ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ ЯКУБА ЗАНКИЕВА «ЛЕБЯЖЬЕ ОЗЕРО»
статья

Ибукова Венера Наиловна

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей изображения природы в рассказе Якуба Занкиева  «Лебяжье озеро». При анализе рассказа использовались проблемно-тематический, аналитический  и интерпретационные методы. С помощью этих методов были определены тематика и проблематика, идейное содержание и истолкование смысла рассказа. Углублённое прочтение позволяет более полно выявить отразившееся в произведении мировоззрение автора. А также понять суть его представлений о взаимоотношениях природы и человека в суровых условиях сибирской тайги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zankievskie_cht.docx24.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Ибукова В.Н.

Тукузская СОШ, филиал МАОУ Зареченской СОШ

ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРИРОДЫ В РАССКАЗЕ ЯКУБА

ЗАНКИЕВА «ЛЕБЯЖЬЕ ОЗЕРО»

PICTURE OF NATURE IN THE STORY OF YAKUB

ZANKIEVA "THE LANDING OF THE LAKE"

Аннотация: Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей изображения природы в рассказе Якуба Занкиева  «Лебяжье озеро». При анализе рассказа использовались проблемно-тематический, аналитический  и интерпретационные методы. С помощью этих методов были определены тематика и проблематика, идейное содержание и истолкование смысла рассказа. Углублённое прочтение позволяет более полно выявить отразившееся в произведении мировоззрение автора. А также понять суть его представлений о взаимоотношениях природы и человека в суровых условиях сибирской тайги. 

Abstracts: The purpose of the article is to consider the features of the image of nature in the story of Yakub Zankiev "Swan Lake". The analysis of the story used problem-thematic, analytical and interpretative methods. With the help of these methods, subjects and problems, ideological content and interpretation of the meaning of the story were defined. In-depth reading allows us to more fully reveal the worldview of the author reflected in the work. And also understand the essence of his ideas about the relationship between nature and man in the harsh conditions of the Siberian taiga.

Ключевые слова: природа Сибири, взаимоотношения человека и природы, тема родного края, главные герои, Руслан, Али ака.

Key words: The nature of Siberia, the relationship between man and nature, the theme of his native land, the main characters, Ruslan, Ali aka.

Актуальность данной статьи  заключается в том, что она предлагает путь к преодолению духовного кризиса нашего общества через познание родной культуры и родной природы посредством изучения творчества Якуба Камалиевича Занкиева в год его 100-летия, а также обусловлена возрастающим интересом к изучению природы родного края в Год экологии. Знакомство с творчеством сибирского писателя позволит более глубоко и интересно раскрыть тему родного края, красоту и величие сибирской природы.

В основу литературного анализа рассказа легли следующие методы исследования:

проблемно-тематический, предполагающий изучение художественных произведений на основе его тематики и проблематики;

аналитический, в основе которого – использование приемов анализа художественного произведения, направленных на выявление его идейного содержания и художественного своеобразия;

интерпретационный, сущность которого заключается в истолковании смысла художественного произведения сквозь призму множественных вариантов восприятия.

Природа Сибири поражает своим разнообразием, красотой и величием.

Она сурова и величественна, но вместе с тем очень хрупка и ранима.

А состояние современного общества таково, что под воздействием научного прогресса человечество все более отдаляется от природы, утрачивает истинную культуру не только своей страны, но и своего родного края. Человек уже не осознает себя частью этой природы, он считает себя независимым от неё, и, более того, хозяином этого мира.

Пожалуй, никогда ещё проблема взаимоотношений человека и природы не стояла так остро, как в наше время. Как сделать, чтобы, преобразуя землю, человечество не разрушало бездумно, а умело щадить и беречь ее; обновляя, спасти и обогатить красоту природы? Эта проблема не только экологическая, но и нравственная. Осознание ее серьёзности, необходимо каждому, чтобы не истоптать, не повредить и не ожечь природу и себя огнём бездушия и глухоты.

Можно ли научить молодого человека бережно относиться к миру, в котором он живёт; не быть равнодушным ко всему, что его окружает? Можно, если наполнять душу ребёнка любовью к миру, людям, себе, если учить его состраданию, умению понимать и ценить прекрасное.

Важная задача литературы - пробудить интерес и любовь к природе через духовное и чувственное восприятие ее в художественных образах, способных приносить эстетическое удовольствие.

Сибирь издавна славилась тем, что воспитывала в человеке волевой, задорный и крепкий характер, а также формировала в нём особое восприятие природы, основанное на бескрайних просторах и суровых красотах родного края. Так, на характер юного героя Руслана  рассказа Якуба Занкиева «Лебяжье озеро» главным образом повлияла Сибирь.

Все начинается с желания отца Руслана показать сыну красоту Лебяжьего озера. «Укрывшееся далеко от человеческого глаза, расположенное за тайгой и болотами, диким уголком природы было Лебяжье озеро. Здесь не увидишь ни одной живой души, тем более не услышишь звука ружейного выстрела» [перевод наш:1, с. 18]Впервые с вертолёта, с высоты птичьего полёта увидел красоту родной природы главный герой рассказа мальчик Руслан: эти нити рек и ручейков, дома, как спичечные коробки, зелёное море тайги,блестящие зеркала озёр,пестрые болота. Отец Руслана Али ака, заядлый охотник и рыбак, показывал сыну неиссякаемые богатства родного края.Кормит его рыбой, знакомит с лекарственными травами,с разными дикими животными и птицами, учит способам выживания в лесу.Озеро, болота,тайга – это не только места восхищения, воодушевления и богатства, это также угроза для жизни, если неправильно себя вести, не знать хитрости природы и ее капканы.Самое первое испытание, в которое попали отец с сыном  - это испытание голодом, когда бурый медведь съел все припасы.Второе испытание – болезнь Али ака,вследствие попадания в холодную воду с дырявой лодки, которую они победили с помощью лекарственных трав и настойчивости Руслана.Мальчик совершает ошибку,выстрелив в белого лебедя.Рассказ отца об одиноком лебеде восполняет его знания о об этих священных птицах, созданных  чтобы украшать мир и делать счастливыми людей.Следующее, что ждало впереди обреченных путешественников  - это ядовитое болото, которое забирало силы и доводило до головокружения и рвоты, и к тому же могло быстро засосать зазевавшегося человека.Обессилевший Али ака, оступившись, попадает в опасную трясину болота.Испугавшийся Руслан спасает отца и помогает ему добраться до тайги, где их ждут новые неприятности.Здесь Руслан получает самые настоящие уроки выживания, учится зажигать костер без спичек, утолять жажду и голод с помощью ягод и кедровых орешков.   Встреча с бурым медведем стало кульминацией их скитаний. И здесь мальчик спасает своего отца от верной смерти, чем поражает его своим твёрдым характером.Отец гордится сыном, который ни разу не всхлипнул от усталости, не жаловался, а стал настоящим спутником, надежным и верным, знающим уже все секреты тайги, болота и озера за пятьдесят дней скитаний в лесу.Немаловажное значение имеет сон мальчика, который видит во сне пролетающих мимо лебедей, одна из которых, опустившись к Руслану,превращается в его маму. Этот сон, по мнению отца, предвещал хороший исход их приключений.Так и получилось, они набрели к дому охотника, из которого вышел брат мамы Руслана, который со своими друзьями искал своих родственников, пропавших отца и сына. Вот тут и почувствовал Руслан себя, как на крыльях лебедя, представил свою маму на фоне красивого Лебяжьего озера, а в печи горел огонь,дающий силы, огонь жизни и пламя вечности.

Таким образом, отец с сыном, Али ака и Руслан победили все невзгоды, подготовленные природой, используя свои знания и опыт, еще раз доказывая, что человек, сильнее ее, значит, должен охранять и защищать природу и ее богатства. Мир прекрасен, утверждает писатель во всех ее проявлениях. Научись человек разглядеть этот мир, и ты полюбишь его и научишься ценить. В творчестве сибирских поэтов, писателей и художников можно открыть для себя необыкновенные картины нашей малой родины, и, говоря словами К. Г. Паустовского, что «если писатель хорошо видит то, о чём пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать»[3, с. 20].    

Изучив  данный текстовый материал с учащимися 5 класса,  мы пришли к выводу, что природа родного края – действительно,  неиссякаемый  источник  вдохновения.  Проделанная  работа подталкивает нас на новые исследования и творчество.  Нужно сказать,  что исследование  по теме  «Изображение природы в рассказе Я.Занкиева «Лебяжье озеро»  могут быть использованы  на уроках татарского языка и литературы,  русского языка и литературы, истории, внеклассных мероприятиях, так как  природа  малой родины – не только олицетворение красоты  и гармонии  мира, но и источник  новых душевных сил для  добрых дел.

 И закончить  свою работу нам хотелось бы словами  «певца сибирской природы» - Г. Рудько:  «Природа – мать, с прискорбьем  умоляю, прошу тебя  стократ: «Прости меня, в чём  был  и не  был виноват!»» [4, с. 20], они   призывают  нас  любить,  ценить  и   беречь  природу – богатство   родного края. 

Литература

  1. Занкиев Я. К. «Осторушко» Сборник рассказов.–Тюмень: Тюменский издательский дом, 2002. –66 с.
  2. Калиниченко 2 Надежда https://www.stihi.ru/avtor/nadda: «Сибирь бескрайняя» цитатник.
  3. Паустовский К.Г. «Золотая роза». – М.: Издательский Дом Мещерякова,2008. – 336 с.
  4. Рудько Г. Фотоальбом  «Очарование»- Куйбышев, 2011.- 40  с.
  5. Сайфулина Ф.С. Формирование и развитие татарской литературы Тюменского региона. – Тюмень: Вектор Бук, 2007. – 296 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 5 класс по теме "Человек и природа в рассказе В.Астафьева "Васюткино озеро"

Урок проводиля в 5 классе,на нём использована компьютерная презентация....

Урок литературы в 5 классе по рассказу "Васюткино озеро" В. Астафьева "Человек и природа в рассказе"

Урок знакомит учащихся с биографией В. П. Астафьева, продолжает работу по аналитическому пересказу  и составлению комментария произведения. Совершенствует речевые умения путем пересказа художеств...

Презентация на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро".Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ №2 ст.Архонская" Коцур Лидия Ивановна.

   Презентация к открытому уроку литературы в 5 классе на тему "Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева "Васюткино озеро" содержит яркий красочный материал помогающи...

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РАССКАЗЕ В. П. АСТАФЬЕВА «ВАСЮТКИНО ОЗЕРО».

Урок решает учебные задачи (анализ образа главного героя, попавшего в трудную ситуацию, средств его создания...) и имеет большое воспитательное значение, заставляя задуматься о месте человека в ...

В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

Конспект урока по литературе разработан для инклюзивного класса (нормотипия, слепые обучающиеся)...

«В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Обучение анализу прозаического текстаПредметные умениянавыки анализа текстаумение понимать и формулировать тему, идеюумение характеризовать героев произведениявладение терминологиейсопоставление сюжет...

Урок литературы в 5 классе на тему: «В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе».

Цель: Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения....