Главные вкладки

    Технологическая карта урока родной литературы (русской в 9 классе "А.А. Фет. Рассказ "Кактус"
    методическая разработка (9 класс)

    Османова Ирина Николаевна

    Технологическая карта урока № 7 родной литературы (русской) "А.А. Фет. Рассказ "Кактус"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rodnoy_literatury.docx34 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РУССКОЙ) В 9 КЛАССЕ

    Урок 7. А. А. ФЕТ. РАССКАЗ «КАКТУС»

    Цель деятельности учителя

    Формировать представление о прозе А.А. Фета; сообщить обучающимся о прозаическом творчестве А.А. Фета; познакомить с рассказом «Кактус», определить границы знания и «незнания» у девятиклассников, приступающих к изучению прозы А. Фета, начать знакомство с ней.

    Межпредметные связи

    Литература и искусство.
    Литература и русский язык.

    Тип урока

    Комбинированный.

    Планируемые образовательные результаты

    Предметные: знать о Воробьёвском периоде жизни А.А. Фета и его значении для творчества писателя; знать план анализа прозаического произведения; уметь находить изобразительно-выразительные средства; анализировать приёмы, связанные с созданием образа красоты в произведении.

    Метапредметные: уметь анализировать собственную работу; делать и обосновывать выводы на основе проведенного анализа; уметь строить рассуждение; уметь выразительно читать.

    Личностные: осознание эстетической ценности творческого наследия А.А. Фета; уважительное отношение к родному языку, любовь к родной литературе, гордость за неё; стремление к речевому самосовершенствованию.

    Методы и формы обучения

    Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, фронтальная.

    Образовательные ресурсы

    http://www.uruki.net                                   http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

    http://www.zavuch.info                               http://festival.1september.ru/subjects

    http://www.intergu.ru                                  http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

    Оборудование

    Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.

    Наглядно-демонстративный материал

    Выставка книг с произведениями А.А. Фета, репродукции портретов А. Григорьева, А. Фета, Я. Полонского, стенд «А.А. Фет», слайдовая презентация на тему «Курская Швейцария Афанасия Фета», видео «Красота», романс на стихи А.А. Фета «Только встречу улыбку твою…», кактус, роза.

    Методические приёмы

    Доклады обучающихся, чтение наизусть стихотворений, выразительное чтение прозаического произведения и его анализ.

    Опережающее задание

    Собрать сведения о Воробьёвской усадьбе и её значении для творчества А.А. Фета. Подготовить компьютерную презентацию с описанием музея-усадьбы А.А. Фета в Воробьёвке.

    ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА (СЦЕНАРИЙ) УРОКА

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формируемые умения (УУД)

    1.Мотивация к учебной деятельности

    Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

    - Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь, что в ваших душах пребывает доброе настроение и это утро вас радует! Сегодня мы будем знакомиться с жизнью и творчеством А.А. Фета Воробьёвского периода. К уроку вами были собраны сведения о Воробьёвской усадьбе и её значении для творчества А.А. Фета и подготовлена заочная экскурсия в музей-усадьбу поэта. Предоставим слово докладчикам.

    Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

    Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенство-вать имеющиеся.

    Познаватель-ные:

    Осознают учебно-познавательную задачу.

    Регулятивные: планируют в сотрудничестве с учителем и одноклассникамнеобходимые действия.

    2. Актуализа-ция знаний и пробное учебное действие

     

    Заочная экскурсия в музей-усадьбу А.А. Фета в Воробьёвке.

    Показ презентации «Курская Швейцария А. Фета».

    Слушает докладчиков.

    Заочная экскурсия в музей-усадьбу А.А. Фета. Смотрят презентацию; воспринимают на слух информацию.

    Познаватель-ные: выполняют учебно-познавательные действия в материализо-ванной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации

    Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

    Коммуника-тивные: высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    3. Выявление места и причины затруднения

    Работа с эпиграфом урока. Сообщение учителя.

    Целый мир от красоты,

    От велика и до мала,

    И напрасно ищешь ты

    Отыскать ее начало.

    Что такое день иль век

    Перед тем, что бесконечно?

    Хоть не вечен человек,

    То, что вечно, — человечно (А. Фет. 1874г.).                        

    - Это стихотворение А.А. Фета будет эпиграфом нашего урока. Как вы думаете, что хотел донести поэт до читателя своим стихотворением? Так о чём же тогда пойдёт речь на нашем уроке? Мы будем говорить о красоте, которую А.А. Фет запечатлел в своём творчестве.

    - Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф, который будет эпиграфом и вашего домашнего сочинения по рассказу А.А. Фета «Кактус».

    - А.А. Фета современники называли «певцом соловья и розы» и поэтом «чистого искусства», для которого цель поэзии заключалась в создании образа красоты.

       Следует при этом отметить, что А.А. Фет выступал не только как поэт, но и как прозаик. Прозаическое наследие А.А. Фета состоит из двух неравных частей. Меньшую его часть составляют жанры, традиционно относимые к художественным (это рассказы и повести), а большую часть – традиционно публицистические жанры (это очерки, письма, воспоминания). В своих воспоминаниях, датированных 1890-м годом А.А. Фет пишет: «В мае 1853 года, поехав к И.С. Тургеневу в Спасское, я прочитал ему – за неимением новых стихов – свою небольшую комедию. Когда я закончил, Тургенев дружелюбно посмотрел мне в глаза и сказал: «Не пишите ничего драматического. В вас этой жилки нет». Сколько раз после того мне приходилось вспоминать это верное замечание Тургенева, и ныне, положа руку на сердце, я готов прибавить: ни драматической, ни эпической».

    - Это написано А.А. Фетом в конце жизни; но если его драматургический опыт не имел продолжения, то в прозе, напротив, Фет был к этому времени автором семи художественных произведений. И пусть сам создатель ценил их невысоко – для нас они представляют несомненный интерес: и как своеобразное явление художественной прозы, и как материал для понимания личности поэта, его биографии, его мировоззрения.

    - Знакомы ли вам прозаические произведения А.А. Фета? Можете ли вы согласиться или не согласиться с авторской оценкой его прозаического творчества? Что мы должны сделать, чтобы ответить на этот вопрос? Что мы должны сделать, чтобы получить эти знания?

    Слушают учителя; обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов.

    Работают в тетрадях.

    Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

    Познаватель-ные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

    Регулятивные: осознают недостаточ-ность своих знаний.

    Коммуника-тивные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

    4. Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения

    Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности.

    Формулирует цель учебной деятельности вместе с обучающимися, принимает её на себя.

    Знакомство с рассказом А.А. Фета «Кактус» позволит нам проанализировать его художественные особенности и ответить на вопрос о правоте оценки своего прозаического творчества автором. Организует и сопровождает совместную учебную деятельность. Дополняет ответы.

    Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Соотносят поставленные задачи с высказыванием

    Познаватель-ные: извлекают необходимую информацию из объяснения, высказываний, систематизи-руют знания.

    Регулятивные: планируют необходимые действия.

    Коммуника-тивные: строят высказывания, осуществляют совместную деятельность.

    5. Творчес-кая практичес-кая деятельность по реализации построенного проекта

    Словарная работа.

    Чтение вслух обучающимися рассказа А.А. Фета «Кактус».

    Анализ прозаического произведения по алгоритму.

    Разъясняет смысл слов, трудных для понимания обучающихся.

    - Прежде, чем мы приступим к чтению, проведём работу со словами, для понимания смысла которых необходимо разъяснение:

    Благоговея богомольно… – строфа из стихотворения Пушкина «Красавица» (1832).

    Не кончив молитвы… - строфа из стихотворения Лермонтова «Есть речи значенье…» (1840).

    Туника –  лёгкое женское платье прямого покроя.

    Апофеоз - это вершина / венец всех предшествующих событий.

    Кропило - пушистая кисть, применяется в церковном обряде для окропления водой.

    Фиал - здесь: чаша.

    Грот острова Капри -  морская пещера.

    Диапазон – интервал между самыми низкими и самыми высокими звуками.

    Ровно 25 лет тому назад - в 1856 году.

    ...со старым товарищем и однокашником Аполлоном Григорьевым. - Фет и Аполлон Григорьев вместе учились в Московском университете (поступили в 1838 г.), и с 1839 г. Фет в течение нескольких лет был квартирантом в доме родителей Григорьева.

    Фильд Джон (1782 - 1837) - английский пианист, долгое время живший в России.

    Примадонна -  певица, которая исполняет первые партии в труппе.

    Грузины - район Грузинских улиц в Москве.

    Иван Васильев - в 50-х гг. XIX в. руководитель московского цыганского хора.

    Идилия - гармония, чувство абсолютного счастья.

    Под сурдинкой - тихо, приглушённо, не привлекая к себе внимания. 

    Анализ рассказа:                

    1. Творческая история, место в художественной системе писателя.

    - Рассказ «Кактус» был написан А.А. Фетом в 1881 году. До смерти писателя оставалось 10 лет. Как и другие рассказы, написанные в последнее десятилетие, «Кактус» включает в себя элементы автобиографии.

       Известно, что в конце июля 1880 года в Воробьёвской усадьбе А.А. Фета было много гостей. Среди прочих гостил его друг, писатель и художник, Яков Петрович Полонский со своим семейством. Отмечали именины жены А.А. Фета Марии Петровны. После отъезда гостей Полонские задержались у Фета, и в это время произошло одно незначительное, на первый взгляд, событие, которое нашло отражение в творчестве обоих писателей. Дело в том, что в усадьбе Фета рос редкий сорт белого кактуса, который цвёл один раз в году.

       После розы кактус был, пожалуй, одним из любимых цветов Фета. В одном из стихотворений он писал:

    Знать цветы, которых нет заветней,

    Распустились в неге самовольной?

    Знать и кактус побелел столетний,

    И банан, и лотос богомольный?Так случилось, что кактус зацвёл во время пребывания в Воробьёвке Полонского. Зная, что цветение белого кактуса продолжается всего несколько часов, желая его продлить, кто-то предложил срезать цветок и поставить его в стакан с водой.

       Увидев необычного вида цветок, полыхающий неистовым белым пламенем, яков Петрович поспешил запечатлеть его в рисунке. Но что там рисунок! Все любовались живым чудом природы. Однако к утру кактус завял и только наброски Полонского напоминали о его нездешней красоте.

       Фета же это экзотическое растение вдохновило на прозу.

       Биографичен эпизод и про цыганку Стешу. В 1856 году Фет, служа в гвардии, отпросился в годовой отпуск и проживал в Москве, поддерживая тесную связь с другом студенческой молодости Аполлоном Григорьевым.

       Прототипом «молодой гостьи» стала Ольга Ивановна Щукина, племянница Марии Петровны Фет.

       Прототипом Иванова стал управляющий фетовским имением Воробьёвка обрусевшим швейцарец Александр Иванович Иост. (Теперь стало понятно, почему Фет называл своё имение Швейцарией).

       Автобиографический материал позволил Фету обозначить свои эстетические позиции и вступить в полемику с современными философскими теориями.

    2. Род литературы (эпос – чередование сюжетных линий).

    3. Жанр (рассказ – небольшой размер, в центре – 1 событие, характеры действующих лиц даны в сформированном виде).

    4. Тема (о чём?) – вечная (о красоте);

    объекты изображения– цветущий кактус, пение цыганки.

       Впервые в художественной прозе Фета предметом изображения автора стало ВПЕЧАТЛЕНИЕ, производимое искусством на человека (как исполнительское мастерство влюблённой цыганки действует на слушателя и на саму исполнительницу).

    5. Идея (для чего?) Доказать значимость красоты для человека.

       Несмотря на то что красота хрупка и мимолетна, она вечна. Чувство красоты – прирождённое качество человека. Автор предлагает всем, кто ищет правды, обращаться к художникам, обобщая под этим понятием людей искусства. От искусства нет материальной пользы, оно призвано запечатлеть прекрасное, тем самым побуждая человека увидеть красоту и приобщая его к духовности.

    6. Проблематика (какие есть в тексте ответы на вечные и злободневные вопросы?) – философская.

    Вечные – значимость красоты: «красота вечна», «чувство красоты – врождённое качество человека».

    Злободневный – ответ философским теориям 19 века, отвергающим значение искусства: «Кто ищет истины, ищите её у художников»; влияние чувств на музыку: «Если бы не любила, разве она смогла бы петь ТАК?»

    Пафос рассказа романтический.

    Конфликт: личность и среда, локальный (разрешимый).

    7. Композиция – кольцевая.

    Красота распустившегося цветка кактуса напоминает рассказчику историю с песней цыганки, и темой разговора становится сила искусства, умеющая пробуждать любовь.

       Изначально сюжет закручивается вокруг кактуса, цветущего лишь раз в году. Фет, воспевающий любовь и природу, помогает читателю разглядеть красоту только что распустившегося, но уже начинающего увядать цветка, который, несмотря на свою незначительность, и есть одно из проявлений прекрасного, творимого природой.

       В компании, наблюдающей цветение белого кактуса, находится молодая гостья Софья Петровна, одна из приверженцев философских идей, представляющая «циничное общество», не способное замечать красоту.

    8. Композиционные приёмы:

    1) рассказ в рассказе»;

    2) антитеза:

    а) Софья Петровна, не замечающая красоту цветка, противопоставлена, приятелю автора Иванову, восторгающемуся цветением кактуса;

    б) Софья Петровна, не видящая связи между понятиями любви и музыки, противопоставлена автору, уверенному в том, что без сильных чувств невозможно исполнить ни одно произведение: «Если бы она не любила, разве смогла бы она спеть «ТАК»?

    3) монтаж (расположение двух образов рядом для рождения третьего смысла) – образы увядшего цветка кактуса и спугнутой возгласами автора и прекратившей пение цыганки Стеши заставляют задуматься о быстротечности красоты.

    9. Пространственно-временная организация художественного мира:

    Первый рассказ – 1881 год, Воробьёвка.

    Второй рассказ – 1856 год, Москва.

    10. От лица кого ведётся повествование? (Автор – рассказчик).

    11. Сюжет.

    За ужином в гостиной собралась компания, чтобы понаблюдать цветение белого кактуса. А. Фет помогает нам разглядеть красоту его цветения. Цветок кактуса, несмотря на свою незначительность, есть одно из проявлений прекрасного, творимого природой.

       Кактус – лишь вступление, помогающее использовать подлинную историю, произошедшую с писателем, в качестве ГЛАВНОЙ ТЕМЫ РАССКАЗА. История про исполнительское мастерство цыганки является ответом «философам» -современникам писателя, которые не способны были понять ценности красоты.

       Между приятелем автора Ивановым и молодой девушкой по имени Софья Петровна зашёл разговор о любви. Иванов считал, что «любовь – это самый непроизвольный, а потому самый искренний и обширный диапазон жизненных сил». Девушка же не видела связи между высоким чувством и музыкальным термином «диапазон» и оспаривала влияние любви на искусство, в данном случае – на музыку, т.к. «диапазон» - термин музыкальный.

       Софья Петровна, начитавшись философских книжек, разделяет вещи, не способные существовать отдельно друг от друга, например, любовь и музыку, что, по мнению автора, неправильно. Он считает, что без сильных чувств невозможно исполнить ни одного настоящего произведения. Автор вмешивается в разговор и рассказывает, как в молодости воочию увидел влияние любви на музыку, на исполнительское мастерство.

       Стеша, примадонна цыганского хора, была страстно, но безответно влюблена в гусара. В обычной жизни она вела себя робко (убегает при возгласах «браво»), но, когда она начинала петь, наружу выплёскивалась такая сильная страсть, тоска и безысходность от невозможности быть рядом с любимым, что доводила её до слёз. В песне Стеши было «столько неги, столько грусти, столько красоты!» - замечает рассказчик. Во время пения она раскрывала свою душу и давала выход бушевавшим внутри чувствам. Отдавшись порыву, девушка забывала о слушателях, и из глаз её текли слёзы.

       Этот порыв, по мнению автора, был ведущим в исполнительском мастерстве цыганки. («Если бы она не была влюблена, смогла бы она спеть «ТАК»?).

       Концовка рассказа возвращает нас в гостиную к ещё цветущему кактусу. Все присутствующие знают, что цветение скоро закончится. Иванов срезает цветок и ставит в стакан с водой в надежде продлить цветение. Но наутро все увидели «бездушный труп вчерашнего красавца кактуса», что вновь наводит на мысль о хрупкости и мимолётности красоты. Но автор уже предупредил читателя о том, что «красота вечна», что «чувство её – прирождённое качество человека».

    Система образов (автор-рассказчик – хозяин, гости – Иванов, Софья Петровна; Аполлон Григорьев, цыганка Стеша, руководитель хора Иван Васильев).

    12. Система изобразительных средств.

    1) Тропы:

    метафора – скрытое сравнение лепестки – «белоснежная туника», «на трепетных крыльях звуков несутся живые идеи», цветок кактуса – «волшебная пещера для фей», «лучистая звезда», «храм любви», «корчить дикую птицу»;

    метонимия – переименование предмета на основе близости (люди в хоре – хор);

    оксюморон – сочетание противоречащих друг другу понятий– «тоска дышит таким счастием» «бездушный труп вчерашнего красавца кактуса»;

    олицетворение – «оживление» неживого предмета– «цыганские песни врывались», «луна разрослась», «слёзы градом побежали»;

    сравнение – уподобление предмета по сходству - «словно вторя дрожанию колокольчика», «словно сотканной руками фей для своей царицы». «словно вынуждая нас участвовать в своём безмолвном торжестве», песни врывались «капризными вздохами», словно кованная из золота», «как испуганная птичка упорхнула»;

    эпитет – образное определение в переносном значении – «безмолвное торжество», «томительная жажда», «беззаветная преданность», беспредельная ласка», тоскующие напевы», «зовущие звуки».

     2) Фигуры речи:

     восклицание – (чтобы точнее создать образ Иванова, восторгающегося красотой) - «Боже!», «Эта волшебная пещера создана для них!», «Ведь это храм любви!»;

    просторечные слова - (чтобы точнее создать образ Аполлона Григорьева) – «Я часто таскаюсь в хор», «как они там путаются», «дело не выгорает», «девочка врезалась»;

    реминисценция – напоминание в тексте о другом художественном произведении, воспроизведение фразы – «Поэт говорит: «Благоговея богомольно перед святыней красоты», «Другой высказывает то же словами: «Не кончив молитвы, на звук тот отвечу».

    13. Литературное направление (романтизм).

    - Я бы добавила, что это смесь романтизма (восторженность), реализма (автобиографичность) и импрессионизма (попытка изобразить сиюминутное впечатление, производимого на человека красотой цветущего кактуса, исполнительским мастерством цыганки Стеши).

    14. Отношение критиков к произведению.

    - Художественная проза Фета прошла почти незамеченной у современников. Критика отнеслась к ней негативно. Поэт Алексей Жемчужников на смерть А.А. Фета в 1892 году написал стихотворение «Памяти Шеншина-Фета», в котором есть строки, отражающие оценку современниками творческого наследия писателя:

    Он пел, как в сумраке ночей

    Поёт влюблённый соловей.

    Он гимны пел родной природе;

    Он изливал всю душу ей

    В строках рифмованных мелодий.

    Он в мире грёзы и мечты,

    Любя игру лучей и тени,

    Подметил беглые черты

    Неуловимых ощущений

    Невоплотимой красоты…

    И пусть он в старческие лета

    Менял капризно имена

    То публициста, то поэта, -

    Искупят прозу Шеншина

    Стихи пленительные Фета.

    15. Выводы.

    - Сделаем выводы в конце нашего анализа. Начнём с того, что выскажем своё отношение к рассказу «Кактус». Понравился ли он вам и чем?

    Слушают учителя.

    Читают вслух рассказ А. Фета «Кактус».

    Анализируют прозаическое произведение по алгоритму.

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают вывод, что проза А.А. Фета представляет для читателей несомненный интерес и как своеобразное литературное явление, и как

    материал для понимания личности поэта, его биографии, его мировоззрения.

    А.А. Фет и в прозе остаётся верен себе. В рассказе «Кактус» он продолжает развивать основные темы своего творчества – природа, любовь, искусство, объединяемые темой красоты.

     

    Познаватель-ные: читают и слушают, извлекая нужную информацию.

    Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

    Коммуника-тивные: осуществляют совместную деятельность.

    6. Включение в систему знаний и обобщение

    Просмотр видео «Красота».

    Чтение наизусть стихотворения А.А. Фета «Если радует утро тебя…»

    Творческая миниатюра «Подари эту розу поэту».

    Обобщение сведений, оценивание

    Показывает видео «Красота», в котором звучит романс на стихи А.А. Фета «Только встречу улыбку твою…», слушает обучающихся.

    Если радует утро тебя,
    Если в пышную веришь примету,—
    Хоть на время, на миг полюбя,
    Подари эту розу поэту.

    Хоть полюбишь кого, хоть снесёшь
    Не одну ты житейскую грозу,—
    Но в стихе умилённом найдёшь
    Эту вечно душистую розу.

     - Вряд ли найдётся в русской литературе ещё один поэт, который так трепетно воспевал красоту и так трогательно писал о цветах, как А.А. Фет. Роза была его любимым цветком, он называл её «владычицей сада». Давайте подарим «эту розу поэту» в знак восхищения его творчеством.

    Смотрят видео. Читают наизусть стихотворение А.А. Фета «Если радует утро тебя…» «Дарят» розу поэту.

    Личностные: понимают значение творчества А.А. Фета.

    Познаватель-ные: приобретают умения использовать знания и умения в жизни.

    Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки.

    Коммуника-тивные: формулируют свои мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

    Заключительная беседа по вопросам

    - Что нового узнали на уроке?  Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали? Понравилось ли вам на уроке и почему?

    Какое настроение у вас сейчас?

    Проставляют оценки, делятся впечатлениями.

    8. Домашнее задание

    Сочинение в формате ОГЭ (задание 9.3) на тему «Чувство красоты» по рассказу А.А. Фета «Кактус».

    Объясняет задание.

    Записывают задание.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

    Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

    Технологическая карта урока по литературе на тему: «РУССКИЕ ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ».5 класс.

    Цели: познакомить учащихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию и истолкованию лирического произведения....

    Технологическая карта урока по литературе в 5 классе. Урок внеклассного чтения: А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт.

    Технологическая карта урока по литервтуре в 5 классе. Урок внеклассного чтения: "А.А. Фет, Ф.И. Тютчев, С.А. Есенин о родной природе. Урок-концерт"...

    Технологическая карта урока родного языка (русского) в 9 классе "Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"

    Технологическая карта к уроку № 1 "Язык и культура. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа"...

    Технологическая карта урока по литературе: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (5 класс)

    Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию л...