Проект "Ступеньки ненецкого языка"
проект

Вануйто Елена Александровна

Проект по работе с педагогами 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_stepenki_nenetskogo_yazyka_.docx106.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ярсалинский детский сад «Солнышко»F:\Эмблема детского сада.png

Материалы по проекту с педагогами

«Ступеньки ненецкого языка»

(реализация проекта  с декабря 2022 по март 2023 года)

Автор разработки:  педагог дополнительного образования

Вануйто Елена Александровна

Яр-Сале 2022 год

Паспорт проекта «Ступеньки ненецкого языка»

Наименование проекта

«Ступеньки ненецкого языка»

Вид проекта

 Практико – ориентированный, творческий

Разработчик проекта

 Вануйто Елена Александровна

Основные исполнители

Педагоги детского сада «Солнышко»

Цель проекта:

создание необходимых условий для изучения и развития ненецкого языка педагогами  и потребностей речевой деятельности всеми участниками проекта «Ступеньки ненецкого языка»; популяризация ненецкого языка.

Основные задачи проекта:

         подбор учебного и дидактического материала для обучения педагогов (не владеющих или слабо владеющих ненецким языком); Проведение анкетирования педагогов.

         формирование группы педагогов-единомышленников для организации и реализации проекта.

Периоды и этапы  реализации проекта

1. этап – Подготовительно – моделирующий (Декабрь – 2022)

2. этап – Практический (январь - февраль –2023)

3. этап – Аналитико – обобщающий (Март - 2023)

Критерии эффективности проекта

 Педагоги совершенствуют  звуковую культуру речи по ненецкому языку, повысят  рост методического мастерства, представившего собственную стратегию профессиональной деятельности; создадут профессиональную  среду для обмена опытом по теме проекта.

Основные принципы Проекта

- «Позитивный центризм»;

- Сочетание доступности, оптимальности материала

- Принцип системно – организованного подхода

Ожидаемый результат

В результате освоения педагоги научатся:

- читать на ненецком языке;

- переводить тексты (со словарем) на повседневные темы;

- вести беседу на ненецком языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, своих интересах;

- использовать русско-ненецкий и ненецко - русский словарь.

Образовательный продукт

В процессе реализации проекта используются информационно - методические материалы, имеющиеся в детском саду «Солнышко», в библиотеке:

  • детская литература, учебники для национальных школ народов Крайнего Севера, периодические журналы, газеты;
  • игры, конкурсы, кроссворды, сценарии;
  • наглядные пособия, изготовленные педагогом: образцы поделок, шаблоны, схемы, инструкционные карты;
  • дидактические материалы, таблицы;
  • календарно-тематическое планирование по проекту; методические разработки, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • видеофильмы, фотоальбомы, альбомы;
  • стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
  • диски, флешкарта с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующее созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы;
  • Интернет-ресурсы (электронные, мультимедийные источники).

Диалог, творчество,  познание,  саморазвитие  –   фундаментальные составляющие  проекта -  

Проект  предназначен педагогам детского сада «Солнышко».

Форма проведения проекта: фронтальная, групповая, индивидуальная

Актуальность проекта. В настоящее время изучение родного языка в Ямало-Ненецком автономном округе является крайне актуальным. По степени распространения современное русско-ненецкое двуязычие представляет собой явление массовое, охватывающее все возрастные и социальные слои населения.

        В семьях коренной национальности ненцев, а также в смешанных семьях, живущих в сельских местностях и в городских условиях, родители владеют родным языком, но мало говорят, редко общаются с детьми на родном языке, мало рассказывают об истории и традициях своего народа, в связи с этим ненецкий язык постепенно забывается подрастающим поколением. Дети, не определив свою жизненную позицию и не научившись ценить культуру своего народа, не усвоив особенности другой культуры, начинают отделять себя от своего народа.

       Изучение родного языка (ненецкого) способствует развитию интереса к прошлому своего народа, восстановлению культурных традиций; формирует в детях историческую память, естественные связи с опытом прошлого, помогает получению знаний о языке, быте, обычаях, традициях и культуре народа.

 Новизна данного проекта заключается в том, что направлен на обучение элементарным словам ненецкому языку педагогам, не владеющими родным языком, или понимающими говорящего, но не владеющими самостоятельно родным языком. В эффективном использовании ненецкого языка на практике в работе с дошкольниками, для того, чтобы дети не просто называли определенное количество слов, а могли общаться друг с другом, с родителями на ненецком языке. В ходе работы будет использоваться индивидуальный подход к ребёнку с учетом его способностей и потребностей в реализации умственного и творческого потенциала.

Постановка проблемы: В детском саду есть воспитанники, не владеющие русским языком, но говорящие на ненецком языке, чтобы был диалог между педагогом и воспитанником необходимо, понимание, владение и знание элементарных слов ненецкого языка педагогом.

Введение (пояснительная записка)

  Современное образование направлено на обеспечение сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, права на изучение родного языка, возможности получения начального общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России. Большую роль в умственном и нравственном развитии детей играет усвоение неисчерпаемых богатств языка своего народа, который является не только средством общения ненецкого народа, но и средством познания окружающего мира, средством осуществления комплексного решения задач нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания детей. Овладение родным (ненецким) языком в дошкольном детстве представляет собой многоаспектный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словесно-логическое. Овладение двумя языками, русским и ненецким, обогащает развитие ребёнка в целом. При изучении ненецкого языка ребёнок имеет возможность опираться на знание русского языка, строя по аналогии предложения, описывая, сравнивая и познавая различия в построении простого предложения. Язык является средством ознакомления с окружающим миром, через язык дети получают знания о нём в соответствии с возрастными способностями и потребностями, сохраняя специфику мировосприятия и миропонимания, отражённую в данном языке. Формирование у дошкольников умения строить связное монологическое высказывание включает ознакомление с ненецким фольклором. При инсценировании сказок формируется умение диалогической речи.

 Обучение дошкольников педагогами ненецкому языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания. Прежде всего, имеет значение воспитание любви и интереса к родному (ненецкому) языку, его богатству и красоте. А ознакомление с ненецким фольклором воспитывает нравственные качества (трудолюбие, доброта и т.д.).

Цели проекта:

   - Создание необходимых условий для изучения и развития ненецкого языка педагогами  и потребностей речевой деятельности всеми участниками проекта;   популяризация ненецкого языка.

Задачи проекта:

         подбор учебного и дидактического материала для обучения педагогов (не владеющих или слабо владеющих ненецким языком);

         формирование группы педагогов-единомышленников для организации и реализации проекта.

Ожидаемые результаты в ходе  реализации проекта

В результате освоения педагоги научатся:

- читать на ненецком языке;

- переводить тексты (со словарем) на повседневные темы;

- вести беседу на ненецком языке в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;

- рассказывать о себе, своей семье, своих интересах;

- использовать русско-ненецкий и ненецко - русский словарь.

Основное содержание проекта

Тематический план

Название раздела, темы

Количество часов

Раздел «Основные сведения о ненецком языке» Некоторые сведения о ненцах и ненецком языке.

1 ч

Особенности ненецкого алфавита.

1 ч

Знакомство. Слова приветствия и вежливости. Лексика, используемая при знакомстве.

1 ч

Просьба. Обращение.

1 ч

Вопросительные слова и выражения.

1 ч

Раздел «Продукты питания»

Продукты питания. Слова, обозначающие продукты питания, фрукты, овощи, ягоды. Лексика, необходимая для общения в продуктовом магазине

Посуда.

1 ч

Некоторые виды обозначения модальности. Работа в парах, составление диалогов.

1 ч

Раздел «Моя семья»

Местоимения.

1 ч

Семья. Слова, обозначающие родственные отношения. Генеалогическое древо.

1 ч

Разучивание колыбельной песни «Хов, хов, Вакоцёв хонёёв» и других ненецких колыбельных

1 ч

Экологический календарь ненцев

1 ч

Погода.

1 ч

Животные Севера на ненецком языке.

1 ч

Практическое задание, инсценировка ненецкой сказки.

1 ч

ИТОГО

15 часов

Методическое и дидактическое обеспечение:

В процессе реализации проекта используются информационно - методические материалы, имеющиеся в детском саду «Солнышко», в библиотеке:

  • детская литература, учебники для национальных школ народов Крайнего Севера, периодические журналы, газеты;
  • игры, конкурсы, кроссворды, сценарии;
  • наглядные пособия, изготовленные педагогом: образцы поделок, шаблоны, схемы, инструкционные карты;
  • дидактические материалы, таблицы;
  • календарно-тематическое планирование по проекту; методические разработки, методические указания и рекомендации к практическим занятиям;
  • видеофильмы, фотоальбомы, альбомы;
  • стихи, легенды, сказки, высказывания, рассказы;
  • диски, флешкарта с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующее созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы;
  • Интернет-ресурсы (электронные, мультимедийные источники).

 Приложение 1.

Анкета для педагогов

Мое отношение к участию в проекте по родному языку

 «Ступеньки ненецкого языка»

Цель: Выявить желание  педагогов к участию в проекте «Ступеньки ненецкого языка».

  1. Я хотела бы изучить ненецкий язык (если не владею)

Ваш ответ_______________________________________________________________________________

  1. Мне интересно узнать интересные факты Ямала, истории Севера, традициях и культуре.

Ваш ответ________________________________________________________________________________

  1. Я бы хотела почитать специальную литературу по краеведению и родному языку.

Ваш ответ________________________________________________________________________________

  1. Используете ли Вы в работе с детьми национальные игры (Например: подвижные игры?)  

 Ваш ответ_______________________________________________________________________________

  1. Используете ли Вы в режимных моментах занятий ненецкий фольклор? Что конкретно используете? (потешки, стишки, поговорки, пословицы)__________

Ваш ответ_____________________________________________________________________________

  1. Напишите, каковы Ваши предложения по ходу реализации проекта: «Ступеньки ненецкого языка» (интересующие вас темы о родном крае, истории Ямала, устное народное творчество ненцев)

Ваш ответ (предложения, пожелания)__________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе. Бинарный урок по предметам: литература, родная литература и ненецкий язык в 5 «а» классе.

Бинарный  обобщающий урок литература, родная литература и ненецкий язык на тему  «Ненецкая сказка «Лабтэйко». Цели урока:- расширить  представления  о мире сказок;- пока...

Мастер-класс: «Стендовая защита и мультимедийная презентация исследовательской работы «Сопоставительный анализ имени числительного в русском и ненецком языках».

Аннотация: мастер-класс предназначен для учителей-предметников, учителей, занимающихся внеклассной работой, участников исследовательских проектов. На занятии демонстрируется Стендовая защита, предназн...

Презентация "Знатоки ненецкого языка"

Презентация к внеклассному мероприятию по ненецкому языку....

Инновационный проект «Учим счёт от 1 до 10» Учебное пособие на ненецком языке для воспитанников кочевых детских садов 28.02.2019

         "Россия – многонациональная страна! У нас в стране – России, живёт несколько сот различных национальностей и конфессий. Скажем, в Челябинской ...

задания ВОШ по родному (ненецкому ) языку

Данные задания разработаны для проведение Межрегиональной олимпиады школьников по родному (ненецкому) языку в 8-9 классах. Эту разработку можно использовать как для проведения ВОШ, так и на уроках род...

Тема: Игра как прием на уроках родного (ненецкого) языка

1слайд     Тема:  Игра как прием на уроках родного (ненецкого) языкаАвтор: Марик Оксана Георгиевна, учитель родного (ненецкого) языка МБДОУ «Салемальский детский са...