Главные вкладки

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения
    методическая разработка по русскому языку на тему

    Яковлева Ирина Александровна

    Обучение, в частности формирование орфографической грамотности, - проблема особо актуальна на протяжении многих десятилетий. Научить грамотно писать – противоречивая задача, потребность разрешения которой чрезвычайно высока. Её решение возможно при условии, если ученик видит объект применения правила –орфограммы. Только сумев обнаружить орфограмму, учащийся  сможет решить вопрос о её конкретном написании. Следовательно, вопрос формирования орфографической  зоркости достаточно актуален в современных условиях обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Методическая разработка.doc121 КБ

    Предварительный просмотр:

    Работа на конкурс

    Яковлева И.А.   МБОУ «СОШ №3»г. Мурома

    Совершенствование  традиционных форм контроля и диагностики в соответствии  с требованиями стандартов нового поколения

            Актуальность        исследования

                 Реализация требований к базовому уровню образования школьников всецело зависит от процесса управления качеством образования в школах. Целенаправленное управление качеством образования возможно только при наличии достоверной и развернутой информации о ходе процесса образования и его результатах. Именно изучение, определение и оценка  параметров, характеризующих состояние и качество обучения, и выявление факторов, причин, влияющих на это состояние, определяют специфику диагностики как средства изучения результативности  процесса образования, как формы самоконтроля учителя и школы, как основы коррекции образовательного процесса.

               Диагностика призвана не только определять и констатировать уровень обученности школьников русскому языку и литературе, она предполагает мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания   или формы организации этого процесса.

                Диагностика уровня обученности  направлена, с одной стороны, на выявление т определение уровня владения учащимися базовыми знаниями, умениями на конкретном этапе обучения. С другой стороны, позволяет изучить уровень сформированности определенных умений и навыков использования системы теоретических  знаний, в третьих, - определить степень прочности, глубины и системности ключевых знаний, понятий, необходимых для решения практических задач..

                Диагностика, проводимая учителями самостоятельно в своих классах, помогает ему в совершенствовании своей деятельности и развивает навыки самоанализа. Диагностика, систематически проводимая администрацией школы, а также в

    рамках деятельности ШМО, позволяет объективно оценить качество образования по русскому языку и литературе, уровень профессионализма учителей, а также определить пути и средства дальнейшего повышения качества учебного процесса по данным предметам, определить возможности организации дифференцированной и индивидуальной работы, как с отдельными учащимися, так и с учителями.

                  Главная задача диагностики уровня обученности – своевременное выявление конкретных пробелов учащихся  и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений и читательских навыков и определение системы мер по коррекции образовательного процесса.

                  Эффективность диагностической работы по русскому языку и литературе во многом зависит от четкости целевых установок контроля, от отбора заданий и их разнообразия, от рационального  сочетания заданий воспроизводящего и творческого характера, от внутрипредметной системности и от своевременной и целенаправленной работы по ликвидации выявленных пробелов и их причин

    Цель исследования : в соответствии с новыми образовательными стандартами разработать тренировочно-диагностические материалы по русскому языку в 5 -7 классах, позволяющие проверить уровень усвоения основных разделов и тем, совершенствовать систему современных средств оценивания  результатов обучения русскому языку   с целью предварительной подготовки учащихся к государственной  итоговой аттестации .

            Решаемая проблема: 

    Современное общество предъявляет высокие требования к учебному процессу.

    Новая форма государственной аттестации учащихся по русскому языку требует качественно новых форм и методов работы учителя и учащихся в урочное и внеурочное время. Пересмотра требует и система  проверки и оценивания знаний, умений и навыков учащихся средней школы, поскольку подготовку к государственной итоговой аттестации нужно начинать именно в среднем звене.  В связи с этим  встает вопрос о необходимости  разработки новых контрольных, проверочных, диагностических  и тренировочных  работ по русскому языку, которые бы  не только отслеживали усвоение материала по определенной теме, но и  нацеливали учащихся на предварительную подготовку к новым формам аттестации, то есть были разработаны в соответствии с  требованиями содержания федерального компонента государственного стандарта по русскому языку для основной школы, а также кодификаторов элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 классе и контрольно-измерительных материалов ЕГЭ.

    Использование новых информационных технологий становится неотъемлемой частью школьной жизни. Но «погоня за техническими новинками» не должна становиться самоцелью, необходимо, чтобы нововведения стали органичной частью системы учебно-воспитательной работы, проводимой на уроках русского языка, в центре которой было и остаётся слово. [1]

    Привлечение на уроках русского языка новых  технологий может способствовать  развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся, если сочетать их классическими видами упражнений.

            Новым элементом в контрольно-измерительных материалах являются задания по тексту, которые охватывают его содержание, типологию, структуру, элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Разноаспектный анализ текста – один из наиболее эффективных приемов повторения, обобщения и закрепления учебного материала и в то же время один из самых сложных элементов в структуре итогового экзамена. Помимо традиционных видов языкового анализа (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического, синтаксического, пунктуационного), разноаспектный анализ текста содержит вопросы композиционной и смысловой целостности текста, его стиля, типа, средств связи предложений, изобразительно-выразительных средств и предоставляют возможность учащемуся высказать свое отношение к затронутой в тексте проблеме. Таким образом, комплексный анализ текста позволяет подготовить учащихся не только к выполнению аттестационных заданий с выбором ответа и кратким ответом (задания типа А и В, то есть базового и повышенного уровня сложности), но и к написанию сжатого изложения и сочинения-рассуждения по поставленной в тексте проблеме.  При этом задания могут носить разноуровневый характер по объему и сложности охватываемого материала. Комплексный анализ текста способствует воспитанию филологической культуры школьников, так как степень понимания текста – показатель общего развития человека, его интеллектуального уровня, самостоятельности его суждений.

            Задания, связанные с разноаспектным анализом текста, должны включаться в урочную деятельность, начиная с 5 класса. Данная проектная работа предполагает разработку тренировочно-диагностических материалов, содержащих комплексный анализ текста, для 7 класса, поскольку контрольно-измерительные материалы ЕМЭ и ЕГЭ содержат довольно большое количество заданий в части А и В, связанных с материалом, изучаемым в 7 классе (задания по орфографии и пунктуации, опирающиеся на знание причастия, деепричастия, наречия, служебных частей речи; задания, проверяющие владение учащимися морфологическими и синтаксическими нормами, связанными с названными частями речи; морфологический анализ слова).

            Способы реализации поставленной цели:

    1. Изучение нормативно-правовых документов, которые будут определять содержание тренировочно-диагностических заданий (обязательный минимум содержания основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, федеральный компонент государственного стандарта общего образования по  русскому языку, программы основного общего и среднего образования по русскому языку, спецификация и кодификатор элементов содержания экзаменационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах).
    2.  Подбор текстов разных типов и стилей речи в соответствии с программой по русскому языку в 5 - 7 классах, проверяющих уровень овладения орфографическими  и пунктуационными умениями и навыками по изучаемым темам.
    3. Составление примерного плана и структуры заданий для разноаспектного анализа текста (данный план в ходе реализации проекта может быть подвергнут изменениям):
    1. определение типа или стиля речи исходного текста, аргументация собственной точки зрения;
    2. краткая формулировка основной мысли текста или поднимаемой в тексте проблемы;
    3. нахождение в тексте изобразительно-выразительных средств;
    4. задания по фонетике (орфоэпии);
    5. задания по морфемике (словообразованию);
    6. задания по морфологии, опирающиеся преимущественно на изучаемые в курсе 5 -  7 классов;
    7. задания по синтаксису, также связанные с теоретическими сведениями, получаемыми  в 5 -  7 классах;
    8. коммуникативное задание: сочинение-рассуждение небольшого объема на основе исходного текста (может быть не в каждом варианте заданий, так как его выполнение потребует увеличения времени, отводимого на выполнение работы, и специальной подготовки учащихся).
    1. Составление  заданий к каждому тексту таким образом, чтобы два  (или более) текста можно было использовать как два варианта одной и той же диагностической или контрольной работы, то есть в них должны содержаться задания одного типа и одного уровня сложности, которые выполняются на материале разных текстов.
    2. Применение новых подходов к  традиционным упражнениям  списыванию, осложнённому различными задачами, письму по памяти, разнообразным видам диктантов, работе со словарём, орфографическим задачам, творческим работам и др., так как

     «понимание правила и запоминание учениками его словесной формулировки является лишь начальной фазой, отправным пунктом усвоения, - писал Д.Н.Богоявленский, - дальнейшая судьба этого процесса зависит от той деятельности, в которой регулирующую функцию выполняет правило. В качестве такой деятельности и выступают упражнения, следующие за объяснением правила» [Богоявленский 1957].

            Используемые ресурсы: учебники по русскому языку (5 – 7 классы); учебно-методические пособия по русскому языку, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ; пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному (муниципальному) экзамену; дидактические материалы по русскому языку для 7 класса и др.

            Необходимые и ожидаемые изменения:  в процессе работы с составленными учебно-диагностическими материалами проверяются орфографические и пунктуационные навыки учащихся, а также их аналитические и коммуникативные умения; данная система работы позволит учащимся адаптироваться к требованиям и новым формам аттестационной работы по русскому языку в 9 и 11 классах, нацелит их на подготовку к  единому муниципальному (государственному) экзамену по русскому языку.

            Создаваемый продукт: учебно-методическое пособие для подготовки учащихся 5 - 7 классов к новым формам аттестации (брошюра в печатном и электронном вариантах).

    Теоретическая база исследования

     Большое место в обучении орфографии занимают диктанты различных видов.

    Диктант – это вид письменной работы, во время которой учитель диктует текст, а учащиеся пишут самостоятельно, без посторонней помощи, и руководствуются только ранее полученными знаниями по грамматике и орфографии. [2]При проведении диктантов важно добиваться, чтобы учащиеся не только безошибочно записывали диктуемое, но и умели обосновывать правильность написанного, выделять орфограммы.

    Виды диктантов по русскому языку[3]

    По цели проведения.

    1. Обучающий.
    2. Контрольно-обучающий.
    3. Контрольный

    По структуре текстов (приложение 1)

    1. Словарный.
    1. Диктант по вариантам трудности одной орфограммы.
    2. Диктант на сопоставление нескольких орфографических правил.
    3. Диктант на основе тематической группы слов или на основе лексико-грамматической группы слов.
    1. По связному тексту.

    По характеру записи диктуемого (приложение 2)

    1. Без изменения диктуемого.
    2. С изменением диктуемого.
    1. Выборочный.
    2. Распределительный.
    3. Восстановленный.
    1. С графическим изображением диктуемого.
    1. В виде схемы.
    2. В виде условных изображений.
    1. Цифровой.

    По времени объяснения диктуемого    (приложение 3)

    1. Предупредительный.
    2. Комментируемый (комментированное письмо).
    3. Объяснительный.

    По степени изменения текста (или осложнённости дополнительным заданием) (приложение 4)

    1. Творческий (с грамматическим заданием).[4]
    2. Свободный.[5]
    3. С продолжением.

    По  способу восприятия текста (приложение 5)

    1. Зрительный.
    2. Слуховой.
    3. По памяти.

    В работе по усвоению правила и формированию орфографической и пунктуационной зоркости в целом должна соблюдаться постепенность в нарастании трудностей и усилении роли самостоятельности учащихся. Эти требования касаются и объяснений, которыми сопровождается диктант. Объяснения, основывающиеся на применении правила и проводимые обычно перед письмом, в процессе письма или после написания, имеют огромное обучающее значение.

    Тестирование по русскому языку     (Приложение 6)[6]

                   Контроль в виде тестирования приобретает широкое распространение. Тестовая  форма проверки качества знаний учащихся экономична повремени, позволяет включить в здания требования стандарта. К тому же основная часть содержания ЕГЭ представлена в форме тестов.

                  Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно ежегодно проводить тестирование в декабре и апреле в 5-,7-,9- классах. Декабрьская диагностика  отражает уровень усвоения образовательных стандартов:

    1. в 5-м классе – на основе базовых знаний, полученных в начальной школе;
    2. в 7-м  классе – на этапе завершения курса орфографии;
    3. в 9-м классе – на момент завершения курса основной школы.

                Цель апрельского тестирования – выявить степень усвоения  материала, заложенного в декабрьских тестах и изученного позже.

               Задания тестов разработаны в соответствии  с Обязательным минимумом содержания  образования, программными требованиями. Время проведения тестирования – 45 минут.

               Систематическое рубежное тестирование дает возможность учителям узнать, насколько хорошо усвоены отдельные темы курса, и позволяет более точно скорректировать работу по повторению и закреплению правописных и коммуникативных навыков, подготовить учебный материал.

    Педагог, проводя тестирование и анализируя его результаты, выявляет как усвоены определенные темы курса в процентном отношении, устанавливает средний процент выполнения требований стандарта по классу, по параллели.

                Систематическое тестирование – это и получение информации, и обратная связь, и возможность сравнения реально полученных результатов с ожидаемыми. Это важная составляющая в планировании образовательного процесса.

            Выводы

    Правильно выстроенная система  диагностики и контроля реализует концепцию развивающего обучения

    При диагностических исследованиях  учитель  своевременно получает необходиую информацию об уровне усвоения учебного материала. Качество информации о процессе развития школьника можно улучшить, если контроль  носит развивающий характер. При таком виде диагностики школьникам, нуждающимся в помощи, одновременно с получением информации об их проблемах и оценки, оказывается помощь, реально учитывающая индивидуальные особенности школьника и уровень его развития.

    Учащиеся не только узнают результаты своей работы, но и получают комментируемые объяснения решения проблем для предотвращения повторных ошибок. Диагностика должна указать ученикам реальные направления приложения своих возможностей.

    Данные диагностики должны быть оперативно обработаны, а результаты использованы для коррекции развития.

    Школьник должен осознать, что итоги диагностики не несут карающей функции, а помогают исследовать проблемы, возникшие в процессе обучения, и своевременно их решить.

    Список литературы

    Учебная литература

    1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещние, 1974. - 368 с.
    2. Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. пособие для вузов / Т.М.Воителева. – М.: Дрофа, 2006. – 319 с.
    3. Гац И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка. - М.: Дрофа, 2003.-120 с.
    4. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
    5. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М.: Просвещение, 1988.
    6. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368 с.
    7. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2005. – 240 с.
    8. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

    Методическая литература

    1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. – М.: Просвещение, 1987.
    2. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957.
    3. Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку  5-9 кл. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 172 с.
    4. Черников И.Н., Петровская С.С., Шипицына Г.М. Сборник диктантов с лингвистическим заданием для старших классов. - М.: «ТИД» Русское слово-РС, 2003. – 176.
    5. Богданова Г.A. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2000.
    6. Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. – М., 2004
    7. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.A. Секреты орфографии. - М. 1991.
    8. Григорян Л.Т. Обучение пунктуации в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
    9. Громов С.А. Сборник упражнений и диктантов по русскому языку для старшеклассников и абитуриентов. – М.: Московский лицей, 1999.
    10. Дейкина A.Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1990.
    11. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5. - М.: Просвещение, 1990.
    12. Единый государственный экзамен: Русский язык: Контрольно-измерительные материалы / В.И.Капинос, Л.И.Пучкова, С.И. Львова и др. – М., 2003.
    13.  Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. – М., 1992.
    14.  Разумовская М.М., Богданова Г.A., Капинос В.И., Львова С.И., Львова В.В., Пронина Т.С. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации к учебному пособию для 5 класса общеобраз. учрежд. - М.: Просвещение, 1996.

    15. http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/d-3c0b65625b3bd68b5c43b88421216d27.html


    [1] Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. - М.: Просвещние, 1974. - 368 с.

    [2]     Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980. - 414 с.

    [3] Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред Е.И.Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.

    [4] Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2005. – 240 с.

    [5] Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т.Баранов, Н.А.Ипполитова, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов; Под ред. М.Т.Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 368

    [6] Вакурова О.Ф., Львова С.И., Цыбулько И.П. Готовимся к единому государственному экзамену. Русский язык. – М., 2004


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (материал для выступления на педагогических чтениях)

    В представленном материале описаны ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИ...

    СОЗДАНИЕ БАЗЫ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. (презентация)

    В ДАННОМ МАТЕРИАЛЕ ОПИСАНЫ ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВ ДЛЯ  ТЕКУЩЕЙ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ПО ОПОП СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ....

    Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики учебных достижений в современных условиях.

    Выступление на районном МО учителей математики.В современном образовательном пространстве оценка качества подготовки выпускников является одной из важнейших задач.По любому предмету, в том числе и мат...

    «Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики в соответствии с требованиями стандартов нового поколения»

    Учителя-практики в своей повседневной деятельности опираются не только на достижения передовых педагогических технологий, труды учёных, учителей-новаторов, но и на свой многолетний личный опыт препода...

    Доклад " Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"

    Доклад "Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ (из опыта работы)"...

    « Совершенствование традиционных форм контроля и диагностики УУД учащихся в условиях подготовки к ВПР и итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ».

    Успех – это самый важный и эффективный мотив учения. Только сотрудничество и эмоциональный комфорт дают ребёнку уверенность в том, что он добьётся успеха.Реализация требований к базовому у...