Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Подготовка к выполнению задания части С ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы. ( на примере анализа 2-й главы романа м. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_2_glavy_bulgakova_m.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к выполнению задания части С   ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы.

 (На примере анализа 2-й главы романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

Как научить понимать текст? Как научить читателя видеть в тексте позицию автора и правильно её интерпретировать? Как научить школьника правильно объяснять прочитанное, да ещё и письменно? Эти вопросы всегда стояли перед словесниками, но теперь, в свете проведения ГИА по русскому языку в форме ЕГЭ, стоят ещё острее. Ведь именно эти умения и проверяются на экзамене и именно они лежат в основе понимания любого произведения. Именно поэтому  необходимо формирование этих умений не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы.  

Тема урока: 

«Тема совести и проблема нравственного выбора в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

В рамках этого урока проводится совершенствование  умения выявлять и интерпретировать авторскую позицию.

Наряду с другими вопросами по анализу текста рассматриваются следующие вопросы:

  1. Выберите слова, характеризующие Иешуа Га-Ноцри.

(«Человек лет двадцати семи… одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, аруки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, а в углу рта – ссадина с запекшейся кровью. Приведённый с тревожным любопытством глядел на прокуратора»)

  1. Каково отношение автора к изображаемому? Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним способы выражения авторской позиции. (См. справку)

Справка:

Способов выражения авторской позиции существует немало. Проще всего читателю, когда эта позиция непосредственно выра жается в тексте (например, у Л.Н. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды»). Авторскую позицию может вы сказать конкретный персонаж-резонер, ко торому автор доверяет комментировать описываемые события и характеры персо нажей (Стародум в комедии Д.И. Фонвизи на «Недоросль»).

Иногда авторская позиция заявляется в названии произведения («На всякого муд реца довольно простоты», «Не в свои сани не садись» А.Н. Островского, «Глупый по мещик» М.Е. Салтыкова-Щедрина и т. п.).

Нередко автор помогает читателю, пред варяя свое творение эпиграфом, как в «Ка питанской дочке» А.С. Пушкина («Береги честь смолоду»).

Разумеется, весьма значимы эмоцио нальные характеристики персонажей, то, как оцениваются автором описываемые им события, общая тональность произведения (последнее особенно значимо в лирике и лироэпике).

Способов выражения авторской позиции великое множество. Нередко мир вещей мо жет сказать об авторском отношении к пер сонажу больше, чем прямая характеристи ка («Мертвые души» Н.В. Гоголя, вещи в романах О. де Бальзака). Пейзаж, интерьер, портрет — это тоже средства оценки и ха рактеристики. А как важно правильно уло вить интонацию повествования! Сарказм и ирония ведь способны существенно скор ректировать смысл.

В ответах ребята указывают и на то, что характеристика эмоциональная (3 раза повторяется слово человек, употребление уменьшительных суффиксов, упоминание внутренних переживаний героя); общая тональность- сочувственная; об отношении автора говорят и описываемые им вещи и портрет героя.

3. Каково отношение автора:

А) к нравственным принципам, которые излагает осужденный;

            Б) к тексту Евангелия (что и на основе чего автор изменяет при описании событий, какие цели он преследует);

Чтобы ответить на эти очень и очень непростые вопросы, необходимо сначала - сопоставить разговор Понтия Пилата с Иешуа Га-Ноцри и диалоги Пилата с Иисусом в Евангелии от Иоанна (глава 18, стихи 28-40). (См. Приложение)

- Найдите в речи Иешуа нравственные принципы. Для этого заполняется таблица:

Нравственные принципы, которые излагает Иешуа

Христианские заповеди

«…малодушно помышляешь о смерти…»

Грех самоубийства.

«…беда в том, что ты слишком замкнут …потерял веру в людей…» «…нельзя…поместить всю привязанность в собаку»

Любовь к ближним.

«царство истины и справедливости»

Вера в добро, в справедливость.

«правду говорить легко и приятно»

Грех лжесвидетельствования.

 -  Сопоставьте христианские истины, выраженные в главе «Понтий Пилат» и изложенные в Евангелии.

-  Осознает ли себя мессией Иешуа? (Нет. Он сын человеческий))

-  Почему же беззащитный, наивный философ не стал лгать, не отрёкся от своих убеждений, пошёл на казнь, простив Пилата? (Велика вера его.

- Что отвечает Пилату Иисус? («Я родился, чтоб свидетельствовать об истине»; «Ты не имел бы надо Мною власти, если бы не дано было свыше…»

- Осознаёт ли Он себя мессией? (Да. Он Сын Божий)

- Кто по Библии виновен в смерти Иисуса? ( Толпа. Право голоса было у народа, собравшегося перед дворцом.))

- Кто виновен в смерти Иешуа? (Пилат. У толпы не было права голоса.)

- Сделайте свои выводы на основе этих двух сопоставлений. Каково отношение автора:

А) к нравственным принципам, которые излагает осужденный;     (Булгаков разделяет взгляды Иешуа. На первое место выдвигает  право человека на осуществление нравственного выбора. Ответственность за смерть Иешуа возлагает на одного человека – Пилата.)

            Б) к тексту Евангелия (что и на основе чего автор изменяет при описании событий, какие цели он преследует);

(Изменив описание событий, автор говорит, что и добро и зло творится только людьми. Всё решает сам человек. Он должен осознавать свои поступки, отвечать за них. Ответственность за свой выбор между добром и злом несёт человек. А сам выбор определяется его верой, его внутренними убеждениями).

 Диалог Пилата с Иисусом в Евангелии от Иоанна (глава 18)

«…Тогда Пилат…призвал Иисуса и сказал ему: «Ты Царь Иудейский?»

Иисус отвечал ему: «…Царство Моё не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Моё, то служители Мои подвизались бы за Меня»… Пилат сказал Ему: «Итак, Ты Царь?» Иисус отвечал: …»Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает голоса Моего». Пилат сказал Ему: «Что есть истина?» (Ин.18:33-38).

… Пилат же, созвав первосвященников и начальников и народ, сказал им: «Вы привели ко мне человека сего, как развращающего народ; и вот, я при вас исследовал и не нашёл человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его»… а Пилату и нужно было для праздника отпустить им одного узника. Но весь народ стал кричать: «Смерть Ему! А отпусти нам Варавву»… Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса. Но они кричали: «Распни, распни Его!»… (Лк 23:7-23)

Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его… Пилат опять вышел и сказа им: «Вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нём никакой вины». Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «Се Человек!» Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: «Распни, распни Его!» Пилат говорит им: «…я не нахожу в Нем вины» Иудеи отвечали ему: «…по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божьим». Пилат, услышав это слово, больше убоялся, и опять вошёл в преторию, и сказал Иисусу: «Откуда Ты?» Но Иисус не дал ему ответа. Пилат говорит Ему: «Мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?» Иисус отвечал: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе». С этого времени Пилат искал отпустить Его». (Ин. 19:1-14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретический материал и тренировочные упражнения для подготовки к выполнению задания А 18 ЕГЭ по русскому языку.

Презентация состоит из двух частей. 1 часть - теоретический материал, необходимый для выполнения задания А 18.  Он расположен в логической последовательности и содержит алгоритм применения. 2 час...

Тезисы к выступлению по теме « Подготовка к выполнению заданий части С. Основные способы сжатия текста. Подготовка к сочинению - рассуждению».

Тезисы  к  выступлению  по теме« Подготовка  к  выполнению  заданий  части  С.Основные  способы  сжатия  текста. Подготовка к  сочинению...

Статья "ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ АРГУМЕНТАЦИИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ С ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"

Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность выпускников. Это самый сложный вид работы, всегда вызывающий большое количеств...

Памятка для учащихся при подготовке к выполнению задания А 7 ЕГЭ по русскому языку

Материал содержит информацию, проиллюстрированную примерами, об основных видах грамматических ошибок. Красным цветом выделены "сигналы" грамматических ошибок...

Подготовка к выполнению заданий 18-26 ОГЭ по английскому языку. Тест для проверки орфографических навыков.

Одной из типичных ошибок при выполнении заданий раздела "Грамматика и лексика" ОГЭ по английскому языку является неправильное написание форм слова. Цель данного теста - проверить уровень вла...

Словарь-справочник для подготовки к выполнению задания 15.3 ОГЭ по Русскому языку

Составленный учащимися словарь-справочник содержит информацию о словах на духовно-нравственную тематику. Его можно использовать при обучении написания сочинения на основе понятия (Задание 15.3)...