Уроки русского языка по теме "Односоставное предложение"
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (8 класс) по теме

Уроки построены по программе М.М.Разумовской, С.И.Львова. Класс 8-й. Вид урока - комбинированный, изучение нового материала. Форма работы - групповая. Цели: дать понятие об определённо-личных и неопределённо-личных предложениях, формировать ключевые компетентности учащихся. Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал.

В процессе уроков учащиеся самостоятельно изучают новый материал, готовят и представляют свои мини-проекты, работают с таблицами, алгоритмами, интерактивной доской.

В основе - дифференцированный, компетентностный, деятельностный подходы в обучении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык 8 класс

Тема: Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения

Ход урока

I Повторение:

  1. Вопросы по д/з: упр. 110 / 112
  2. Работа с терминами. – М/М

- Объясните, как связаны между собой данные лингвистические термины:

  1. инверсия
  2. прямой
  3. обратный
  4. порядок слов в предложении
  1. Игра «Поспорим!» - Д/з

II. Актуализация знаний

  1. «Поспорим!» - м/м
  1. Я считаю, что по наличию главных членов предложения бывают только двусоставными
  2. Я думаю, что односоставные предложения – это предложения с одним главным членом
  3. Я считаю, что главные члены предложения – это дополнение, определение, обстоятельство
  1. Характеристика предложений ( по группам). Карточка + м/м

1-я группа: Дать характеристику последнего предложения; план характеристики на стр. 27-28

Сколько зелени и света,

Сколько радости в глазах –

Это к нам вернулось лето,

 Лето красное в цветах!

Зацветают вишня, груша,

И черёмуха цветёт.

Так и хочется послушать,

Как соловушка поёт.

2-я группа: Дать характеристику последнего предложения; план характеристики на стр. 27-28

Вот и день в тишине догорает

Краски меркнут, вдали облака

Позолотой ещё чуть сияют,

Подрумянены солнцем слегка.

В роще пение птиц умолкает,

У обочины дремлет ковыль,

Тихо-тихо луна выплывает,

Как давно позабытая быль.

Только скрип журавля у колодца

Над земной колыбелькою сна,

Да лягушка в ответ из болотца

Запоёт свою песню одна…

- Какие предложения по наличию главных членов встретились вам в предложении? (Односоставные и двусоставные). – Вывод – По наличию главных членов предложения бывают односоставные и двусоставные.

- Обратите внимание на свои односоставные предложения. У кого предложение с составом сказуемого? С составом подлежащего?

- Вывод: Почему предложения так называются: «односоставные» , «двусоставные»? – Потому что в их составе только один главный  член – подлежащее или сказуемое.

III. Изучение нового материала об односоставных предложениях.

  1. Прочитайте материал на стр. 74-75, п.17, изучив схему упр.115, расскажите об односоставных предложениях.
  2. Определённо-личные предложения.

- По схеме упр.115 и материалу на стр. 75 дайте понятие  определённо-личных предложений (Это односоставные глагольные предложения).

-Вдумайтесь в название этого термина: определённо-личные предложения. Что это значит?

(Лицо можно  определить).

- Возьмите листочки на ваших столах и изобразите определённое лицо (Работа в группах, показ карточек с рисунками, одновременно рисуются лица на доске).

IV. Изучение нового материала об определённо-личных предложениях

  1. Работа с учебником: п. 18, стр.75-76.

1-я группа: изучить материал, составить тезисный план

2-я группа: изучить материал, составить вопросный план

  1. Составление таблицы по теме урока. Карточки + м/м

- На основе изученного материала назовите критерии, по которым различаются односоставные глагольные предложения: 1. что называет, выражает глагол-сказуемое; 2. формой какого глагола выражено сказуемое.

(Учащимся раздаются таблицы. 1-я группа заполняет таблицу полностью, 2-я группа заполняет 2 и 4 графы таблицы).

таблица для 1-й группы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

Таблица для 2-й группы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

  1. Определённо-личные предложения

Глаголами 1-го или 2-го лица ед. или множ. числа изъявительного или повелительного наклонения

Защита составленных карточек, начиная со 2-й группы, рассказать од определённо-личных предложениях.

V. Закрепление изученного.

1. упр. 119: 1-2 предложения письменно у доски, остальные – в тетради самостоятельно по группам: 3,4 – 1-я группа, 5,6 – 2-я группа.

2. Упр. 120: устно по цепочке

3. составление синквейнов. Тема: Предложение.

Схема синквейна: м/м

  1. слово
  2. 2 прилагательных
  3. 3 глагола
  4. предложение
  5. существительное

например:

  1. предложение
  2. односоставное, двусоставное
  3. делится, бывает, выражает
  4. По наличию главных членов предложения бывают односоставным и двусоставным.
  5. сказуемое.

VI. Итоги урока

  1. Беседа
  1. что нового узнали на уроке?
  2. что поняли? не поняли?
  3. что было самым интересным в уроке?
  4. какую бы оценку за урок вы себе поставили?
  1. Оценки за урок.

VII. Д/З

  1. Упр. 121 – письменно
  2. Сформулировать тезисы для игры «Поспорим!»

Русский язык 8 класс

Тема: Виды односоставных предложений. Неопределённо-личные предложения

Цели:

  1. Дать понятие неопределённо-личного предложения.
  2. Формировать информационную, коммуникативную, самообразовательную и ИКТ-компетентности  учащихся.
  3. Воспитывать здоровый образ жизни, неприятие табакокурения.

Ход урока

I Повторение: - 12 минут

  1. Вводное слово учителя: - 2 минуты – доска + карточка

Расправьте плечи и улыбнитесь!

Примите правильное положение!

Сегодня продолжаем изучать,

Каким бывает…(какое?) предложение. (односоставное)

-Итак, цель нашего сегодняшнего урока – закрепить знания об определённо-личных предложениях и познакомиться с новым видом односоставных предложений – неопределённо-личными предложениями.

2. Работа с терминами – 5 минут

- Объясните, как связаны между собой следующие лингвистические термины.(и/д)

  1. глагольные предложения
  1. односоставные предложения
  2. определённо-личные предложения

(Все эти термины связаны с понятием односоставного предложения)

- Расположите их в порядке значимости и зависимости друг от друга: (работа на и/а  доске)

1) односоставное предложение

2) глагольное предложение

3) определённо-личное предложение

- На основе данных операций расскажите об определённо-личных предложениях (определённо-личное предложение – это глагольное односоставное предложение). -

- Всю информацию об определённо-личных предложениях вы рассказали? (Нет)

- Дополните необходимую информацию из таблиц прошлого урока.

3. «Поспорим» - 2 минуты

- Обратите внимание на четверостишие, прозвучавшее в моём исполнении в начале урока и подумайте над моим утверждением. (четверостишие на и/д). Итак, я с вами хочу поспорить:

- Я считаю, что в этом четверостишии все предложения односоставные. (Нет, только 1, 2 и 1-я часть третьего предложения. А 4-е – двусоставное, так как в нём есть подлежащее предложение и сказуемое – бывает).

- Я считаю, что 1-е и 2-е предложения – определённо-личные. (Да, так как  сказуемое в них выражено глаголом повелительного наклонения множ. числа).

- Продолжаем игру «Поспорим!». Но теперь уже спорите вы, проверяя д/з.

4. Проверка д/з в форме игры «Поспорим!» по упр. 121. – 3 минуты

II. Актуализация знаний. – 15 минут

  1. Составление синквейнов. Самостоятельная групповая работа. (Синквейны на и/д) – 10 минут

- Возьмите карточки, прочтите задание. Синквейн должен быть написан на раздаточных листах. (Ребята составляют синквейны, оформляют и представляют продукт своего труда. отвечают на вопросы карточки).

1-я группа:

  1. Составьте синквейн на тему «Курение», используя данные материалы.
  2. Определите основную мысль вашего синквейна.
  3. Прочтите своё односоставное предложение. Попробуйте определить лицо, совершающее действие. Сделайте вывод.

Материалы: Курение, пагубное, не курите, привычка, вредное, не травите, здоровье, не вредите, берегите.

2-я группа: синквейн:

  1. Сигарета
  2. круглая, вредная
  3. манит, дымится, вредит
  4. Отнимает здоровье.
  5. Курение.
  1. Изучите данный синквейн на тему «Сигарета»
  2. Определите основную мысль синквейна.
  3. Найдите односоставное предложение.
  4. Подумайте, указывает ли сказуемое на лицо, совершающее действие? Или действие важно само по себе и не имеет значения, кто его совершает?
  5. Подумайте, как можно назвать такие предложения, если в них нельзя определить лицо?

- Вот с этим видом односоставных глагольных предложений мы с вами сегодня и познакомимся.

2. Изучение нового материала. Самостоятельная групповая работа. – 5 минут

1-я группа:  изучите материал на стр.79, п.19 и заполните таблицу. Составьте по ней лингвистическое высказывание.

2-я группа: изучите материал на стр.79, п.19 и заполните недостающие графы таблицы. Ответьте на вопрос: Чем отличаются определённо-личные предложения от неопределённо-личных?

Таблица для 1-йгруппы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

Таблица для 2-й группы:

Вид односоставных предложений

Что называет, выражает глагол-сказуемое

Чем выражено сказуемое

Пример

  1. Неопределённо-личные предложения

Уже выставили оценки. По радио объявляют посадку.

(Учащиеся представляют свои таблицы и высказывания).

- А как пользоваться этой таблицей? Что необходимо сделать? (Алгоритм) – Составьте самостоятельно алгоритм определения вида односоставного предложения.

Алгоритм:

  1. Читаю односоставное предложение
  2. Выделяю в нём сказуемое
  3. Смотрю, чем выражено сказуемое
  4. Смотрю в таблицу

 III. Закрепление. – 10 минут

  1. Анализ предложений. – и/д – 5 минут

- Среди данных предложений найдите: 1-я группа – неопределённо-личные, 2-я группа – определённо-личные.

(1)Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин.)  (2) По горбику тесной межи иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи… (В.Брюсов.) (3)Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс…. (И.Тургенев.) (4)Недаром его прозвали Бирюком. (И.Тургенев.) (5) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (И.Тургенев.) (6) От вас беру воспоминанья, а сердце оставляю вам. (И.Тургенев.)

(Одновременно два человека, по одному из каждой группы, разбирают соответственно 1 и 2 предложения у доски самостоятельно)

  1. Упр. 119: конструирование предложений:  1,2 – вместе устно. Далее по 2 предложения каждой группе. – 5 минут

IV. Итог урока. – 1 минуты

  1. Беседа
  1. что нового узнали на уроке?
  2. что поняли? не поняли?
  3. что было самым интересным в уроке?
  4. какую бы оценку за урок вы себе поставили?
  1. Оценки за урок.

V. Первичная диагностика усвоения: тестовая работа на карточках – 5 минут:

Продолжите предложения:

  1. Односоставное предложение – это предложение…….
  2. Односоставные предложения делятся на глагольные и ………..
  3. определённо-личные предложения – это односоставные предложения, в которых сказуемое  выражено глаголом в форме………….
  4. Неопределённо-личные предложения – это предложения, в котором сказуемое  выражено глаголом в форме ………..
  5. Предложение На реке дружно соревновались за звание лучшего пловца – односоставное ……………

VI. д/з. – 2 минуты – запись на доске в начале урока

1. Упр. 125 – письменно.

2. Рассказ об определённо-личных и неопределённо-личных предложениях

3. Подобрать пословицы и поговорки для аукциона.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неопределённо-личные предложения 8 класс

Слайд 2

Расположите их в порядке значимости и зависимости друг от друга глагольные предложения односоставные предложения определённо-личные предложения

Слайд 3

Расправьте плечи и улыбнитесь! Примите правильное положение! Сегодня продолжаем изучать, Каким бывает односоставное предложение.

Слайд 4

Вид односоставных предложений Что называет, выражает глагол-сказуемое Чем выражено сказуемое Пример

Слайд 5

Вид односоставных предложений Что называет, выражает глагол-сказуемое Чем выражено сказуемое Пример Неопределённо-личные предложения Уже выставили оценки. По радио объявляют посадку.

Слайд 6

Алгоритм: Читаю односоставное предложение Выделяю в нём сказуемое Смотрю, чем выражено сказуемое Смотрю в таблицу

Слайд 7

Среди данных предложений найдите: 1-я группа – неопределённо-личные, 2-я группа – определённо-личные. (1)Дни поздней осени бранят обыкновенно. (А.Пушкин.) (2) По горбику тесной межи иду и дышу ароматом и мяты, и зреющей ржи… (В.Брюсов.) (3)Многое вспомнишь родное, далёкое, слушая ропот колёс…. (И.Тургенев.) (4)Недаром его прозвали Бирюком. (И.Тургенев.) (5) Действительно, в наших краях знают толк в пении. (И.Тургенев.) (6) От вас беру воспоминанья, а сердце оставляю вам. (И.Тургенев.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Определённо-личные предложения 8 класс

Слайд 2

Объясните, как связаны между собой данные лингвистические термины: инверсия прямой обратный порядок слов в предложении

Слайд 3

Дать характеристику последнего предложения по плану на стр. 27-28 Сколько зелени и света, Сколько радости в глазах – Это к нам вернулось лето, Лето красное в цветах! Зацветают вишня, груша, И черёмуха цветёт. Так и хочется послушать, Как соловушка поёт.

Слайд 4

Дать характеристику последнего предложения; план характеристики на стр. 27-28 Вот и день в тишине догорает Краски меркнут, вдали облака Позолотой ещё чуть сияют, Подрумянены солнцем слегка. В роще пение птиц умолкает, У обочины дремлет ковыль, Тихо-тихо луна выплывает, Как давно позабытая быль. Только скрип журавля у колодца Над земной колыбелькою сна, Да лягушка в ответ из болотца Запоёт свою песню одна…

Слайд 5

Схема синквейна: слово 2 прилагательных 3 глагола предложение существительное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Как связать предложения в тексте"

Урок русского языка, 5 класс. На уроке изучучались понятия цепная и параллельная связь предложений....

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. Уникальность планеты Земля. 5 класс

Интегрированный урок русского языка и биологии. Предложение. уникальность планеты Земля. 5 класс...

Конспект урока русского языка "Бессоюзное сложное предложение"

Данный урок проведён в 9 классе. Урок разработан в технологии встречных усилий,  сопровождается показом презентации....

Урок русского языка "Виды сложноподчиненных предложений" 9 класс

Выбранная форма проведения урока - урок обобщения и систематизации знаний по теме "Виды сложноподчиненных предложений", который является завершающим при изучении данной темы. В ходе проведения урока п...

Урок русского языка «Различение сложносочинённых предложений и простых, осложнённых однородными членами». 9 класс

Цели: - совершенствовать умение различать сложносочинённые предложения и простые, осложнённые однородными членами, повторить теоретический материал о  разделах лингвистики, постановку знако...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка в 5 классе по теме  "Однородные члены предложения" (Изучение новой темы)...