Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С)
методическая разработка (русский язык, 11 класс) по теме

 

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

 (часть С)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_na_kursy.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

 (часть С)

Давайте внимательно прочитаем задание, в котором излагаются требования к сочинению на Едином государственном экзамене по русскому языку.

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (приведите не менее двух аргументов).

Прочитайте данный текст:

                                              Гибель экспедиции Скотта

 Экспедиция капитана Скотта к Южному полюсу погибла в страшных буранах, разразившихся в Антарктике весной 1911 года.

 Шесть человек вышли к полюсу на лыжах.  Шли больше месяца.  До полюса дошли пятеро. Один сорвался в расщелину и умер от сотрясения мозга.

 Вблизи полюса Скотт, шедший впереди, внезапно остановился: на снегу что-то чернело.  То была палатка, брошенная Амундсеном.  Норвежец опередил англичан.  Скотт понял, что это конец, что им не осилить обратного пути, не протащить по обледенелым снегам окровавленных ног.  Тогда всем поровну был роздан яд. На обратном пути заболел молчаливый шотландец, лейтенант Отс.  У него началась гангрена обеих ног.  Каждый шаг вызывал острую боль.  Отс знал, что он задерживает экспедицию, что из-за него могут погибнуть все. И он нашел выход.  В дневнике Скотта, найденном вместе с четырьмя трупами год спустя после экспедиции, об этом говорится так:

 «За последние сутки мы сделали всего три мили.  Несмотря на нечеловеческую боль, Отс отставал от нас, но мы шли гораздо тише, чем могли бы.  Вчера к ночи мы остановились.  Отс дал мне записку и просил передать родным, если мы останемся в живых. Потом он встал и сказал, глядя мне в глаза: “Я пойду. Должно быть, вернусь не скоро”. Он не вернулся.  Он поступил как благородный человек».

 В конце дневника Скотт написал дрожащими буквами: «Я обращаюсь ко всему человечеству. Оно должно знать, что мы рисковали, рисковали сознательно, но нам во всем была неудача.  Если бы мы остались живы, я рассказал бы такие вещи о высоком мужестве и простом величии моих товарищей, что они потрясли бы каждого человека».

(По К.Г. Паустовскому)
(250 слов)

Итак, от вас требуется:

1) выявить и сформулировать проблему текста;
2) прокомментировать сформулированную проблему;
3) сформулировать позицию автора по выделенной проблеме;
4) сформулировать и аргументировать свою позицию по выделенной проблеме.

Давайте подробнее рассмотрим каждый из указанных пунктов.

Что такое проблема?

Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Автором проблема может быть

        - затронута                                                     - поставлена

        - поднята                                                        - изложена

        - сформулирована                                         - рассмотрена

     - исследована                                                - выдвинута

     - проанализирована

                                                                               

                                                                                                                                                                                                                                                                Какова центральная проблема, поставленная К.Г.Паустовским в тексте? Выберите один из предложенных вариантов.

1) К опасным путешествиям нужно быть хорошо подготовленным.

2) Героизм может быть напрасным.

3) В трудной ситуации нужно помогать своим товарищам.

4) Открытие новых земель сопряжено с риском и трудностями, на которые сознательно идут мужественные люди.

 К какому типу речи относится данный текст? Выберите один из предложенных вариантов.

1) Описание.

2) Повествование.

3) Рассуждение.

4) Рассуждение и описание.

 Какое лексическое значение имеет слово экспедиция в этом тексте? Выберите один из предложенных вариантов.

1) Совокупность мероприятий для осуществления важной задачи.

2) Группа связанных чем-нибудь людей, команда.

3) Поездка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием.

4) Путь следования группы.

Что значит «прокомментировать» проблему?

Глагол комментировать означает «объяснять, пояснять». Следовательно, здесь требуются ваши мысли по поводу сформулированной проблемы текста.

Какие вопросы следует осветить в комментарии?

1. Почему автор предпочёл именно эту проблему?

2. Актуальна ли она?

3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?

4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?

5. Поднималась ли подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?

6. К каким вывода автор приходит?

 

В комментарии не должно быть;

- пересказа исходного текста или любой его части;

- рассуждений по поводу всех проблем текста;

- комментариев о действиях героев текста;

- общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!

        

Итак, каковы основные проблемы данного текста?

1) проблема сознательного риска;

2) проблема мужества и героизма первооткрывателей;

3) проблема взаимоотношений в экспедиции в трудных условиях

Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь следует изложить авторскую позицию; позиция автора – это отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т. д.

        Автор может

- посвящать свою статью…;

- ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа;

- ставить перед читателем цель – найти решение сложных жизненных проблем;

- показать злободневность рассматриваемой им проблемы:

- заставить переоценить отношение к….

Как выявить позицию автора?

Если проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Таким образом, формулируя проблему в виде вопроса, вы уже должны точно знать, как автор на него отвечает.

Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? 

Какова позиция К.Г.Паустовского? 

(Рассказывая о судьбе экспедиции Скотта, автор убеждает нас в том, что только сила духа и вера в добро могут помочь человеку преодолеть все жизненные невзгоды и воплотить свои заветные мечты в жизнь, несмотря ни на что он восхищается мужеством людей, сознательно идущих на риск ради открытия новых земель.)

Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Обратите внимание на слова, художественные приемы, которые выражают авторское отношение (неодобрение, иронию, осуждение – сочувствие, восхищение), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Обратимся к клише:

    с  удовольствием прочитал…

    нельзя остаться равнодушным…

    к  сожалению…

    к  немалому удивлению, узнал, что…

    убеждённость автора в правильности данных им оценок не может вызвать      симпатии читателя…

     разделяя негодование автора, хочу сказать…

    оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

        возмущает (радует, восхищает, огорчает) то, что…

        интересно то, как автор…

  1. Автору важно убедить читателя в том, что…
  2. Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…
  3. Автор подводит читателя к мысли о том, что…
  4. Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…

Давайте обратимся к заданию В - 8:  Герои рассказа К.Паустовского – члены экспедиции к Южному полюсу. Для того чтобы фамилии героев не повторялись в тексте много раз, а также с целью их характеристики Паустовский использует такое средство, как ____________. Отдавая должное мужеству этих людей, автор при их описании использует __________. Атмосферу происходящего в экспедиции Скотта автор передает с помощью  __________.

Список терминов:

1) сравнительный оборот                                              4) эпитет,

2) гипербола                                                                    5) восклицательное предложение

3) метафора                                                                      6) перифраза

                                                                                           7) цитата

Будьте внимательны! Помните, что от вас требуется не сформулировать позицию автора «вообще», а показать его мнение по выделенной и прокомментированной вами проблеме.

Как аргументировать свою позицию?

В этой части работы вы должны строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель данного типа речи – убедить адресата в чем-либо, укрепить или изменить его мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное (полное) рассуждение строится по схеме, в которой выделяются три части:

1) тезис (положение, которое надо доказать);
2) аргументация (доказательства, доводы);
3) вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами, главное утверждение оратора, которое он старается обосновать. Чаще всего тезис развертывается поэтапно, поэтому может показаться, что автор выдвигает несколько тезисов. На самом деле рассматриваются отдельные части (стороны) главной идеи.

Для того чтобы выделить тезис из высказывания большого объема используйте следующий алгоритм:

1) прочитать текст и разделить его на структурные части;
2) ориентируясь на сильные позиции текста (подзаголовки, абзацы), выписать из каждой части предложения, выражающие главное суждение (часть тезиса), отделить их от доказательств;
3) соединить смысловыми союзами (
если, чтобы и т.д.) выделенные части тезиса и сформулировать его целиком.

Тезис подчиняется следующим правилам:

1) формулируется четко и недвусмысленно;
2) на протяжении всего доказательства сохраняется одним и тем же;
3) его истинность должна быть доказана неопровержимо;
4) доказательства не могут исходить из тезиса (иначе образуется порочный круг в доказательстве).

В нашем случае тезис – это главная мысль автора текста, которую вы стараетесь обосновать, доказать или опровергнуть. Итак, ваши аргументы должны быть убедительными, то есть сильными, с которыми все соглашаются. Конечно, убедительность аргумента – понятие относительное, поскольку зависит от ситуации, эмоционального состояния, возраста, пола адресата и других факторов. В то же время можно выделить ряд типовых аргументов, которые считаются сильными в большинстве случаев.К сильным аргументам обычно относят:

  1. ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений;
  2. пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа;
  3. факты, события;
  4. примеры из личной жизни и жизни окружающих;
  5. примеры из художественной литературы.

Вспомните:

  1. примеры из художественной литературы (В.Каверин «Два капитана»)
  2. факты, события (Полет Ю.Гагарина в космос)
  3. пословицы, поговорки (Сам погибай, а товарища выручай)

Напишите сочинение по прочитанному тексту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10 классе "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)".

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ).Проблема текста.Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию сочинения по заданию части С научить выявлять и формулировать пр...

Занятие №1 по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С (ЕГЭ)

Этот урок проводился на дополнительных занятиях в 11 классе. Цель его - дать учащимся представление о требованиях, предъявляемых к разным частям теста по русскому языку, критериями оценивания, а также...

Рабочие материалы по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С ЕГЭ)

Материалы могут быть полезны при подготовке к выполнению задания повышенной сложности....

Система уроков по подготовке к написанию сочинения-рассуждения части С ЕГЭ

Три презентации с описанием композиции сочинения части С ЕГЭ, подбором текстов, аргументов....

Подготовка к ЕГЭ (Часть С) План-конспект урока русского языка в 10 классе Подготовка к написанию сочинения - рассуждения (часть С, ЕГЭ) Тема «Учимся понимать исходный текст»

Разработка открытого урока по русскому языку  в 10 классе с использованием компьютерного оборудования. Учить анализировать содержание исходного, подготовить к написанию  сочинения-рассуждени...

открытый урок по русскому языку в 11 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (Часть С)"

Материал будет полезен учителям русского языка, работающим в 11 классах...