Маршрутный лист к уроку литературы в 8 кл по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
рабочие листы (8 класс)
Урок рассчитан на 2 часа и представляет собой работу в группах. В начале урока учащиеся обсуждают общие моменты, а потом "погружаются" в текст. Каждая группа получается вопросы, подсказки, работает в своем направлении. На втором уроке идет обсуждение и подводится итог.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Маршрутный лист
1. Прослушайте композицию Шуберта «Грезы». Какое настроение владеет вами сейчас?
- Как вы думаете , какие чувства хотел выразить композитор?
- Что вы слышите ? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?
Как это произведение соотносится с повестью Достоевского?
2. Работа по группам.
1 группа. Смысл названия.
- Какой смысл несет слово «белый» в названии произведения?
- Почему вместо глав автор пишет «ночи»? Почему для него важно, что действие будет происходить ночами? Как он описывает это время суток (приведите цитату).Какой смысл несет последняя глава – «Утро»?
- Текст имеет подзаголовок «Сентиментальный роман». В каком значении употреблено слово «роман»? Почему сентиментальный? Также есть указание, что перед нами воспоминания мечтателя. Как вы объясните это?
- Как вы понимаете эпиграф к тексту?
- Если бы вы рисовали иллюстрации к этому произведению, что вы изобразили бы? Какие краски использовали бы? Совпадает ли ваше восприятие текста с тем, как изображают героев художники в учебнике? Почему?
2 группа. Образ главного героя.
- Как зовут главного героя? Каков его внутренний мир? Есть ли у него друзья? С кем/с чем он общается? Как он относится к девушкам? Приведите цитаты.
- Каковы особенности мироощущения мечтателя? О чем мечтает герой? Меняется ли настроение героя?
- При каких обстоятельствах герой познакомился с Настенькой? Как он себя ведет с ней?
Начертите графически, как видите развитие отношений между героями.
- Почему герой не стал бороться за Настеньку? Автор сочувствует герою или осуждает его? Почему?
- Как вы думаете, изменится ли герой после этой истории?
- С какими литературными героями можно его сравнить? В чем это сходство?
3 группа. Образ Настеньки.
#1055;очему автор называет героиню не Настя, а Настенька?
Найдите ее портрет. Что настораживает вас в нем, что не вписывается в образ?
#1063;то она рассказывает о своей жизни, о любви ? Как она называет возлюбленного, как его характеризует?
3. Как Настенька относится к Мечтателю? Что ее объединяет с Мечтателем? Почему, как вы думаете, почему она остается со своим возлюбленным, а не с Мечтателем? Кто ей ближе?
4. Если бы вы были на ее месте, как вы поступили бы? Прочитайте еще раз последнюю сцену свидания накануне утра. Выпишите слова и фразы, показывающие внутреннее состояние героини.
5. Зачем она пишет письмо Мечтателю? Что значит ее фраза «Если б вы были он»?
Можно ли винить Настеньку в несчастьях героя?
4 группа. Образы природы. Образ Петербурга. Деталь как средство психологизма.
1. Почти каждая глава начинается с пейзажа. Какой он и почему? Проследите по главам, приведите цитаты с комментариями.
#1043;де происходит действие повести? Нравится ли герою там и почему? С чем сравнивает герой петербургскую природу? Как воспринимает герой природу в разные моменты ?
#1043;де живет герой? Какие цвета преобладают при описании квартиры? Как эта квартира характеризует героя? Какие бы вы геометрические формы использовали, если бы рисовали его жилье? Почему?
4. Сравните образ Петербурга в этом произведении с тем, который рисует Гоголь в повести «Шинель». Что общего и различного вы отмечаете?
5. Внимательно прочитайте финал текста. Как называет герою прожитые ночи? Почему? Сравните восприятие этих же свиданий Настенькой. Как она в письме отзывается о пережитом, как называет эти минуты?
3. Вывод. Вспомните музыкальное произведение в начале урока. Изменилось ли ваше восприятие его? Одного или нескольких героях вы здесь представляете? Кого и почему?
Понравилось ли вам произведение? Созвучно ли оно вашему внутреннему мироощущению?
Домашняя работа. Письменно ответить на вопрос «Что значит счастье для героев произведения?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."
Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации иллюстрации признанного мастера современной украинской ...
Интегрированный урок в 6 классе по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в форме проекта.
Цели урока-проекта: Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».Развивающая: раз...

Маршрутный лист к уроку МХК, 11 класс
Маршрутный лист к уроку по теме "Мир реальности и мир "новой реальности" может использоваться на уроках МХК в 11 классе к учебнику Л.А. Рапацкой для организации самостоятельной работы и дистанци...

маршрутные листы к урокам литературы 9 класс
Сборник маршрутных листов для уроков литературы в 9 классе...

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"
В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...

Технология смешанного обучения. Маршрутный лист к уроку литературы в 10 классе "Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»"
Маршрутный лист к уроку литературы в 10 классе - Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского - Преступление и наказание -...
