Рабочая программа по родной литературе 10 класс
рабочая программа (10 класс)

Ракитина Светлана Петровна

Рабочая программа по родной литературе для 10 класса включает в себя следующие разделы: "Пояснительную записку",  «Общую характеристику учебного предмета», «Место учебного предмета в учебном плане», «Содержание учебного предмета», «Тематическое планирование», «Календарно-тематическое планирование», «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса», «Результаты освоения учебного предмета и систему их оценки», "Критерии и нормы оценочной деятельности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._lit._10_kl._2020-2021.docx82.54 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел «Пояснительная записка»

Рабочая  программа по родной литературе  в 10 классе составлена на основе:

  1. Конституции  Российской Федерации;
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 5 марта 2004 г.№1089, от 03.06.2008 №164, от 31.08.2009 №320, от 19.10.2009 №427,  от 10.11.2011 №2643, от 24.01.2012 №39, от 31.01.2012 №69).
  4. Письма Министерства образования Ростовской области от 13.05.2020 №24/4.1-6874 «О направлении рекомендаций»;
  5. Письма Управления образования  Неклиновского района от 13.05.20 г. № 643 «О направлении  рекомендаций»;
  6. Приказа МБОУ Сухо-Сарматской СОШ  от 01.09.2020 г. №         «Об утверждении документации по учебно-воспитательной работе на 2020-2021  учебный год»;
  7. Устава  МБОУ Сухо-Сарматской СОШ (Приказ  №330 от 14.07.2020 г.);
  8. Федерального  перечня  учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  9. Примерной программы по учебному предмету «Родная литература» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования. 5-9 классы с учётом
  •  «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637.
  • «Концепции  программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.
  • Перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
  • Регионального компонента государственного стандарта общего образования по литературе (РО ИПК и ПРО Ростов-на-Дону, составители: Рыбникова В.Я., Ратке И.Р., Павлова Т.И. и др.).
  1. Примерной программы и тематического планирования регионального компонента литературного образования 5-11 классов Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования под редакцией В.Я. Рыбниковой.

Издательство Ростовского областного ИПК и ПРО.,2008г.

Цель изучения учебного предмета «Родная литература»:

воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  • обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  • приобщение к литературному наследию своего народа;
  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  • формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Раздел «Общая характеристика учебного предмета»

ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

В программе представлены следующие разделы:

Введение.

Поэзия второй половины 19-начала 20 века.

Проза второй половины 19-начала 20 века.

Донская проза 20 века.

Донская поэзия 20 века.

Литературная критика и литературное краеведение.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Раздел «Место учебного предмета в учебном плане»

В соответствии с учебным планом МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2020 – 2021 учебный год (ФГОС ООО) на изучение родной литературы в 10  классе выделено 0, 5  часа  в неделю. Согласно календарному учебному графику МБОУ Сухо-Сарматской СОШ на 2020 – 2021  учебный год, продолжительность учебного года в 10 классе составляет 35 учебных недель, поэтому учебный материал курса распределен на 17  часов  родной литературы.

В связи с производственным календарём количество часов в 10 классе уменьшено до 16 ч. Объединены часы по темам «Введение. Литература Дона и о Доне» и

«Отрывки из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре. Сопоставление произведений русской и донской литературы». в 1 час.

Раздел «Содержание учебного предмета»

Введение (1 ч)

Литература Дона и о Доне. Отрывки из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре. Сопоставление произведений русской и донской литературы.

Поэзия второй половины 19-начала 20 века (3 ч)

Поэтический мир И. Бунина. Любимые образы его поэзии. Стихотворения «Степь», «В степи».

Родной край в поэзии Н.Ф. Щербина. Анализ стихотворения  «Таганрогская ночь»

Лингвостилистический анализ поэтического текста (на материале стихотворения из цикла М.И. Цветаевой «Дон»).

Проза второй половины 19-начала 20 века. (4 ч)

Д.Л. Мордовцев. «Знамения времени».  

Изображение духовных исканий нового поколения демократической интеллигенции, новых веяний, новых явлений в народной жизни (фрагментарно).

П. Краснов «Цареубийцы»

Отражение в романе исторических событий, связанных с эпохой правления императора Александра Второго, с русской драмой, в основе которой убийство царя, освободившего народ от крепостного права.

А. Свирский «Ростовские трущобы»

Ростов в жизни и творчестве А.И. Свирского. Изображение «ростовского дна» в эссе «Ростовские трущобы».

Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка» (по выбору).

Глубина жизни и очарование картин природы в изображении Ф.Д. Крюкова.

Донская проза 20 века. (4 ч)

Дмитрий Петров-Бирюк «Сказание о казаках»

Изображение быта донских казаков, нравов и обычаев казачьей вольницы, в продолжение почти полувекового периода жизни донского казачества.

А.Знаменский «Красные дни»

Изображение гражданской войны на страницах романа Анатолия Знаменского «Красные дни»

Анатолий Вениаминович. Калинин «Эхо войны»

Исследование автором феномена предательства и его источника – своекорыстия, желания сохранить и приумножить свое богатство любым способом.

А.Солженицын «Захар –Калита»

Тема Родины в творчестве А.И. Солженицына (по рассказу «Захар-Калита»)

Донская поэзия 20 века. (1 ч)

Михаил Танич «На дальней станции сойду»

Литературная критика и литературное краеведение. (3 ч)

Сергей Званцев «Таганрогские были»

Изображение дореволюционного Таганрога в произведении Сергея Званцева «Таганрогские были».

В. Гиляровский «Антоша Чехонте» «О встречах в моей юности…»

Анатолий Калинин «Вешенское лето»

Художественный мир М.А. Шолохова в книге очерков Калинина «Вешенское лето»

Раздел «Тематическое планирование»

Тема

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

1

Введение. Литература Дона и о Доне.

Отрывки из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре. Сопоставление произведений русской и донской литературы.

1

Объяснение значимости чтения и изучения родной литературы, привлечение для аргументации собственного мнения.

Поэзия второй половины 19-начала 20 века (3 ч)

2

Поэтический мир И. Бунина. Любимые образы его поэзии. Стихотворения «Степь», «В степи».

1

Уметь выразительно и осмысленно читать.

3

Родной край в поэзии Н.Ф. Щербина. Анализ стихотворения  «Таганрогская ночь»

1

Анализ текстов.

4

Лингвостилистический анализ поэтического текста (на материале стихотворения из цикла М.И. Цветаевой «Дон»).

1

Анализ текстов.

Проза  второй половины XIX века –н. XX века (4 ч)

5

Д.Л. Мордовцев. «Знамения времени».  Изображение духовных исканий нового поколения демократической интеллигенции, новых веяний, новых явлений в народной жизни (фрагментарно).

1

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний

6

Роман П.Н. Краснова «Цареубийцы». Отражение в романе исторических событий, связанных с эпохой правления императора Александра Второго, с русской драмой, в основе которой убийство царя, освободившего народ от крепостного права.

1

Анализ текста. Систематизация материала.

7

Ростов в жизни и творчестве А.И. Свирского. Изображение «ростовского дна» в эссе «Ростовские трущобы».

1

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний

8

Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка» (по выбору). Глубина жизни и очарование картин природы в изображении Ф.Д. Крюкова.

1

Анализ текста. Систематизация материала.

Донская проза XX века (4 ч)

9

Трилогия Дмитрия Петрова – Бирюка «Сказание о казаках» Изображение быта донских казаков, нравов и обычаев казачьей вольницы, в продолжение почти полувекового периода жизни донского казачества.

1

Анализ текстов.

10

Изображение гражданской войны на страницах романа Анатолия Знаменского «Красные дни».

1

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

11

Анатолий Вениаминович. Калинин  «Эхо войны»

Исследование автором феномена предательства и его источника – своекорыстия, желания сохранить и приумножить свое богатство любым способом.

1

Анализ текста. Систематизация материала.

12

Тема Родины в творчестве А.И. Солженицына

 (по рассказу «Захар-Калита»).

1

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Донская поэзия XX века (1 ч)

13

Анализ стихотворения М. Танич «На дальней станции сойду».

1

Анализ текста.

Литературная критика и литературное краеведение (3 ч)

14

Изображение дореволюционного Таганрога в произведении Сергея Званцева «Таганрогские были».

1

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

15

В. Гиляровский «Антоша Чехонте». «О встречах в моей юности…»

1

Анализ текста. Систематизация материала.

16

Художественный мир М.А. Шолохова в книге очерков Калинина «Вешенское лето». Защита проектов.

1

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Итого:

16

Раздел «Календарно-тематическое планирование»

Тема

Кол-во часов

Тип урока

Элементы минимального содержания образования

Основные виды деятельности

Требования к  результату

Вид контроля

Материально-техническое обеспечение и дополнительная литература

План

Факт

I четверть (4 ч)

Введение (1 ч)

1

Введение. Литература Дона и о Доне.

Отрывки из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре. Сопоставление произведений русской и донской литературы.

1

Урок общеметодической направленности

Особенности развития литературы  Дона как национально-культурной ценности народа.

Отрывки из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре. Сопоставление произведений русской и донской литературы.

Беседа, конспектирование, составление связных высказываний, выразительное чтение, анализ художественных отрывков и их сопоставление.

Личностные: формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Предметные: научиться различать произведения жанров фольклора, использовать их в устной и письменной речи,  определять жанровое своеобразие фольклора и литературы.

Метапредметные:

Познавательные: уметь осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, определять понятия.

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи.

Выразительное чтение (эмоциональный отклик и выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ отрывков.

Отрывки из историко-литературных текстов о донском казачестве, его истории, культуре.

08.09

Поэзия второй половины 19-начала 20 века (3 ч)

2

Поэтический мир И. Бунина. Любимые образы его поэзии. Стихотворения «Степь», «В степи».

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний

Особенности поэтического  мира И. Бунина. Любимые образы поэзии И. Бунина. Стихотворения «Степь», «В степи».

Беседа, работа с текстом, анализ поэтических текстов.

Личностные:развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Предметные:воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя.

Познавательные УУД:овладение навыками смыслового чтения,осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя).

Оценка устной работы. 

Видеопрезентация.

22.09

3.

Родной край в поэзии Н.Ф. Щербина. Анализ стихотворения  «Таганрогская ночь»

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний

Особенности поэтического  мира Н.Ф. Щербина. Родной край в поэзии Н.Ф. Щербина. Анализ стихотворения  «Таганрогская ночь»

Беседа, работа с текстом, анализ поэтических текстов.

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Видеоматериал.

06.10

4.

Лингвостилистический анализ поэтического текста (на материале стихотворения из цикла М.И. Цветаевой «Дон»).

1

Урок - практикум

Особенности поэтического  мира М.И. Цветаевой. Лингвостилистический анализ поэтического текста (на материале стихотворения из цикла М.И. Цветаевой «Дон»).

Беседа, работа с текстом, лингвостилистический анализ поэтических текстов.

Личностные:развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи

Предметные:воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя.

Познавательные УУД:овладение навыками смыслового чтения,осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные УУД:учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя).

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Видеоматериал.

20.10

II четверть (3 ч)

Проза  второй половины XIX века –н. XX века (4 ч)

5.

Д.Л. Мордовцев. «Знамения времени».  Изображение духовных исканий нового поколения демократической интеллигенции, новых веяний, новых явлений в народной жизни (фрагментарно).

1

Комбинированный урок

Д.Л. Мордовцев. Слово о писателе. «Знамения времени».  Изображение духовных исканий нового поколения демократической интеллигенции, новых веяний, новых явлений в народной жизни (фрагментарно).

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Личностные:воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину

Предметные:понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей.

Познавательные УУД:владеть различными видами аудирования, перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:планирования и регуляции своей деятельности; владение устной монологической контекстной речьювыступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Оценка устной работы.

Портрет писателя..

17.11

6.

Роман П.Н. Краснова «Цареубийцы». Отражение в романе исторических событий, связанных с эпохой правления императора Александра Второго, с русской драмой, в основе которой убийство царя, освободившего народ от крепостного права.

1

Урок-диспут

Роман П.Н. Краснова «Цареубийцы». Отражение в романе исторических событий, связанных с эпохой правления императора Александра Второго, с русской драмой, в основе которой убийство царя, освободившего народ от крепостного права.

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Личностные:развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные:участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.

Познавательные УУД:осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения

Коммуникативные УУД:слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Оценка устной работы.

Портрет писателя.

01.12

7.

Ростов в жизни и творчестве А.И. Свирского. Изображение «ростовского дна» в эссе «Ростовские трущобы».

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний

Ростов в жизни и творчестве А.И. Свирского. Изображение «ростовского дна» в эссе «Ростовские трущобы».

Анализ текста. Беседа.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные:характеризовать нравственную позицию героев;формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.

Познавательные УУД:осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя.

Оценка анализа текста.

Портрет писателя. Презентация.

15.12

III четверть (5 ч)

8.

Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка» (по выбору). Глубина жизни и очарование картин природы в изображении Ф.Д. Крюкова.

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний

Ф.Д.Крюков «Счастье», «Казачка» (по выбору). Глубина жизни и очарование картин природы в изображении Ф.Д. Крюкова.

Беседа, работа с текстом, анализ прозаических текстов.

Личностные:развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Предметные:анализировать, формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.

Познавательные УУД:осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Презентация.

12.01

Донская проза XX века (4 ч)

9.

Трилогия Дмитрия Петрова – Бирюка «Сказание о казаках» Изображение быта донских казаков, нравов и обычаев казачьей вольницы, в продолжение почти полувекового периода жизни донского казачества.

1

Комбинированный урок

Трилогия Дмитрия Петрова – Бирюка «Сказание о казаках» Изображение быта донских казаков, нравов и обычаев казачьей вольницы, в продолжение почти полувекового периода жизни донского казачества.

Работа с прозаическими  текстами. Систематизация материала.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные: анализировать, формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы.

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Презентация. Толковый словарь.

26.01

10.

Изображение гражданской войны на страницах романа Анатолия Знаменского «Красные дни».

1

Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний

А. Знаменский. Слово о писателе. Роман «Красные дни». Изображение гражданской войны на страницах романа.

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные: отстаивать свою позицию; давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя).

Оценка устной работы.

Портрет писателя.

09.02

11.

Анатолий Вениаминович. Калинин  «Эхо войны»

Исследование автором феномена предательства и его источника – своекорыстия, желания сохранить и приумножить свое богатство любым способом.

1

Комбинированный урок

А. И. Калинин. Слово о писателе. «Эхо войны».

Исследование автором феномена предательства и его источника – своекорыстия, желания сохранить и приумножить свое богатство любым способом.

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Личностные: : развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные:характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя.

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Презентация.

02.03

12.

Тема Родины в творчестве А.И. Солженицына

 (по рассказу «Захар-Калита»). 

1

Урок - диспут

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Захар-Калита». Тема Родины в рассказе.

Анализ текста. Систематизация материала.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные: характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя.

Оценка анализа текста и устных выступлений.

Портрет писателя. Презентация.

16.03

IV четверть (4 ч)

Донская поэзия XX века (1 ч)

13

Анализ стихотворения М. Танич «На дальней станции сойду».

1

Урок практикум.

Анализ стихотворения М. Танич «На дальней станции сойду».

Устные сообщения учащихся, аналитическая работа

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные: характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя.

Оценка результатов устной работы

Портрет М.  Танича.

06.04

Литературная критика и литературное краеведение (3 ч)

14

Изображение дореволюционного Таганрога в произведении Сергея Званцева «Таганрогские были».

1

Урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков

С. Званцев. Слово о писателе. «Таганрогские были». Изображение дореволюционного Таганрога в произведении.

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Личностные: развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Предметные: характеризовать нравственную позицию героев; формулировать художественную идею произведения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы.

Познавательные УУД: осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения.

Коммуникативные УУД: уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя.

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Презентация.

20.04

15

В. Гиляровский «Антоша Чехонте». «О встречах в моей юности…»

1

Комбинированный урок

В. Гиляровский. Слово о писателе. «Антоша Чехонте». «О встречах в моей юности…»

Беседа, работа с текстом, составление связных высказываний.

Оценка устной работы.

Портрет писателя. Презентация.

04.05

16

Художественный мир М.А. Шолохова в книге очерков Калинина «Вешенское лето»

Защита проектов

1

Комбинированный урок

Художественный мир М.А. Шолохова в книге очерков Калинина «Вешенское лето»

Защита проектов

Выполнение и защита проектов учащихся.

Проекты учащихся

ИКТ

18.05

Итого:

16

Раздел «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»

Литература для учителя :   Программно- методические  материалы 5-11 классы под редакцией В.Я. Рыбниковой. Ростов-на-Дону. Издательство областного ИПК и ПРО., 2015г.

Литература для учащихся:  

1. «Литература Дона» Хрестоматия для чтения в 10-11 классах. –Ростов н/Д:ЗАО «Книга», 2005.-512с.                                                    

2.«Край родной». Хрестоматия для чтения для учащихся 10-11 классов на региональном материале. Авторы: Небратенко В. Б. , Яцык, В., Д. Баро Пресс 2

     Литература:

  1. Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение»,2004.
  2. Литература. Сборник тренировочных тестов. Под ред. Е.А.Самойловой. Москва, Экзамен, 2017.
  3. Литературное творчество учащихся в школе. Под ред. Н.Р.Бершадской, В.З.Халимова. Москва, «Просвещение», 2004.
  4. Лопатин В.В. Толковый словарь современного русского языка / В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. – М.: Эксмо, 2011. – 928с. – (Библиотека словарей ЭКСМО).
  5. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н.Тихонов (рук. авт. кол.), А.Г.Ломов, Л.А.Ломова. – М.: Рус. яз. – Медиа, 2003. –с.336
  6. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с. – (Школьные словари русского языка).
  7. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П.А.Лекант, В.В.Леденева. – М.: Просвещение, 2005. – 168 с.
  8. Школьный словарь иностранных слов / В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая и др.; Под ред. В.В.Иванова. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 288 с.
  9. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся / М.Р.Львов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2003. 271 с.

Электронные ресурсы:

  1. ЭОР – http://fcior.edu.ru/
  2. ФИПИ – http://www.fipi.ru/

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  1. Учебная литература;
  2. справочная литература;
  3. иллюстративный, раздаточный и дидактический материал;
  4. технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся:презентации,  ресурсы  сети  Интернет,  учебные фильмы, аудиозаписи.

Раздел «Результаты освоения учебного предмета и система их оценки»

Личностные результатыизучения предмета родная (русская) литература являются:  

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие чувства прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность русской речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

 потребность в самовыражении через слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты художественной литературы, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Учащийся  научится:

понимать литературу как одну из национально-культурных ценностей русского народа;

уважительно относиться к родной литературе;

оценивать свои и чужие поступки;

проявлять внимание, желание больше узнать.  

понимать определяющую роль родной литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Метапредметными результатами изучения курса родная (русская) литература является формирование УУД.  

Регулятивные УУД:  

 формулировать в сотрудничестве с учителем проблему и цели урока; способствовать к целеполаганию, включая постановку новых целей;  

 анализировать в обсуждении с учителем условия и пути достижения цели;

совместно с учителем составлять план решения учебной проблемы;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Учащийся научится:

планированию пути достижения цели;

установлению целевых приоритетов;  

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

учитывать условия выполнения учебной задачи;

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия».

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений.  

Познавательные УУД:

овладение навыками смыслового чтения;

извлекать информацию (в сотрудничестве и при поддержке учителя), представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

 перерабатывать в сотрудничестве с учителем и преобразовывать информацию из одной формы в другую (переводить сплошной текст в план, таблицу, схему и наоборот: по плану, по схеме, по таблице составлять сплошной текст);  

излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;  

пользоваться словарями, справочниками;  

осуществлять анализ и синтез;  

устанавливать причинно-следственные связи;  

строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты художественной литературы; технология продуктивного чтения.  

Учащийся научится:

строить сообщение в устной форме;

находить в художественном тексте ответ на заданный вопрос;

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.  

осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные УУД:

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (при поддержке направляющей роли учителя);

уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;  

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

 уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером при непосредственной методической поддержке учителя;  

 уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (в том числе и помощь учителя);  

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра;  

 выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Учащийся научится:

устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы.

продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Все виды личностных и метапредметных УУД развиваются на протяжении обучения ребенка в 5 – 9  классах. Приращением в данных действиях становится глубина внутреннего осознания значимости данных действий и степень самостоятельности их применения.

Предметными результатами изучения курса родная (русская) литература является сформированность следующих умений:

осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Учащийся научится:

владеть различными видами пересказа,

пересказывать сюжет;

выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;

характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;

находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;

определять родо-жанровую специфику художественного произведения;

выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;

выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;

ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;

 пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

Устное народное творчество

Учащийся научится:

видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

пересказывать сказку, чѐтко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для сказки художественные средства;

учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения.

Древнерусская литература

Учащийся научится:

характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений древнерусской литературы;

характеризовать исторических персонажей прочитанных произведений;

формировать вывод о пафосе и идеях произведений древнерусской литературы.

Русская литература XIX—XX вв.

Учащийся  научится:

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;

выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

характеризовать нравственную позицию героев;

формулировать художественную идею произведения;

формулировать вопросы для размышления;

участвовать в диспуте и отстаивать свою позицию;

давать психологическую характеристику поступкам героев в различных ситуациях;

создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других видах искусства, аргументировано оценивать их;

выразительно читать произведения лирики;

вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

Критерии и нормы оценочной деятельности.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русской родной литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

Разнообразие словаря и грамматического строя речи;

Стилевое единство и выразительность речи;

Число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать
  2. самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  3. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  4. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
  5. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках.

Ошибки и недочеты в сочинениях.

Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка – это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет – это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет – с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет – это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.

Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:

- повторение одного и того же слова;

- однообразие словарных конструкций;

- неудачный порядок слов;

- различного рода стилевые смешения.

Ошибки в содержании сочинений.

Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.

Фактические ошибки всочинении:

искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.

Логические ошибки

-нарушение последовательности в высказывании;

-отсутствие связи между частями сочинения и между предложениями;

-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;

-раздробление одной микротемы другой микротемой;

-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;

-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  1. употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  2. неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  3. нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  4. употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  5. пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
  6. стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  1. неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
  2. неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей;
  3. смешение лексики разных исторических эпох;
  4. употребление штампов.

Речевые ошибки в построении текста:

  1. бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  2. нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
  3. стилистически неоправданное повторение слов;
  4. неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
  5. неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок

  1. Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические.
  2. Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихнийулыбающий ребенок; ложит и т.д.)
  3. Синтаксические

а) Ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;

- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;

- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;

- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;

- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.

В) ошибки в структуре сложного предложения:

- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;

- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо «юю» по правилу написано другое.

К негрубым относятся ошибки:

  1. В исключениях из правил;
  2. В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
  3. В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
  4. В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
  5. В написании ы и и после приставок;
  6. В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
  7. В собственных именах нерусского происхождения;
  8. В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  9. В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по родной литературе в 12 классе

12-ги класстың «Тыва чогаал» эртемин өөредирде ортумак ниити өөредилгеге хамаарыштыр «Россия Федерациязының өөредилге дугайында» Федералдыг хоойлузунга 29.12.2012 № 273, Россияның өөредилге болгаш эрт...

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...