Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Цель.

1.     Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.

2.     Развитие творческих способностей и интереса к предмету.

3.     Воспитывать умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku_i_literature.docx16.86 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Конкурс знатоков пословиц и поговорок».

Подготовлено и проведено учителем русского языка и литературы Тарасовой Е. А. для учащихся 6-7 классов.

Цель.

  1. Работать над обогащением знаний учащихся русских пословиц.
  2. Развитие творческих способностей и интереса к предмету.
  3. Воспитывать умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело.

Подготовка мероприятия.

  1. Предварительно формируются команды учащихся.
  2. Ребята дают название команде и готовят эмблему.
  3. Выполняют творческое задание.

Ход мероприятия.

  1. Конкурс представления команд: ребята должны обосновать название команды и продемонстрировать эмблему.
  2. Разминка.

А). Занимательные вопросы (поочередно задаются каждой команде).

- Что у цапли впереди, а у зайца позади?

- Как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня?

- В каком слове отрицание «нет» слышится 100 раз?

- Что общего у дня и ночи?

Б). Речевые ситуации. Как правильно?

- Кто последний или крайний?

- Я извиняюсь или извините, пожалуйста?

- Вы сходите на следующей остановке или выходите?

- Я кладу или я ложу?

В). Знатоки ударений.

- агент                      - мельком

- гусеница                - мусоропровод

- торты                     - вахтер

- балуюсь                 - щавель

- комбайнер             - силос

- тефтели                  - квартал

Слова записаны на доске, приглашаются по одному представителю команды.

  1. Основная часть конкурса.

А). По очереди ребята называют пословицы, в которых есть числительное «один». Пример: «один в поле не воин», «один с сошкой, семеро с ложкой» и т. д.

Б). Команды представляют задания, которые готовили заранее. Первая команда – пословицы о труде, вторая – о дружбе. Побеждает команда, подобравшая большее количество пословиц.

В). Конкурс «составь пословицу». Ребятам раздаются карточки, в которых вперемешку даны начало и окончание пословиц. Задача – составить пословицы в максимально короткое время. Пример (карточки разного цвета для начала и конца пословиц).

1 карточка – «поспешишь»,       2 карточка – «людей насмешишь»

не спеши языком,                        торопись делом

ум хорошо,                                   а два лучше

не сиди сложа руки –                  так и не будет скуки

скоро сказка сказывается,           да не скоро дело делается

семь раз пример,                          а один отрежь

скучен день до вечера,                коли делать нечего

каков мастер,                                такова и работа

терпение и труд                            все перетрут

старый друг лучше                       новых двух

все за одного,                                один за всех

учение – свет,                                а неученье – тьма

в гостях хорошо,                           а дома лучше

взялся за гуж,                                не говори, что не дюж

готовь сани летом,                        а телегу зимой

капля по капле                               и камень долбит

не имей 100 рублей,                      а имей 100 друзей

что посеешь,                                  то и пожнешь

маленькое дело лучше                  большого безделья

без труда не выловишь                 и рыбку из пруда.

Г). Конкур «узнай пословицу». Команды отвечают поочередно.

- В какой поговорке утверждается, что можно определить цену и вес горя?

(Узнать, почем  фунт лиха).

- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане?

(За словом в карман не полезет).

- Согласно какой поговорке зубы могут находится не во рту?

(Положить зубы на полку).

- Когда из-за плевка можно умереть от жажды?

(Не плюй в колодец: пригодится воды напиться).

- Какая поговорка говорит о событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще?

(После дождичка в четверг).

- О какой пословице вспоминают, когда ходят сказать: рано вставший успевает больше сделать за день?

(Ранняя птичка носик прочищает – поздняя глаза продирает).

Д). Конкурс «антонимы в пословицах». За две минуты участники команд должны вспомнить наибольшее количество пословиц, в которых есть антонимы. Пример: «тише едешь – дальше будешь».

Е). Конкурс «перевертыши». Слова в пословицах заменяются на противоположные по смыслу. Ребята должны узнать пословицу.

Примеры.

- Безделье ленивого любит – дело мастера боится.

- Дед на автомобиль – мотору труднее. – Баба с возу – кобыле легче.

- Перед заключением мира руками размахивают. – После драки кулаками не машут.

- В руках есть ложь. – В ногах правды нет

- Начал безделье, возвращайся трусливо. – Кончил дело – гуляй смело.

- Лысина – уродство мужчин. Коса – девичья краса.

- Весела ночь до утра, если есть, что делать. – Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Ж). Пословицы народов мира. Приводятся примеры пословиц народов мира, а ребята должны найти русское соответствие.

Примеры.

- Дагестанская. Торопливым людям не  хватает мудрости. – Поспешишь – людей насмешишь.

- Украинская. И живи до старости, и учись до старости. – Век живи – век учись.

- Киргизская. Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда. – Что посеешь, то и пожнешь.

- Малайская. Кончил шить – оборвал нить. – Сделал дело – гуляй смело.

И). Конкурс капитанов «слуги разбежались».

Капитанам команд предлагается разрезанная карточка с текстом пословицы. Побеждает капитан, первый составивший пословицу.

Первый капитан: Ведь пословица недаром молвится.

Второй капитан:  Грамоте учиться – всегда пригодится.        

Л). Домашнее задание. Этот конкурс состоит из двух частей. Первая часть – ребята заранее готовят рисунки, на которых изображен сюжет пословицы. Команда соперников должна узнать эту половицу. Каждая команда готовит по три рисунка.  

Вторая часть – ребята заранее готовят рассказ, в который включено как можно больше пословиц. Побеждает команда, у которой интереснее сюжет рассказа и включено большее количество пословиц.

  1. Подведение итогов и награждение участников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Грамотность»

Данное мероприятие проводится для учащихся 7-8 классов. Разнообразные и необычные  задания интересны для ребят....

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

Интеллектуальный ринг воспитывает интерес к изучению русского языка и литературе, способствует развитию творческих способностей учащихся, навыков работы в группе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе для учащихся 6-7 классов "Последний герой"...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе"У истоков письменности славян".

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню славянской письменности и культуры.Цель:•         познакомить с историей создания письменности,•...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе «Путешествие в страну Русского языка»

Внеклассное мероприятие  по русскому языку и литературе «Путешествие в страну  Русского языка»...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Спасибо!Особенно понравились задания:"Знатоки ударений","Речевые ситуации" и "Узнай пословицу".