Литературная игра, посвященная 200-летней годовщине Ф.М.Достоевского
план-конспект урока

Игра нацелена на воспитание у подростков мысли о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит в мире на примере русской классической литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_igra.docx45.17 КБ
Файл literaturnaya_igra.docx45.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дуровская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области

Преступление и наказание

Литературная игра, посвященная 200-летней годовщине со дня рождения

Ф.М.Достоевского

(по одноименному роману Ф.М.Достоевского)

Подготовила: учитель русского языка и литературы Полещук Ирина Валерьевна

Цель мероприятия:

  1. Углубить знания учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять, работать с деталью и словом Достоевского.
  3. Воспитывать у подростков мысль о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит в мире на примере русской классической литературы.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг Ф.М.Достоевского, наборы карточек, иллюстращии к роману

Подготовительная работа: литературная игра проводится как итог изучения творчества Ф.М.Достоевского. Требуется знание текста произведения, учащиеся выполняют индивидуальные задания по организации выставки книг, изготовлению карточек.

Могут принимать участие учащиеся 10-11 классов. Ребята делятся на две команды. Результаты соревнований оценивает жюри в составе учителей и учащихся, количество баллов за каждый конкурс устанавливает жюри.

Ход игры

Слайд 1-2

Ведущий. «Преступление и наказание» — первый роман Ф.М. Достоевского, входящий в знаменитое «Пятикнижие». «Не помнишь ли, — писал Ф.М. Достоевский брату в 1859 году, — я тебе говорил про исповедь-роман... На днях я совершенно решил писать его немедля <...> Всѐ сердце моѐ с кровью положится в этот роман». Произведение было начато позднее — в 1865 году. Отказался художник и от исповедальной формы. Тем не менее эта книга не знает себе равных по глубине психологического анализа. Этому уникальному творению Достоевского и посвящается настоящая игра.

  1. Петербург Достоевского Слайд 3

Ведущий. «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности, - говорил Свидригайлов Раскольникову. - Редко где найдѐтся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отображаться во всѐм».

В романе «Преступление и наказание» «угрюмый» образ Северной Пальмиры создают грязные углы и подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры и тесные каморки. Войдѐм вместе с художником в жилища его героев.

На доске закреплены иллюстрации с изображением жилищ персонажей.

Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные пред- меты, а также найти «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.

Слайды 4-6

Набор карточек 1: простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке. (Комната Сони Мармеладовой; «лишний» элемент — туалет с зеркальцем в простенке из комнаты Алены Ивановны.)

Набор карточек № 2: три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом лампада; неуклюжая большая софа <...>, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

(Каморка Раскольникова; «лишний» элемент в углу перед небольшим образом лампада

из комнаты Алены Ивановны.)

Набор карточек 3: диван с огромною выгнутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном. (Комната старухи-процентщицы; «лишний» элемент — дырявая простыня — из квартиры Мармеладовых.)

  1. Герои романа.

Слайд 7

Ведущий. « С щедростью и всеобъемлющим размахом «Человеческой комедии» Достоевский в границах данного романа развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество...» — писал о «Преступлении и наказании» выдающийся исследователь творчества Ф.М. Достоевского Л.П. Гроссман. А хорошо ли вы помните всех героев романа?

Суть данного конкурса состоит в следующем. Последовательно сообщаются сведения о том или ином персонаже произведения. Десятиклассники стараются как можно быстрее угадать, о каком герое романа ведется речь.

Задание команде № 1

Эта героиня:

  1. по утверждению одного из персонажей романа, «ушла бы в Египетскую пустыню» и находилась бы там «тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями», если бы жила в IV—V веках нашей эры;
  2. «только того и жаждет <...>, чтобы за кого-нибудь какую- нибудь муку поскорее принять»;
  3. «целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум...»

(Дуня Раскольникова.)

Этот герой:

  1. «пить... мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить»;
  2. «слыл за силача», «мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод»;
  3. по словам Свидригайлова, «малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает)».

(Разумихин.)

Эта героиня:

  1. имела «весьма смешную привычку» — «решительно всем рассказывать все ... семейные тайны»;
  2. выкупила своего будущего супруга «за тридцать тысяч сребреников»;
  3. являлась мужу с того света, чтобы похвастаться обновками и поговорить о «пустяках».

(Марфа Петровна Свидригайлова.)

Задание команде № 2 Эта героиня:

  1. внешне напоминала «солдата переряженного»;
  2. трудолюбивая, чистоплотная, «тихая ... кроткая, безответная, согласная, на все согласная»;
  3. по замечанию одного из персонажей, «поминутно была беременна».

(Лизавета.)

Этот герой:

  1. собирался «в экспедицию на Северный полюс» либо «в вояж» по Америке» и даже подумывал о полете на воздушном шаре;
  2. окружен        множеством        «мрачных        и        таинственных        сказок»,        контактировал        с привидениями;
  3. утверждал, что между ним и Родионом Раскольниковым «есть какая-то общая точка» и они «одного поля ягоды».

( Свидригайлов.)

Этот герой:

  1. «человек ... небольшого образования», «несколько как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушали»;
  2. «человек благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал»;
  3. «положил взять» в жены «девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение».

(Лужин.)

  1. «Отчёт одного преступления» Слайд 8

Ведущий. Об идее «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевский писал издателю

М.Н. Каткову: «Это — психологический отчет одного преступления». Нас же в ходе данного конкурса будет интересовать отнюдь не психологическая сторона, а фактическая, юридическая.

Форма проведения данного конкурса — беседа с учащимися.

Вопросы команде № 1

  1. Кто был арестован первым по подозрению в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры? Почему? (Полиция арестовала Коха и Пестрякова. Объяснение этому факту дал Разумихин: «Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их ло- гика».)
  2. Кто признал себя виновным в убийстве? Почему? (Миколка взял на себя вину, чтобы выручить арестованного по подозрению в убийстве Митьку.)
  3. Как известно, преступника тянет на место преступления. Посещал ли герой романа квартиру убиенной после убийства? Когда это было? (На пятый день после убийства по- здно вечером Раскольников «обнаружил», что «стоит у того дома», и «необъяснимое желание повлекло его « в квартиру старухи-процентщицы. «Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру».)
  4. Какие смягчающие вину обстоятельства были учтены судом при вынесении приговора Раскольникову? (1) «болезненное и бедственное состояние преступника»; 2)

«то, что он не воспользовался ограбленным»; 3) «явка с повинною в то время, когда дело необыкновенно запуталось... и когда на настоящего преступника... даже и подозрений почти не имелось...»; 4) свидетельства, представленные Разумихиным, о добрых деяниях Раскольникова.)

Вопросы команде № 2

  1. Кто знал доподлинно о том, что истинный убийца Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы — Родион Раскольников? (Раскольников рассказал об убийстве Соне, разговор подслушал Свидригайлов и передал все Дуне. Порфирий Петрович

«вычислил» убийцу путем собственных умозаключений.)

  1. Как и во многих уголовных преступлениях, в случае с Раскольниковым имел место шантаж. Кто и зачем шантажировал героя? (Некий мещанин, которому показался странным визит Раскольникова на квартиру погибшей старухи- процентщицы, обратился к Порфирию Петровичу и, дабы подтвердить возникшие подозрения, дождался преступника на улице и бросил ему в лицо: «Ты убивец!»)
  2. Какие советы дали Раскольникову люди, знавшие о том, что он убийца: Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов?

(Порфирий Петрович: «...Пришел к Вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,

потому с плеч долой». Свидригайлов: «...вы вот все охаете да ахаете! <...> Если так, ступайте, да и объявите начальству, что вот, дескать, так и так, случился со мной казус: в теории ошибочка небольшая вышла. Если же убеждены, что... старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! <...> Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Соня Мармела- дова: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». «Поди сейчас... стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!»)

  1. Каким был приговор суда? («...Преступник присужден был к каторжной работе

второго разряда, на срок всего только восьми лет...»)

  1. Сны в романе. Слайд 9

Ведущий.  Сны  занимают  важное  место  в  композиционной  структуре  романа

«Преступление и наказание». «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенной выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действитель- ностью, — говорится в романе. — Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими... подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев».

Данный конкурс посвящен как раз «подробностям» сновидений.

Вопросы, общие для всех команд

  • Сколько снов включено автором в текст произведения?

(Ведущий выслушивает версии каждой команды, а потом говорит правильный ответ: снов в романе пять.)

  • Перечислите их в порядке следования.

(Ведущий поочередно предоставляет слово игрокам из разных команд.)

(Первый сон — о «забитой клячонке». Второй: Раскольникову чудится, что Илья Петрович бьет хозяйку. В третьем сне Раскольников еще раз убивает старуху: он много раз бьет ее топором по голове и никак не может убить. Четвертый сон — это сон Свидригайлова в гостинице. Наконец, последний — сон Раскольникова на каторге о трихинах.)

  1. Викторина.

Слайд 10

Ведущий поочерѐдно задаѐт вопросы командам. За правильный ответ на командный счѐт начисляется 1 балл.

  1. Какой цвет преобладал в обстановке комнаты старухи- процентщицы и в еѐ одежде?

(Жѐлтый: жѐлтые обои, мебель из жѐлтого дерева, пожелтевшая меховая кацавейка.)

  1. «Одет он был в старый, совершенно оборванный.„фрак, с осыпавшимися пуговицами», — так Достоевский описывает внешний облик Мармеладова в эпизоде его трактирной исповеди. Какого же цвета фрак был надет на герое? (Чѐрный.)
  2. «Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус моѐ платье? » — спрашивала Марфа Петровна супруга, являясь ему в видениях. Помните ли вы, какое платье было на покойнице? (Шѐлковое зелѐное платье.)
  3. Какой оттенок приобрела «циммермановская» шляпа Раскольникова в результате долгой носки? (Рыжий.)
  4. У кого из персонажей «глаза почти чѐрные, сверкающие, гордые»? (У Дуни Раскольниковой.)

Кого из героев писатель наделил «замечательными голубыми глазами»? (Соню Мармеладову.)

  1. О лице одного из действующих лиц автор говорит, что «оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами». Кто же обладатель таких глаз? (Порфирий Петрович.)
  2. Образ лестницы в романе весьма многозначителен: он символизирует восхождение и нисхождение души. Текстологи подсчитали, что Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. А помните ли вы, сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку героя? (Тринадцать.)
  3. «Он даже знал, — читаем в романе, — сколько шагов от ворот его дома» до дома, где жила будущая «жертва» преступления — чиновница Алена Ивановна. А известна ли вам эта цифра? («Ровно семьсот тридцать».)
  4. Каков возраст Раскольникова? (23 года.)
  5. Каков возраст убиенной старухи? («Лет шестидесяти».)
  1. Книжная полка. Слайд 11

Ведущий. Перед вами книжная мини-выставка. Отвечая на вопросы, вы должны выбрать в нашем «книжном развале» и показать всем присутствующим книгу, о которой идет речь в вопросе.

Вопросы

  1. Прослушайте фрагмент песни «Хуторок», чрезвычайно популярной в 60-х годах XIX века (муз. Е. Климовского). Название песни неоднократно упоминается в романе

«Преступление и наказание». А кто автор текста песни? Найдите в книжном развале книгу стихов данного поэта. (А. Кольцов.)

  1. «Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить <...> — то лучше так жить, чем сейчас умирать!» В какой книге прочитал об этом главный герой романа? (В. Гюго, «Собор Парижской богоматери».)
  2. «Да зачем же стулья-то ломать, господа...» — такова первая реплика Порфирия Петровича в романе, обращенная к Раскольникову и Разумихину. Укажите на выставке книгу, откуда заимствована данная цитата. (Н. В. Гоголь, «Ревизор». Это ставшие крылатыми слова Городничего об учителе: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»)
  3. Прослушайте фрагмент романса «Сон» (муз. К. Пауфлера). («В полдневный жар, в долине Дагестана...») Вы, конечно, помните: Катерина Ивановна «до обожания любила этот романс». Известен ли вам автор текста? (М.Ю. Лермонтов.)
  4. Назовите любимого писателя Свидригайлова. (Шиллер.)
  5. «В тот же самый год, кажется, и «Безобразный поступок «Века» случился (ну, <...> чтение-то публичное помните?)» С каким художественным произведением был связан скандал, о котором упоминал Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым? («Египетские ночи» А.С. Пушкина.)

VII. Подведение итогов.

IX. Ресурсы.

  1. С. В. Белов «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  2. О. Н. Харитонова «Интеллектуальные литературные игры для учащихся»/ «изд-во

«Феникс», 2005

  1. https://yandex.ru/images


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Дуровская средняя общеобразовательная школа» Сафоновского района Смоленской области

Преступление и наказание

Литературная игра, посвященная 200-летней годовщине со дня рождения

Ф.М.Достоевского

(по одноименному роману Ф.М.Достоевского)

Подготовила: учитель русского языка и литературы Полещук Ирина Валерьевна

Цель мероприятия:

  1. Углубить знания учащихся о романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  2. Развивать умения обобщать, выделять главное, сопоставлять, работать с деталью и словом Достоевского.
  3. Воспитывать у подростков мысль о необходимости нравственного выбора и ответственности каждого человека за то, что происходит в мире на примере русской классической литературы.

Оборудование: мультимедийный проектор, выставка книг Ф.М.Достоевского, наборы карточек, иллюстращии к роману

Подготовительная работа: литературная игра проводится как итог изучения творчества Ф.М.Достоевского. Требуется знание текста произведения, учащиеся выполняют индивидуальные задания по организации выставки книг, изготовлению карточек.

Могут принимать участие учащиеся 10-11 классов. Ребята делятся на две команды. Результаты соревнований оценивает жюри в составе учителей и учащихся, количество баллов за каждый конкурс устанавливает жюри.

Ход игры

Слайд 1-2

Ведущий. «Преступление и наказание» — первый роман Ф.М. Достоевского, входящий в знаменитое «Пятикнижие». «Не помнишь ли, — писал Ф.М. Достоевский брату в 1859 году, — я тебе говорил про исповедь-роман... На днях я совершенно решил писать его немедля <...> Всѐ сердце моѐ с кровью положится в этот роман». Произведение было начато позднее — в 1865 году. Отказался художник и от исповедальной формы. Тем не менее эта книга не знает себе равных по глубине психологического анализа. Этому уникальному творению Достоевского и посвящается настоящая игра.

  1. Петербург Достоевского Слайд 3

Ведущий. «Это город полусумасшедших. Если б у нас были науки, то медики, юристы и философы могли бы сделать над Петербургом драгоценнейшие исследования, каждый по своей специальности, - говорил Свидригайлов Раскольникову. - Редко где найдѐтся столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отображаться во всѐм».

В романе «Преступление и наказание» «угрюмый» образ Северной Пальмиры создают грязные углы и подворотни, уродливые дворы-колодцы, вонючие трактиры и тесные каморки. Войдѐм вместе с художником в жилища его героев.

На доске закреплены иллюстрации с изображением жилищ персонажей.

Задача игроков - определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные пред- меты, а также найти «лишний» элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища.

Слайды 4-6

Набор карточек 1: простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула; небольшой, простого дерева комод; туалет с зеркальцем в простенке. (Комната Сони Мармеладовой; «лишний» элемент — туалет с зеркальцем в простенке из комнаты Алены Ивановны.)

Набор карточек № 2: три старых стула, не совсем исправных; крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; в углу перед небольшим образом лампада; неуклюжая большая софа <...>, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях.

(Каморка Раскольникова; «лишний» элемент в углу перед небольшим образом лампада

из комнаты Алены Ивановны.)

Набор карточек 3: диван с огромною выгнутою деревянною крышкой; через задний угол была протянута дырявая простыня; картинки в желтых рамках, изображавшие немецких барышень с птицами в руках; круглый стол овальной формы перед диваном. (Комната старухи-процентщицы; «лишний» элемент — дырявая простыня — из квартиры Мармеладовых.)

  1. Герои романа.

Слайд 7

Ведущий. « С щедростью и всеобъемлющим размахом «Человеческой комедии» Достоевский в границах данного романа развернул исключительное богатство социальных характеров и показал сверху донизу целое общество...» — писал о «Преступлении и наказании» выдающийся исследователь творчества Ф.М. Достоевского Л.П. Гроссман. А хорошо ли вы помните всех героев романа?

Суть данного конкурса состоит в следующем. Последовательно сообщаются сведения о том или ином персонаже произведения. Десятиклассники стараются как можно быстрее угадать, о каком герое романа ведется речь.

Задание команде № 1

Эта героиня:

  1. по утверждению одного из персонажей романа, «ушла бы в Египетскую пустыню» и находилась бы там «тридцать лет, питаясь кореньями, восторгами и видениями», если бы жила в IV—V веках нашей эры;
  2. «только того и жаждет <...>, чтобы за кого-нибудь какую- нибудь муку поскорее принять»;
  3. «целомудренна, может быть, до болезни, несмотря на весь свой широкий ум...»

(Дуня Раскольникова.)

Этот герой:

  1. «пить... мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить»;
  2. «слыл за силача», «мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод»;
  3. по словам Свидригайлова, «малый, говорят, рассудительный (что и фамилия его показывает)».

(Разумихин.)

Эта героиня:

  1. имела «весьма смешную привычку» — «решительно всем рассказывать все ... семейные тайны»;
  2. выкупила своего будущего супруга «за тридцать тысяч сребреников»;
  3. являлась мужу с того света, чтобы похвастаться обновками и поговорить о «пустяках».

(Марфа Петровна Свидригайлова.)

Задание команде № 2 Эта героиня:

  1. внешне напоминала «солдата переряженного»;
  2. трудолюбивая, чистоплотная, «тихая ... кроткая, безответная, согласная, на все согласная»;
  3. по замечанию одного из персонажей, «поминутно была беременна».

(Лизавета.)

Этот герой:

  1. собирался «в экспедицию на Северный полюс» либо «в вояж» по Америке» и даже подумывал о полете на воздушном шаре;
  2. окружен        множеством        «мрачных        и        таинственных        сказок»,        контактировал        с привидениями;
  3. утверждал, что между ним и Родионом Раскольниковым «есть какая-то общая точка» и они «одного поля ягоды».

( Свидригайлов.)

Этот герой:

  1. «человек ... небольшого образования», «несколько как бы тщеславен и очень любит, чтобы его слушали»;
  2. «человек благонадежный и обеспеченный, служит в двух местах и уже имеет свой капитал»;
  3. «положил взять» в жены «девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение».

(Лужин.)

  1. «Отчёт одного преступления» Слайд 8

Ведущий. Об идее «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевский писал издателю

М.Н. Каткову: «Это — психологический отчет одного преступления». Нас же в ходе данного конкурса будет интересовать отнюдь не психологическая сторона, а фактическая, юридическая.

Форма проведения данного конкурса — беседа с учащимися.

Вопросы команде № 1

  1. Кто был арестован первым по подозрению в убийстве старухи-процентщицы и ее сестры? Почему? (Полиция арестовала Коха и Пестрякова. Объяснение этому факту дал Разумихин: «Ведь что их, например, перво-наперво с толку сбило? Дверь была заперта, а пришли с дворником — отперта: ну, значит, Кох да Пестряков и убили! Вот ведь их ло- гика».)
  2. Кто признал себя виновным в убийстве? Почему? (Миколка взял на себя вину, чтобы выручить арестованного по подозрению в убийстве Митьку.)
  3. Как известно, преступника тянет на место преступления. Посещал ли герой романа квартиру убиенной после убийства? Когда это было? (На пятый день после убийства по- здно вечером Раскольников «обнаружил», что «стоит у того дома», и «необъяснимое желание повлекло его « в квартиру старухи-процентщицы. «Поколебавшись немного, он поднялся по последним ступенькам и вошел в квартиру».)
  4. Какие смягчающие вину обстоятельства были учтены судом при вынесении приговора Раскольникову? (1) «болезненное и бедственное состояние преступника»; 2)

«то, что он не воспользовался ограбленным»; 3) «явка с повинною в то время, когда дело необыкновенно запуталось... и когда на настоящего преступника... даже и подозрений почти не имелось...»; 4) свидетельства, представленные Разумихиным, о добрых деяниях Раскольникова.)

Вопросы команде № 2

  1. Кто знал доподлинно о том, что истинный убийца Алены Ивановны и ее сестры Лизаветы — Родион Раскольников? (Раскольников рассказал об убийстве Соне, разговор подслушал Свидригайлов и передал все Дуне. Порфирий Петрович

«вычислил» убийцу путем собственных умозаключений.)

  1. Как и во многих уголовных преступлениях, в случае с Раскольниковым имел место шантаж. Кто и зачем шантажировал героя? (Некий мещанин, которому показался странным визит Раскольникова на квартиру погибшей старухи- процентщицы, обратился к Порфирию Петровичу и, дабы подтвердить возникшие подозрения, дождался преступника на улице и бросил ему в лицо: «Ты убивец!»)
  2. Какие советы дали Раскольникову люди, знавшие о том, что он убийца: Соня, Порфирий Петрович, Свидригайлов?

(Порфирий Петрович: «...Пришел к Вам с открытым и прямым предложением — учинить явку с повинною. Это вам будет бесчисленно выгоднее, да и мне тоже выгоднее,

потому с плеч долой». Свидригайлов: «...вы вот все охаете да ахаете! <...> Если так, ступайте, да и объявите начальству, что вот, дескать, так и так, случился со мной казус: в теории ошибочка небольшая вышла. Если же убеждены, что... старушонок можно лущить чем попало, в свое удовольствие, так уезжайте куда-нибудь поскорее в Америку! <...> Денег, что ли, нет? Я дам на дорогу». Соня Мармела- дова: «Страдание принять и искупить себя им, вот что надо». «Поди сейчас... стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!»)

  1. Каким был приговор суда? («...Преступник присужден был к каторжной работе

второго разряда, на срок всего только восьми лет...»)

  1. Сны в романе. Слайд 9

Ведущий.  Сны  занимают  важное  место  в  композиционной  структуре  романа

«Преступление и наказание». «В болезненном состоянии сны отличаются часто необыкновенной выпуклостью, яркостью и чрезвычайным сходством с действитель- ностью, — говорится в романе. — Слагается иногда картина чудовищная, но обстановка и весь процесс всего представления бывают при этом до того вероятны и с такими тонкими... подробностями, что их и не выдумать наяву этому же самому сновидцу, будь он такой же художник, как Пушкин или Тургенев».

Данный конкурс посвящен как раз «подробностям» сновидений.

Вопросы, общие для всех команд

  • Сколько снов включено автором в текст произведения?

(Ведущий выслушивает версии каждой команды, а потом говорит правильный ответ: снов в романе пять.)

  • Перечислите их в порядке следования.

(Ведущий поочередно предоставляет слово игрокам из разных команд.)

(Первый сон — о «забитой клячонке». Второй: Раскольникову чудится, что Илья Петрович бьет хозяйку. В третьем сне Раскольников еще раз убивает старуху: он много раз бьет ее топором по голове и никак не может убить. Четвертый сон — это сон Свидригайлова в гостинице. Наконец, последний — сон Раскольникова на каторге о трихинах.)

  1. Викторина.

Слайд 10

Ведущий поочерѐдно задаѐт вопросы командам. За правильный ответ на командный счѐт начисляется 1 балл.

  1. Какой цвет преобладал в обстановке комнаты старухи- процентщицы и в еѐ одежде?

(Жѐлтый: жѐлтые обои, мебель из жѐлтого дерева, пожелтевшая меховая кацавейка.)

  1. «Одет он был в старый, совершенно оборванный.„фрак, с осыпавшимися пуговицами», — так Достоевский описывает внешний облик Мармеладова в эпизоде его трактирной исповеди. Какого же цвета фрак был надет на герое? (Чѐрный.)
  2. «Здравствуйте, Аркадий Иванович! Как на ваш вкус моѐ платье? » — спрашивала Марфа Петровна супруга, являясь ему в видениях. Помните ли вы, какое платье было на покойнице? (Шѐлковое зелѐное платье.)
  3. Какой оттенок приобрела «циммермановская» шляпа Раскольникова в результате долгой носки? (Рыжий.)
  4. У кого из персонажей «глаза почти чѐрные, сверкающие, гордые»? (У Дуни Раскольниковой.)

Кого из героев писатель наделил «замечательными голубыми глазами»? (Соню Мармеладову.)

  1. О лице одного из действующих лиц автор говорит, что «оно было бы даже и добродушное, если бы не мешало выражение глаз, с каким-то жидким водянистым блеском, прикрытых почти белыми, моргающими, точно подмигивая кому, ресницами». Кто же обладатель таких глаз? (Порфирий Петрович.)
  2. Образ лестницы в романе весьма многозначителен: он символизирует восхождение и нисхождение души. Текстологи подсчитали, что Раскольников спускается и поднимается по лестнице 48 раз. А помните ли вы, сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку героя? (Тринадцать.)
  3. «Он даже знал, — читаем в романе, — сколько шагов от ворот его дома» до дома, где жила будущая «жертва» преступления — чиновница Алена Ивановна. А известна ли вам эта цифра? («Ровно семьсот тридцать».)
  4. Каков возраст Раскольникова? (23 года.)
  5. Каков возраст убиенной старухи? («Лет шестидесяти».)
  1. Книжная полка. Слайд 11

Ведущий. Перед вами книжная мини-выставка. Отвечая на вопросы, вы должны выбрать в нашем «книжном развале» и показать всем присутствующим книгу, о которой идет речь в вопросе.

Вопросы

  1. Прослушайте фрагмент песни «Хуторок», чрезвычайно популярной в 60-х годах XIX века (муз. Е. Климовского). Название песни неоднократно упоминается в романе

«Преступление и наказание». А кто автор текста песни? Найдите в книжном развале книгу стихов данного поэта. (А. Кольцов.)

  1. «Где это, — подумал Раскольников, идя далее, — где это я читал, как один приговоренный к смерти, за час до смерти, говорит или думает, что если бы пришлось ему жить где-нибудь на высоте, на скале, и на такой узенькой площадке, чтобы только две ноги можно было поставить <...> — то лучше так жить, чем сейчас умирать!» В какой книге прочитал об этом главный герой романа? (В. Гюго, «Собор Парижской богоматери».)
  2. «Да зачем же стулья-то ломать, господа...» — такова первая реплика Порфирия Петровича в романе, обращенная к Раскольникову и Разумихину. Укажите на выставке книгу, откуда заимствована данная цитата. (Н. В. Гоголь, «Ревизор». Это ставшие крылатыми слова Городничего об учителе: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?»)
  3. Прослушайте фрагмент романса «Сон» (муз. К. Пауфлера). («В полдневный жар, в долине Дагестана...») Вы, конечно, помните: Катерина Ивановна «до обожания любила этот романс». Известен ли вам автор текста? (М.Ю. Лермонтов.)
  4. Назовите любимого писателя Свидригайлова. (Шиллер.)
  5. «В тот же самый год, кажется, и «Безобразный поступок «Века» случился (ну, <...> чтение-то публичное помните?)» С каким художественным произведением был связан скандал, о котором упоминал Свидригайлов в разговоре с Раскольниковым? («Египетские ночи» А.С. Пушкина.)

VII. Подведение итогов.

IX. Ресурсы.

  1. С. В. Белов «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
  2. О. Н. Харитонова «Интеллектуальные литературные игры для учащихся»/ «изд-во

«Феникс», 2005

  1. https://yandex.ru/images

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка литературной игры, посвященной 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова

Зпо     Познакомить с фактами биографии М. В. Ломоносова, вызвать интерес к литературному творчеству ученого, воспитать чувство патриотизма на примере личности М. В. Ломоносова....

Открытое мероприятие, посвященное 73-летней годовщине битвы под Москвой.

В ходе мероприятия учащиеся узнали о  начале ВОВ, о героической защите столицы нашей Родины, о трудовом подвиге народа. Услышали голос Левитана об объявлении войны, познакомились с подв...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, посвященная 120 - ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Литературно-музыкальная гостиная "Я сердцем никогда не лгу...".

Предлагаю вашему вниманию методическую разработку внеклассного мероприятия, посвященную 120-ти летней годовщине со дня рождения С. А. Есенина. Мероприятие раскрывает важные этапы жизни поэта, дает пре...

Урок мужества, посвященный 75-ти летней годовщине Сталинградской битвы

В 2018 году отмечается 75 лет со дня Сталинградской битвы. Тяжелое и страшное время для русского народа. Но русский народ силен духом, сумел отстоять Сталинград. Данное мероприятие я провела в предвер...

Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне.

Спортивные соревнования, посвященные 73-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне....

Конкурс чтецов стихотворений, посвященный 76-летней годовщине снятия Блокады Ленинграда

Война оставляла глубокие раны в сердцах. И те, кто пережил Великую Отечественную, имели честь поделиться впечатлениями с потомками. Важной точкой в войне стала блокада Ленинграда. Это была трагедия вс...