Нравственное воспитание и его роль в развитии личности.
статья (11 класс)

Шайхразиева Альфия Фагимовна

    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

   В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.  Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях. Особенностью процесса нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание и его роль в развитии личности.

     В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, учителя пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственно-духовные ценности. Сегодня на ребенка с самого рождения обрушивается огромный массив информации:  разные социальные сети, жестокое телевидение, Интернет — все это скорее способствует размыванию нравственных норм и заставляет нас очень серьезно задуматься над проблемой эффективного нравственного воспитания.

    Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

   В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль.  Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях. Особенностью процесса нравственного воспитания является то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

    Педагоги с давних времен считали, что нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на формирование положительных качеств, но и является главной задачей школы и должно быть в центре её воспитательной деятельности. Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка.

   Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания включает:

1) словесные формы;

2) практические формы;

3) наглядные формы.

Основные источники нравственного воспитания

     Это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие обучающихся на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния на школьников имеет учебный материал, особенно по литературе и истории и обществознания. В нём содержится большое количество морально-этических суждений. На уроках учитель напрямую выводит учеников на осмысление отношений к человеку и обществу. Нравственное воспитание школьника может происходить на любом уроке.

     Предметы «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России» прочно вошли в    учебный план нашей школы. При изучении этих предметов учащимся, на доступных примерах, жизненных ситуациях  объясняются главные понятия нравственности, религии и светской этики. И здесь нам на помощь приходит сама история нашего села.

    Другим важным источником нравственного воспитания школьников является разнообразная внеклассная работа. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Индивидуальные склонности, творческие способности в более полной мере развиваются именно в этой деятельности.

Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.

Для становления этих качеств необходимы жизненные ситуации, требующие непосредственного проявления ответственности, принципиальности и инициативы. Такие ситуации возникают во внеучебной деятельности.

Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются кружки и творческие объединения КТД, факультативы, научно-практические конференции старшеклассников, массовые литературные, музыкальные, театральные праздники, выставки детских работ, различного рода школьные соревнования, конкурсы, олимпиады.

Невозможно не отметить традиционные праздники школы:

  • Праздник «Первый звонок»
  • День здоровья
  • Операция «Урожай»
  • День самоуправления
  • Осенний бал
  • Новогодние праздники
  • Военно- спортивная игра  «Зарница»
  • Праздники «Последний звонок»
  • Единые классные часы
  • День защиты детей.

       

     Классный руководитель – это человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося.   Одной из распространенных форм работы классного руководителя со школьниками является классный час. Классный час - форма работы, которая предполагает более близкое общение классного руководителя с ученическим коллективом. Опытные классные руководители знают, что порой воспитывает не столько сам « час», сколько подготовка к нему. Насколько качественно они проходят, от этого зависит в целом воспитательный процесс. Классные руководители используют различные формы проведения классных часов: беседы, в том числе круглые столы, диспуты, праздники.  

Охват внеурочной деятельностью обучающихся

  Учебный план  дополняется  системой внеурочной деятельности, обеспечивая индивидуальные потребности обучающихся  и родителей (законных представителей).

 Содержание занятий кружков включает в себя: более углубленное изучение отдельных вопросов учебной программы. Ежемесячно проводятся различные спортивные соревнования по плану спортивно-массовых мероприятий. Веселые старты, соревнования, игры и прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души. Большую работу в данном направлении проводят с нашими учениками учителя физкультуры.  В школьных кружках занято 60 % учащихся с 3 по 11 классы. Но по-прежнему, остается проблема занятости остальных учащихся. С этими учащимися и их родителями ведется целенаправленная работа. Наша задача – вовлечь каждого ребенка во внеурочную внеклассную деятельность в сфере дополнительного образования. 

 

    Среди воспитательных задач, которые стоят перед учреждением дополнительного образования детей, одной из основополагающих является задача нравственного воспитания. Детские объединения фольклорно- театральная студия «Дуслык»  и изо-студия «Радуга»  от детского Дома творчество работают в нашей школе на протяжении более  2 десятилетий. Работа этих объединений  направлена на приобщение детей традициям и духовным ценностям народа через изучение родного края и страны в целом. Народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.   Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, традиций народа осуществляются через приобщение учащихся к своей истории и произведениям народного творчества - музыкально-танцевального, художественно-прикладного.

   Работе с трудными подростками  в школе уделяется особое  внимание.  Первоочередная задача учителей вовлечение «трудных  детей»  в дополнительное образование.   

     Становлению школьника как личности могут помочь посещения школьной библиотеки, в которой при правильно организованной работе он получит дополнительную информацию в интересной и доступной для него форме. Особенно это касается младших школьников, которые еще очень восприимчивы к влиянию литературы.

    Эффективность воспитательного процесса в значительной мере определяется единством действий и деятельности различных социальных институтов, отвечающих за воспитание молодежи. Поэтому для реализации нравственного воспитания школа активно привлекает семьи учащихся, родители участвуют в проведении мероприятий, праздников. Вся работа с родителями направлена на повышение уровня воспитанности учащихся, предотвращению негативных явлений, тесное сотрудничество семьи и школы.  С детским садом «Аленький цветочек» составлен план совместной работы по преемственности. Воспитанники детского сада посещают школу с ознакомительной целью, перед ними выступают учащиеся начального и среднего звена.  

    В рамках службы сопровождения воспитательного процесса  школа в этом учебном году   работает  с специалистами службы социально- психологической помощи  молодежного центра муниципального района и представителями  центра занятости населения.  

       Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свое село,  свой край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа. Источником нравственных знаний является, прежде всего, жизненный опыт людей. Глубоким воспитательным эффектом во взаимоотношениях с людьми старшего поколения наполнены встречи с нашими дедушками и бабушками. Традицией стало проводить для них праздники «День пожилого человека»,  приглашать их на наши праздники и мероприятия, делать подарки своими руками.

Беседы с людьми старшего поколения заставляют задуматься о таких явлениях, как человечность, порядочность, забота о своих близких, любовь к своей Родине, родному краю.

Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости большую роль в нравственном воспитании оказывают представители духовенство нашего села.  При мечети работает воскресная школа.

        В школе организованы подпространства, стенды, выставки позволяющие учащимся:

изучать и осваивать:

– символы российской государственности и символы родного края;

– историю и культурные традиции;

которые позволяют узнавать:

– достижения учащихся и педагогов школы;

позволяют организовывать

–  персональные выставки, экспозиции работ;

     Особое значение в реализации  мероприятий нравственного содержания имеют социальные проекты «Накорми птиц зимой»,  «Тимуровцы» акции помощи малоимущим детям, тимуровская работа, шефство над памятником «Скорбящая мать».

  Сопутствующими формами обучения творчеству являются разнообразные читательские конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии. Экскурсии  проводятся с учащимися всех классов. В младших классах они имеют большое значение для объяснительного чтения и, прежде всего при изучении природоведения и знакомстве с окружающим миром. В средних и старших классах — при изучении наук о природе и таких предметов, как география и история, способствуют расширению кругозора и повышению уровня нравственности учащихся.

    Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. Нравственное воспитание детей должно начинаться ещё в семье. К школе ребёнок уже должен научиться различать добро и зло, хорошее и плохое, «можно» и «нельзя». Ведь именно эти простые, на первый взгляд, понятия являются фундаментом того, что мы называем «нравственное воспитание школьников».  Возможности учителя в перестройке неблагоприятных внутрисемейных отношений ограничены. Однако учитель может восполнить таким детям недостаток эмоционального комфорта особой теплотой, вниманием, заботой в школе. В каждой семье свои устои. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, истинные ценности. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье, в школе, в мире. На каждое общешкольное родительское собрание мы приглашаем с выступлениями  специалистов разного уровня.

     Но что бы не говорилось, какие бы уникальные программы не создавались, все они будут бесполезны без личного примера пользующихся у школьника авторитетом взрослых. Только на таком примере он сможет построить правильную модель взаимоотношений и взаимоуважения между людьми.

      Заканчивая своё выступление, хотелось бы сказать, что во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и нравственных убеждений.  Важная истина заключается в том, что если нет доброго воспитания, то рухнет даже могущественное государство.

Необходимо только придерживаться следующих правил:

1) подходить к этому вопросу всем, сообща, и родителям, и педагогам, и

общественности;

2) вести воспитательную работу по формированию

нравственных ценностей систематически, а не время от времени;

3) учитель, воспитатель всегда должен быть примером «нравственного и гражданского личностного поведения»

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированное обучение на уроках биологии и его роль в развитии личности учащегося.

Теоретические основы дифференцированного обучения в современной школе. Условия существования дифференцированного подхода в обучении биологии. Проверка эффективности дифференцированного подхода в обуче...

«Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности ребенка»

Родительское собрание в 6А классе с применением активных форм работы с родителями. Разработка конспекта и проведение собрания выполнены совместно с классным руководителем 6Б класса, Петровой К.А....

Родительский всеобуч "Стиль семейного воспитания и его влияние на развитие личности"

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что человек в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Но семья может выступать в качестве к...

Дифференцированное обучение на уроках физической культуры и его роль в развитии личности учащихся.

Дифференцирование обучение на уроках физической культурыОсобенности дифференцированного подхода к организации занятий по обучению двигательным действиям Дифференцированное развитие физическ...

Самообразовани"Духовно-нравственное воспитание,как одно из условийгармоничного развития личности"

Под духовно-нравственным воспитанием понимают процесс содействия духовно-нравственному становлению человека,формированию у него нравственных чувст(совести, долга,веры, ответственности, гражданственнос...

Консультация для родителей Семейные традиции и их роль в развитии личности ребенка

Семья для ребенка играет важное значение в его развитии и становлении как личности. Семья – это первый коллектив, в котором у ребенка начинают формироваться зачатки нравственности, то есть те ду...