Путешествие в древнюю Русь
план-конспект урока (5 класс)

Урок по родному (русскому) язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_drevnyuyu_rus.docx37.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Путешествие в древнюю Русь» (5 класс).

Цели урока: развивать интерес учащихся к изучению русского (родного) языка; расширять кругозор; воспитывать любовь к родному языку;

 повторить изученный материал, применить на практике знания, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Задачи урока: Образовательная: развить умение формулировать ответ на поставленный вопрос;

формировать умение использовать древнерусский алфавит;

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся.

Развивающая: развивать  навыки использования устаревших понятий, соотносить их с современными реалиями,

Воспитательная: прививать  интерес  к  изучению  русского  языка,  формировать  в  детях  чувство  Родины,  патриотизм  и  гордость  за  свою  малую родину, воспитывать потребность качественного выполнения задания, воспитание чувства ответственности за принятые в группе решения, корректное исправление ошибок одноклассников.

Урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

Личностные: оценивать ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относиться к учению, к познавательной деятельности, желание приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Регулятивные: развивать умения определять и формировать тему, цель на уроке; работать в группе; оценивать правильность выполнения действия, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.

Коммуникативные: задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать её, аргументируя; учиться подтверждать аргументы фактами, осуществлять совместную деятельность в группах для решения конкретных учебных задач, учиться принимать точку зрения других.

Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний; анализировать, сравнивать, квалифицировать и обобщать факты и явления.

Ход урока.

  1. Организационный момент: Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

  1. Мотивация учебной деятельности и актуализация знаний. 

Чтение учителем отрывка под музыку:

 О светло светлая и украсно украшена Земля Русьская!

И многыми красотами удивлена еси!

Учитель: Так неизвестный древнерусский автор 13 века воспел нашу родину.

- А что, по-вашему, Родина? (Предположительные ответы учеников: где ты родился, вырос, учился, получил воспитание, страна, в которой ты живешь…)

-Мы видим,  что определилось два понятия слова «родина».  Кто же прав? Обратимся к толковому словарю и посмотрим, как оно толкуется? Нам помогут наши знатоки.

1 знаток: Обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова:

РО́ДИНА, -ы, жен.р.

1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.

2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чего-н. Индия - родина шахмат.

Учитель: Итак, родина - это и страна, где ты живешь, и место, где ты родился и вырос.

У вас было домашнее задание: с помощью кисти и красок показать свою малую родину. А теперь с помощью слов поделитесь, что она для вас значит?

(Заранее нарисовать и перед уроком прикрепить. Дети на уроке встают и поясняют.)

Молодцы, ребята. Теперь мы знаем, что для каждого из вас значит малая родина, а с каким теплом и трепетом вы о ней отзываетесь!

3. Постановка проблемы .

- Ребята, чтобы увидеть мир, мы что делаем? (путешествуем)

- Посмотрите на доску и попробуйте прочитать: ПОУТЬ

- Какой эпохе соответствует письмо? (Древней Руси)

- Что вам помогло это понять? (буква, которая сейчас не употребляется: «ОУ»)

- Назовите, какие буквы входят в состав этого слова? («покой», «ук», «твердо», «ерь»)

- Предположите, куда мы с вами отправимся? (в Древнюю Русь)

- Итак, тема урока: … ( «Путешествие в Древнюю Русь»)

(Дети могут называть и другие варианты, роль учителя - помочь выйти детям на нужную тему)

- Откроем тетради и запишем число, классную работу и тему урока.

- Отправляясь в другую эпоху, как мы должны подготовиться? (Предположительные ответы учеников: вспомнить определенные слова, которые были распространены в то время, повторить ранее изученное, изучить неизвестное)

- Да, правильно. Все это нам пригодится. А чтобы попасть в эпоху Древней Руси, мы отправимся к Ване, который гостит у бабушки.

4. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.

Сценка

Ваня: Здорово у бабушки летом! Ее домик утопает в буйной зелени! В какие только игры мы с друзьями не играли: и в городки, и в войну, и в чижика, и в «классики», и прыгали… Я даже книжки читал. Вот только у бабушки книжек не больно много. Особенно новых. А вот старинных у неё целый сундук!

Учитель: Каждый вечер бабушка открывает толстую книгу. Книга лежит на столике. И бабушка начинает читать.

Бабушка: Господи боже наш еже согреших во дни сем словом делом и помышлением яко благ и человеколюбец прости ми ангела твоего хранителя посли покрывающаи соблюдающа мя от всякого зла яко ты еси хранитель душам и телесам нашим и тебе славу возсылаем отцу и сыну и святаму духу ныне и присно и во веки веков аминь

Учитель:  бабушка читает молитву, а Ваня вслушиваясь в ее бормотание, удивляется незнакомым словам. Как это «согреших»? «Наверное, «согрешил», -думает он. А вот это- «ныне и присно и во веки веков»…Чудно! Все порывается Ваня расспросить бабушку об этом, да перебивать бабушкино чтение стесняется, а дождаться, когда бабушка кончит читать, сил у Вани не хватает, и он засыпает…

(звучит музыка)

Просыпается… И видит незнакомые места. Удивляется:

Ваня: Как красиво здесь! Давайте посмотрим, где это я оказался? Но прежде,  чем отправиться в путь, необходимо взять предметы, которые мне будут помогать.  Я думаю, мне пригодятся котомка, кушак и посох.

5.  Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель: Ребята, давайте поможем Ване. Он растерялся и забыл, что обозначают эти предметы. Итак, что же такое котомка и для чего она нужна? (путевая сумка, укладка).

Кушак? (пояс из широкого куска материи, служил не только как элемент одежды, разделяя верхнюю и нижнюю части тела, но и как оберег от сглаза)

Посох? (облегчение передвижения пешком, пастуший – для поимки животных (коз и овец), для проверки глубины брода. Они также наделялись магическими силами: сила и власть)

(Ребята дают определение каждому слову, Ваня берет из всех предметов котомку и вешает ее на плечо, кушаком подпоясывается, а на посох опирается.)

- Сейчас используются эти слова? (нет)

- Как называются такие слова в языке? (устаревшие) (Дети могут не назвать этот термин. Тогда можно обратиться к знатокам, которые объяснят, что он значит.)

- Запишем в тетради: котомка, кушак, посох – устаревшие слова.

Учитель: Молодцы. А пока мы вспоминали, Ваня уже отправился  в путь. И вот он оказался в незнакомой местности. Он увидел дома, которые не похожи на современные. А люди были одеты непривычно для него. К сожалению, как ни старался Ваня вспомнить, названия окружающих его предметов так и не пришли на ум. Давайте ему поможем.  Ваня, раздай ребятам задания. А вы в течение  2 минут вспомните и запишите по 10 наименований на предложенную вам тему.

(1 группа напишет на отдельном листе, какие предметы быта мог увидеть Ваня.

2 группа – названия одежды.

3 группа – вспомнит названия частей тела.)

(Можно вывести на экран фотографии дома, человека и одежду.)

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.  Группы зачитывают свои слова, показывая предмет на экране. Если были допущены ошибки, то ребята из других групп (или знатоки) исправляют.

(Возможно, какие-то предметы есть в классе, тогда учитель может задать дополнительный вопрос: что это?)

Учитель: Вот теперь Ваня  все вспомнил. И теперь уже надолго запомнит, как называются те или иные предметы. Но с этим было легко справиться. А сейчас я предлагаю вам задание на смекалку. Определите, что значит выделенное слово. На выполнение задания вам дается 1 минута. Ваня, раздай группам задания.

1 группа. Отныне же все обиженные получали право подавать челобитные царю, рассматривать их требовалось быстро и без волокиты.

2 группа. И так Господь, …, вознесся на небо и воссел одесную Бога.

3 группа. Он воочию лжет и воочию обманывает. 

(Через минуту ребята пытаются объяснить выделенные слова. В случае затруднения обращаемся к знатокам:

Челобитная - вид грамоты с прошением или жалобой, подававшейся на имя царя или местным властям 

Одесную - по правую (сторону, руку), справа, 

Воочию  нареч. в глазах, на глазах, перед очами, в виду, на виду, видимо.)

 

7. Физкультминутка.

Учитель: Ребята, а сейчас давайте отдохнем и проведем разминку.

Пощелкайте перстами,

улыбнитесь устами,

наклоните выю вперёд, назад, влево, вправо.

Погладьте свои ланиты.

Поднимите очи вверх, вправо, влево, вниз.

Поверните стан направо, налево. (Так три раза, каждый раз ускоряясь)

8. Самостоятельная работа в группах:

Учитель: А тем временем Ваня уже пошел дальше. Долго он шел. И вдруг ему попались свитки! Обрадовался Ваня, развернул их, а там оказалась сведения из летописи.

Но как ни старался он определить, когда происходили события, описанные в летописи, так ничего и не понял. Давайте ему поможем. Ваня, раздай ребятам свитки. А вам дается 2 минуты, чтобы ответить на вопрос. Объясните, как вы это выяснили, запишите на доске.

  1. В год 6411 (…). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега, и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу. Когда привели Ольгу в жены Игорю? (903)
  2. В год 6392 (…). Пошел Олег на северян, и победил северян, и возложил на них легкую дань, и не велел им платить дань хазарам, сказав: «Я враг их, и вам <им платить> незачем».  В каком году пошел Олег на северян? (884)
  3.  В год 6420 (…). И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого прежде поставил кормить, решив никогда на него не садиться, Ибо спрашивал он волхвов и кудесников: "От чего я умру?". И сказал ему один кудесник: "Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, - от него тебе и умереть!". В каком году предсказали Олегу гибель от своего коня? (912)

Учитель: ребята, а вы поняли, откуда эти предложения? И кто автор? («Повесть временных лет», Нестор.)

Знатоки, ребята справились с заданием? Они верно определили год и откуда данные отрывки летописи?

Ваня, теперь ты понял, о чем говорилось  в свитках, которые ты нашел?

Ваня: Конечно. Спасибо вам, добрые люди! (Кланяется) Помогли разобраться.

Только у меня к вам вопрос: здесь указывались имена князей. Но нигде нет упоминания об их фамилии.

Учитель: А фамилий в Древней Руси, Ваня, не было вообще, ни фамилий, ни отчеств.

Ваня: Как не было фамилий? Как же отличать друг от друга людей с одинаковыми именами? Например, Иван – самое распространенное имена. Как же быть?

Учитель: А об этом нам расскажет наш знаток.

Знаток: Иванов действительно было много. Только Иван Ивану рознь. Каждый Иван прозвище имел, а для верности добавлял – «Иван Федоров сын». От прозвищ и прозваний пошли нынешние фамилии. Самые простые от отцовских имен образованы. От имени Павел, например, целый ворох фамилий: Павлов, Паншин, Панаев, Панютин, Пашутин, Павлищев, Палин.

Учитель: Ребята, как вы думаете, от какого слова произошли фамилии Коняев, Конов, Кононов, Коншин?

Ученики: Конь!

Знаток: А вот и нет. Они произошли от имени Конон. Такое имя распространено на Руси.

Ваня: Интересно как!

Учитель: А если интересно, то вот вам загадка: от каких прозвищ произошли известные фамилии? (Можно выполнять всем вместе по очереди или в группах.)

  1.  Глазунов, Ушаков, Голованов,  (большие глаза, оттопыренные уши, большая голова)
  2. Росляков, Коротыгин, Карташов, (высокий, низкого роста, картавит)
  3. Беспалов, Базанов, Сухотин? (нет пальцев, много говорит, сухой, нездоровый)

(Если ребята испытывают затруднение, обращаются к знатокам, которые дают верный ответ.)

Учитель: Молодцы, справились и с этой задачей. А кто-то из вас знает, что обозначает ваша фамилия? ) (ответы учеников)

Звонит телефон…

Ваня просыпается. Входит бабушка.

Бабушка: Вецно ты к завтраку опаздываешь. Ну цто с тобой делать прикажешь?! Завтра же матери напишу! Пусть забирает неслуха!

(Бабушка уходит)

Ваня: Вот это да! Какой сон мне приснился! А главное, я теперь многое понял: свои корни нужно знать, потому что сколько всего интересного они могут рассказать!

9. Закрепление.  

Учитель: ребята, давайте подведем итоги нашего урока. А поможет нам кроссворд. Отгадав его, мы прочитаем слово, обозначающее русскую землю.

т

в

е

р

д

о

р

у

б

е

л

ь

с

а

р

а

ф

а

н

т

ь

м

а

1.

2.

3.

4.

  1. Название буквы «Т».
  2. Предмет, который использовался вместо утюга вплоть до 16 века.
  3. Предмет женской одежды без рукавов. Носился поверх рубахи.
  4. Наименование числа (10 000).

Учитель: какое же слово у вас получилось? (Русь).

Молодцы, ребята, вы справились со всеми трудностями.  Побывали в Древней Руси. Конечно, в то время Русь не называлась Древней. Это она для нас древняя. К счастью, мы не растерялись и преодолели все препятствия.

10.Рефлексия.

Легко ли вам было выполнять задания и почему?

Что вызвало затруднения?

Хотели бы вы продолжить путешествовать по Древней Руси?

Почему?

Надеюсь, вы продолжите проявлять интерес к своей истории, истории языка, так как полученные знания вам еще пригодятся в жизни.  

11. Выставление оценок. За работу на уроке вы получаете такие оценки:  

12. Домашнее задание по выбору.

Подготовить небольшое сообщение о том, как мог проходить день мужчины (или женщины) на Руси.

До свидания. Всем желаю удачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа "Древняя Русь", 6 класс

В тесте представлены задания разного типа, в том числе кроссворд, текст с ошибками, текст с пропусками.Уважаемые коллеги, не пугайтесь, тест не совсем правильно выглядит при предварительном просмотре ...

Дидактический материал. Индивидуальный маршрутный лист учащегося к уроку. "Древняя Русь."

Дидактический материал к уроку "Восточные славяне в древности". Индивидуальный маршрутный лист для самостоятельной работы всех учащихся класса в течение урока. Возможно  использование для диффере...

Путешествие в Древнюю Русь

Урок чтения и развития речи в 6 классе Цель:1) формирование представлений о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник"...

"Путешествие в Древнюю Русь" фрагмент нетрадиционного урока

"Путешествие в Древнюю Русь"  занимательный и интересный урок- путешествие. Материал может  быть использован при обобщении и систематизации знаний по данному разделу. Даёт возможность мотиви...

Путешествие в Древнюю Русь открытый урок

способствовать развитию памяти, внимания, мышления; закрепить навыки работы с заданиями  с исторической картой; продолжить развивать умение учащихся давать полные ответы на поставленные вопросы....

Древняя Русь и Русь Удельная.

Повторение. Расставьте в хронологической последовательности....

Интегрированный урок – путешествие в Древнюю Русь (литература и история, 6 класс)

Конспект интегрированного урока (литература и история) в 6 классе при изучении темы"Древняя Русь"...