разработка урока в 11 классе "Виды сложных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Разработка урока по русскому языку в 11 классе с использованием новых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc88.5 КБ
Office presentation icon vidy_slozhnyh_predlozheniy_prezentaciya.ppt122 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 11 классе

Тема урока: Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.

Цели и задачи урока:

  1. Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение».
  2. Закрепить навыки работы с текстом.
  3. Разбор заданий тестов.
  4. Проверить умение работать с тестами, знания учащихся.

Оборудование урока: мультимедийная установка, папки с материалами к урокам, рабочие тетради, тетради для подготовки к ЕГЭ, индивидуальные карточки.

  План урока

Э        Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Примечание

  1. Организационный

момент. ( 30 сек. )

  2. Сообщение темы урока и определение задач. ( 4 мин. 30 сек.)

 3. Проверка домашнего задания.

( 5 мин.)

4. Повторение. (Орфографическая разминка.) ( 10 мин.)

5. Повторение материала по теме «Сложные предложения». (15 мин.)

1) Самостоятельная работа.

2) Обобщение знаний.

3) Отработка умений и навыков.

6. Проверочная работа (тест). (8 мин.)

7. Подведение итогов урока. (1 мин. 30 сек.)

8. Домашнее задание.

( 30 сек.)

Проверяет готовность учащихся к уроку, желает успехов.

На интерактивной доске появляется запись

1. Учитель сообщает тему урока.

На интерактивной доске появляется тема урока

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении.

2. - Какие цели и задачи вы бы поставили, узнав тему урока?

Учитель сравнивает варианты учащихся с теми целями и задачами урока, которые поставил он.

Учитель уточняет, делает вывод.

На доске появляется следующая запись

Цели и задачи урока

1. Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение».

2. Закрепить навыки работы с текстом.

3. Разбор заданий тестов.

4. Проверить умение работать с тестами, знания учащихся.

Учитель сообщает, что знаниями, полученными на уроках русского языка, ребята пользуются постоянно в жизни, читая газеты, журналы, инструкции, художественную литературу…

Учитель читает отрывок из газеты, предлагая учащимся определить виды предложений, найти приложения.

( См. приложение 1.)

- Какие знания помогли выполнить домашнее задание?

- Что такое приложение?

На инт. доске запись

Приложение

  Определение, выраженное существительным или словосочетанием, которое дает другое название, характеризующее предмет.

Мороз-воевода дозором обходит владенья свои.

Озеро Байкал - самое глубокое в мире.

(У некоторых учащихся работу учитель проверил до урока.)

1)Учитель дает задание (запись на инт. доске). Обсуждение задания.

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограмм.

Пот.плевший, л.петавший,

отр.слевой, выт.рать,

заг.релый, прик.саться,

в.ются, пр.морский,

раз.грать, пр.светлый,

завис.щий, дыш.щие,

ц.ган, лекц.я, реч.нка,

влас.ный,бе.думный.

( Данная запись появляется при проверке задания)

1. Безударные гласные в корне.

2.Чередование гласных в корне.

3.Правописание гласных после шипящих и Ц.

4.Правописание непроизносимых  согласных.

5.Правописание суффиксов причастий.

6. Правописание разделительного Ь.

7. Правописание приставок.

2)Учитель контролирует работу учащихся, помогает, поверяет (индивидуальное сопровождение).

3) Проверка (на интерактивной доске).

1)Учитель просит назвать тему урока, обращает внимание на то, что данный материал изучался в 9 классе.

Совместное обсуждение задания и плана работы.

План на инт. доске

Простое и сложное предложение.

Важно!

План действий.

Уметь выделять грамматическую основу предложения.

Знать особенности строения грамматической основы.

Уметь различать простое и сложное предложение.

Знать особенности строения и значения сложного предложения.

Уметь устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения.

Уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения.

3) Помогает, проверяет работу у тех, кто раньше выполнил, предлагает дополнительные задания (индивидуальное сопровождение).

4) Проверка (на инт. доске).

На инт. доске схема (появляется постепенно). Совместное обсуждение.

Сложное предложение

             

1)Контролирует и помогает ( индивидуальное сопровождение).

Проверяет, дает дополнительные задания.

2) Поверка и обсуждение тестов.

1) Объяснение задания (см. приложение 3).

2) Проверка (учитель называет правильные ответы).

Учитель возвращает учащихся к целям и задачам урока (на инт. доске).

- Какие цели и задачи выполнили?

-Какие виды сложных предложений знаете?

-Какое предложение называется ССП?

-Какое предложение называется СПП?

-Какое предложение называется БСП?

-Каких успехов вы достигли?

Учитель еще раз обращает внимание учащихся на необходимость изучения русского языка.

Дает задание найти примеры сложных предложений в учебниках, художественной литературе и разобрать эти предложения по образцу, подчеркивая таким образом актуальность темы.

Проверяют готовность к уроку.

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Предлагают варианты.

Учащиеся сравнивают цели и задачи, поставленные ими и учителем, и делают вывод.

Слушают, обсуждают отрывок из статьи, анализируют и называют виды предложений, приложения.

Учащиеся дают определение.

Учащиеся называют приложения в примерах.

Идет обсуждение домашнего упражнения.

Учащиеся выполняют работу в тетрадях (работа в парах: взаимопроверка, объяснение орфограмм), правильно и быстро выполнившие получают дополнительное задание. (См. приложение 2.)

Учащиеся выходят к доске, вставляют пропущенные буквы и называют группы орфограмм, проверяют работу в тетрадях.

Определяют номера заданий в тестах ЕГЭ и записывают на полях в тетрадях (А 15, А 17,…).

Называют тему урока.

Задание на доске и в папках перед учащимися

Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.

1)По п.лям извиваясь бл.стящей струей л.ется реч.ка студеной в.лною и б.се.ка одетая соч.ной л.ствой накл.нясь над л.зурной ее глубиной отр.жается гладью р.ч.ною

.2)Каждое лето под высоким к.рниз.м дома в котором прох.дило мое детство б.л.грудые ласточ.ки л.пили свои гнезда.

3) Деревья начали ж.лтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем еще з.леные на в.рхушках.

  • Учащиеся читают предложения вслух, выполняют работу в тетрадях (работа в парах,обсуждение, взаимопроверка и индивидуальная работа).
  • Выполняют дополнительные задания (см. приложение 2).

Работа учащихся на доске и в тетрадях.

Называют пропущенные орфограммы, которые не повторяли в «Орфографической разминке».

Дают характеристику каждого предложения, чертят схемы предложений.

Определяют номера заданий тестов ЕГЭ и записывают на полях (А 22, А 27,…).

Называют виды сложных предложений и дают определения.

  • Работа в тетрадях для подготовки к ЕГЭ: решение тестов (работа в парах и индивидуально).
  • Дополнительные задания (см. приложение 2).

Называют ответ и объясняют выбор.

  • Выполнение заданий (индивидуальная работа).
  • Дополнительное задание.

Вносят баллы в карточку «Подготовка к ЕГЭ» (у каждого учащегося карточка индивидуального роста) .

Подводят итоги.


                Карточка учащегося «Подготовка к ЕГЭ»

Ф.И.

сочинения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

Б. 20

Пров. раб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

баллы

Контрольные тесты

А

В

С

Итог 1

А

В

С

Итог 2

А

В

С

Итог 3

А

В

С

Итог 4

А

В

С

Итог 5

А

В

С

Итог 6

         

     

Приложение 1. 

Газета «Славянка» от 21 декабря 2007 года.

Отрывок из статьи «Пора писать поздравления. Все имеет свою историю, и даже такая привычная вещь, как поздравительная открытка»:

      «Настоящая открытка появилась в Англии, в 1840 году, когда государственный чиновник сэр Генри Коул придумал для близких оригинальное поздравление – рождественскую открытку с рисунками своего друга художника Джона Хорсли. Джон Хорсли придумал украсить открытку сценой рождественского застолья семьи сэра Генри Коула, а под рисунком была подпись: «Веселого Рождества и  счастливого Нового года!»

Приложение 2.

1.  Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограмм.

Пот_плевший, л_петавший, отр_слевой, выт_рать, заг_релый, прик_саться,

в_ются, пр_морский, раз_грать, пр_светлый, завис_щий, дыш_щие, ц_ган, лекц_я,

 реч_нка, влас_ный, бе_думный

  1. Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы.

1) По п_лям извиваясь бл_стящей струей л_ется реч_ка студеной в_лною и б_се_ка одетая соч_ной л_ствой накл_нясь над л_зурной ее глубиной отр_жает_ся гладью р_ч_ною.

2) Каждое лето под высоким к_рниз_м дома в котором прох_дило мое детство б_л_грудые ласто_ки л_пили свои гнезда.

3) Деревья начали ж.лтеть снизу я видел осины красные внизу и совсем еще з.леные на в.рхушках.

Дополнительное задание

1) Морфемный разбор слов: бл.стящей, отр.жается, накл.няясь, прох.дило, цвет.щих.

2)  А 17. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква У?

            1) щекоч.щий лицо ветер; звуки слыш.тся

            2) стены руш.тся; движ.щаяся артиллерия

            3)  молнии блещ.т; колыш.щиеся ветки

            4) листья держ.тся; трепещ.щие флаги

3) А 22. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

            Туча (1) нависшая (2) над высокими вершинами тополей (3) уже сыпала (4) моросящим          дождиком.

             1) 1, 2    2) 1, 2, 3, 4    3) 3, 4     4) 1, 3

4) А 17. В каком ряду в обоих словах пропущена буква Е ?

              1) перемел.шь, выдвига.мый

              2) прибегн.шь, выправ.вший

              3)  залез.шь, разве.нный

              4) задума.шь, нянч.вший

5) А 27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

        В тот день мы завтракали втроем (1) и (2) когда подали вишневый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт невкусный.

            1) 1, 3      2) 2, 3     3) 1, 2, 3, 4      4) 1, 3, 4


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Успехов!

Слайд 2

Виды сложных предложений. Знаки препинания в сложном предложении. Цели и задачи урока 1.Повторить ранее изученный материал по теме «Сложное предложение». 2. Закрепить навыки работы с текстом. 3. Разбор заданий тестов. 4. Проверить умение работать с тестами, знания учащихся.

Слайд 3

Приложение Определение, выраженное существительным или словосочетанием, которое дает другое название, характеризующее предмет. Мороз – воевода дозором обходит владенья свои. Озеро Байкал – самое глубокое в мире.

Слайд 4

Вставить пропущенные буквы, объяснить правописание орфограмм. Пот_плевший, л_петавший, отр_слевой, выт_рать, заг_релый, прик_саться, в_ются, пр_морский, раз_грать, пр_светлый, завис_щий, дыш_щие, ц_ган, лекц_я, реч_нка, влас_ный, бе_думный. Безударные гласные в корне. Чередование гласных в корне. Правописание гласных после шипящих и Ц. Правописание непроизносимых согласных. Правописание суффиксов причастий. Правописание приставок. Правописание разделительного Ь.

Слайд 5

Простое и сложное предложение. Важно! План действий. Уметь выделять грамматическую основу предложения. Знать особенности строения грамматической основы. Уметь различать простое и сложное предложение. Знать особенности строения и значения сложного предложения. Уметь устанавливать смысловые отношения между частями сложного предложения. Уметь проводить синтаксический анализ сложного предложения.

Слайд 6

Спишите предложения, определите их вид. Расставьте знаки препинания, объясните графически пропущенные орфограммы. 1) По п_лям извиваясь бл_стящей струей л_ется реч_ка студеной в_лною и б_се_ка одетая соч_ной л_ствой накл_нясь над л_зурной ее глубиной отр_жает_ся гладью р_ч_ною. 2) Каждое лето под высоким к_рниз_м дома в котором прох_дило мое детство б_л_грудые ласточ_ки л_пили свои гнезда. 3) Мы жили в деревн_ под окном у нас был луг весь з_л_той от множества цв_тущих одуванчиков.

Слайд 7

Сложное предложение Союзное Сложносочиненное- это предложение, которое состоит из равноправных по смыслу, связанных сочинительной связью с помощью сочинительных союзов простых предложений. Сложноподчиненное- это предложение, которое состоит из главного предложения и зависимого от него придаточного (одного или нескольких), связанного с главным подчинительной связью с помощью союзов или союзных слов. состоит из предложений, Бессоюзное связанных по смыслу и интонационно, без помощи союзов и союзных слов.

Слайд 8

Проверочный тест А 15. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) дор_гие, оз_ривший, т_рмозить к_сательная, сбл_жаясь, л_тучий р_месленный, гр_мадный, тр_вянистый встр_чая, в_рховье, рел_гиозный А 16. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? не_говорчивый, бе_мятежный, ни_ходящий Пере_давать, и_коренить, во_хождение Зав_южило, в_едливый, об_ехать Бе_церемонный, во_пылал, в_рыхлить А 21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении: Окислительно-восстановительные реакции с участием металлов и их ионов можно использовать для получения электрического тока. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая. А 22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Большой пруд (1) густо заросший кувшинками (2) располагался (3) в удаленной от дома (4) части старого парка. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 3, 4 4) 1, 3 А 26. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Большие (1) светлые здания (2) окна которых (3) отражали первые солнечные лучи (4) бежали по обе стороны дороги. 1, 3 2) 2 3) 3 4) 2, 4

Слайд 9

Проверочный тест (1)… (2) Например, в Голландии, Бельгии городское население составляет 90% всего населения. (3) Фактически эти страны превратились в города-государства. (4) К этому близки и другие крупные индустриальные страны. (5) Не исключение и наша страна: за последние десять лет процесс урбанизации достиг высокого уровня. (6)… А 9. Какие слова являются грамматической основой в 3 предложении текста? страны превратились города-государства превратились страны превратились фактически эти страны превратились А 10. Укажите верную характеристику 5 предложения текста. сложносочиненное сложноподчиненное простое, осложнено однородными членами предложения сложное бессоюзное

Слайд 10

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сложное предложение. Части сложного предложения. Средства связи 5 класс

Цель:  Познавательная: ознакомление учащихся с отличительными особенностями сложного предложения. Практическая:  научить различать и находить сложные предложения и  определят...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения"

Урок «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения" первый  в блоке "Сложное предложение". По типу урок комбинированный. Форма - урок-исследо...

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Готовимся к ЕГЭ. Сложное предложение. Виды сложного предложения.

Тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Презентация урока на тему: "Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении"....

Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Конспект урока на тему: «Значение бессоюзного сложного предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении»....