Урок русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Описание"
презентация к уроку (5 класс)

Бурдакова Татьяна Владимировна

Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Типы речи. Описание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_rechi_opisanie_-_kopiya.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы речи. Описание

Слайд 2

1. Ул …тают жур … вли . 2. Ни…кие осенние обл …ка зав… лакивают небо. 3. С неба свет лился пр … мыми потоками. 4. В… ршины леса к… зались выпуклыми. 5. Был август. 6. На берё … ках в…сели первые пож … лтевшие листья. Орфографическая разминка

Слайд 3

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский Тип речи - описание

Слайд 4

Повествование Рассуждение Описание Вспомним изученное Повествование-это такой тип речи, где события следуют одно за другим. И каждое предложение несёт в себе что-то новое. Несколько фотографий или рисунков. Рассуждение – это такой тип речи, где нет никаких картин, рисунков, образов. Выдвигается тезис, затем идут доказательства, размышления. Описание - это такой тип речи, когда мы подробно рассказываем о предмете, его внешнем виде, свойствах, которые воспринимаются одновременно Один рисунок (фотография).

Слайд 5

Тип речи - ПОВЕСТВОВАНИЕ Я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков. Небольшой котёльчик висел над одним из огней; в нем варились картошки. Павлуша наблюдал за ними, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

Слайд 6

Тип речи-рассуждение Почему воробьи выбирают для ночлега самые освещённые места? А вот почему. К зиме филины, сычи переселяются из лесов на окраины городов и нападают на птиц. На голых деревьях в темноте они легко находят себе добычу. Это и заставляет птиц прятаться зимой от хищников в центре города. Хищники не прилетят сюда. Яркий свет ослепляет их.

Слайд 7

Тип речи - описание Костя, мальчик лет десяти, возбуждал моё любопытство своим задумчивым и печальным взором. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить.

Слайд 8

Тип речи - описание Цель описания: наглядно нарисовать словесную картину, чтобы читающий зримо представил себе предмет изображения.

Слайд 9

описание Состояния природы человека места, помещения, интерьера Обычно выделяют следующие виды описания :

Слайд 10

Состояние природы Был прекрасный июльский день. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо- лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой… ( И.С.Тургенев " Бежин луг").

Слайд 11

Первому, старшему из всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой , полурассеянной улыбкой. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок внакидку… ( И.С.Тургенев " Бежин луг"). Описание человек а

Слайд 12

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на неё - не прогнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. ( И.С.Тургенев "Муму") Описание помещения

Слайд 13

1.Общее представление о предмете. ( Каков предмет описания? ) 2.Признаки предмета, человека, явления или животного. ( Как он выглядит? ) 3.Общая оценка предмета описания. Может быть авторская оценка, вывод . ( Какие признаки для него характерны? ) Описание может заканчиваться общим впечатлением (или общим признаком). Композиция описания

Слайд 14

Задание: определить композицию текста Вот взять ягоду чернику,- та растет, и ее видишь: стебелечек тоненький тянется вверх, по стебельку, как крылышки, в разные стороны зеленые маленькие листики, и у листиков сидят мелким горошком чернички, черные ягодки с синим пушком. Она любит влажную почву. (М.М.Пришвин «Кладовая солнца»). Исследовательская работа

Слайд 15

Пришла зима! Раскинула свое … покрывало. … снег искрится под лучами … солнца, переливается! Словно … искорки вспыхивают! Зимние забавы ожидают детвору. ( слова для справок: пушистый, белый, разноцветные, яркий ) Эпитет (греч. «приложение») – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете

Слайд 16

- Теперь можно сказать, что это текст-описание ? - Какова его основная тема? - Какова его основная мысль? - Как автор подчеркивает эту красоту? Каким стилем написан этот текст? - Как можно озаглавить текст? Беседа по тексту:

Слайд 17

- Что я нового узнал на уроке? -Чему научился? -Где я применю полученные знания? Рефлексия

Слайд 18

Домашнее задание: составьте и запишите текст из 8-10 предложений на тему: «Золотая осень»