Маршрутный лист к уроку литературы в 8 кл по повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"
рабочие листы (8 класс)

Урок рассчитан на 2 часа и представляет собой работу в группах. В начале урока учащиеся обсуждают общие моменты, а потом "погружаются" в текст. Каждая группа получается вопросы, подсказки, работает в своем направлении. На втором уроке идет обсуждение и подводится итог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.m._dostoevskiy_belye_nochi.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Повесть Ф.М.Достоевского «Белые ночи». Маршрутный лист

1. Прослушайте композицию Шуберта «Грезы». Какое настроение владеет вами сейчас?

- Как вы думаете , какие чувства хотел выразить композитор?

- Что вы слышите ? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?

Как это произведение соотносится с повестью Достоевского?

2. Работа по группам.

1 группа. Смысл названия.

  1. Какой смысл несет слово «белый» в названии произведения?
  2. Почему вместо глав автор пишет «ночи»? Почему для него важно, что действие будет происходить ночами? Как он описывает это время суток (приведите цитату).Какой смысл несет последняя глава – «Утро»?
  3. Текст имеет подзаголовок «Сентиментальный роман». В каком значении употреблено слово «роман»? Почему сентиментальный? Также есть указание, что перед нами воспоминания мечтателя. Как вы объясните это?
  4. Как вы понимаете эпиграф к тексту?
  5. Если бы вы рисовали иллюстрации к этому произведению, что вы изобразили бы? Какие краски использовали бы? Совпадает ли ваше восприятие текста с тем, как изображают героев художники в учебнике? Почему?

2 группа. Образ главного героя.

  1. Как зовут главного героя? Каков его внутренний мир? Есть ли у него друзья? С кем/с чем он общается? Как он относится к девушкам? Приведите цитаты.
  2. Каковы особенности мироощущения мечтателя? О чем мечтает герой? Меняется ли настроение героя?
  3. При каких обстоятельствах герой познакомился с Настенькой? Как он себя ведет с ней?

Начертите графически, как видите развитие отношений между героями.

  1. Почему герой не стал бороться за Настеньку? Автор сочувствует герою или осуждает его? Почему?
  2. Как вы думаете, изменится ли герой после этой истории?
  3. С какими литературными героями можно его сравнить? В чем это сходство?

3 группа. Образ Настеньки.

#1055;очему автор называет героиню не Настя, а Настенька?

Найдите ее портрет. Что настораживает вас в нем, что не вписывается в образ?

#1063;то она рассказывает о своей жизни, о любви ? Как она называет возлюбленного, как его характеризует?

3. Как Настенька относится к Мечтателю? Что ее объединяет с Мечтателем? Почему, как вы думаете, почему она остается со своим возлюбленным, а не с Мечтателем? Кто ей ближе?

4. Если бы вы были на ее месте, как вы поступили бы? Прочитайте еще раз последнюю сцену свидания накануне утра. Выпишите слова и фразы, показывающие внутреннее состояние героини.

5. Зачем она пишет письмо Мечтателю? Что значит ее фраза «Если б вы были он»?

Можно ли винить Настеньку в несчастьях героя?

4 группа. Образы природы. Образ Петербурга. Деталь как средство психологизма.

1. Почти каждая глава начинается с пейзажа. Какой он и почему? Проследите по главам, приведите цитаты с комментариями.

#1043;де происходит действие повести? Нравится ли герою там и почему? С чем сравнивает герой петербургскую природу? Как воспринимает герой природу в разные моменты ?

#1043;де живет герой? Какие цвета преобладают при описании квартиры? Как эта квартира характеризует героя? Какие бы вы геометрические формы использовали, если бы рисовали его жилье? Почему?

4. Сравните образ Петербурга в этом произведении с тем, который рисует Гоголь в повести «Шинель». Что общего и различного вы отмечаете?

5. Внимательно прочитайте финал текста. Как называет герою прожитые ночи? Почему? Сравните восприятие этих же свиданий Настенькой. Как она в письме отзывается о пережитом, как называет эти минуты?

3. Вывод. Вспомните музыкальное произведение в начале урока. Изменилось ли ваше восприятие его? Одного или нескольких героях вы здесь представляете? Кого и почему?

Понравилось ли вам произведение? Созвучно ли оно вашему внутреннему мироощущению?

Домашняя работа. Письменно ответить на вопрос «Что значит счастье для героев произведения?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Ночь перед Рождеством."

Работа содержит презентацию и конспект урока к теме «Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством.» В презентации  иллюстрации признанного мастера современной украинской ...

Интегрированный урок в 6 классе по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в форме проекта.

Цели урока-проекта: —Образовательная: познакомить учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством».—Развивающая: раз...

Маршрутный лист к уроку МХК, 11 класс

Маршрутный лист к уроку по теме "Мир реальности и  мир "новой реальности" может использоваться на уроках МХК в 11 классе к учебнику Л.А. Рапацкой для организации самостоятельной работы и дистанци...

маршрутные листы к урокам литературы 9 класс

Сборник маршрутных листов для уроков литературы в 9 классе...

Методическая разработка "Маршрутные листы на уроках литературы в средней школе"

В методической разработке дается описание использования маршртуных листов на уроках литературы. Также предствлены маршруты уроков в 8 и 9 классах. Пособие можно использовать как учиетелям-предметникам...

Технология смешанного обучения. Маршрутный лист к уроку литературы в 10 классе "Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»"

Маршрутный лист к уроку литературы в 10 классе - Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского - Преступление и наказание -...