держаться

Спокойно, с достоинством, гордится прошлым

Особенности речи

Неспешная (вспоминает), эмоциональная, содержит "я” и "мы”

Характер

Готовность пожертвовать жизнью за Отчизну, решительность, мужество, гордость за своих товарищей

Закрыв глаза и окунувшись в прошлое

Пытаюсь я его себе представить.

Поэта сильного и духом мощного,

Чей юбилей негоже не прославить.

Какой он наш поэт? Отважный , смелый

И с юности талантливый. Умелый.

Творенья вереницею рождая,

Души кусочек оставляя в них,

Наш Лермонтов живет, мужая.

Историю вплетая в стих.

Дуэль с Мартыновым- как глупо это!

 Мгновенье – вот и нет поэта!

Сегодня 205 с рождения его,

Стихи его читаются повсюду,

От них конечно на душе светло

И грустно, откровенной буду.

И в столь короткий срок отрезок жизни

Он увенчал таким количеством стихов.

Наследие поэта так дорого Отчизне

 Он – Гений фраз! Стихосложенья- Бог!

                                  Качества русского солдата в стихотворении « Бородино»

1. Патриотизм

2.Решительность

  1. Мужество

  1. Гордость за солдат

  1. Воинское братство

                                  Качества русского солдата в стихотворении « Бородино»

1. Патриотизм

2.Решительность

  1. Мужество

  1. Гордость за солдат

  1. Воинское братство

                                  Качества русского солдата в стихотворении « Бородино»

1. Патриотизм

2.Решительность

3.Мужество

4.Гордость за солдат

5.Воинское братство

Карточка № 2

Сравнение

Метафора, Олицетворения

Эпитет

Восклицательные предложения

Карточка № 2

Сравнение

Метафора, Олицетворения

Эпитет

Восклицательные предложения

Карточка № 2

Сравнение

Метафора, Олицетворения

Эпитет

Восклицательные предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворение Лермонтова "Бородино" (компьютерная презентация)

Данная презентация содержит несколько разделов:1. Историческая справка (коротко о Бородинском сражении)2. Словарь терминов к стихотворению.3. Текст стихотворения.4. Вопросы и задания.Все разделы сопро...

интегрированный урок истории и литературы по стихотворению Лермонтова "Бородино"

Интегрированный урок (пара) в 5 классе, сопровождающийся презентацией, содержит историческую основу произведения, обучение анализу текста. Урок представлен в виде технологической карты....

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"

Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовн...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме:" БОРОДИНО"

Знакомство учащихся с содержанием баллады "Бородино". Развитие умения анализировать текст, делать выводы и аргументировать свою точку зрения. Воспитание в растущем человеке таких духовн...

УРОК - ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО СТИХОТВОРЕНИЮ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА "БОРОДИНО" (открытый урок по литературе в 5 классе, по уч. программе Коровиной В.Я.)

В материлае предствелны разработки к открытому  уроку  по  литературе в рамках  семинара "Современный урок:  методы и технологии": конспект урока,  презентация,...

открытый урок по литературе " Герои земли русской" по стихотворению Лермонтова " Бородино"

урок литературы по стихотворению Лермонтова " Бородино" содержит разные виды работ учащихся...

Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»

Урок по теме «Художественный образ героического подвига в стихотворении Лермонтова «Бородино»...