Урок развития речи. "Что такое толерантность?" по технологии РКМЧП.
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Ягафарова Гульдар Закиевна

Урок проведен по технологии развитие критического мышления через чтение и письмо. Умение воспринимать, перерабатывать, а потом использовать информацию является основой успешности ребенка и в школе, и в будущей жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi._tolerantnost.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок развития речи «Что такое толерантность?» по технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цели:

Образовательные:

познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”; обогатить словарный запас учащихся.

Развивающие:

развивать творческие способности учащихся;

развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, формировать новые представления на основе полученных данных;

Воспитательные:

воспитать у учащихся чувство толерантности, самоуважения и уважения окружающих;

формировать самостоятельность.

Наглядность: карточки.

Эпиграф к уроку:                                                                  «Если я чем-то на тебя не  

                                                                                                 похож,

   я этим вовсе не оскорбляю тебя,

                                                                                                 а, напротив, одаряю»

Антуан де Сент-Экзюпери

Ход урока:

1.Стадия вызова.

Задачи:

Пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации; помочь учащимся самим определить направление в изучении темы

- Знакомо ли вам слово толерантность? Как вы понимаете это слово?

- Заполнение  первых 2 столбиков таблицы  «ЗХУ» (Знаю, хочу узнать, узнал)

Что знаю

Что хотим узнать по теме?

Узнали

- Озвучим свои записи.

- Вот вы сами определили цели сегодняшнего урока.

- Запись темы.

2.Стадия осмысления.

Задачи:

Помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.

1.Детские стихи.

- Прочитайте стихи и выпишите ключевые слова, которые помогли бы нам объяснить значение слова толерантность.

Толерантность. Что это такое? -
Если спросит кто-нибудь меня,
Я отвечу: "Это все земное.
То, на чем стоит Планета вся".
Толерантность - это люди света
Разных наций, веры и судьбы
Открывают что-то, где-то,
Радуются вместе. Нет нужды
Опасаться, что тебя обидят
Люди, цвета, крови не твоей.
Опасаться, что тебя унизят
Люди на родной Земле твоей.
Ведь Планета наша дорогая
Любит всех нас: белых и цветных!
Будем жить, друг друга уважая!
Толерантность - слово для живых!

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может,  это то, что маме
Я на день рождения принес?
Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.

2.Текст. Карточка 2.

Слово толерантность происходит от латинского «tolerantia» – терпение, которое связывается в современном представлении с терпимостью, снисходительностью к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Толерантность - это осознание того, что все люди разные. У нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, пол, но и нравственные ценности. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления. 

Согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1995 году, «Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… это гармония в многообразии …»

На сегодняшний день в России толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание. Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения. Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это способность взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и другого человека.

Указом главы Башкортостана Рустэма Хамитова 2011 год объявлен в республике Башкортостан Годом укрепления межнационального согласия. 

По словам руководителя республики, Башкортостан является одним из примеров доброжелательного отношения людей разных национальностей друг к другу. Президент Башкортостана выразил уверенность, что у народов, населяющих Башкортостан, межнациональная толерантность закреплена на генном уровне.

Действительно,  мир и спокойствие в любой республике зависят от того, насколько уважительно и терпимо относятся  люди друг к другу, насколько знакомо им такое понятие, как «культура мира». Ведь именно культура мира прежде всего предполагает умение людей жить в мире и согласии, в уважении друг к другу, к обычаям, традициям, к культуре других людей, в умении слышать и слушать другого человека, независимо от того, какой он национальности, вероисповедования, богат он или беден, физически развит или немощен.

- Чтение методом маркировки (инсерт). По ходу чтения на полях текста ставятся условные знаки.

- Заполнение таблицы «Условные значки».

"v"-знаю, известное

   " + " – новое, интересное

   " - " – вызывает сомнение, противоречит вашему мнению

   " ? " – есть вопросы

- Устные высказывания по прочитанному, по записям.

3. Рефлексия

Задачи:

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал.

1)Заполнение 3 части таблицы «ЗХУ»

- Итак, обобщим, о чем узнали на уроке.

- Устные ответы.

2)Работа по составлению “солнца” толерантности (кластер)

 - Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.

            (прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, милосердие, принятие другого таким, каков он  есть, уважение прав других, терпимость, доверие, гуманизм, снисходительность)

4. Обобщение учителем, используя эпиграф к уроку.

Оценка деятельности учащихся.

5. Домашнее задание: написать сочинение «Что значит быть толерантным?» или «Толерантен ( -а) ли я?».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку развития речи "Что такое текст". 5 класс.

Данная презентация является сопроводительным материалом к уроку развития речи в 5 классе "Что такое текст"...

Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)

Учителя – словесники знают, как трудно  учить пятиклассников  грамотно использовать средства языка.  Общеизвестно  и то, что сочинения  «помогают» писать своим чадам...

Урок развития речи с использованием новых технологий."Репортаж как газетный жанр"(8 класс)

Плановый урок развития речи. На уроке использованы приёмы технологии РКМЧП: кластер, синквейн, групповая работа.Прослеживается движение от информационной хроники- к заметке, от заметки- к репортажу, ч...

Урок развития речи с использованием предметной технологии "РКМЧП": сочинение-рассуждение о книге.

Урок развития речи  по СОТ "РКМЧП",  в основе урока использован технологический приём ПОПС-формула....

технологическая карта урока развития речи "Что такое материнская любовь?"

Тип урока: развитие речи.Цели сформировать у школьников навыки написания сочинения -  рассуждения на морально-этическую тему  сформировать  умение учащихся понимать основную мысль ...

Урок развития речи "Кто такие птицы?"

Урок-исследование, в ходе которого выясняется основное отличие птиц от других животных (тело птиц покрыто перьями)....

Методическая разработка. Урок развития речи. ЧТО ТАКОЕ ДОБРОТА?

Урок развития речи в 9 классе. Подготовка к ОГЭ....