Применение информационных технологий на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

В работе рассматриваются вопросы применения информационных технологий на уроках русского языка. Этот материал поможет в изучении различных разделов учебника по русскому языку: орфографии, пунктуации, морфологии и других разделов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_sayta.docx15.39 КБ
Реклама
Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Подробнее >


Предварительный просмотр:

Применение информационных технологий на уроках русского языка

Содержание разработанного государственного стандарта по русскому языку представлено в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой и лингвистической  компетенций, при этом под компетенцией в Федеральном  компоненте государственного стандарта общего образования понимается - готовность [учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач].

Компетентностный подход к обучению русскому языку позволяет ответить на вопрос, как ученик владеет языком, на каком уровне: языковом, лингвистическом, коммуникативном.

Языковая компетенция реализуется в процессе формирования у обучающихся  научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развития языкового и эстетического идеала (т. е. представления о прекрасном в языке и речи).

Лингвистическая компетенция - это знания обучающихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.

Коммуникативная компетенция - это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся.

Одной из специфических  особенностей уроков русского языка является большой объем письменной работы, которую необходимо осуществить для приобретения  соответствующих компетенций.  Развитие информационных технологий позволило интенсифицировать преподавание русского языка, повысить темп современного урока, увеличить объем коммуникативных упражнений за счет сокращения затрат времени на различного рода переписывание, решить  актуальные задачи, связанные с разнообрази­ем деятельности  школьника в процессе сознательного овладения  компетенциями.

   Компьютер как современное техническое средство обладает уникальными обучающими возможностями:  

1.  Компьютер как демонстрационное средство наглядности (интерактивной наглядности). Особенно активно взаимодействие обучающихся с динамическими таблицами, опорными схемами, таблицами.

2. С внедрением информационных технологий связано более широкое понимание управление процессом обучения каждого обучающегося, так как  мы получаем  необходимую управленческую информацию, которая имеет не усредненный, а индивидуально-личностный характер, позволяет увидеть продвижение каждого ребенка в процессе обучения. При этом субъектами управления выступают уже не только учитель, но  и сам ученик.

 Для тренировки и контроля орфографических и пунктуационных навыков в 5-9 классах применяю обучающую программу - тренажер "Фраза", которая включает все правила русской орфографии и пунктуации.

Итак, с помощью компьютерной программы учитель осуществляет  оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учеников, определяет  уровень сформированности умений, формирующих языковую компетенцию, ведет   отслеживание динамики индивидуального развития каждого ученика, коррекцию этого развития через создание индивидуальной «траектории» в рамках единого образовательного стандарта.

Компьютерные тренажеры и тесты привносят разнообразие в освоение правил орфографии и пунктуации, представляя альтернативу утомительным и однообразным письменным упражнениям. Среди репетиторов наиболее применимыми  являются «1С: Репетитор. Тесты орфографии»,  «1С:  Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун) издатель АОЗТ «1С»), программа "Фраза", комплекты дисков по подготовке к ЕГЭ.

3. Применение информационных технологий в учебном процессе на уроках русского языка способствует развитию умений, формирующих коммуникативную компетенцию.

[Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира], - отмечено в Примерной программе среднего (полного) общего образования.

  Важное место в работе по формированию речевых умений обучающихся, их коммуникативной компетенции занимают упражнения с текстами. На уроки готовлю тексты в электронном формате разных стилей, типов, жанров.  Ученики, используя возможности компьютера, определяют стиль, его характерные черты,  выделяют тему, составляют план,  находят и подчеркивают изобразительно-выразительные средства языка и т. д.  Несмотря на то, что текст есть у каждого ученика, такую работу провожу как в индивидуальном, так и  в групповом режиме, который позволяет   учитывать ведущую деятельность подросткового периода - общение со сверстниками. Ребята учатся свободно, правильно излагать свои мысли в соблюдать нормы построения текста, выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному и  услышанному.

     Соблюдать в практике речевого общения основные лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка помогают деформированные тексты, имеющие задания: устранить ошибки в словоупотреблении, заменить выделенные слова синонимами, найти   речевые и грамматические ошибки и т. д. Исправляя тексты, ученики осуществляют речевой самоконтроль; оценивают свою  и чужую речь с точки зрения её правильности.

Работа с текстом - это одна из возможностей научить школьника всматриваться в слово, наблюдать, анализировать, обобщать, самостоятельно мыслить.

Для развития связной монологической речи совершенно незаменима практика работы с текстовыми редакторами, позволяющая моделировать структуру собственного сочинения, манипулируя не отдельными словами, а целыми блоками (сверхфразовыми единствами, абзацами и т. п.).

Таким образом, использование ИКТ на уроках  формирует  высокий  уровень  мотивации, интерес к учебной деятельности,  способствует развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории,  формированию  языковых, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения.

   Однако следует отметить, что  ведущая роль на уроке остается за учителем, а компьютер является наряду с другими средствами обучения лишь многофункциональным помощником и методическим инструментом. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться только там, где это целесообразно. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, приказ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089.  

2.   Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. -  2003. -  № 2 - С.58 - 66.

3. Примерная  программа среднего (полного) общего образования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ (НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ) ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»(текст+презентация)

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ«ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ»...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Доклад о применении ИКТ на уроках русского языка и  литературы...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества. Внедрение ИКТ на уроках русского языка и литературы позволяют реализовать идею развивающ...

Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности

Научно-методическое сопровождение эксперимента «Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современно...

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности"

Сценарий мастер-класса "Использование метода проектов с применением информационных технологий при изучении русского языка и литературы как условие формирования современной конкурентоспособной личности...

Применение информационных технологий на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС.

Дипломная работа посвящена использованию информационных технологий на уроках русского языка и литературы...

Современные образовательные технологии. Применение информационных технологий на уроках английского языка

Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации. Одним из приоритетных направлений этого процесса является внедрение новых информационных технологий в систему...