русский язык
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

Жулёва Ирина Евгеньевна

1.тесты для дистанционного курса

2.Урок русского языка в 9 классе
(с использованием интерактивной доски)       

«Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков  по теме  «Сложносочиненное предложение»
 
Данный урок является заключительным при изучении ССП. В течение урока формируются языковая, информационная, коммуникативная компетенции, также компетенция личностного самосовершенствования.

 

3.. Тест ЕГЭ составлен в оболочке MyTestX.

4. Презентация к проекту "Бережно относись к языку!"

Буклет к проекту "Бережно относись к языку!"

Презентация учащихся к проекту "Бережно относись к языку!" 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Орфография».

 Правописание гласных о – е, у – ю, и – ы после шипящих и ц

 

1.В каком слове на месте пропуска пишется ы?

1) ц_фра;   2) ц_пки;   3) ж_рный;   4) серые мыш_.

 

2. В каком слове на месте пропуска пишется ю?

1) щ_плый;    2) я свищ_;    3) ж_ри;   4) ч_лки.

 

3. В каком слове на месте пропуска пишется и?

1) бледнолиц_й;    2) панц_рь;    3) сестриц_н;   4) кузнец_.

4. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) ж_лоб;  2) печ_нка;  3) ц_коль;   4) ш_пот.

 

5. В каком слове на месте пропуска пишется о?

1) трущ_ба;   2) зач_т;   3) ж_сткий;   4) кош_лка.

 

6. В каком слове на месте пропуска пишется е?

1) ж_нглер;   2) ш_к;   3) прож_рливый;   4) заж_г.

 

7. В каком слове на месте пропуска пишется е?

1) пш_нка;   2) маж_р;    3) ц_кот;   4) обж_ра.

 

8. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) камышовый;   2) монтажер;   3) ножовка;  4) измельчон.

 

9. Отметьте слово с орфографической ошибкой:

1) холщовый;   2) желудь;   3) затушевать;   4) перчоный.

 

10.  Укажите неверное объяснение орфограммы о-е после шипящих:

1) ушел – в суффиксе глагола под ударением;
2)
кумачом – в окончании существительного под ударением;
3)
холщовый – в суффиксе прилагательного под ударением;
4)
запряженный – в суффиксе страдательного причастия.

Ответы на тест:

«Правописание гласных о – е, у – ю, и – ы после шипящих и ц»

 

№ вопроса

Ответ

1

2

2

3

3

2

4

3

5

1

6

4

7

1

8

4

9

4

10

1



Предварительный просмотр:

Тест по теме: «Орфография».

Употребление ь и ъ

 

1. В каком слове пишется разделительный ь?

1) с_экономить;   2) суб_ект;   3) собез_янничать;   4) об_единение.

 

2. В каком слове пишется разделительный ь?

1) сверх_естественный; 2) ин_екция;   3) в_юн;  4) кинос_емка.

 

3.В каком слове ъ не пишется?

1) фельд(ъ)егерь;  2) аэрос(ъ)емка;   3) двух(ъ)ярусный;   4) четырех(ъ)элементный.

 

4. В каком слове на месте пропуска нужно писать ь?

1) футбольный матч_;   2) приготов_те билеты;   3) выйти замуж_;   4) нян_чить ребенка.

5. В каком слове на месте пропуска нужно писать ь?

1) дети купают_ся;  2) богатырь могуч_;  3) ковш_ экскаватора;   4) пуститься вскач_.

6. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) сем_десят лет;     2) спряч_те деньги;    3) платок упал с плеч_;    4) русская печ_.

 

7. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

1) подстереч_ дичь;   2) встретиш_ся с другом;  3) лес дремуч_;   4) пора стрич_ся;

 

8.  Какое наречие пишется без ь?

1) невтерпеж_;   2) наотмаш_;  3) проч_;   4) настеж_.

 

9.  В каком глаголе на месте пропуска нужно писать ь?

1) он должен возвратит_ся;   2) он возвратит_ся;  

3) они возвратят_ся;   4) они вернут_ся вовремя.

 

10. В каком ряду во всех словах пишется ь?

1) Роскош(ь), пореж(ь), рубеж(ь), достич(ь);
2) желч(ь), вос(ь)мью, съеш(ь)те, наотмаш(ь);
3) вскач(ь), лиш(ь), фонар(ь)щик, невмоч(ь);
4) вер(ь)фи, брит(ь)ся, фальш(ь), приготов(ь)те.

Ответы на тест:

« Употребление ь и ъ»

 

№ вопроса

Ответ

1

3

2

3

3

4

4

2

5

4

6

3

7

3

8

1

9

1

10

2



Предварительный просмотр:

Тест по теме «Готовимся к ГИА. Чередующиеся гласные в корне слова» №1 за 9 класс

1. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И отсвет завоевания Кавказа русскими коснулся городка - где-то здесь в великой печали жил пленный Шамиль и горцы, которые его сопровождали. Они слонялись по узким улочкам, и их безумный тоскующий взор напрасно искал на горизонте гряду гор. (В.Железников)

2. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

И в этой кутерьме Ленка целыми днями носилась по городу. Она не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться; паром вытаскивали из воды, чтобы весной вновь опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь.(В.Железников)

3. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Когда повезёт побывать у моря, мы не только купаемся, загораем, но и находим время собрать горстку обточенных волнами камушков. Зачем? Да просто так, ради забавы. (М.Шпагин)

4. Выпишите из предложения слово с чередующейся гласной в корне:

Так дом стоял себе и стоял, всегда переполненный людьми, хотя мужчины Бессольцевы, как и полагалось, уходили на разные войны и не всегда возвращались.(В.Железников)

5. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

В лесу было очень много людей. Брели старики, опираясь на палочки. Шли целые семьи. Маленьких детей вели за руки или несли на плечах. Одни плакали, другие молчали, третьи разговаривали. (Е.Рысс)

6. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Лесной домик стоял в стороне от дороги. Тропинка, которая вела к нему, давно заросла травой. Соломин и сам чуть не заблудился, а не бывавшему тут человеку ни за что бы сюда не добраться. (Е.Рысс)

7. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Коля вскочил, подбежал к окну и, встав на ящик, высунул голову. Высоко над землей стремительно неслись облака. Порой они заволакивали все небо, порой расходились, и тогда мелькали одинокие звёзды или край луны освещал сонную землю. (Е.Рысс)

8. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Храпящие лошади потащили повозки через пни, валежник и корни. Машины обдирали бока о стволы деревьев, сосновые ветки срывали брезенты с телег и грузовиков.(Е.Рысс)

9. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Холм круто обрывался, дорога шла вниз. Коля и Лена остановились. Лесистую равнину пересекала серебряная река. На берегу реки раскинулся Запольск. Среди зеленых крон деревьев виднелись крыши. Разноцветные домики стояли шеренгой вдоль берега. (Е.Рысс)

10. Выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне:

Погреб давно собирались сломать, но пока он служил ребятам отличным местом для игр. Это была наша пещера. Иногда мы превращали погреб в корабельную каюту. Правда, хозяева дома нередко выгоняли нас из погреба, но мы тайком снова проникали туда. (Е.Коковин)

Ответы

1.коснулся

2.обрасти

3.загораем

4.полагалось

5.опираясь

6.заросла

7.вскочил

8.обдирали

9.равнину

10.собирались


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 9 классе ( с использованием интерактивной доски) « Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Сложносочиненное предложение» разработан учителем русского языка и литературы МОУ»Средняя школа №16» города Балаково Жулёвой Ириной Евгеньевной Данный урок является заключительным при изучении ССП. В течение урока формируются языковая, информационная, коммуникативная компетенции, также компетенция личностного самосовершенствования.

Слайд 2

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме «Сложносочинен - ное предложение»

Слайд 3

Сложные предложение Бессоюзные СПП с разделительными союзами а , не только…но и, но, да ( =но ), однако, зато

Слайд 4

Слуховой диктант Смысловые отношения Одновременность Последовательность Чередование Противопоставление Номера предложений 1 4 3 2

Слайд 5

Конструирование предложений Начала предложений С колесницы пал Додон, охнул раз… Блеснет заутра луч денницы… Обед в поле под палаткою также не удался… И, или, и Завершение предложений … по крайней мере был не по вкусу Кирила Петровича. … умер он. … заиграет яркий день.

Слайд 6

В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы - и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооруженных копьями и сайдаками. ( «Капитанская дочка» ) [… х , /~~~/ ,= - ] – и [- = х , /~~~/].

Слайд 7

Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви. («Капитанская дочка») [- = ] , и [- = х , /~~~/ ,… ].

Слайд 8

Батюшка за ворот приподнял его ( Бопре ) с кровати, вытолкал из дверей, и в тот же день прогнал со двора к неописуемой радости Савельича. («Капитанская дочка») [- O , O и O ].

Слайд 9

Творческая работа Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мой

Слайд 27

Домашнее задание Выпишите из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» 5 ССП, подготовьтесь к тестированию.

Слайд 28

Рефлексия Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется.

Слайд 29

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку… К. Г. Паустовский « Как мы говорим и пишем?» «Правильно – ли мы говорим по - русски ?» «Знаем ли мы свой родной язык ?» Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы Жулева Ирина Е вгеньевна

Слайд 2

МНЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА: Наступает конец литературному языку, и многовековую работу по его созданию приходится начинать сызнова, с нуля. Так было с латинским языком, когда на его основе стали создаваться современные романские языки. Беда, если разнородное, бессистемное, по существу новое, зальет литературный язык и безнадежно испортит его систему выразительных средств, которые только потому и выразительны, что образуют систему.

Слайд 3

БЕРЕГИТЕ РУССКИЙ ЯЗЫК! Д о р о ж и т е Родным, милым словом: М н о г о л и к и м - Большим языком ! Нашей жизни ОН - П е р в о о с н о в а - Всем народам Планеты - знаком ! Берегите ЕГО От цветистых Иностранных И чуждых нам слов, Чтоб поток - От наречий ручьистых - Не затмил Родника - Родников ! ДЕНИС КОРОТАЕВ

Слайд 4

Знатоки русского языка

Слайд 5

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) М. Ломоносов – химия – русский язык

Слайд 6

Филипп Федорович Фортунатов (1848-1914) Ф. Фортунатов – русский язык – Косалма

Слайд 7

ШАХМАТОВ Алексей Александрович (1864-1920) А. Шахматов – древнерусская литература – словарь

Слайд 8

Владимир Иванович ДАЛЬ (1801-1872) В. Даль – сказки – словарь

Слайд 9

. . Переведите с русского на русский Хелло , чуваки ! Мои родаки сегодня отчаливают на фазенду, и мы можем клево оторваться на хате.

Слайд 10

Лесть, ложь, предательство – самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство – все самые отвратительные пороки были в этом человеке. С русского на русский Иванов, Николаев и Смирнов – отличники нашего класса. На смотр приехали Иванов, Николаев и Смирнов – все отличники нашего класса. ланиты, очеса, уста, чело, душегрейка

Слайд 11

Лесть, ложь, предательство – самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство – все самые отвратительные пороки были в этом человеке. Иванов, Николаев и Смирнов – отличники нашего класса. На смотр приехали Иванов, Николаев и Смирнов – все отличники нашего класса. Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать. Призывом стать, и отзывом, и зовом Способно слово, изменяя лад. И проклинают, и клянутся словом, Напутствуют, и славят, и чернят. (Я. Козловский)

Слайд 12

Приглашаем Вас к участию в увлекательном проекте « БЕРЕЖНО ОТНОСИСЬ К ЯЗЫКУ! »

Слайд 13

Проблема сокращения русского языка является актуальной в наше время. Вторжение жаргонных слов в общелитературный язык, поток заимствований, вплетение вульгарных слов, просторечных слов ломают все языковые законы и социологические каноны. И язык, как верно заметил Ушаков , подвергается «коррозии».

Слайд 14

Лесть, ложь, предательство – самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство – все самые отвратительные пороки были в этом человеке. ПОДУМАЕМ? Иванов, Николаев и Смирнов – отличники нашего класса. На смотр приехали Иванов, Николаев и Смирнов – все отличники нашего класса. Как сохранить нормативность, красоту и чистоту "великого и могучего" русского языка?

Слайд 15

В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота. Каждый из нас в ответе за здоровье языковой среды, которую мы должны сохранить для новых поколений в чистоте и свежести, в творческом обновлении и богатстве традиций. Участие в нашем проекте поможет вам научиться говорить грамотно!

Слайд 16

ПОДУМАЕМ? В чем заключаются языковые особенности устной речи? Что такое этика речевого общения и этикетные формулы речи? Что такое жаргон, сленг? Какими могут быть речевые ошибки? Портят ли канцеляризмы речевой строй языка? Как язык СМИ влияет на нарушение норм литературного языка?

Слайд 17

• Презентация буклета «Как написать исследовательскую работу». •Изучать элементарные методы и приемам научного исследования материала. Выдвигать гипотезы. Формулировать выводы. Оформлять результаты. • Исследовать художественный текст. • Выполнять практические задания «Возьмем ошибку в союзники». •Редактировать текст с учетом изученных норм. • Создавать сборник тестов. • Практические занятия в компьютерном классе «Формы представления результатов исследования: реферат, презентация, буклет, сборник тестов». • Презентация буклетов таблиц и сборников тестов. • Презентация рефератов по темам самостоятельных исследований. Что нас ожидает?

Слайд 18

Формы работа на достижение цели проекта ориентированы на создание проблемно-мотивационной среды. • Дискуссия • «Мозговой штурм” • Самостоятельная работа • Организация “круглого стола” • Консультация • Семинар • Групповая работа • Ролевая игра

Слайд 19

Ах, как нам добрые слова нужны! Не раз мы в этом убеждались с вами. А может, не слова – дела важны? Дела – делами, а слова – словами. Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот самый час, Когда они другим необходимы. (Марк Лисянский)

Слайд 20

Добро пожаловать в мир самого прекрасного языка!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работу выполнили ученики 10Б класса Маненков Константин, Кирсанов Николай

Слайд 3

Сократ сказал: «Человек- творец самого себя».

Слайд 4

Лев Николаевич Толстой Обращаться с языком кое-как - значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Слайд 5

Русские пословицы и поговорки: - От доброго слова язык не усохнет. -Каков разум, таковы и речи. -Ветер горы разрушает, слово народы поднимает. -Что написано пером, того не вырубишь топором.

Слайд 6

Баснописец Эзоп утверждал, что лучше языка нет ничего на свете, и что язык- это самое худшее, что есть на свете. Философ Ксанф

Слайд 7

Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче как приятель. Прости. Чего бы ты за мной Здесь ни искал в строфах безбрежных, Воспоминаний ли мятежных, Отдохновенья ль от трудов, Живых картин, иль острых слов, Иль грамматических ошибок, Дай Бог, чтоб в этой книжке ты Для развлеченья, для мечты, Для сердца, для журнальных сшибок Хотя б крупицу мог найти, За сим расстанемся, прости! Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 8

А.А. Ахматова «Клятва» Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь. Не горько остаться без крова,- И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Слайд 9

Заповеди речевого поведения: Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь. Помни, что вежливость-основа речевого поведения. Избегай слов-паразитов. Говори просто, понятно, четко. Следуй высоким понятиям. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее. Избегай речевого однообразия.

Слайд 10

Культура речи- это правильность, точность, выразительность и разнообразие. Это так, а не иначе, Ты мне, друг мой, не перечь: Люди стали жить богаче, Но беднее стала речь. Гаснет устная словесность Разговорная краса, Отступают в неизвестность Речи русской чудеса.

Слайд 11

Ответьте на вопросы: 1.Считаете ли вы, что русский язык меняется не в лучшую сторону? 2. Допустимо ли использование жаргонных слов и выражений в СМИ? 3.Обращаете ли вы внимание на ошибки на афишах, объявлениях и т.д. Как относитесь к этому? 4.Что необходимо сделать для того, чтобы сохранить русский язык?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...