Уроки осетинской литературы 6, 8, 9 классах
план-конспект урока (8 класс)

Томара Тегизовна Кочиева

Уроки соответствуют ФГОС. На уроках изучается творчество К.Л.Хетагурова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГИМНАЗИЯ «ДИАЛОГ»

Урок осетинской литературы в 9 классе

Тема урока: «Что в имени тебе моем?…»

(К.Л. Хетагуров. «Фатима»)

Подготовила:

Кочиева Томара Тенгизовна

2019г.

Владикавказ

Урок осетинской литературы в 9 классе

Тема урока: «Что в имени тебе моем?…»

(К.Л.  Хетагуров. «Фатима»)

Цели урока: показать значимость общечеловеческих нравственных ценностей через судьбу главной героини повести К.Л. Хетагурова «Фатима»; развитие творческих способностей учащихся; воспитание бережного отношения к традиционной культуре осетинского народа

Планируемые результаты:

Личностные результаты: формирование духовно-нравственной позиции, развитие интереса к эмоциональной сфере человека; развитие устойчивого познавательного интереса к чтению; осознание потребности в самовыражении через слово;освоение общекультурного наследия осетин.

Метапредметные результаты: владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

Предметные результаты: раскрытие способов художественного выражения мыслей К. Хетагурова в повести «Фатима».

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Организационные формы урока: индивидуальная,  фронтальная.

Тип урока: урок-исследование.

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Настрой учащихся на работу.

Приветствие.

Самоорганизация.

Регулятивные:

умение мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

2

Стадия вызова.

Создать ситуацию мотивации к обучению.

 - Карина, Нина, Ирина, Алана, Олег, Милена, Казбек… У вас у всех такие красивые имена.

- Кто из вас знает значение своего имени?

- А почему вас так назвали? Что ожидали от вас ваши родители, нарекая этим именем?

А моё имя имеет древнееврейские корни и происходит от слова «тамар», что в переводе означает «финиковая пальма».

Древние народы придавали большое значение имени. Они считали, что от удачного выбора имени зависит судьба человека.

- А вы верите в то, что имя влияет на судьбу человека?

Рассказывают о значении имени у осетин, о том, что ему придается большое значение. Приводят пословицы: «Лӕджы ном зынаргъ ӕмӕ кадджын у» (Имя надо беречь), «Номӕй лӕгмӕ дзурынц» (Именем нарекают настоящего человека), рассказывают о своих именах и истории наречения.

 Личностные:

смыслообразование.

Коммуникативные:

умение слушать и вступать в диалог, участие в формировании атмосферы исследования и сотворчества

Познавательные:

умениеграмотно  и осознанно строить речевое высказывание в устной форме

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

- Как вы думаете, кому из героев повести Коста Хетагурова «Фатима» соответствуют толкования имён:

          - «заместитель»

          - «отнятая от материнской груди»

          - «стальная душа»

          - «пророк», «безгрешный, правдивый».

- Как видим, Коста не случайно дал эти имена своим героям. Он воспользовался уже известным нам  литературным приёмом «говорящие имена и фамилии». Вспомните героев, наделённых говорящими фамилиями и именами.

- Заметьте, что приведённые примеры открыто характеризуют персонаж, и чаще всего в уничижительном смысле. А Коста мастерски воспользовался приёмом: имена не открыто заявляют о качествах  героя, это расчёт на думающего читателя, в них глубокий, философский смысл.

Высказывают мнения.

Приводят примеры из произведений русской литературы.

Регулятивные:

формирование и реализация умения включаться в разные виды учебной деятельности, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуально.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли;инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

 Познавательные:

построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей; анализ; сравнение; выдвижение гипотез и их обоснование.

3

Стадия осмысления

- Наречение новорожденного – целый ритуал в кавказской традиции. Спустя некоторое время после рождения ребёнка (сына), семья устраивала куывд, во время которого происходил обряд наречения. Право давать имя имели все, но преимуществом пользовались особо уважаемые люди. Способы наречения были разные: вытягивание жребия из меховой шапки, бросание альчиков, составление списка имён.

- А ещё о каких традициях идёт речь в повести? Обратитесь к тексту первой главы.

1. Закон гостеприимства

2. Ритуал застолья

3. Выбор невест.

4. Закон кровной мести (отношение Коста к нему в отличие от других обычаев)

- Отличаются ли эти обычаи от законов наших предков - осетин? (закон гостеприимства – «Уазӕг – Хуыцауы уазӕг», ритуал застолья, годовые осенние праздники, закон кровной мести)

 - Какие соблюдаются сегодня в осетинской традиции и от чего мы отказались? А в вашей семье? Хотелось бы вернуть утраченную традицию?

Обычаи и традиции предков воспитывают сдержанность во всём, уважение к старшим, женщине, чувство долга, чести, достоинства, ответственности, дисциплины. Общество и нация держатся на законах.

- Что дало право литературоведам назвать роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни 19 века?

           Тогда имеем ли мы право назвать повесть Коста Хетагурова – энциклопедией кавказской жизни?

 Повесть показывает, что нет непереходимых границ, каждая вера учит и призывает к добру. Произведение Коста объединяет, консолидирует.

Каждая глава «Фатимы» требует особого  изучения и несёт глубокую философскую информацию. Некоторыми мыслями, вызванными повестью, захотела поделиться с вами.

- Интересен вопрос: как традиции влияют на судьбу людей? Обратимся к образу Фатимы. Символично: корень имени Фатима и слова «фатум» чудесным образом почти совпали.Сама героиня  произносит целый синонимический ряд с таким значением в одном только монологе. Найдите их в тексте (судьба, рок, удел).  

- Какое из них может употребляться и со знаком «+» и со знаком «-» ?(судьба) А в каком больший негатив? (рок) Какой у него осетинский эквивалент? (фыдæх)

- Жизнь непредсказуема, нам неизвестна наша судьба, но испытания ждут каждого. Не исключение и Фатима.

- Прочитайте с разной интонацией эпиграф «Судьба моя уж решена»: повествовательной, вопросительной и восклицательной. Меняется ли смысл фразы? Как?

- В какой момент жизни героини можно сказать: «Судьба моя уж решена»? (появление в доме Наиба)

- Найдите эпизод, созвучный высказыванию: «Судьба моя уж решена?»

(выбор Фатимой жениха)

- Как этот выбор характеризует её?

а) смирение перед законами Адата;

б) жертва и искупление того, что нарушила обет;

в) желание осчастливить Ибрагима;

но:

- причиняет своим выбором боль любящему отцу, понимая, но не осознавая своё, как она говорит, «преступление»; Фатима, даже смиряясь, идёт на поводу у чувств. Разрешение отца не нужно: «И выхожу, - позволишь, нет,- за Ибрагима».

- А когда мы сможем прочитать: «Судьба уж решена моя!» (встреча Джамбулата и Фатимы) Судьба снова ставит героиню перед выбором: Джамбулат или Ибрагим? И на это раз нет места сомнениям. Перед нами жена и мать. «Теперь я замужем, я мать», - говорит она. Покажите уверенность Фатимы в правильности выбора. Что выходит на первый план: чувства или разум? («Я всё для Ибрагима – и честь, и счастье, и покой»  - принимает такое же решение, как Татьяна Ларина); («Уймись, глупец! Я не отдам честь матери на поруганье»)

На протяжении урока мы говорим об имени  Фатима.

- Можем мы так назвать урок? Мне захотелось сейчас заключить слово «Фатима» в кавычки.

- Как с этим может поменяться тема нашего разговора? (назначение повести «Фатима»)

Поэт назвал поэму кавказской. «Фатима» - символ единения, сплочённости, монолитности, целостности для кавказских народов. Но она дорога нам не только тем, как сложилась судьба героини. Произведение, прежде всего, ценно нам потому, что отвечает на важнейшие вопросы современности.

Работа с текстом первой главы. Поиск информации о традициях и обычаях кавказских народов.

Сравнивают кавказские обычаи с обычаями предков, обычаями, существующими в современном мире осетин, в семье каждого из учащихся.

Высказывают своё мнение.

Сравнивают произведение К. Хетагурова с романом А.С. Пушкина с точки зрения масштабности охвата действительности.

Работа с текстом повести

Соотносят смысл высказывания с различными моментами в жизни героини.

Формулируют тему урока.

Регулятивные:

оценивание поступков героев с нравственно-эстетической точки зрения; саморегуляция.

Коммуникативные:

умение устанавливать и сравнивать точки зрения, аргументировать свою позицию.

Личностные:

умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; умение анализировать, сопоставлять факты, делать выводы; смысловое чтение; выдвижение гипотез и их обоснование.

4

Стадия рефлексии

Побуждение к собственным высказываниям.

Сыну своей героини Фатимы Коста не дал имени. Наверное, тоже не случайно. Думающий читатель должен домыслитьсудьбу ребёнка. Коста даёт нам право поучаствовать в судьбе мальчика. Но другую судьбу, отличную от родителей,  мы желаем мальчику. А каким именем для иной судьбы вы бы нарекли мальчика? Что бы вы хотели ему этим пожелать?

   По традиции желающие дать имя мальчику должны были написать имя и бросить в меховую шапку. Кто-нибудь из присутствующих (у нас это будет самый младший) тянул судьбоносный жребий. Какое имя выпадало, то и давали ребёнку. Давайте и мы последуем традиции.

- Ныр куыд сыгъдӕг зӕрдӕйӕ раттам ном рæзгæ удæн, уæ алы хъуыддаджы дæр-иу ахæм зæрдæ бавæрут. Мæн та фæнды, цæмæй уæ алкæйы царды фæндаг дæр рухс æмæ уалдзыгон быдырау дидинæгвæлыст уа.

Ребята, я уверена, что сейчас в ваших головах только чистые помыслы, ваши сердца светятся. А помог нам в этом Коста. И ещё, не забывайте: какие бы имена мы ни носили, что бы они нам ни предопределяли – во многом от нас зависит, какой след оно оставит на земле.

Предложения и пожелания учащихся.

Участвуют в обряде имянаречения.

Делятся впечатлениями об уроке.

Личностные:

умение осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Познавательные:

умение обобщать информацию и делать выводы; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; участие в коллективной деятельности; умение грамотно и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

оценка деятельности.

Выставление оценок



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ГИМНАЗИЯ «ДИАЛОГ»

Урок осетинской литературы в 8 классе

Тема урока: Как появился фӕндыр («Фӕндыр куыд фӕзынди»)

Подготовила:

Кочиева Томара Тенгизовна

2019г.

Владикавказ

Урок осетинской литературы в 8 классе

Тема урока: Как появился фӕндыр («Фӕндыр куыд фӕзынди»)

Цель урока:  познакомить учащихся с произведениями осетинского устного народного творчества; раскрыть значение музыки как средства выражения души, ее важную роль в жизни и судьбе человека и нации на примере Нартского эпоса.

Планируемые результаты: знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия):

Личностные результаты: формирование духовно-нравственной позиции, развитие интереса к эмоциональной сфере человека; реализация возможности монологического выступления; закрепление навыков работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;

воспитание бережного отношения к традициям осетинской культуры.

Метапредметные результаты: умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы; организовывать собственную деятельность, оценивать ее.

Предметные результаты: умение анализировать литературное произведение; понимать и формулировать тему, идею литературного произведения; владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; создание устных монологических высказываний, умение вести диалог; развитие навыков комплексного анализа литературного текста, формирование учебно-познавательного интереса к работе с текстом произведения.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский

Организационные формы урока: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Тип урока: урок-исследование.

№п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1

Мотивация к учебной деятельности.

Приветствие. Настрой учащихся на работу.

Приветствие.

Самоорганизация.

1.Регулятивные:

уметь мобилизовать свои личностные качества и ученические способности к обучению в ситуации «начала деятельности».

2. Личностные: смыслообразование

3.Коммуникативные:

участвовать в формировании атмосферы исследования и сотворчества

2

Стадия вызова.

Погружение в тему (целеполагание).

Создать ситуацию мотивации к обучению.

Чтение и анализ эпиграфа урока:

«Читая в первый раз хорошую книгу, мы испытываем то же чувство, как при приобретении нового друга. Вновь прочитать уже прочитанную книгу — значит вновь увидеть старого друга». Вольтер.

- Как вы понимаете высказывание Вольтера?

Сегодня мы попробуем по-другому взглянуть на знакомый каждому музыкальный инструмент  фӕндыр. Он есть почти в каждой осетинской семье, многие на нем играют, его звуки нам близки и понятны, как звуки колыбельной, которую нам пели наши мамы.

Работа с эпиграфом

Познавательные:

осмысленно читать, высказывать собственную точку зрения, грамотно строить устное высказывание.

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией.

На доске слова: Фарн, Фыд, Фырт, Фидар, Фæлдисын, Фæндыр, Фæлтæр, Фидауын, Фæдон, Фидæн (начинаются на «ф»)

- Прочитайте и скажите, что у них общего.

- Значение какого из этих слов вам неизвестно, не до конца понятно?

- С точки зрения ёмкости слов, веса сколько важных для осетина понятий они вмещают! Представьте, что вы можете что-то из этого подарить друг другу. Алина, что бы ты хотела подарить Зауру? Это дар-пожелание. Идите навстречу друг другу. В вашей жизни будет много подарков, но такой подарок может быть единственным.

- Я думаю, что «фӕндыр» должен быть в одном ряду с ними. Почему? Какую роль сегодня играет этот инструмент в жизни осетина?

- Какие ассоциации, эмоции связаны со звуками фӕндыра у вас? На что эти звуки настраивают?

- Но, подумайте, ведь не только лёгкость и веселье могут рождать клавиши фӕндыра. У него густое содержание. В нём вес особый. Фӕндыр может заставить нас «волноваться» по-другому, настраивать на совершенно другие чувства (печаль, спокойствие,  раздумья).

Мы сейчас говорим о хъандзалфӕндыре. Кроме него, есть ещё у осетин далафӕндыр, хъисын фӕндыр,12-тӕнон фӕндыр.А слышали ли вы звучание этих инструментов? (Музыка)

- Отличается ли наше состояние после прослушивания этой мелодии от того, которое возникает во время привычного звучания хъандзалфӕндыра? На какие эмоции настраиваешься?

Высказывают мнения.

1.Регулятивные:

формировать и реализовывать умения включаться в разные виды учебной деятельности, реализовывать навыки решения практической задачи индивидуально.

2.Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, ставить вопросы.

3. Познавательные:

уметь слушать и слышать друг друга, вступать в диалог.

3

Стадия осмысления

- Сегодня мы заглянем в историю возникновения первого фӕндыра – 12-струнного. Именно этот инструмент относит нас ко времени Нартов,  в глубь тысячелетий. Появление его связано с героем эпоса Сырдоном. Основываясь на ранее прочитанные сказания, дайте характеристику Сырдону. (хитрый, остроумный, сообразительный, умный, смекалистый, владеет магией, обманщик, находчивый, видит сущность человека и пользуется его слабостями, коварный, строит Нартам козни, но и спасает их в случае крайней необходимости).

- Таким увидел Сырдона М. Туганов. А в вашем воображении он каким рисовался? Что подчёркивает художник в портрете героя? Через какие детали в портрете героя его можно «вычислить»? (глаза, улыбка, поднятые брови) Какие качества Сырдона через них на нас смотрят?

Поэтому отношения с Нартами у него непростые, противоречивые. Это постоянная, непрекращающаяся борьба, в которой у каждого своё оружие: нарты, открытые и прямые, берут силой; Сырдон, не будучи воином, обманом. Но именно Сырдон приносит в дар фӕндыр, ставший сокровищем Нартов.

- Почему Сырдон и почему фӕндыр? Давайте заглянем в строение слова «Фӕндыр». Можно выделить суффикс -ыр и корень фӕнд-, что значит «намерение, желание».

- Каково же было намерение Сырдона? Из сказания «Как нарты дом строили» восстановите цепочку событий, связанных с появлением 12-струнного фандыра, в динамике.

1. Хамыц ударил Сырдона, так как тот не хочет давать совет. Это же отрицательный поступок? Вот точка отсчёта. Какой линией я могу изобразить его поступок? Куда она направлена? (вниз)

2. Сырдон оскорблён, опозорен, мстит, воруя гордость Хамыца – корову, и этим наносит оскорбление Хамыцу. Куда движется линия дальше?

3. Хамыц в ответ истребляет род Сырдона. (ещё ниже и резче) Отношения ухудшаются, усугубляются, одно преступление хуже, страшнее предыдущего.

Следующий шаг за Сырдоном. Какого поступка мы от него ожидаем? (ответы детей) А он?

4. Сырдон создаёт фандыр и приносит его в дар нартам.

- А это я изобразила линией поступок Сырдона. Как резко и как высоко! Что я хотела этим показать?(Насколько мелко, низко  выглядят поступки по сравнению с тем, что создал Сырдон). Эти мелкие шаги пересилила  сила фандыра.Я дарю вам новое понятие – градация, что значит «движение». Она может быть нисходящая и восходящая Кто-то должен был прервать цепочку зла и насилия, и сейчас это делает Сырдон.

Сырдон находит силы и способ остановить зло –это чудодейственные, необыкновенные звуки фандыра. И сила эта не разрушительная, а созидательная.

Знающий Сырдон теперь выбирает этот путь.

- Из чего сделан музыкальный инструмент? (из костей рук сыновей Сырдона и жил, ведущих к сердцу). Каков фандСырдона как отца и представителя рода? (род его продолжит своё существование, его и сыновей будут помнить, пока есть и звучит фандыр)

-Посмотрите, как изображает Сырдона в этот момент жизни М.Туганов. Вы узнали его? Передайте состояние словами. Но Сырдон мужчина, и показать сердечную боль не может словами. Эта боль – в надрывных звуках инструмента. Какой Сырдон создаёт фандыр: хитрый, изворотливый или скорбящий? Происходит наложение портретов друг на друга. Фандыр создаёт владеющий удивительными знаниями хитрец, переживающий трагедию.

- А что важнее: из чего или для чего? Создание фандыра – апогей мудрости Сырдона. Он находит силы заиграть на нём и этим не допускает забвения. Так  заставляет остановиться, оглянуться, задуматься гордых, непреклонных, жёстких, сдержанных Нартов, почувствовать, пережить чужую боль.Когда народ на грани исчезновения, в самые кризисные моменты обязательно должен появиться тот, кто спасёт не оружием, не храбростью в бою, а жизненной мудростью, рождённой трагедией. Приходит музыка и спасает и Сырдона, и Нартов. Звуки фандыра вбирают целую Вселенную. (Звучит текст)

Ответы на вопросы учителя.

Работа с иллюстрациями картин М.Туганова.

Построение диаграммы.

Работа с иллюстрациями картин.

Чтение текста

Коммуникативные:уметь устанавливать и сравнивать точки зрения, аргументировать свою позицию.

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Познавательные:уметь анализировать,выдвигать гипотезы и их обосновывать, сопоставлять факты, делать выводы.

4

Стадия рефлексии

 На ум приходят слова У.Шекспира: (Слайд)

Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя на час один

В нем музыка свершить переворота.
                                                У. Шекспир

Может быть, поэтому Къоста называет одну из лучших книг «Иронфандыр», желая затронуть уже словесной лирой струны людских душ, помочь осознать себя и понять мир. В стихотворении «Желание» его фандыр поёт о том, каким хотел бы видеть он свой народ.

И неслучайно герой рассказа М.Булкаты «Семь чёрных бумаг»  Бечыр, идя на войну, берёт с собой фандыр дедушки Кудзи, считая его сильнее оружия, считая его символом жизни.

Посмотрите ёще раз на ряд слов, которые вы видели в начале урока. Разве фǽндыр не вмещает в себя все эти важные понятия? И если увидеть в слове значение «фǽнд Ир»  - Иры фǽнд, то это желание видеть свой народ многочисленным, крепким, со славными отцами и сынами, достойным фарна, созидающим, гармоничным, устремлённым в будущее.

Мы с вами тоже живём в очень неспокойное время, когда наш народ разобщен, когда мы забываемся в своём себялюбии, восхвалении, гордыне, когда мы стремимся к чему-то иллюзорному, а не истинному, духовному. Сегодня осетины на грани. И как кстати пришёлся бы урок Сырдона – урок веков, как кстати услышать призыв нового Къоста: «Гъемардзǽ, исчи, бынтонсǽфткǽнǽм!» Как хотелось бы, чтобы спасительная сила осетинскогоФандыра примирила нас с собой и друг с другом, как это делала всегда. «Если даже суждена нам все погибель, навеки останется жить фандыр. Он расскажет о нас, и кто заиграет на нём, тот вспомнит о нас и тот станет нашим навсегда». (Звуки фӕндыра)

Личностные:

уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения в процессе учебного занятия и корректировать их.

Познавательные:

уметь обобщать информацию и делать выводы; строить логическую цепь рассуждений, анализ; синтез.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли.

Регулятивные: оценивать поступки героев с нравственно-эстетической точки зрения,владеть умениями оценки своей деятельности; смыслообразование, саморегуляция.

Выставление оценок



Предварительный просмотр:

Гом урочы пълан ирон литературӕйӕ 6 къласы.

Урок бацæттæ кодта Хъоцыты Томарæ.


Темæ: Ӕнӕфсис ӕмӕ гуыбындзӕлдзинад Хетæгкаты Къостайы басня «Марходарӕг»-ы.

Нысан: Ахуыр кӕнын басняйы архайджытӕн характеристикӕ дӕттын.

Абарын Хетӕгкаты Къостайы басня «Марходарӕг » ӕмӕ И.А.Крыловы басня «Лисица и виноград».

Универсалон ахуырадон архайдтытæ :Ахуырадон:

Текстимæ куыст: темæ æмæ сæйраг хъуыды æргом кæнын тексты мидæг.

Ахуырдзауты дзырдуат фӕфылдӕр кӕнын, анализ кӕнын.

Коммуникативон:

Хи хъуыды дзурын æмæ йæ фæлварын фидар кæнын.

Къордтӕй куыст.

Регулятивон:

Хатдзæгтæ аразын.

Аив кæсын текст.

Урочы фӕлгонц: техникон фӕрӕзтӕ, компьютер, презентаци,интерактивон фӕйнӕг, карточкатӕ таблицӕимӕ.

Эпиграф:

«Бердзенаг хуыцӕутты Хуыцау-Зевсы бардзырдмӕ гӕсгӕ Прометей ӕлыгӕй сарǣзта адӕм ӕмӕ цӕрӕ -гойтӕ.Зефс куы федта,ӕнӕзонд цӕрӕгойтӕ адӕмӕй фӕфылдӕр сты, уӕд ын загъта,цӕмӕй цӕрӕгойтӕн сӕ иу хаййӕ фӕстӕмӕ адæм рацараза. Прометей йӕм бай -хъуыста,фӕлӕ хъуыддаг ӕндӕрырдӕм рауад.Цӕрӕ-гойтӕй арӕзт адӕм райстой адӕймаджы хуыз,фӕлӕ сӕ удтӕ баззадысты сырдты удтау….

                                                                                                 ( Бердзенаг миф.)

Урочы цыд:

  1. Бацæттæгæнæн рæстæг.

Уазджытӕн салам раттын.

-Сывӕллӕттӕ,акӕсут ма рудзынгӕй ӕмӕ зӕгъут, цавӕр боныхъӕд у абон?

-Цавӕр зӕрдӕйы уаг уӕм ӕвзарын кӕны?

-Ӕмбарынад ӕмбӕлтты ‘хсӕн куынӕ уа,

Уӕд рауайдзӕн сӕ хъуыддагӕй хъуырдухӕн.

- Тынг мӕ фӕнды,цӕмӕй нӕ урок ауадзӕм хорз зӕрдӕйы уагыл.

2. -Сывæллæттæ,ӕрбакӕсут фыссӕн фӕйнӕгмӕ, базонут ӕмдзӕвгӕты сӕргӕнттӕ сӕ фыццаг рӕнхъытӕм гӕгӕ ӕмӕ сӕ зӕгъут. Чи у сӕ автор?

а.Къух дӕ аузын фӕразы…

Мӕй дӕ авдǣнимǣ хъазы…

(А-лол=лай!).

ӕ.Зымǣг нǣ хǣхты цух нǣ уадзы,-

Лǣджы ǣмбӕрц ӕруары мит;…

(Мӕгуыры зӕрдӕ).

б.Раджы уӕйыгмӕ лӕскъдзӕрӕн

Иу мӕгуыр лӕг цард…

(Лӕскъдзӕрӕн).

в.Гъа!Ныр ахст дӕ,цъиу,фӕлӕу

Нал аирвӕрдзынӕ,…

(Цъиу ӕмӕ сывӕллӕттӕ).

г.Фест райсомӕй лӕгау ,

Ныхс сапонӕй дӕхи….

(Лӕгау).

/ХЕТӔГКАТЫ КЪОСТА/

Ныр та лӕвӕрд хъуыдыйӕдтӕ сӕ хъуыдымӕ гӕсгӕ баххӕст кӕнут дзырдтӕй: кад,амонд, намыс, Нар(хъӕу),Леуан,(ирон)фӕндыр.Сӕвӕрут сӕ хъӕугӕ хауӕны.

1.Къоста йӕ фыд…. стыр аргъ кодта.

2.Ирон адӕм Къостайӕн кӕнынц стыр….

3.Къоста йӕ сывӕллоны бонтӕ арвыста….

4.Къоста цӕрӕнбонты бӕллыд йӕ адӕмы….

5.Къоста йе’мдзӕвгӕты ӕмбырдгонд схуыдта….

6.Къоста у Ирыстоны кад ӕмӕ….

hello_html_m16199dc1.jpg

Уӕдӕ махӕн Къоста амыдта зонд,хуыдта нӕ иудзинадмӕ,сомбоны рухс цардмӕ.

Нӕ зӕрдыл ӕрлӕууын кӕнӕм йӕ «Балцы зарӕг» ӕмӕ йӕ азарӕм.

Цавӕр литературон уацмысыл ма фебӕлӕм зондамындыл?

Эпиграфмӕ рахизын ӕмӕ йӕ бамбарын кӕнын.

3- Цы у басня?

4- Басняты сæйраг архайджытæ чи вæййынц?

- Хæдзармæ уын лæвæрд уыди ахæм хæс: бацагурут æмæ бацæттæ кæнут æрмæг зындгонд уырыссаг æмæ фæсарæйнаг басняфысджыты тыххæй. Уæ хорзæхæй, базонгæ нæ кæнут, цы зонындзинӕдтӕ райстат, уыдонимæ.

1-аг ахуырдзау: Презентаци Эзопы тыххæй.

Эзоп уыди рагон бердзенаг басняфыссæг, басняйы бындурæвæрæг. Царди æхсæзæм æнусы нæ эрæйы агъоммае. Цагъайраг кæй уыди, уымæ гæсгæ йæ бон рæстдзинад æргом дзурын нæ уыд; уый тæссаг уыд йæ цардæн. Фæсномыг ныхас кæй æрхъуыды кодта, уымæ гæсгæ йæ ном баззад куыд «Эзопы æвзаг».

hello_html_m210e0ead.jpg

Эзопæн йæ æддаг бакаст фыдуынд уыд, фæлæ уыд курдиатджын æмæ цыргъзонд адæймаг, хорз арæхстис баснятæ фыссынмæ. Йæ баснятæ фыст уыдысты прозæйæ, хуымæтæг æмæ æнцон æмбарæн æвзагæй, цыргъзонд.

Таурæгьмæ гæсгæ, Эзоп фæмард Дельфийы. Дельфийæгтæ тарстысты, сæ гæды, фæлывды митæ сын Эзоп куы рахъӕр кæна æмæ адæмы цæсты куы фæхудинаг уой, уымæй. Цæмӕй дзы фервæзой, уый тыххæй йын йæ хызыны сусæгæй нывæрдтой аргьуанæй ист сыгъзæрин къус. Схуыдтой йæ давæг, рахастой йын марыны тархон æмæ йæ къæдзӕхæй раппæрстой. Æнаххос адæймаджы кæй амардтой, уый тыххæй сыл æрцыд тынг бирæ фыдбылызтæ.

2-аг ахуырдзау: Презентаци. И.А. Крыловы тыххӕй.

hello_html_489e4b4.jpg

Уырыссаг басняфыссæг Иван Крыловы ном чи нæ фехъуыста, ахæм адæймаг тынг зын ссарæн у. Крылов райгуырд æртындæсæм февралы мин авдсæдæ æхсай фарастæм (1769) азы. Йæ фыд службæ кодта æфсады, фесгуыхт Пугачёвы растады рæстæг. Амард мæгуырæй капитаны цины. Йæ мад кæд æнахуыргонд уыд, уæддæр æрдзæй уыд тынг зондджын сылгоймаг æмæ йæ фæндыд, цæмæй йæ цот ахуыры фæндагыл ныллæууыдаиккой. Хæдзары ахуыр кодтой фыссыныл, арифметикæ ӕмӕ Хуыцаумӕ кувы- ныл. Мин авдсæдæ æвдай цыппæрæм (1774) азы Крыловы бинонтæ æрцардысты Тверы. Иванæн ахуыр кæныны фадат фæцис цыппар азы фæстæ. Бынæттон хъæздыг лæг тынг фæдис кодта лæппуйы тырнындзи- надыл ахуырмæ æмæ йын бар радта йӕ сывӕллӕттимӕ ахуыр кæнынæн. Йæхи æгъдауæй сахуыр кодта литера- турæ, математикæ, французаг æмæ италиаг æвзæгтæ.

Мин астсæдæ фарастæм (1809) азы фæзындис йæ басняты фыццаг чиныг. Йæ басняты хурмæ хаста адæймаджы аиппытæ: хиуарзондзинад, хиппæлойты, цытуарзын, æдылыдзинад, мæнгарддзинад.

3-аг ахуырдзау: Презентаци .Жан де Лафонтен у зындгонд французаг поэт æмæ басняфыссæг. Цардиæхсæрдæсæм æнусы. Йæ сывæллоны бонты фыдуаг кæй уыдис, уымæ гæсгæ йæ йæ ныййарджытæ арвыстой Парижмæ, семинарийы ахуыр кӕнынмӕ. Фӕстӕмӕ куы ӕрбаздӕхт, уӕд цард йӕ ныййарджытимӕ. Иуцасдаер рӕстӕджы фӕстӕ ногӕй Парижмӕ ацыд æмӕ литера-турон куыстыл ныллæууыд. Ныффыста дыууадæс (12) басняты чиныджы. Йæ уацмыстæ уыдысты тынг цымы- дисаг, аив æвзагæй фыст, тæлмацгонд цыдысты дунейы бирæ æвзæгтæм. Равзæрстой йæ Французаг академийы уæнгæй.


hello_html_m691bbfe5.jpg

  • Стыр бузныг. Ирон литературæйы та чи фыста баснятæ?
  • Цавæр басня сахуыр кодтам 5-æм къласы?
  • Чи нын æй æрлæууын кæндзæн нæ зæрдыл?

БИРӔГЪ ӔМӔ ХЪРИХЪУПП


hello_html_m23331f79.jpg

- Цавæр зондамындыл нӕ цайдагъ кӕны уыцы басня?

-Цавæр хорз миниуджытӕ бадардтат уӕ зӕрдыл?

  • Æвзæр миниуджытæй та дзы кæцытыл худы Къоста?

Цы зонындзинæдтæ райстам, уыдоныл ма ноджыдæр бафтаудзыстæм, цæмæй нæ миддуне хъæздыгдæр кӕна, ууыл бацархайдзыстæм.

Хъазт

  • Ныр та иучысыл ахъазæм. Нæ хъазт хуыйны «Разы стут ...?». Алы партæйыл дæр ис сыфтӕ таблицӕ- тимӕ .Цифрæтæй бæрæггнод сты фӕрстыты нымæцтæ. Мæ алы фарст дæр райдайдзынæн : «Разы стут...?» Кæд разы уат, уæд цифрӕты ныхмӕ фыссут «о» , кæд нæ, уад та «нӕ» .

Райдыдтам нӕ хъазт!

1) Разы стут,басня кӕй у цыбыр уацмыс? Йæ архайджытæ сты зайæгойтæ, сырдтæ, дзаумæттæ, фæлæ дзы ныхас фæцæуы адæймаджы миниуджытыл?

2)Разы стут, басняйы адæймаджы хорз миниуджытыл кæй фæхудынц ?

3)Разы стут, басняйы сæйраг хъуыды æмбисондæй загьд кæй æрцæуы ?

4) Разы стут, фыццаг баснятæ 2500 азы размæ кæй фæзындысты ?

5) Разы стут, Хетæгкаты Къоста баснятæ кӕй фыста ?

6)Разы стут, баснятæ чи æрхъуыды кæны, уыцы адæймаджы басняфыссæг кӕй хонынц ?

7) Разы стут, басня прозæйæ фыст кӕй вæййы ?

Кæцы фӕрстытæ уæм фæкастысты зын?

Ныр та уал уæ сыфтæ иуварс авæрут. Раст дзуаппытæ раттат æви нæ, уый та сбæрæг кæндзыстæм, нæ урочы темæ куы раргом кæнæм, уæд.

НОГ ÆРМÆГЫЛ КУЫСТ.

Радзурын таурæгь адæймаджы ӕнӕфсис æмæ гуыбындзӕлдзинады тыххæй .Байхъусут Хетæгкаты Къостайы басня «Марходарæг»-мӕ. Кæсы йæ актёр Битаты Роберт.

hello_html_22b65556.jpg

ӕ Ӕнæзонгæ дзырдтӕн равзарӕм сӕ нысаниуæг.

2. Дзырдуатон куыст:

МАРХОДАРÆГ – комдарæг адæймаг. Динылхӕцӕг адæймагæн афæдз иу мæйы дæргъы сойаг хæрын не‘мбæлы. Уыцы бæрæгбон хуыйны мархо.

Мархо чи дары, уый та - марходарæг.

УРСАГ - æхсыр æмæ æхсырæй конд хæринæгтæ.

МÆХЪИ - хохы фæхстæй хос цæмæй ластой, ахæм хъилтæ.

УÆРДÆХ - здыхст лыстæг уис, бæттæн, синаг.

ГУЫДЫНХЪУС - чъынды, гуыбындзæл, бирæхæраг.

3. Басняйы анализ

Чи сты басняйы архайджытæ?

(куыдз æмæ гæды)

Цæмæ у сæ каст сæ дыууæйæн дæр?

(сæ каст у фиумæ, сæ бæллиц- сæххæссын æм, фæлæ уыцы хъуыддаг сæ иуы къухы дæр не‘фты)

Цавæр сусæгдзинад æмбæхсынц cӕ кӕрӕдзийӕ куыдз æмæ гæды? (Сæ былыцъæрттæ хæрынц фиумæ, фӕлӕ уыцы хабарыл сæ иу дæр нæ сæтты). Басняйы тексты кæцы рæнхъытæй бæрæг у?

(Уый бæрæг у куыдзы уайдзæф «Скастæ та йæм, цы?» æмæ гæдыйы дзуаппæй «Ма тæрс, æз мæ цардæн базыдтон æгьдау... Æз нал дæн мархохор дæуау»)

- Цавæр æмбисæндтæ æрхæссын у уæ бон ацы баснямæ?

«Ӕфсисы знаг-ӕнӕфсис»

«Бирæгъӕн йе сӕфт-йӕ гуыбын»

«Ӕнӕфсис лӕг-бирӕгъдзарм»

«Фыддзӕст-зынӕфсадӕн»

«Гуыбындзӕлдзинад-ӕгадгӕнӕг»

«Хæлæггæнаг цармæ цъындæй кæсы»

« Гуыбындзæлыл йæ гуыбын комдзог цæуы»

«Гуыбын дæлейӕ,сӕр уӕлейӕ»

- Крыловы баснятæй уын уæ зæрдыл кæцы æрлæууын кодта? («Лисица и виноград» (байхъусӕн æм).

- Æнгӕс сюжет ма ис Жан де Лафонтенмæ (ахуырдзау дзуры басня)

Ныр та абарæм Къостайы æмæ Иван Крыловы баснятæ - цы сæм ис иумæйагæй æмæ цæмæй хицæн кæнынц кæрӕдзийæ. Дих кӕнӕм 2 къордыл къордтыл.

1-аг къорд сæхимæ бæрæг кæндзысты æнгæсæй сæм цы ис, уый.

2-аг къорд - сæ хицæндзинæдтæ. Æххуысæн уæ разы уыдзысты басняты тексттæ. Алы къорды номæй дæр дзуапп дæтдзæн 1 ахуырдзау:

(рæстæг 5 мин.)

Хетӕгкаты Л.К. «Марходарӕг»

 Крылов А. И. «Лисица и виноград»

-Æрмæг куыд бамбæрстат, уый сбæрæг кæнынæн сæххæст кæнут хибарæй тест. Фæнысан кæнут раст варианттæ æмæ уæ сыфтæ радæттут (2 мин).

IV.ТЕСТ

1.Басня у...

а) цыбыр радзырд

б) зондамонæн радзырд

в) цыбыр фæсномыг ныхасæй фыст уацмыс зондамындимæ

2.Басняйы архайджытæ сты...

а) адæм

б) цæрæгойтæ, мæргътæ, зайæгойтæ

в) адæм, сырдтæ

3.Баснятæ фыстой...

а)адæмы аиппытыл ахудыны тыххæй

б)хирастдарын куыд хъæуы, ууыл

в)ахудыны тыххæй

4.Йæ формæмӕ гæсгæ басняйæн вæййы...

а)комкоммæ нысаниуæг

б)фæсномыг ахæсгæ нысаниуæг

5.Басняйы вæййы...

а)хатдзæг

б)хатдзæг дзы нæй, алчи йæ æрхъуыды кæны йæхæдæг

в)хатдзæг дзы нӕ хъæуы

Раздæхæм ма нæ 1-аг таблицæмæ. Ногæй дзуапп раттæм нæ фарстатæн æмæ баххæст кæнæм 2-аг рæнхъ.

-Кæцы фарстатæм гæсгæ уæ хъуыдытæ фæхицæн сты?

-Цæмæн?

-Нæ урочы дзуапп цавæр фæрстытæн нæ райстат?

Хатдзæгтæ:

-Сывӕллӕттӕ,бамбӕрстат ӕнӕфсис ӕмӕ гуыбындзӕл адӕймаг ӕгадгӕнӕг кӕй у?

-Ссарут басняйы зондамынд рӕнхъытӕ.

-Цавӕр цардуагон уавӕртыл дзуры автор?

Ныр та уӕ алчидӕр йӕ куыстӕн аргъ скӕнӕд.

Хӕдзармӕ куыст:

1.Баснӕ «Марходарӕг» аив кӕсын.

2.Басняйы мидис рольтӕм гӕсгӕ дзурын.

Стыр бузныг,уӕ куыстӕй мӕ зӕрдӕ барухс.

Уӕ зӕрдыл бадарут мӕ фӕдзӕхст:

Ӕгъдаудзинад у дидинджыты баст,

Хӕрзиуджытӕй йӕ дидинсыфтӕ дзаг,

Ӕртонут дзы , ысбуц кӕнут уӕ цард,

Цӕмӕй мыггагмӕ баззайа уӕ кад!

hello_html_m43fae2cd.gif

ИРОН ДЗЫРДЫ ФАРНӔЙ ХАЙДЖЫН УТ!

ХӔРЗБОН!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок осетинской литературы в 6 классе

Урок – дискусси            Урочы темæ: Царды бæрзонддæр нысан Гæдиаты Цомахъы аргъау «Дыууæ дидинæджы»-мæ гæсгæ....

«Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы в старших классах».

Доклад по теме   «Виды самостоятельной работы на уроках осетинской литературы   в старших классах»....

Урок осетинской литературы в 6 классе

Технологическая карта с презентацией к уроку осетинской литературы в 6 классе на тему: Хæлардзинад æви мæнгарддзинад. Мамсыраты Дæбейы уацау «Æрдхорд»-мæ гæсгæ....

Открытый урок по родной (осетинской литературе) в 8 классе. Тема урока: Кочысаты Мухарбек "Фыдыбаста"

Открытый урок по родной (осетинской литературе) в 8 классе. Тема урока: Кочысаты Мухарбек "Фыдыбаста".Интегрированный урок...

Технологическая карта урока осетинской литературы в 5 классе

Технологическая карта урока осетинской литературы в 5 классе. Урок по басне Коста Хетагурова "Волк и журавль"....

Технологическая карта урока осетинской литературы в 9 классе

Тема "Психология осетинского народа в очерке Инала Канукова "В осетинском ауле". Прилагается презентация....

Технологическая карта урока осетинской литературы в 6 классе

Тех. карта урока осетинской литературы в 6 классе по рассказу Баракова Гино "Краса ненаглядная",Презентация прилагается...