Доклад на тему "Историческая грамматика на уроках русского языка и литературы в средней школе"
статья по русскому языку по теме

Гордеева Татьяна Александровна
Данная работа представляет собой материалы по вопросу изучения исторической грамматики на уроках русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе.Эта тема представляется мне достаточно интересной.Способов ее изучения и применения на обычном уроке много , и у каждого учителя они свои.Я же попыталась представить возможные варианты из своего опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

С грамматикой имеет дело каждый ученик, да и не только ученики. Когда мы говорим или пишем, пользуемся грамматическими правилами. В школе учащиеся изучают эти правила. Благодаря грамматике мы учимся правильно писать, четко и выразительно строить свою речь.

Грамматика получила свое название от греческого слова        , что значит

«буква». Отсюда понятно, почему в Древней Руси письменный документ называли грамотой.

Грамотой называли и умение читать и писать. И поэтому сейчас о человеке, умеющем читать и писать, говорят грамотный.

Обычно принято считать грамматику скучной, нудной. Многим кажется, будто грамматика представляет собой свод наводящих тоску правил о частях речи, склонении, спряжении и разборе предложений. Скучные грамматические правила, необходимость зубрежки форм склонения, спряжения и многочисленных исключений вырабатывает неприязнь к грамматике.

Однако, как заблуждаются все те, кто считает грамматику наукой сухой и отвлеченной.. Грамматика - это удивительно занимательная наука, раскрывающая тайны и секреты нашего языка.

Грамматика , с одной стороны, изучает жизнь языка, с другой, дает правила к его употреблению. О роли грамматики прекрасно сказал М. В. Ломоносов: « Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

Язык является исключительно важным показателем духовного развития нации, роста ее самосознания, ее культурного уровня. История народа выражается в слове, а слово в языке живет по законам грамматики. Справедлива пословица: Без грамматики не выучишь и математики.

Грамматика речь нашу в порядок приводит.

Наука грамматика возникла очень давно. Первые записанные грамматики в Индии и Греции относятся к IV веку до нашей эры. На Руси известная грамматика Мелетия Смотрицкого ( « Грамматика словенския правилное синтагма») появилась в 1619 году. Она была написана на церковнославянском языке по греческим образцам. В 30-е годы

XVIII века появилась первая небольшая русская грамматика на родном языке. Ее автор -Василий Евдокимович Адодуров. Однако выдающимся событием, национальным торжеством был выход в свет в 1757 году « Российской грамматики» Михаила Васильевича Ломоносова. Это был первый полный свод грамматических правил о русском языке, первое научное изучение живого языка. Современники оценили грамматику Ломоносова как победу русской науки. Парадные экземпляры грамматики были изданы так, что сразу привлекали внимание. Она вышла с золотым обрезом, в голландских и французских переплетах, украшенная золотым глазетом, серебряным муаром и красной тафтой. Внешние украшения были лишь скромной данью воистину огромному научному авторитету и той славе, которую завоевала себе грамматика М.В. Ломоносова среди русских читателей. Надо заметить, что филологи и грамматисты вообще пользовались в то время особым уважением. Сохранился любопытный рассказ историка и писателя Н.М. Карамзина о « Великом муже русской грамматики». Как истинный писатель, Н.М. Карамзин не мог обойтись без художественных вымыслов и рассказов, что за открытие правил в спряжениях этот служитель грамматики заплатил собственным глазом. « Выслушайте историю. Падение яблока с дерева в глазах Невтона, открыло нам систему тяготения: грамматика обязана моим открытием - ржанию лошадей. Однажды кучер пришел ко мне и сказал: два дни сряду у нас беспрестанно ржат лошади. Врешь, отвечал я: надобно говорить ржут. Упрямый кучер не хотел согласиться со мною. Мы призва^ш других людей: выходила разноголосица. Я беспокоился, ездил, бегал по улицам, останавливал знакомых и незнакомых, спрашивая: ржут или ржат ? Немногие понимали важность моего вопроса, некоторые смотрели на меня с удивлением, другие смеялись. Один молодой человек, который ехал верхом с дамой, будз^и таким образом остановлен мною и видя, что красавица его испугалась моего грамматического вопроса, махнул хлыстом и - сделал меня Циклопом навеки».

Когда ставятся вопросы так, как поставил его герой Карамзина - ржут или рж-ат, чтут или чтят! на него ответят авторы нормативной и стилистической грамматики. Но есть и другие виды грамматик. Так, существует историческая грамматика. Она рассказывает нам об истории грамматического строя языка: каким был грамматический строй в прошлом, какие изменения происходили в нем до наших дней.

Грамматическая система - это сложный механизм, представляющий собой продукт длительного исторического развития. Говорящим свойственна иллюзия неподвижности грамматических форм и категорий. Мы не спорим с теми, кто говорит о развитии в далекие исторические и доисторические времена. С другой стороны, каждый из нас наблюдает явления устойчивости в современном языке: мне кажется, что мои родители,

друзья и дети говорят так же, как я, может, только один более, другой менее литературно. И мы забываем, что развитие в прошлом предполагает развитие в настоящем и в будущем. Язык нельзя уподобить ребенку, который растет лишь до известного возраста.

Развитие в грамматической системе происходит и в наши дни, происходит всегда и неуклонно. Оно носит характер медленных, малозаметных изменений. « Человек, который пожелал бы составить неизменчивый язык для пользования будущих поколений, походил бы на курицу, высидевшую утиное яйпо: созданный им язык, волей - неволей был бы захвачен течением, увлекающим все языки», - писал лингвист Ф. де Соссюр. Старая и новая грамматические формы в течение длительного времени, иногда столетиями, сосуществуют, соперничают, прежде чем одна форма уступает другой дорогу. Явления исторической смены грамматических форм составляют основной предмет исторической грамматики. Скажем, как на протяжении всей истории русского языка изменялось склонение существительных? Каким было прежде спряжение глаголов? Какие перемены совершались в составе местоимений, прилагательных, числительных? И т.д. Образцом такой грамматики может служить книга замечательного русского ученого Ф.И. Буслаева « Историческая грамматика русского языка».

К числу сугубо научных трудов относятся сравнительные и сопоставительные грамматики, в которых сравнивается грамматический строй иногда двух, а иногда и нескольких языков. Это специальные грамматики.

Применительно к современному языку, кроме школьной, существуют два типа грамматик: теоретическая и нормативно - описательная.

В теоретической грамматике авторы останавливают внимание на сложных вопросах грамматической теории и освещают эти вопросы на основе определенной системы взглядов. Теоретическая грамматика представляет интерес в первую очередь для специалистов - лингвистов.

Нормативно - описательная грамматика адресуется широкому кругу изучающих русский язык. Первая грамматика такого типа вышла в 1952-1954 годах, а переработанное издание - в 1980 году. Книга содержит сведения о том, какие грамматические формы, синтаксические сочетания, приемы, образования являются единственно правильными, а какие допускают синонимические, вариативные средства. Без преувеличения можно сказать, что именно эта грамматика является сейчас самой полной и авторитетной.

Термин « историческая грамматика», в нашей научной литературе существующий по крайней мере больше ста лет, со времени выхода в свет « Опыта исторической грамматики русского языка» Ф.М. Буслаева ( 1858), понимается по - разному.

« Историей ( или иногда исторической грамматикой) русского языка» называется наука о внутренних законах развития русского языка, о том, как сложился современный русский язык, его грамматический строй и словарь, его фонетическая система и письмо, как в результате постепенных изменений из того качественного состояния, в котором находилась восточнославянская речь на заре истории нашей страны, возникло современное качественное состояние русского языка.

Развитие языка, постепенное накопление нового качества заключается в том, что элементы грамматического строя и словарного состава языка: звуки речи, словообразовательные морфемы( например, суффиксы) формы склонения и спряжения, наконец, сами слова с их значениями с течением времени одни исчезают, другие появляются, одни раньше, другие позже, меняется их место в целом в языке, их участие, их роль в выражении мысли.

Не все эти изменения в одинаковой степени заметны для людей, говорящих на том или другом языке. Более всего заметны лексические изменения и в особенности новые явления в словаре, новые слова и новые значения слов. Темпы лексического, словарного обновления языка являются более быстрыми, чем темпы обновления других сторон языка.

Медленно протекают изменения в области грамматического строя языка ( морфологии и синтаксиса), в области словообразования, склонения и спряжения, в структуре предложения. Поэтому и заметить   их труднее, и часто человеку в конце его жизненного пути     не без основания кажется, что язык, на котором он говорит, в грамматическом отношении не подвергся изменениям.

Очень медленными темпами отмечается также развитие звуковой системы. Фонетические изменения обыкновенно становятся заметными только в течение длительного отрезка времени, выходящего далеко за пределы одной человеческой жизни. Эта устойчивость фонетической системы языка, конечно, находится в прямой связи с устойчивостью основного словарного фонда и грамматического строя языка.

Только на первый взгляд может показаться, что изменения, происходящие с течением времени в языке, имеют беспорядочный характер. В результате долгого кропотливого и упорного труда языковедам удалось доказать, что изменения, наблюдающиеся в языке, происходят закономерно. При этом было обнаружено, что закономерности развития разных сторон языка ( звуковой, морфологической и т.д.) не являются одинаковыми. Другими словами, звуковая сторона того или иного языка изменяется по своим законам, которые по своему характеру и природе отличаются от законов развития, например, морфологической системы языка. В то же время наблюдается взаимодействие разных сторон языка:  фонетические и лексические изменения часто

влекут за собой изменения в области грамматического строя, морфологические изменения оказываются связанными с синтаксическими и т.д.

Все это позволяет языковедам утверждать, что всякий язык представляет собой нечто цельное, части которого связаны между собой, как связаны части механизма, или что, другими словами, язык является системой.

История русского языка есть наука о внутренних законах, закономерностях развития русского языка, развития всех его сторон и элементов, в течение его многовековой жизни, начиная с древнейшего его качественного состояния, в неразрывной связи с историей русского народа, с историей его государственной жизни, его культуры и т.д.

в школьной практике преподавание основ научной грамматики современного русского литературного языка не может быть оторвано от основ данных и выводов науки о прошлом русского языка.

Этот вопрос об историзме в преподавании русского языка в средней школе впервые в полной мере был поставлен более ста лет назад Ф.И. Буслаевым в его замечательной книге « О преподавании отечественного языка» ( 1844). Позже по этому вопросу последовал целый ряд развернутых выступлений как со стороны ведущих языковедов, историков русского языка, в шестидесятых годах - И.И.Срезневского , а позже А.А. Шахматова и др., так и со стороны преподавателей средней школы. Но не было достигнуто полного соглашения относительно способов реализации этого важного решения: в форме ли введения в учебные планы средней школы исторического курса русского языка или путем « пронизывания» школьных занятий по языку принципом историзма.

Чтобы учащиеся могли составить достаточное представление о языке как о поступательно развиваюшемся явлении, необходимо дополнять изучение основ науки о современном русском языке некоторыми важнейшими данными, касающимися древнерусского языка и истории его развития в связи с историей народа. Современное преподавание русского языка в средней школе действительно строится на научных началах и, следовательно, на обьяснении рассматриваемых фактов, сознательное, осмысленное ( а не основанное только на механическом запоминании, на зубрежке « правил» ) изучение норм современного русского языка и письма невозможно без исторического освещения.

На современном уроке учителю часто приходится углубляться в прошлое русского языка, объяснять грамматические факты, связанные с изучением самых разных разделов учебного предмета русский язык.

Разумеется, данные исторической грамматики русского языка могут и должны найти себе место не только на уроках русского языка. Без этих данных нельзя обойтись также на уроках по русской литературе. Не говоря уже о таких произведениях , как « Слово о полку Игореве», и вообще о памятниках допетровского времени, анализ которых немыслим без основательного знания древнерусского языка ( если они изучаются не в переводе на современный русский язык), преподавателю русской литературы в сущности постоянно приходится иметь дело с наблюдениями и выводами, относящимися к истории русского ( особенно литературного) языка и к русской диалектологии, к русской исторической лексикологии, к этимологии слов.

Воспитательное значение школьного курса может быть поднято на должную высоту только при условии ведения в доступной форме в школьное преподавание элементов истории языка, не оторванной от истории народа, а связанной с ней.

Можно порекомендовать следующие формы введения в преподавание русского языка и литературы элементов истории языка:

странички истории русского языка на уроке;

ведение учащимися словарей-справочников по истории языка и этимологии;

сообщения, доклады, рефераты по теме « История языка»;

научно - практические конференции по данной теме;

исторический комментарий во время урока, который могут вести иногда и сами

учащиеся;

использование фактов истории во время лингвистических разминок в начале

урока;

рассмотрение с учащимися вопросов истории языка во время подготовки к

олимпиадам;

выпуск школьных газет, заметок, плакатов по теме;

организация выставок, рисунков и творческих работ учащихся;

викторины;

инсценирование   по   текстам   художественной   литературы   с   последующим

историческим комментарием;

День истории языка во время проведения предметной недели;

проведение внеклассных мероприятий ( « Праздник славянской письменности»,

« Что в имени тебе моем?». Исторический калейдоскоп» и др.);

кружковая работа;

факультативны.

По словам А.А. Шахматова, которые он произнес в своей лекции « К вопросу об историческом преподавании русского языка в средних учебных заведениях» ( 1903),   такое преподавание языка в школе « может дать едва ли не столь же заметные результаты, как преподавание отечественной истории»

Литература

  1. Граудина Л.К. Беседы о русской грамматике.-М.: Знание, 1983
  2. Черных П.Я. Историческая грамматика русского языка. Краткий очерк.-М: Просвеш:ение,1962 г.
  3. Закирьянов К.З. Путешествие в мир русского языка.—Уфа: Китай, 1997 г.
  4. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост.Панов М.В. -М: Педагогика, 1984


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы"

Доклад на тему "Краеведение на уроках русского языка и литературы". Задачи: использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы....

Доклад "Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ воспитания активной творческой личности"

В докладе говорится об использовании инновационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Доклад "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы"

Методическая разработка включает:1. Доклад  "Методы инновационного обучения на уроках русского языка и литературы";2. Презентацию....

Доклад "Развитие познавательной мотивации на уроках русского языка и литературы"

В докладе рассматриваются средства, при помощи которых можно заинтересовать детей, разнообразить урок....

Доклад «Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы»

В данном докладе обобщен опыт профессиональной деятельности. Рассмотрены направления работы  по формированию коммуникативной компетенции. Указаны результаты сдачи выпускниками ОГЭ и ЕГЭ....

Доклад Информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Доклад Информационно – коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы....