Дидактические игры на уроках бурятского языка (2) продолжение
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Шагдурова Туяна Семёновна

   По цели  использования  игры  могут  быть  занимательные, которые  проводятся  для  снятия усталости; учебные, проводимые с целью формирования, углубления и  совершенствования  практических  умений  и навыков  по бурятскому  языку, их проверки.  Дидактические  игры  помогают:

- повысить  активность  и  пробудить  интерес  у  детей  к  изучению  бурятского  языка;

- создать  у  учеников  эмоциональный   настрой;

- улучшить  общую  работоспособность;

- многократно  повторять  один  и тот же  материал  без  монотонности  и скуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_2_prodolzhenie.docx488.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №52»

Дидактические игры на уроках бурятского языка (2)

Учитель бурятского языка:

Шагдурова Туяна Семёновна

МАОУ «СОШ № 52»

2025 год

Продолжение (Дидактические игры на уроках бурятского языка (1)

Игры лучше использовать в середине или в конце урока, с тем, чтобы снять напряжение. Также дидактические игры можно использовать в начале урока для активизации разговорной речи, в конце – в качестве закрепления материала. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 10 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Задания должны быть понятными, несложными и иметь правила, которые способны выполнить все ученики (они не должны вызывать негативные эмоции или страх проигрыша).

По цели использования игры могут быть занимательные, которые проводятся для снятия усталости; учебные, проводимые с целью формирования, углубления и совершенствования практических умений и навыков по бурятскому языку, их проверки. Дидактические игры помогают:

- повысить активность и пробудить интерес у детей к изучению бурятского языка;

- создать у учеников эмоциональный настрой;

- улучшить общую работоспособность;

- многократно повторять один и тот же материал без монотонности и скуки.

Можно использовать различную наглядность, схемы, картины, таблицы, слайды, лото. Младшие школьники с удовольствием играют в такие игры как «Игра в мяч», «Найди предмет», «Угадай название», «Кто больше?», …

Учащиеся 5-6 классов предпочитают игры - соревнования. На уроках повышается интерес к новому материалу, появляется стимул для выполнения домашних заданий, потому что только глубокие знания дают возможность проявить себя. В этом возрасте у учащихся возникает потребность к общению, к контакту друг с другом, и игровые моменты разрушают барьеры между ними, создают условия равенства в речевом партнерстве. Подбадривание учащихся, поощрение их деятельности необходимы для создания правильных межличностных отношений в коллективе.

Роль игры на уроках бурятского языка является хорошим средством активизации лексики, грамматики, отработки произношения, развития навыков устной речи, аудирования. Играть можно не только на уроках, но и на переменах.

Таким образом, учебная игра – это вид деятельности учащихся на уроке, в процессе которого в игровой форме решаются учебные задачи. Игра вызывает интерес и активность детей и даёт им возможность проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более быстрому и прочному запоминанию бурятских слов и предложений.

Игра «Светофор»

Класс: 1-4 классы.

Оборудование: конверты с разными цветными жетонами.

Учитель раздаёт конверты каждому ученику. Ученик разлаживает перед собой цветные жетоны. Учитель говорит: «Намда улаан ɣнгэ харуулагты». Дети поднимают и показывают красный жетон.

Также проводится игра «Тоо харуула». Цветные жетоны с наклеенными цифрами.

С этими жетонами проводится игра «Ямар ɣнгэб?». Ребёнок выходит к доске, показывая один жетон, спрашивает: «Ямар ɣнгэб?». Другие дети отвечают: «Шара ɣнгэ».

Игра: «Твистер»

Класс: 1-4 класс

Оборудование : напольная игра «Твистер», разноцветный кубик.

Цель: закрепить числа, цвет.

Учитель разлаживает на полу поле для игры. Играют 3-4 учащихся. Ученик бросает кубик, называет число, цвет который выпал и ходит по кружочкам. Например: «Хоёр шара», переходит по двум жёлтым кружкам. Можно определять ход по стрелкам.

Игра: «Харуула, нэрлэ - покажи, назови »

Класс: 2-4 классы.

Цель: автоматизация употребления глаголов в устной речи.

Учащиеся играют в паре. Один изображает действие (мимическое или пантомимическое), другой должен назвать изученный глагол.

Игра «Нэгэнэй ба олоной тоо»

Класс: 7-9 классы.

Оборудование: мяч.

Цель: закрепить использование в речи окончания множественного числа.

Учитель бросает мяч ученику и называет имя существительное в единственном числе. Ученик ловит мяч и произносит это же слово во множественном числе. Например: ном – номууд, басаган- басагад,..

Игра: « Хэды саг бэ? Который час?»

Класс: 4-7 классы.

Цель: закреплять умение указывать время по часам.

Оборудование: часы, сделанные из картона со стрелками.

В игре участвуют три команды по рядам. Учитель, переводя стрелки на часах, каждый раз обращается к учащимся с вопросом: «Хэды саг бэ?».

Побеждает команда, ответившая на большее количество вопросов.

Игра: «Саг харуула - установи время»

Цель: закреплять умение определять время по часам с точностью до минуты.

Оборудование: часы, сделанные из картона со стрелками на партах.

Учитель говорит: «Табан саг арбан минута». Время каждый раз называется разное. Учащиеся ставят стрелки на указанное время и показывают учителю. Правильно выполнившие задание получают жетон. Побеждает тот, у кого окажется большее количество жетонов.

Игра: «Юу хэнэбши? Что делаешь?»

Класс: 4-9 классы.

Цель: закреплять глаголы.

Оборудование: часы.

Учитель ставит стрелки на часах, и просит каждого сказать, что он делает в это время. Ответы могут быть такими: «Yглоонэй долоон сагта бодоноб».

С помощью макета часов можно повторять или закреплять употребление глаголов в прошедшем или будущем времени. Например, учитель: « Yдэшын долоон сагта юу хэхэбши?». Ученик: «Yдэшын долоон сагта амархаб».

Игра: «Хаана байнаб? Где находится ?»

Класс:7-9 классы

Цель: отработка предлогов, вопроса –… хаана байнаб?; ответов на него.

Оборудование: школьные принадлежности, мебель в классе.

Учитель показывает предмет, при этом на каждом вопросе меняя местонахождение и предмет. Например, учитель спрашивает: «Дэбтэр хаана байнаб?». Учащиеся отвечают: «Дэбтэр ном соо байна», «дэбтэр стол дээрэ байна», «ном шкаф соо байна», и т.д.

Игра: «Yгэ таагты-отгадайте слово»

Класс: 2-6 классы.

Цель: тренировать учащихся в умении составлять вопросительные предложения.

Оборудование: карточки с изображением предметов.

Отгадывание предметов, изображённых на карточках. Ученик одной команды получает от учителя карточку, смотрит на неё, не показывая остальным. Дети другой команды задают вопросы: «Энэ амитан гɣ?», «Тэрэ сагаан ɣнгэтэй гɣ?», «Энэ хубсаhан гɣ?». Ученик отвечает: «Тиимэ» либо «Yгы». Кто угадывает, получает от учителя следующую карточку.

Игра «Энэ шинии … гɣ?»

Класс: 2-4 класс

Цель: отработка грамматических навыков, закрепление лексики.

Оборудование: школьные принадлежности учащихся.

Учитель походит к парте ученика, показывая предмет, спрашивает: «Энэ шинии ном гɣ?». Ученик отвечает: «Тиимэ» либо «Yгы», в зависимости от того, его предмет или не его. Далее ученик спрашивает у другого ученика, по цепочке. За правильный вопрос учитель даёт жетон. Если ребёнок не может справиться, ход переходит к следующему ученику. Выигрывает тот, у кого большее количество жетонов.

Игра: «Энэ хэнэй … бэ? –б?» ( Это чья книга?)

Класс: 2-4 класс

Цель: отработка грамматических навыков, закрепление лексики.

Оборудование: школьные принадлежности учащихся.

Учитель походит к парте ученика, показывая предмет, спрашивает: «Энэ хэнэй ном бэ?». Ученик отвечает: «Минии». Далее ученик спрашивает у другого ученика. Также собирают жетоны за правильный вопрос.

Игра: «Гэрхэн - теремок»

Класс: 3-4 классы.

Цель: закрепление изученных речевых образцов.

Оборудование: маски животных.

Распределить роли маленькой зелёной лягушки, рыжей лисы, маленького серого зайчика, серого волка, большого бурового медведя. Игра начинается со стука лягушки в дверь. Лягушка спрашивает: «Гэрхэн соо хэн байдаг бэ?» Дети, выглянув в «окошки» (показывают руками), отвечают: «Бидэ, hурагшад», спрашивают хором: «Ши хэмши?». Ученик, исполняющий роль лягушки, говорит: «Би жаахан, ногоон бахаб», «Орожо болохо гɣ?». Дети хором отвечают: «Орожо болохо». Лягушка: «hайн даа!». Проходят животные по очереди, дети встречая гостя, говорят: «Эбтэй байхабди!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные способы рисования(продолжение)

Нетрадиционные способы рисования(продолжение)-КЛЯКСОГРАФИЯ....

Пьеса "Продолжение следует"

Пьеса "Продолжение следует". Комедия по повести Ольги Малининой «Фэн-клуб. Новогоднее представление».Очень часто педагоги школьных театров не могут найти пьесу для постановки в детском коллективе. Я п...

ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИКОНОВ г. ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ продолжение исследовательской работы

Практическая часть исследовательской работы.     «ИЗУЧЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИКОНОВ г. ДОНЕЦКА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ» Отрицательное влияние терриконов на окружающую сред...

Нормандия. Продолжение.(2 часть)

Продолжение презентации О Нормандии....

Нормандия. Продолжение. 3 часть

Продолжение презентации о Нормандии. 3 часть....

Нормандия. Продолжение. 4 часть.

Продолжение презентации о Нормандии. 4 часть....

"Год памяти и славы" ПРОДОЛЖЕНИЕ 1 ПРОДОЛЖЕНИЕ 2

Продолжение к классному часу "Год памяти и славы"...