Рабочая программа "Родная (русская )литература"
рабочая программа (8 класс)

Домогарова Лариса Викторовна

Рабочая программа по родной (русской) литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._l._8_kl_2021-2022_docx.docx34.04 КБ

Предварительный просмотр:

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»  в 8 классе

Реализация рабочей программы направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных  образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении учебного предмета «Родная литература (русская)», являются:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
  • воспитание российской гражданской идентичности, чувства любви к Отечеству, сознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры русского народа, курского края, основ культурного наследия;
  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование потребности в систематическом чтении; установления поля читательских ассоциаций, отбор произведений для чтения;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации: словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов; применение ИКТ-технологий;
  • осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной учебной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов.

Метапредметными  результатами изучения учебного предмета «Родная литература (русская)» в основной школе являются следующие:

  • самостоятельное формирование действий целеполагания, постановка и формулирование для себя новых задач в учебе и познавательной деятельности, контроль и оценивание своих действий, внесение соответствующих корректив в их выполнение; ведущим способом решения является формирование способности к проектированию;
  • самостоятельное планирование пути достижения целей, в том числе альтернативных;
  • соотнесение своих действий с планируемыми результатами, осуществление контроля своей деятельности в процессе достижения результата;
  • умение устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; определять причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; строить многоаспектный диалог;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационнно-коммуникационных технологий: умение  работать с разными источниками информации, в том числе ИКТ, анализировать, использовать полученные данные в самостоятельной деятельности;
  • понимание родной (русской) литературы как одной из основных национальных культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни.

Познавательные

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях (в тои числе Интернет), рекомендуемых учителем;
  • смысловому чтению;
  • осуществлять запись указанной учителем информации;
  • применять знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебной литературе, для решения учебных и познавательных задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме на указанную тему;
  • находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;
  • воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;
  • анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
  • определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;
  • находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;
  • осуществлять сравнение, классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • строить логическое рассуждение как связь суждений об объекте (явлении).

Регулятивные

Обучающийся научится:

  • самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • осуществлять контроль своей деятельности;
  • определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • принимать решения в проблемных ситуациях;
  • оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • владеть основами саморегуляции;
  • осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • организовывать деловое сотрудничество;
  • аргументировать свою точку зрения;
  • отображать в речи содержание совершаемых действий как в форме громкой, так и в форме внутренней речи;
  • оформлять монологическое и диалогическое высказывание в соответствии с задачей коммуникации и требованиями речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • аргументировать свою позицию, владеть монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметными результатами выпускников основной школы являются следующие:

1) в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений родной (русской) литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

 2) в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям родной (русской) литературы, в том числе краеведческой;
  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

3) в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
  • написание творческих работ на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, создание проектов;

 4) в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Содержание программы учебного предмета «Родная (русская) литература» 8 класс

Раздел 1. РОССИЯ-РОДИНА МОЯ (12 ч)

Преданья старины глубокой (3 ч)

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин:
С.Н. Марков. «Сусанин».
О. А. Ильина. «Во время грозного и злого поединка...»
П.Н. Полевой. «Избранник Божий» (главы из романа).
Города земли русской (3 ч)
По Золотому кольцу:
Ф. К. Сологуб. «Сквозь туман едва заметный...»
М.А. Кузмин. «Я знаю вас не понаслышке. ..» ° И. И. Кобзев. «Поездка в Суздаль».
В. А. Степанов. «Золотое кольцо».
Родные просторы (3 ч)
Волга — русская река
"Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!... " (русская народная песня).

Н.А. Некрасов. «Люблю я краткой той поры...» (из поэмы «Горе старого Наума»).
В. С. Высоцкий. «Песня о Волге».
В. В. Розанов. «Русский Нил» (фрагмент).

Человек на Земле (4 ч):

Е.И. Носов. «Шуба». Восприятие окружающего мира глазами героев произведения

Е.И. Носов. «Подпасок». Смысл названия рассказа

Е.И. Носов. «Домой за матерью». Нравственные проблемы рассказа

Е.И. Носов. «Потрава». Проблема ответственности человека за свое  поведение

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч) 

Праздники русского мира (4 ч)
Троица

И. А. Бунин. «Троица».
С.А. Есенин. «Троицыно утро, утренний канон...»
Н. И. Рыленков. «Возможно ль высказать без слов...»
И.А. Новиков. «Троицкая кукушка».

Тепло родного дома (5 ч)
Родство душ
Ф.А. Абрамов. «Валенки».
Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести).
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни».

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (13 ч)
Не до ордена — была бы Родина (2 ч)
Дети на войне
Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

Загадки русской души (2 ч)
Сеятель твой и хранитель

И. С. Тургенев. «Сфинкс».
Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей».
О ваших ровесниках (4ч)Пора взросления
Б. Л. Васильев.
«Завтра была война» (главы)
Г. Н. Щербакова.
«Вам и не снилось» (главы)
Лишь слову жизнь дана (5 ч)
Язык поэзии
Дон Аминадо.
«Наука стихосложения».
И. Ф. Анненский.
«Третий мучительный сонет»
А.А.Фет
«Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…», А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»

Итоговый урок

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Количество часов

план

факт

Раздел 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (12 ч)

Преданья старины глубокой 3 ч)

Легендарный герой земли русской Иван Сусанин

1

С. Н. Марков  «Сусанин»

1

2

О. А. Ильина «Во время грозного и злого поединка…»

1

3

П. Н. Полевой «Избранник Божий» (главы из романа)

1

Города земли русской (2 ч)

По Золотому кольцу

4

Ф.К. Сологуб «Сквозь туман едва заметный…», М. А. Кузмин «Я знаю вас не понаслышке…»

1

5

И.И.Кобзев «Поездка в Суздаль», В.А.Степанов «Золотое кольцо»

1

Родные просторы (3 ч)

Волга – русская река

6

«Уж ты, Волга-река, Волга-матушка!..» (русская народная песня).

В.С.Высоцкий «Песня о Волге»

1

7

Н.А.Некрасов «Люблю я краткой той поры…» (из поэмы «Горе старого Наума»

1

8

В.В.Розанов «Русский Нил» (фрагмент)

1

Человек на Земле (4 ч)

9

Е.И. Носов. «Шуба». Восприятие окружающего мира глазами героев произведения

1

10

Е.И. Носов. «Подпасок». Смысл названия рассказа

1

11

Е.И. Носов. «Домой за матерью». Нравственные проблемы рассказа

1

12

Е.И. Носов. «Потрава». Проблема ответственности человека за свое поведение

1

РАЗДЕЛ 2. РУССКИЕ ТРАДИЦИИ (9 ч)

Праздники русского мира (4 ч)

Троица

13

И. А. Бунин «Троица»

1

14

С.А. Есенин «Троицыно утро, утренний канон...»

1

15

Н. И. Рыленков «Возможно ль высказать без слов...»

1

16

И.А. Новиков «Троицкая кукушка»

1

Тепло родного дома (5 ч)

Родство душ

17

Ф.А. Абрамов. «Валенки»

1

18

Драматизм человеческой судьбы в рассказе Ф.А. Абрамова «Валенки»

1

19

Т. В. Михеева. «Не предавай меня!» (главы из повести)

1

20

«Легко ли быть аутсайдером?» (по повести Тамары Михеевой

1

21

А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»

1

РАЗДЕЛ 3. РУССКИЙ ХАРАКТЕР - РУССКАЯ ДУША (13 ч)

Не до ордена — была бы Родина (2 ч)

Дети на войне

22

Э. Н. Веркин. «Облачный полк» (главы).

1

23

Память о войне сильнее времени (по повести Э.Н.Веркина)

1

Загадки русской души (2 ч)

Сеятель твой и хранитель

24

И. С. Тургенев. «Сфинкс»

1

25

Ф. М. Достоевский. «Мужик Марей»

1

О ваших ровесниках (4ч)

Пора взросления

26

Б. Л. Васильев. «Завтра была война» (главы)

1

27

«КНИГА ПАМЯТИ» (по повести Б. Л. Васильева "Завтра была война")

1

28

Г. Н. Щербакова. «Вам и не снилось» (главы)

1

29

 «Жизнь не только любовь?» (по повести Г.НЩербаковой)

1

Лишь слову жизнь дана (5 ч)
Язык поэзии

30

Дон Аминадо. «Наука стихосложения»

1

31

И. Ф. Анненский. «Третий мучительный сонет»

1

32

А.А.Фет «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»

1

33

А.А.Фет «Какая грусть! Конец аллеи…»

1

34

Итоговый урок

1

Проверила зам. директора по УВР ___________ ФИО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы. 5 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы за 5 класс по литературе, по родной русской литературе, по русскому языку, по родному русскому языку соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образова...

Рабочие программы. 6 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы 6 класса соответствует:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- программе восп...

Рабочие программы. 7 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  7 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 8 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  8 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образован...

Рабочие программы. 9 класс - русский язык, литература, родной русский язык, родная русская литература

Рабочие программы для учащихся  9 класса соответствуют:- федеральному образовательному стандарту основного общего образования;- примерной образовательной программе основного общего образования;- ...