Презентация на тему "Антонимы в речи" (5 класс)
презентация к уроку (5 класс)

Комзолова Анна Сергеевна

Данная разработка направлена на достижение нескольких целей: познакомиться с понятием «антонимы», уметь находить антонимы в тексте и использовать их  в речи, развить словарный запас.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon antonimy_v_rechi_5_klass.ppt1.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1 2 3 4 5 6 7 8 Л Е К С И К А П Е Р Е Н О С Н О Е С Т А Т Ь Я М Н О Г О З Н А Ч Н Ы Е С И Н О Н И М Ы С Л О В А Р И Г Р А М М А Т И Ч Е С К О Е О М О Г Р А Ф Ы 1. Все слова образуют словарный состав или _ _ _ _ _ _ _ 2. Укажите значение «звезда» в словосочетании «на экране сияют звёзды» – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Каждое слово описывается в отдельной словарной _ _ _ _ _ _ 4. Слова, имеющие много значений, называются _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению – это _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Лексикография – наука, которая занимается составлением _ _ _ _ _ _ _ 7. Слово имеет два значения: лексическое и _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и значением (разновидность омонимов) – это _ _ _ _ _ _ _ _

Слайд 2

1. Все слова образуют словарный состав или _ _ _ _ _ _ _ 2. Укажите значение «звезда» в словосочетании «на экране сияют звёзды» – _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3. Каждое слово описывается в отдельной словарной _ _ _ _ _ _ 4. Слова, имеющие много значений, называются _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 5. Слова одной и той же части речи, которые звучат и пишутся по-разному, но одинаковы или близки по значению – это _ _ _ _ _ _ _ _ 6. Лексикография – наука, которая занимается составлением _ _ _ _ _ _ _ 7. Слово имеет два значения: лексическое и _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 8. Слова, которые пишутся одинаково, но различаются ударением и значением (разновидность омонимов) – это _ _ _ _ _ _ _ _

Слайд 3

АНТОНИМЫ

Слайд 4

Цель: познакомиться с понятием «антонимы»; уметь находить антонимы в тексте и использовать их в речи; развить словарный запас

Слайд 5

Прочитать стихотворение Д.Чиарди «Наоборот», сформулировать к нему задание. Нам с тобой Пришел черед Сыграть игру «Наоборот». Скажу я слово Высоко, А ты ответишь Низко. Скажу я слово Далеко, А ты ответишь … (близко) Скажу я слово потолок, А ты ответишь … (пол) Скажу я слово потерял, И скажешь ты… ( нашел) Скажу тебе я слово Трус, Ответишь ты… (храбрец) Теперь Начало я скажу. Ну, отвечай …! (конец)

Слайд 6

старый молодой зима лето

Слайд 7

закат рассвет ночь день

Слайд 8

Какие части речи могут быть антонимами? Исследуем! Возвышенность Низменность Громкий Тихий Закрывать Открывать Высоко Низко В дом Из дома Подлететь Отлететь Существительные Прилагательные Глаголы Наречия Предлоги Приставки

Слайд 9

Антонимы ( от греч. anti – «против», onyma – «имя») – слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слайд 10

Найдите пару Качество Время Место Цвет Размер Состояние Действие Количество вчера черный жарко мало мягкий далеко большой говорить твердый близко маленький холодно молчать много сегодня белый

Слайд 11

Дописать пословицы и поговорки. Подчеркнуть антонимы. Доброе слово дом построит, а злое дом разрушит. Ученье - свет, а неученье – тьма. Труд человека кормит, а лень портит. Корень ученья горек, а плод его сладок. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Слайд 12

Антонимы многозначного слова мягкий (свежий) хлеб – чёрствый хлеб мягкий (тёплый) – суровый климат мягкие (размеренные) движения – резкие движения

Слайд 13

Подберите антонимы к многозначным словам. Составьте предложение с этими антонимами. 1. Старый дом, старый человек, старая мода. 2. Лёгкая ноша, лёгкое решение.

Слайд 14

Алгоритм I шаг Слова отвечают на один вопрос II шаг Слова являются одной и той же частью речи III шаг Слова имеют противоположное значение

Слайд 15

С 264, № 377

Слайд 16

Составьте текст из 3-4 предложения, используя антонимы. Тема «Зима» («Зимний лес») Холодно-тепло Белый-черный Редкий-густой Вечерний-утренний Веселый-грустный

Слайд 17

Найдите и выпишите ошибку 1) нижний – верхний 2) огромный – маленький 3) опоздать – задержаться 4) умный – глупый 5) утро – вечерком

Слайд 18

Я узнал… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение…

Слайд 19

Домашнее задание Параграф 61, № 375 Сочинить небольшую сказку, используя в ней антонимы .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к уроку развития речи в 5 классе "Такие разные письма"

Учебная презентация "Такие разные письма" содержит иллюстративный и текстовый материал для вариативного использования на уроках развития речи, риторики в 5 классе. С помощью данного материала можно вы...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)

На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...

Презентация к уроку развития речи по теме "Описание как тип речи. Анализ текстов описаний. Структура описания".

Презентация необходима для провдения урока по теме "Описание как тип речи.  Анализ текстов описаний. Структура описания"....

Презентации к занятиям курса "Речь": Школа развития речи. Автор Соколова Т.Н. 1 класс, 1 полугодие.

Презентации разработаны в соответствии с методическими рекомендациями для учащихся 1 класса, что поможет учителю проводить занятия интересно и наглядно....

Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"

Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка  в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...

Презентация к уроку развития речи "Стили речи".

В презентаци представлены особенности строения текста, характеристики стилей. Подобран практический материал, позволяющий отработать навыки определения стиля речи....

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме «Стили речи. Разговорная и книжная речь»

Презентация знакомит учащихся с разговорным и книжным (в частности научным) стилями речи; выявляет признаки разговорной и книжной речи; показывает особенности языковых средств разговорного стиля ...