Рабочая программа по родной литературе для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Талалаева Галина Петровна

Рабочая программа учебного курса "Родная литература" предназначена для изучения в 9 классе и соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_rodnoy_literature_dlya_9_klassa.docx34.65 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганская средняя  общеобразовательная школа

Комаричского  района Брянской области

    Рассмотрено                                   Согласовано                                                          Утверждаю                                              

 

Руководитель МО                    Заместитель директора по УВР                             Директор школы

________Г.И.Добренкова        _______В.А.Буланцова                                       _____И.В.Пальченкова

                                                                                                                                             

     

РАБОЧАЯ      ПРОГРАММА

по учебному курсу

« Родная литература»

9 класс

Программу составила

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Талалаева Г, П.

Год составления программы---2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Родная литература» для  9 класса составлена в соответствии с  требованиями следующих нормативных документов:

       1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

       2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2013 №1577 «О внесении изменений  в ФГОС ООО, утверждённый приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897

      3. .«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

      4.   «Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155.

Рабочая программа по родной литературе для 9 класса составлена на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования . /Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Составитель -Е.С.Савинов. М. «Просвещение», 2011/, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 классы/М.Просвещение 2011/ , авторской программой В.Я.Коровиной /Рабочая программа по литературе 5-9 классы . Авторы : В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, Н.В.Беляева/

Цели и задачи программы

Цель программы: воспитание уважительного и бережного отношение к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.  

Задачи:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
  •  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
  •  приобщение к литературному наследию своего народа;
  •  формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
  •  формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.

Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике.

Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников, как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.

Общая характеристика учебного курса

 ФГОС ООО признает приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ и уважающего его традиции, язык и культуру.   Изучение родной литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.  Родная литература как культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка в качестве школьного предмета посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству.

Содержание программы каждого класса включает в себя произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственно-ценностную роль.  Критерии отбора художественных произведений для изучения: высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, культурно-исторические традиции.  

Место учебного курса «Родная литература»

Учебный предмет «Родная (русская) литература» как часть образовательной области «Родной язык и литература» тесно связан с предметом «Родной язык». Родная литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной родной речью.  

Программа учебного предмета «Родная литература» предназначена для изучения в 5-9 классах и рассчитана в 9 классе на 34 часа.  

Виды и формы контроля:  

  • письменный ответ на вопрос;
  • аннотация
  • отзыв о произведении,
  • выразительное чтение (чтение наизусть);
  • сочинение  

1.      Планируемые результаты освоения учебного предмета

  Личностные  результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе:

   Обучающийся  научится :

   - воспитанию российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отече-ству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - - осознанию своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоению гуманистиче-ских, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное мно-гообразие современного мира;

- формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способнос-ти вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 Обучающийся получит возможность научиться

- развитию морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- целостному, социально-ориентированному пониманию мира в его органичном единстве и разнообразии

- осознанию значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

 

    Регулятивные результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе

   Обучающийся научится:

-  самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность под руководством учителя;

- владеть всеми видами речевой деятельности:

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения речевого высказывания

   Обучающийся получит возможность научиться

- планированию пути достижения цели; установлению целевых приоритетов;  

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием

- осуществлять  контроль успешности своей учебной  деятельности

- овладению приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умению вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации

Познавательные  результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе

  Обучающийся научится

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой

  Обучающийся получит возможность научиться:

- владению общими приемами решения проблемных ситуаций

- умению организовать учебную деятельность, понимая порядок работы, и находить для этого эффективные приемы

Коммуникативные  результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе

   Обучающийся научится

- умению осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения; аргументировать свою точку зрения;

задавать вопросы;

- продуктивно разрешать конфликты на основе учѐта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

- умению выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях

-формулировать, аргументировать и корректно отстаивать своё мнение;

  Обучающийся получит возможность научиться

- участию в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способности осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения;  оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления

-участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные  монологические  высказывания  разной  коммуникативной направленности  в  зависимости  от  целей,  сферы  и  ситуации  общения  с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета

Предметные  результаты освоения программы по родной литературе в 9 классе

   Обучающийся научится:

- пониманию родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

- владеть навыками анализа художественного произведения;

- находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой мане-ры писателя, определять их художественные функции;

-выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения

- уметь видеть авторский замысел в произведении

  Обучающийся получит возможность научиться:

- обеспечению культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

- воспитывать квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способно-го аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего харак-тера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

- развитию способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

- осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; испытывать потребность в систематическом чтении

- воспринимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни

Содержание учебного предмета

1. Введение ( 1 ч)

   Своеобразие курса родной литературы в 9 классе. Значение художественного произведения

 в культурном наследии страны

2. Древнерусская литература ( 2 ч.)

   Жанровое богатство древнерусской литературы. Традиции древнерусской литературы. Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли.

   Воинская повесть «Повесть о разорении Рязани Батыем». Героические темы и мотивы

3. Литература XVIII века ( 2 ч)

   Русские баснописцы 18 века. Басня « Ворона и лиса» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова. Аллегория как средство художественной выразительности

   Н.М.Карамзин  «Сиерра Морена». Тема трагической любви. Мотив вселенского одиночества

4. Литература XIX века  ( 7 ч.)

    Поэты пушкинской поры.  Е.А.Баратынский «Разуверение», А.А. Дельвиг « Элегия». Д.В.Давыдов «Песня старого гусара».Традиции и новаторство в творчестве

   А.К.Толстой  Баллады . «Князь Михайло Репнин». Исторический рассказ о героическом поступке в эпоху Ивана Грозного

   К.М.Станюкович «Рождественская ночь». Тема милосердия и веры в человека

   И.С.Тургенев  «Перепёлка». Случай на охоте, Самоотверженная «материнская « любовь птиц.

   Л.Н. Толстой  «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. «Свечка», « Три старца». Путь к душе человека

   А.П.Чехов « В рождественскую ночь». Иронический парадокс в рождественском рассказе. Нравственное перерождение героини

   Сочинение « Что такое сострадание ?»

5. Литература XX века ( 22 ч.)

   И.А.Бунин «Холодная осень». Тема любви в рассказе

   М.Горький «Сказки об Италии»  Сказочность в реальной жизни

   А.Н.Толстой «Гадюка». Человеческие судьбы в годы Гражданской войны

   Л.Пантелеев « Гвардии рядовой». Подвиг Александра Матросова

   Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки». История о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о дружбе, смелости и стойкости

   Ю. В. Друнина «Зинка», «Я только раз видала рукопашный…», « Всё грущу о шинели». Тема войны в лирике

   В.О.Богомолов «Иван». Смысл названия рассказа. Война и дети

   В.П.Астафьев, «Шинель без хлястика». Красота материнского подвига

   Сочинение « Хотят ли русские войны?»

   В.А.Солоухин  «Под одной крышей». Житейский сюжет рассказа. Проблемы взаимоотношений в семье

   Ю.В. Бондарев «Простите нас!» Тема благодарности в рассказе

   А.Г.Алексин « Ты меня слышишь?» Душевная чуткость героини

   С.А. Баруздин «Тринадцать лет». Чувство долга, истинная и ложная красота

   Е.А.Евтушенко «Картины детства». Взгляд на вопросы нравственности

   Сочинение « Что такое доброта?»

   А.И.Солженицын  Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о судьбе России

   В.Н. Крупин «Босиком по небу». Красота вокруг нас

   В.Г.Распутин « Я забыл спросить у Лёшки». Тема истинной дружбы

   С.Г.Георгиев « Собаки не ошибаются» Равнодушие и истинная гуманность

   В.С.Токарева « Рождественский рассказ». Прощение как нравственный выбор героини

   Т.В.Михеева  « Островитяне». Повесть о первой любви. «Лёгкие горы». Дом, семья, взаимовыручка в повести  ( по выбору)

   Творчество поэтов Брянской области ( по выбору). Любовь к малой родине

 

                                           

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

 Значение художественного произведения в культурном наследии страны.

1

2.

Особенности развития древнерусской литературы. «Задонщина». Тема единения русской земли

1

3

Воинская повесть « Повесть о разорении Рязани Батыем». Героические темы и мотивы

1

4

Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса» В.К.Тредиаковского и А.П.Сумарокова. Аллегория как средство художественной выразительности

1

5

Н.М.Карамзин «Сиерра Морена». Тема трагической  любви. Мотив вселенского одиночества

1

6

Поэты пушкинской поры. Е.А.Баратынский «Разуверение». А.А. Дельвиг « Элегия». Д.В.Давыдов « Песня старого гусара».

1

7

А.К.Толстой «Князь Михайло Репнин». Героический поступок в эпоху Ивана Грозного

1

8

К.М.Станюкович « Рождественская ночь». Тема милосердия и веры в человека

1

9

И.С.Тургенев  «Перепёлка». Случай на охоте. Самоотверженная «материнская» любовь птиц

1

10

Л.Н.Толстой «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. « Свечка». «Три старца».

1

11

А.П.Чехов « В рождественскую ночь». Нравственное перерождение героини

1

12

Сочинение «Что такое сострадание?»

1

13

И.А.Бунин «Холодная осень». Тема любви в рассказе

1

14

М.Горький «Сказки об Италии». Сказочность в реальной жизни

1

15

А.Н.Толстой «Гадюка». Человеческие судьбы в годы Гражданской войны

1

16

Л.Пантелеев «Гвардии рядовой». Подвиг Александра Матросова

1

17

Л.Кассиль «Дорогие мои мальчишки». История о жизни детей в годы Великой Отечественной войны, о дружбе, смелости и стойкости

1

18

Ю.В. Друнина «Зинка». «Я только раз видала рукопашный…». Тема войны в лирике

1

19

О.В.Богомолов «Иван». Смысл названия рассказа, Война и дети

1

20

В.П.Астафьев « Шинель без хлястика». Красота материнского подвига

1

21

Сочинение «Хотят ли русские войны ?»

1

22

В.А.Солоухин «Под одной крышей». Житейский  сюжет рассказа. Проблемы взаимоотношений в семье

1

23

Ю.В.Бондарев «Простите нас !». тема благодарности в рассказе

1

24

А.Г.Алексин «Ты меня слышишь?» Душевная чуткость героини

1

25

С.А.Баруздин «Тринадцать лет». Чувство долга, истинная и ложная красота

1

26

Е.А.Евтушенко « Картины детства». Взгляд на вопросы нравственности

1

27

Сочинение « Что такое доброта ?»

1

28

А.И.Солженицын Цикл «Крохотки» - многолетние раздумья  автора о человеке, о природе, о судьбе России.

1

29

В.Н.Крупин « Босиком по небу». Красота вокруг нас

1

30

В.Г.Распутин « Я забыл спросить у Лёшки». Тема истинной дружбы

31

С.Г.Георгиев «Собаки не ошибаются». Равнодушие и истинная гуманность

1

32

С.В.Токарева «Рождественский рассказ». Прощение как нравственный выбор героини

1

33

Т.В.Михеева « Островитяне». Повесть о первой любви. «Лёгкие горы». Дом, семья, взаимовыручка в повести (по выбору)

1

34

Творчество поэтов Брянской области (по выбору) Любовь к малой родине

1

Примерные темы проектных и исследовательских работ

9 класс

  1. Говорящие фамилии в произведениях русских  писателей
  2. Литературные премии
  3. Памятники литературным героям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по родной литературе 6 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 6 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 7 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 7 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 9 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 9 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 10 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 10 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...

Рабочая программа по родной литературе 11 класс

2016-2017 уерэх дьылыгар 11 кылааска саха литературатын уерэтиини суруннуур бырагыраама...