Воспитательная работа на уроках родного языка
учебно-методический материал (6, 11 класс)

Цаликова Дзерасса Хазбиевна

Понятие духовно-нравственного воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oset_yazyk_doklad.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитательная работа на уроках родного языка»

Подготовила: учитель родного языка Цаликова Дз.Х.

Тема: «Воспитательная работа на уроках родного языка».

Введение

«Дети должны еще в школе получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологическом конкурентном мире. Интеллектуальная энергия, творческая сила людей - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Академик Василий Иванович Абаев отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души, бездуховности... Настоящий человек начинается там, где есть святыни души...»

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основная часть. Понятие духовно-нравственного воспитания.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа,   человечество. Современный национальный воспитательный потенциал - это высоконравственный компетентный гражданин Осетии, принимающий судьбу республики как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях осетинского народа и многонационального народа России.

Поэтому главным на уроках осетинского языка и литературы является нравственное воспитание учащихся: это осознание значимости владения родным языком, знание родной истории и культуры для сохранения этноса, осознание своей значимости как носителя этнической культуры и субъекта трансляции нравственных ценностей своего народа, проявление интереса к занятиям национальной музыкой, танцами, исполнению национальных песен, осознание своей этнической принадлежности.

Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения, сформировать общую культуру личности - вот первостепенная задача учителя родного языка и литературы. При формировании данных качеств учащихся необходимо учитывать принципы организации воспитания духовности и нравственности. Организация духовно-нравственного развития и воспитания личности, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе:

нравственного примера педагога;

социально-педагогического партнёрства;

индивидуально-личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

социальной востребованности воспитания.

Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к педагогическому труду, к ученикам, коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является главным примером нравственного и гражданского личностного поведения.

В современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать, педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами общества: семьёй, общественными организациями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Общеизвестно, что в советской школе основное внимание уделялось обучению русскому языку в ущерб родному. Несомненно, русский язык является средством общения с другими народами, живущими в нашей стране,

через него открывается доступ к достижениям русской и мировой цивилизации. Однако то обстоятельство, что многим национальным языкам грозит исчезновение, переход в разряд «мёртвых», не употребляемых в общении языков (в частности, и осетинскому) требуют безотлагательного решения проблемы. Поэтому все, кто дорожит судьбой своего народа, делают всё, чтобы повысить престиж, практическую и социальную значимость родного языка.

«Путь к общечеловеческому лежит через национальное. Другого пути нет. Чтобы стать представителем человечества, надо быть лучшим представителем своего народа.» В.И.АБАЕВ

На уроках по родному языку воспитываются личностные качества и компетенции школьников, формирующие их гражданскую идентичность в условиях поликультурного образования. Это гордость за свою малую Родину, её достижениями и успехами в культуре, науке, искусстве, спорте, историей, историческими деятелями, политическими лидерами, символикой, природными богатствами.

Большое внимание уделяют развитию познавательных интересов учащихся, стараются создавать в классе благоприятный фон для осмысления и усвоения подростками нравственных норм, духовной культуры человечества, придерживаются основополагающих норм, на которых всегда держались дух народа, его сила и единство, как фундамент, без которого не может быть здания. Это - уважение к старшим, уважительное отношение к женщине, сохранение чести и достоинства, порядочность и трудолюбие, нести окружающим тебя людям свет, добро, тепло, ценить и любить себя, с уважением относиться к другим людям, к другим народам и быть толерантным человеком.

Уроки родной литературы побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений (К.Хетагуров «Мать сирот», «Охота за турами», «Фатима», Коцоев А. «Саломи», Цаголов Г. «Бецал»,), о бездуховности , об утрате нравственных идеалов (Бритаев Е. «Уараседзау»), о добре и зле, о роли семьи в воспитании человека (А.Гучмазов «Маленький мальчик и поклажа», о бережном отношении к природе. (Коцоев А. «Хъусой»-«Корноухая», Бараков Г. «Залимхан», Агнаев Г. «Последняя лошадь»)

Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников
обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной
прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной
ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора
и патриотической памяти. Ярким примером тому могут служить
произведения: Г. Плиева «Семь черкесок», М.Кочисова «Письмо матери»,
Х.Калоева «Хорзэей баззай, Ир», А. Агузарова «Сын кузнеца», Дзугаева Г.
«Бындзыг» и многих других.

Изучая тему Великой Отечественной войны, ученица 11 класса Джанаева Софья написала письмо от имени родственника ее мамы – Калоева Александра Александровича, Героя Советского Союза. Он повторил подвиг Петра Барбашова, Александра Матросова и многих-многих других, закрыв своим телом амбразуру вражеского дота. В письме Софья Джанаева выражает от имени Героя благодарность всем тем, кто не забыл его ратный подвиг. Письмо так и называется: «Всем, кто помнит».

По теме «Флаг Осетии» учащихся знакомим не только с цветами аланского флага, но с принципами, устоями и взглядами на жизнь наших предков. Белый, красный и жёлтый - цвета, которые отвечали народным , представлениям о моральной чистоте, о красоте окружающего мира, о порядочности, о добре и справедливости, о мужестве и выносливости, о храбрости, о чести и славе, о богатстве и небесной благодати. Обязательно знакомим и с цветами нашего российского флага.

В процессе социализации учитель готовит подрастающее поколение к
жизни, труду, учим детей, любить родину, уметь трудиться, быть чуткими и
заботливыми по отношению к людям. Для формирования моральных
понятий, мы анализируем произведения осетинских писателей, поэтов,
материалы из периодической печати, примеры из жизни. Дети высказывают
определенные нравственные суждения, которые связаны с принятием тех или
иных моральных норм, требований. Наша задача в том, чтобы ребята глубоко
осознали нравственные ценности. В своей работе мы используем беседы на
нравственные темы, диспуты по этическим проблемам, где уделяем больше
внимания обсуждению с учащимися жизненных ситуаций, имеющих
нравственное содержание, живому непринужденному обмену мнениями.
Стремление стать лучше, умнее, образованнее, воспитаннее, стать достойным
сыном своих родителей, фамилии, своего народа, своей малой Родины
вырабатывается у школьников, когда они изучают такую тему как «Лучшие
сыны Осетии», знакомясь с жизнью и творчеством таких замечательных
людей как Коста Хетагуров, Аксо Колиев, Васо Абаев, Владимир Тхапсаев,
Исса Плиев, Светлана Адырхаева, Валерий Гергиев, Сослан Андиев, Арсен
Фаддзаев, Артур Таймазов и др.

Учащиеся 6 «Б» класса подготовили выступления о родовых башнях: Марзоев Георгий о башне в с. Мизур Алагирского района, Мамсурова Роксана – в с. Даргавс.

Неоценима роль участия в мероприятиях и конкурсах муниципального и регионального уровня по родному языку и литературе республиканский конкурс «Къостайы фзедонтэе», республиканский творческий конкурс «Осетия в сердце моем», республиканский конкурса «Мастер осетинского художественного слова», фестиваль инсценированной сказки для младших школьников г.Владикавказа, республиканский конкурс «Ирон даен аз». Работая в данном направлении, можно сделать вывод: школой накоплен огромный материал который используют на практике наши коллеги.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащегося является ключевым фактором развития общества. Невозможно идти вперед, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни. Темпы и характер развития общества зависят от гражданской позиции человека, его жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития современного общества.

На уроках родного языка и литературы рассматривается бережное отношение к родному слову, открывающему для нас мир бесконечных радостей, всю гамму человеческих чувств и отношений. Размышления над словом, его анализ, интерпретация помогают учащимся познакомиться с особенностями видения мира, понять и познать себя как представителя своего народа. Такое размышление над словом духовно обогащает учащихся, помогает познакомить их с национальными традициями, складом мышления, самобытной неповторимостью, нравственным состоянием и духовностью своего народа. При этом особо важное значение приобретают такие принципы, как этнокультурная идентификация и интеграция национального образования в общероссийское и мировое сообщество, приобщение подрастающего поколения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Специфика работы учителя такова, что мы сеем зерна доброты, но прорастают они не скоро. Если, после наших уроков и мероприятий учащиеся станут хоть немного чище, добрее друг к другу и окружающим, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою работу выполненной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитательная работа на уроках английского языка»

Творческий отчёт об аспектах воспитательной работы на уроках...

Воспитательная работа на уроке иностранного языка

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку.  Знание чего бы то ни б...

Работа с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы

Статья отражающая работу с одаренными и способными детьми на уроках родного языка и литературы. Для педагогов...

Активные формы обучения на уроках родного языка и родной литературы

Формы и методы работы на уроках родного языка и литературы...

Доклад на тему: Педагогические технологии, методы и приёмы по развитию творческого потенциала обучающихся на уроках родного языка и литературы (из опыта работы)

Родной язык - это, пожалуй, один из тех предметов, который умеет передать ребёнку связь поколений, приобщить его к культуре своего края, к народным идеалам, нравственным ценностям, сохранить связь вре...

Проектно-исследовательская работа на уроках родного языка и литературы

Проектно-исследовательская работа на уроках родного языка и литературы. Из опыта работы...

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка и литературы, и внеурочной деятельности»

Работа с одарёнными детьми КМНС «Развитие творческого мышления на уроках родного языка  и литературы, и внеурочной деятельности»...