Конспект внеурочного занятия "Живая картина" для 6 класса по картине С.А.Рачинского "Устный счёт"
методическая разработка (6 класс)

Жидкова Анастасия Эдуардовна

 

Технология занятия способствует развитию речи ребенка при  описании картины, вызывая у детей различные эмоции и создавая положительный эмоциональный фон деятельности. Оживление картины развивает в ребенке творчество, навыки коллективного труда, делает процесс обучения и развития светлым, добрым и позитивным. Использование технологии «оживления картины» сближает коллектив, прививает навыки работы в команде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kartina.docx18.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

  1. Технология занятия помогает в развитии речи ребенка при рассматривании и описании картины, вызывая у детей различные эмоции и создавая положительный эмоциональный фон деятельности. Оживление картины развивает в ребенке творчество, навыки коллективного труда, делает процесс обучения и развития светлым, добрым и позитивным. Использование технологии «оживления картины» сближает коллектив, прививает навыки работы в команде.
  2. Для осуществления моего замысла мне понадобятся помощники. Их подбором я сейчас и займусь. Перед вами – баннер и изображением картины известного русского художника. Давайте мы с вами попробуем определить «вслепую», что за картина перед нами?
  3. Отрабатываем понятие «Задний план картины». На заднем плане картины изображена мощная, прочная, очень надежная стена из тесаных бревен. К ней можно прислониться, не боясь, что она вдруг рухнет, или ее сдует ветром, как в сказке «Три поросенка». Как вы думаете, что за помещение изображено на картине?  (Это помещение для людей). Правильно! Вы – первый участник мастер-класса. Прошу вас подняться на сцену! Спасибо! Ваш №1.
  4.  Также на заднем плане картины изображена высокая, почти до потолка,  белая печь. Печь не простая, а изразцовая. Изразцы – это не дань моде и красоте, это символ надежности и добротности печки. Протапливая изразцовую печь, можно было не сомневаться, что тепло она будет держать очень долго, и люди, находящиеся в помещении, смогут снять верхнюю одежду и не замерзнуть. Где, в каком помещении, может находиться такая печь, по вашему мнению?  (Это или больница, или школа) Правильно! Ваш №2. Прощу вас подняться на сцену!
  5. На стене из тесаных бревен прикреплен белый бумажный плакат. На нем угадываются очертания таблицы. Скажите, в каком помещении могут на стене размещаться таблицы? Как вы думаете, для кого может быть предназначен этот бумажный плакат? (Скорее всего, это школьный класс). Правильно! Ваш №3. Прощу вас подняться на сцену!
  6. На стене мы видим репродукцию картины. Скорее всего, это изображение «Мадонны с младенцем». Как вы думаете, для чего автор разместил эту репродукцию на стене класса? (Приобщает детей к искусству, высокому искусству). Правильно! Ваш №4. Прощу вас подняться на сцену!
  7. Но ведь можно было повесить и другой шедевр, например, прекрасный пейзаж, или натюрморт? Почему именно Богородица? (Богородица охраняет и бережет детей от всяческих бед, помогает расти здоровыми и благоразумными). Правильно! Ваш №5. Прощу вас подняться на сцену!
  8. Прямо перед нами меловая или грифельная доска, на которой написан пример из нескольких действий. Как вы думаете. Что происходит в школьном классе? (Школьный урок). Правильно! Ваш №6. Прощу вас подняться на сцену!
  9. На нашей картине – школьный урок. На переднем плане мы предполагаем учеников. Они одеты как-то необычно: часть из них одета в добротные сапоги, а часть – в порванную рубаху и лапти с онучами. Что можно сказать об этой школе. (Часть детей – из бедных семей, об этом говорят их лапти, а часть – из зажиточных, которые могли позволить себе купить добротные сапоги для своих детей). Правильно! Ваш №7. Прощу вас подняться на сцену!
  10. На картине художник изобразил урок, где учениками являлись только мальчики. Девочки должны были учиться вести хозяйство и помогать мамам по хозяйству и в уходе за младшими детьми, поэтому в школе не учились. Что вы можете сказать о времени написания картины? ( Это сельская школа, действие происходит в конце 19 века). Правильно! Ваш №8. Прощу вас подняться на сцену!
  11. Урок изображен весьма странно. Теория и методика работы учителя далеки от современного урока, не совсем понятна нам, а посему, наверное, не предполагается в новых образовательных стандартах!  Ученики не сидят за партами, а свободно перемещаются по классу, могут вполголоса разговаривать, и говорят ответ на ушко только учителю, который сидит возле школьной доски.  Что мы можем сказать об этом учителе? (Это учитель нового поколения, который учит и математике, порядку, и дисциплине. Правильно! Учитель на этой картине – знаменитый учитель, профессор ботаники и математики, внезапно оставивший свою блистательную карьеру профессора, ученого Московского университета и ушедший в сельские учителя, основавший для детей сельчан школу и общежитие. Его ученики обладали удивительными навыками устного счета и без труда поступали в высшие учебные заведения! Его фамилия Рачинский. Спасибо! Ваш №9, 10. Прощу вас подняться на сцену!
  12. Теперь – о подписи автора. Этот художник – незаконнорожденный сын бобылки, оттого первая часть его фамилии говорит о том, что он Богом дан. А вторая часть фамилии – от названия родного уезда. Ему посчастливилось попасть в школу известного русского педагога профессора С.А. Рачинского, который заметил художественный талант мальчика и помог ему получить художественное образование. Ответы педагогов. Это Николай Петрович Богданов-Бельский. Немало портретов и пейзажей написано Богдановым-Бельским, но в памяти людей он остался, прежде всего, как художник, сумевший поэтично и верно рассказать о смышленой сельской детворе, жадно тянувшейся к знаниям. Ваш номер 11. Выходите, пожалуйста, на сцену.
  13. На картине изображен класс сельской школы с изразцовой печкой, таблицей, изображением «Мадонны с младенцем» кисти Рафаэля Санти на стене, школьной доской с написанным на ней примером, учитель, сидящий у стены и 11 мальчиков – учеников. Только  у 7 персонажей лица видны зрителю, а у 4-х – только затылок. Прелестные, доверчивые, сосредоточенные, задумчивые, полные живого интереса лица детей, всегда отмеченные природным умом изобразил художник. Коллеги, может, у кого-нибудь есть варианты названия картины? Правильно! Это картина «Устный счет. В народной школе С.А.Рачинского». Поворачиваем баннер (или включаем изображение на экране). Посмотрите на этот прекрасный гимн учителю и ученику!
  14. У каждого из вас в руках указатель с номером. Если вы обратите внимание на пол, то увидите обозначенное номерами место, такие же номера есть и на картине. Как вы уже догадались, сейчас мы попытаемся воссоздать макет картины, «оживить» ее. Встаньте на указанные места, постарайтесь уловить позу, выражения лиц, движения ваших персонажей. Проявляем креативность, творчество, самостоятельно выстраиваем композицию!
  15.  Как наша ожившая картина?
  16. Внимание, ребята: на счет «3» замираем! Один, два, три!
  17. В ЗАЛ: Дорогие друзья! Перед вами ожившая картина великого русского художника Николая Петровича Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе Сергея Александровича Рачинского». Фото на память!
  18. Фотографирование картины.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Рассказывание по сюжетной картине с добавлением предшествующих событий"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста лексико-семантической готовности к составлению рассказа по сюжетной картине....

Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".

Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе по теме "Насекомые"

На данном занятии дети в доступной форме узнают новое о знакомых насекомых....

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в старшей группе по теме: "Какие бывают книги"

Занятие поможет детям вспомнить как определить жанры книги, правила обращения с книгой....

Конспект урока литературы на тему: "Картины природы в поэме А.С. Пушкина «Полтава»"

Урок литературы в 7 классе. Урок закрепления пройденного материала, нацеленный на развитие у обучающихся умений и навыков анализа, сравнения и обобщения....

Конспект урока развития речи по картине Е.Широкова "Друзья", 7 класс.

Данный конспект подойдет для урока подготовки к сочинению по картине Е.Широкова "Друзья"...