Главные вкладки

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
    статья по русскому языку (7 класс) по теме

    Илющенко Ирина Владимировна

    Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_samoobrazovaniya.docx32.07 КБ
    Файл tema_samoobrazovaniya.docx32.07 КБ

    Предварительный просмотр:

                                           Тема по самообразованию                                                           

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»  

    Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику

                                                                   Л.Н.Толстой

     Цели работы:                                                                                                                                                    — повышение мотивации обучения;                                                                                                              — развития познавательной активности учащихся;                                                                                        — стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

    Задачи:                                                                                                                                                                                                    — воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;                                 — вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;                                                                                                                                                            — повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

    Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

    Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы  опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кординально меняет характер учебной деятельности ученика и роль  учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).  

    Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

    • информационной поддержки;                                                                                                                           • иллюстрирования;                                                                                                                                       • использования разнообразных упражнений;                                                                                                      • экономии времени и материальных средств;                                                                                                 • построения канвы урока;                                                                                                                                   • расширения образовательного пространства урока.

    Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:                                                      • концентрация внимания;                                                                                                                            • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;                            • повышение интереса к изучению предмета;                                                                                                                  • возрастание мотивации к учёбе.

    Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников.  Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким.  Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

    Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

    Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

                 Как я использую возможности компьютера, хочу показать на примере урока в 7 классе по теме «Образование и правописание наречий». По типу это урок систематизации и обобщения изученного материала.

                На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

                В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

                    Комментарии к презентации

                На первом слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

    Второй слайд представляет собой текст для работы над обобщением изученного о наречии.

    Практическая работа после этого этапа проводится в рабочей тетради «Комплексный анализ текста», где выполняется морфологический разбор наречия. Небольшой объяснительный диктант и индивидуальная работа у доски развивают навык нахождения наречий в тексте, их отличие от других частей речи.

            Третий слайд  предлагает выполнить задание «Подскажи словечко», где нужно заменить неделимые устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) одним наречием. Это задание даёт возможность вспомнить материал 6 класса о фразеологизмах и провести работу по употреблению наречий в своей речи.   Вторая часть слайда появляется после того, как дети записали ответы в тетради. Осуществляется коллективная проверка (по цепочке). Далее предлагается составить предложения с использованием фразеологизмов и наречий-синонимов. После чего делается вывод о том, что «Наречия делают речь более точной и выразительной».

                Следующий слайд – кроссворд, в котором ученики образуют наречия из прилагательных. Совместными усилиями делается вывод об образовании наречий.    

            Пятый слайд используется в качестве ключа для взаимопроверки.    

    Шестой слайд представляет собой красочную схему «Наречия на - а, -о.». Вывод о правописании а-о на конце наречий. А также практическое задание, выполняемое по вариантам, с последующей взаимопроверкой, проверяющее, как дети усвоили этот вывод.

                  Седьмой слайд предназначен для ознакомления с правилами дефисного написания наречий. Используя данные схемы, ученики  выполняют упражнение учебника в тетрадях и на доске.

    На последнем слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих  языков мира. Делаются выводы о пройденном на уроке.

             Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.      

    На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

    1) значительно сэкономить время на уроке;

    2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

    3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

            Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.

    Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

    На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

    Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы».

    Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

    Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.

    О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через  использование ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствуют высокие результаты итоговой аттестации в 11 классе. В 2005/06 учебном году  результатом ЕГЭ по русскому языку стало качество обученности 70%, в 2008/09 учебном году средний балл – 60 при общей успеваемости – 100%, а также экзамен по литературе в 9 классе – качество 86%. Выпускники выбрали  защиту реферата как форму итоговой аттестации. Экзаменационной комиссии учащиеся представили свои исследовательские работы, которые  сопровождалась компьютерной презентацией. Это свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции выпускников.

    Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку и литературе (Классные часы, «Театральная студия «Маски»), и в исследовательской работе («Шаг в будущее»).

    Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

    Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию рефлексии у обучающихся. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

    В 1999 году школа получила статус «Городской экспериментальной площадки» по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В рамках реализации данной программы дети получают возможность участвовать в Интернет–олимпиадах, конкурсах. Так в 2008-2009 учебном году команда 9-11 классов нашего образовательного учреждения заняла I место в XIII-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде (исследования) по русскому языку.

    Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей школе функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и мультимедийными проекторами, то есть созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее, хочется надеяться, что в скором времени у каждого методического объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет оборудовано проектором и экраном.

    Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

    Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.                                                              Я работаю по следующим направлениям:                                                                                                   - использование готовых программных продуктов,                                                                                                                       - работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)                                                 - работа с ресурсами Интернет.

     В своей работе я использую готовые программные продукты (прикладное программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С: Образование»: Морфология.Орфография. 5-6 классы, электронные приложения к слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр "Планетариум", Москва), Интернет – ресурсы,  текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков и созданные самими обучающимися.

    Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.  



    Предварительный просмотр:

                                           Тема по самообразованию                                                           

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»  

    Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика,… тем легче будет учиться ученику

                                                                   Л.Н.Толстой

     Цели работы:                                                                                                                                                    — повышение мотивации обучения;                                                                                                              — развития познавательной активности учащихся;                                                                                        — стимулирование самостоятельности учащихся при подготовке к урокам.

    Задачи:                                                                                                                                                                                                    — воспитывать у учащихся познавательную активность, умение работать с дополнительной литературой, используя возможности компьютера, Интернета;                                 — вырабатывать умение самостоятельно анализировать, отбирать главное, использовать на уроке;                                                                                                                                                            — повышать эффективность урока, развивая мотивацию через использование ИКТ

    В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного  образования.  Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.  Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся.

    Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Общаясь с ребятами на уроках русского языка, литературы я сделала для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения. Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Главной компетенцией учителя-предметника становится его обновлённая роль – роль проводника знаний, своего рода «навигатора», помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации. По словам Г.К. Селевко, задача современного учителя – «учить оптимальному выбору индивидуального образовательного маршрута и способов его прохождения, т.е. «навигации в образовании»…». Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

    Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Одно из основных назначений компьютера как средства обучения – организация работы учащихся с помощью программно – педагогических средств, от степени совершенства которых и зависит эффективность обучения. Внедрение в традиционную систему «учитель – класс – ученик» компьютера и компьютерной обучающей программы  опосредует участие в учебном процессе педагогов и программистов–разработчиков обучающей программы, кординально меняет характер учебной деятельности ученика и роль  учителя. Диалоговые и иллюстрированные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его деятельностную структуру.  Компьютер обладает достаточно широкими возможностями для создания благоприятных условий работы по осмыслению орфографического (пунктуационного) правила. В обучающих программах используются разнообразные формы наглядности, которые способствуют различным способам организации и предъявления теоретического материала (в виде таблиц, схем, опорных конспектов) и демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением  цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций и пр. (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).  

    Использование ИКТ на уроках русского языка позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Для этого я использую на уроках русского языка и литературы возможности новейших информационно-коммуникационных технологий. Одним из первых моих опытов была работа с программой Power Point. Презентация может использоваться при постановке проблемы на уроке, при движении темы, глубже раскрывая её смысл, на заключительном этапе, подводя учащихся к самостоятельным умозаключениям и рефлексии, коррекции усвоенных знаний. В презентации могут быть показаны самые выигрышные моменты темы, эффективные опыты и превращения, подборка электронных карт, портретов, цитат. На экране также могут появляться определения, которые ребята записывают в тетрадь, тогда как учитель, не тратя времени на повторение, успевает рассказать больше. Главное в презентации — это тезисность (для выступающего) и наглядность (для слушателя). Учитель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причём презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой. Презентация даёт возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для:

    • информационной поддержки;                                                                                                                           • иллюстрирования;                                                                                                                                       • использования разнообразных упражнений;                                                                                                      • экономии времени и материальных средств;                                                                                                 • построения канвы урока;                                                                                                                                   • расширения образовательного пространства урока.

    Благодаря использованию презентаций у школьников наблюдается:                                                      • концентрация внимания;                                                                                                                            • включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной;                            • повышение интереса к изучению предмета;                                                                                                                  • возрастание мотивации к учёбе.

    Исследования последних лет показали, что ученики 5-7 классов легче воспринимают лингвистические правила при помощи компьютера. Значительно разнообразят объяснение нового материала динамические схемы, таблицы, компьютерные тренажёры помогают закрепить изученное, а тестовые программы позволяют объективно оценить знания учеников.  Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют  орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку; делают урок более ярким.  Ребёнок не только видит, он переживает эмоции.

    Л. С. Выготский, основоположник развивающего обучения, писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

    Велики возможности компьютера, но следует помнить, что любые средства обучения важны не сами по себе, а как средства, помогающие усвоить содержание урока.

                 Как я использую возможности компьютера, хочу показать на примере урока в 7 классе по теме «Образование и правописание наречий». По типу это урок систематизации и обобщения изученного материала.

                На уроке наряду с традиционными таблицами, разноуровневыми карточками для индивидуальной работы использовалась презентация.

                В презентацию целесообразно включать схемы, таблицы, практические задания. Такая презентация может представлять собой отдельные наборы слайдов, не являться единым целым, так как включается в урок на разных его этапах с временным перерывом.

                    Комментарии к презентации

                На первом слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом.

    Второй слайд представляет собой текст для работы над обобщением изученного о наречии.

    Практическая работа после этого этапа проводится в рабочей тетради «Комплексный анализ текста», где выполняется морфологический разбор наречия. Небольшой объяснительный диктант и индивидуальная работа у доски развивают навык нахождения наречий в тексте, их отличие от других частей речи.

            Третий слайд  предлагает выполнить задание «Подскажи словечко», где нужно заменить неделимые устойчивые сочетания слов (фразеологизмы) одним наречием. Это задание даёт возможность вспомнить материал 6 класса о фразеологизмах и провести работу по употреблению наречий в своей речи.   Вторая часть слайда появляется после того, как дети записали ответы в тетради. Осуществляется коллективная проверка (по цепочке). Далее предлагается составить предложения с использованием фразеологизмов и наречий-синонимов. После чего делается вывод о том, что «Наречия делают речь более точной и выразительной».

                Следующий слайд – кроссворд, в котором ученики образуют наречия из прилагательных. Совместными усилиями делается вывод об образовании наречий.    

            Пятый слайд используется в качестве ключа для взаимопроверки.    

    Шестой слайд представляет собой красочную схему «Наречия на - а, -о.». Вывод о правописании а-о на конце наречий. А также практическое задание, выполняемое по вариантам, с последующей взаимопроверкой, проверяющее, как дети усвоили этот вывод.

                  Седьмой слайд предназначен для ознакомления с правилами дефисного написания наречий. Используя данные схемы, ученики  выполняют упражнение учебника в тетрадях и на доске.

    На последнем слайде презентации записаны слова К. Паустовского. Каждый урок русского языка – это постижение тайн одного из великих  языков мира. Делаются выводы о пройденном на уроке.

             Компьютерные технологии, не вытесняя традиционные методы и приёмы преподавания русского языка, способствуют раскрытию творческого потенциала и учителя, и ученика, приближают традиционную методику к требованиям современной жизни, помогают формировать основные ключевые компетентности.      

    На уроках литературы применение ИКТ позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал находят сами учащиеся в Интернете, составляют презентации, таким образом, ИКТ развивает самостоят6ельность учащихся, умение находить, отбирать и оформлять материал к уроку. Уроки в компьютерном классе развивают умение учащихся работать с компьютером, самостоятельно решать учебные задачи. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности. С помощью мультимедийного проекта демонстрирую  слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:

    1) значительно сэкономить время на уроке;

    2) повысить уровень наглядности в ходе обучения;

    3) внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.  

            Большим подспорьем для меня в работе являются уроки Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Такие уроки разработаны практически по всем предметам школьного курса. Дети очень любят занятия в кабинете информационных технологий. Уроки русского языка Виртуальной школы сопровождаются яркими таблицами, интересными тренажёрами, кратким теоретическим комментарием, проверочными тестами.

    Замечательные портреты классиков, иллюстрации к их произведениям, отрывки, кроссворды, тесты – все это позволяет разнообразить урок. Так, при изучении романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» с удовольствием учащиеся слушают арию Ленского, дуэт Татьяны и няни, ариозо Онегина «Ужель та самая Татьяна?»; знакомясь с шедеврами лирики Пушкина, имеют возможность насладиться романсом «Я помню чудное мгновенье».

    На уроке, посвященном теме гордого одиночества в лирике Лермонтова, звучит романс «И скучно, и грустно». Видеоматериалы помогают провести заочную экскурсию по местам, связанным с жизнью и творчеством какого-либо писателя. Большим подспорьем является историко-бытовой словарь, в котором можно не только найти значение незнакомых слов, но и увидеть предмет, который они обозначают, например, «аналой», «армяк», «кичка», «лорнет».

    Для увлеченных литературой учеников на уроках обобщения и повторения предлагаются кроссворды, криптограммы, тексты по фольклору, творчеству Пушкина, Гоголя, Тургенева. Интересный материал находится в разделе «Теория литературы». Например, в 9 классе первый урок начинаем с компьютерной анимации «Древо русской литературы».

    Уроки с использованием ИКТ воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал.

    Важной задачей преподавания в современной школе является необходимость обучения детей работе с тестовыми заданиями. Решение видится в использовании ИКТ. Начиная работать с детьми пятого класса, есть возможность достичь необходимых умений и навыков в работе с тестами при сдаче ЕГЭ.

    О продуктивности системы работы по формированию коммуникативной компетенции учащихся через  использование ИКТ на уроках русского языка и литературы свидетельствуют высокие результаты итоговой аттестации в 11 классе. В 2005/06 учебном году  результатом ЕГЭ по русскому языку стало качество обученности 70%, в 2008/09 учебном году средний балл – 60 при общей успеваемости – 100%, а также экзамен по литературе в 9 классе – качество 86%. Выпускники выбрали  защиту реферата как форму итоговой аттестации. Экзаменационной комиссии учащиеся представили свои исследовательские работы, которые  сопровождалась компьютерной презентацией. Это свидетельствует о сформированности коммуникативной компетенции выпускников.

    Я применяю компьютер и на уроках, и во внеклассной работе по русскому языку и литературе (Классные часы, «Театральная студия «Маски»), и в исследовательской работе («Шаг в будущее»).

    Во внеурочное время дети учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, статей, очерков, интервью, составляют сборники лучших работ, оформляют материал для стенгазет, создают тематические презентации. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, создают схемы, кроссворды, дидактический материал.

    Таким образом использование ИТ положительно влияет на качество учебного процесса. Использование ИТ дает положительные результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом.

    Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения.  ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.  Компьютер способствует формированию рефлексии у обучающихся. Обучающая программа дает возможность ученикам наглядно представить результат своих действий. Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному: 1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);  2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, н.: «КМ-школа»); 3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы н.: «Фраза»); 4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; 7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.). Задачи перед информатизацией образования стоят важнейшие: 1) повышение качества подготовки учащихся на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий; 2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности; 3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.); 4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого; 5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности; 6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении; 7) разработка информационных технологий дистанционного обучения; 8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса.

    В 1999 году школа получила статус «Городской экспериментальной площадки» по использованию информационных технологий в образовательном процессе. В рамках реализации данной программы дети получают возможность участвовать в Интернет–олимпиадах, конкурсах. Так в 2008-2009 учебном году команда 9-11 классов нашего образовательного учреждения заняла I место в XIII-ой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде (исследования) по русскому языку.

    Конечно, важным для любого учителя являются возможности, которые предоставляет ему школа для проведения уроков с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). В нашей школе функционируют четыре кабинета информатики с компьютерами и мультимедийными проекторами, то есть созданы условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы через использование ИКТ. Тем не менее, хочется надеяться, что в скором времени у каждого методического объединения появится компьютерное место, которое, кроме ПК, будет оборудовано проектором и экраном.

    Задачи, стоящие перед учителем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю  русского  языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов.

    Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.                                                              Я работаю по следующим направлениям:                                                                                                   - использование готовых программных продуктов,                                                                                                                       - работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher)                                                 - работа с ресурсами Интернет.

     В своей работе я использую готовые программные продукты (прикладное программное обеспечение по русскому языку «Фраза», информационный интегрированный продукт «КМ-школа», программный продукт «1С: Образование»: Морфология.Орфография. 5-6 классы, электронные приложения к слайд - комплектам по литературе для 9 - 11 кл. (Центр "Планетариум", Москва), Интернет – ресурсы,  текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков и созданные самими обучающимися.

    Изменяется  содержание деятельности преподавателя; преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов. В заключение хочу отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

    «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...

    План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

    В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

    Программа самообразования «ИКТ на уроках русского языка и литературы как средство технического обеспечения и повышения эффективности урока»

    В век высоких информационных технологий перед открытыми (сменными) общеобразовательными школами возникла необходимость в новой модели обучения: акцент переносится с  «усвоения знаний»...

    Статья: "Использование произведений искусства (живописи) на уроках русского языка и литературы, как средства развития речи и повышение общей культуры"

    В статье приведены примеры использовния произведений живописи на уроках русского языка и литературы - в письменных урпажнениях и устных рассказах. Рассматриваются методы работы с картиной в целом, сфо...