Фразеология русского языка.Фразеологические нормы русского литературного языка
методическая разработка (русский язык, 10 класс) по теме

Пятникова Марина Геннадьевна

Данный материал представляет собой учебное пособие по теме "Фразеология русского языка. Фразеологические нормы русского литературного языка" для средне-специальных учебных заведений. Может быть использован для проведения спецкурсов, факультатавов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_met_ruk_prepodavatelya.doc187 КБ
Microsoft Office document icon 10_met_ruk_studentov.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

Вид занятия: практическое.

Тип занятия: комбинированное (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

Время: 90 минут

Цели занятия:

Учебная: 

Систематизировать опорные знания:

  1. о содержании понятия «фразеологизм».
  2. о фразеологических единицах русского языка;
  3. о просхождении фразеологизмов.

Сформировать новые знания:

  1. о классификации фразеологических и фразеолого-стилистических норм/ошибок.

Сформировать умения и навыки:

  1. умение использовать в речи все многообразие русской фразеологии;
  2. умение распознавать и исправлять фразеологические и фразеолого-стилистические ошибки и неточности в своей устной и письменной речи;
  3. умение грамотно, правильно использовать в речи медицинскую фразеологию;
  1. Развивающая: 
  1. развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
  1. развивать внимание, память, познавательные способности;
  1. развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.

Воспитательная: 

  1. формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
  2. воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся: формировать интерес к учебному предмету и выбранной профессии;
  3. формировать умение правильно организовывать свой труд и рационально использовать время;

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: лексика русского языка.

Оснащенность: раздаточный материал (карточки к заданиям №№ 5,6; карточки с д/з), фразеологический словарь, методические разработки для преподавателя и учащихся.

Учебные места: кабинет для практических занятий.

Литература:

Основная: Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Секреты стилистики.  Правила хорошей речи», «Айрис», 2003 г.; Д.Э. Розенталь, «Справочник по правописанию и литературной правке», «Айрис-пресс», 2003 г.; Л.А.Введенская, А.М.Пономарева, «Русский язык для 9 – 11 классов», учебное пособие, «Феникс», 2002 г..

Дополнительная: 

А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык. Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г; Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс»,2002г.; Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г.; З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь, «Лингвистические словари и работа с ними в школе», Москва, «Просвещение», 1987 г..

План занятия.

I.   Организационный момент.                                                                                      -  1 мин.

II. Мотивация занятия.                                                                                                    -  2 мин.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся:                              

  1. Проверка исходного уровня знаний:                                                          

1) проверка домашнего задания                                                                               - 5 мин.

      2) сообщение учащегося: «Фразеологический строй русского языка»                - 5 мин.

2. Формирование новых представлений и знаний.

    Самостоятельная работа с теоретическим материалом                                           - 15 мин.

3. Формирование умений и навыков                                                       - 55 мин.

  1. Устное коллективное выполнение практических заданий                              (- 10 мин)
  2. «Лингвистическое соревнование»                                                                     ( -25 мин)
  3. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой         (- 20 мин)

4. Контроль усвоения изученного материала. Тематическое тестирование.             - 5 мин.

IY. Подведение итогов занятия.                                                                                         -  1 мин.

V. Домашнее задание                                                                                                             -  1 мин.

Ход занятия.

Время

(мин.)

Элементы занятия.

Учебные вопросы.

Формы и методы обучения.

 

Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.

I.





1





Организационный момент.

Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Отметка отсутствующих. Контроль внешнего вида учащихся (наличие халата, сменной обуви) и их готовности к занятию (наличие тетрадей для теоретического и практического материала).


Бригадир группы сообщает сведения об отсутствующих на занятии и причине неявки.

II.


2

Мотивация к изучению новой темы.

Употребление фразеологизмов делает речь не просто грамотной, но и образной, выразительной, придает «пикантность», остроумность; свидетельствует о богатстве лексикона говорящего. Все это является еще одним немаловажным условием в формировании коммуникативной компетенции образованного человека и грамотного медицинского работника.

Учащиеся записывают тему и цели занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.

III. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся.



1.






2.







3.


4.







5.




5






5







15


55


(10)

(25)

(20)



5


Проверка исходных знаний.


  1. Чтение подготовленных дома текстов на темы:

1) "Общение с пациентами, имеющими нарушения     в работе органов зрения и слуха";

2) «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе головного мозга».


2. Сообщение учащегося: «Фразеологический строй русского языка» (Приложение 1).




Формирование новых знаний и представлений

(Приложение 2).

Самостоятельная работа с теоретическим материалом


Формирование умений и навыков

 (Приложение 3).

  1. Устное коллективное выполнение заданий.
  2. «Лингвистическое соревнование»                                                                    
  3. Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой


Тематическое тестирование с целью контроля усвоения знаний (Приложение 4).



Учащиеся читают текст, соблюдая нормы устной речи.




Учащиеся записы-вают основные по-ложения.



Учащиеся конспектируют основные положения.


Учащиеся коллективно, в  группах и индивидуально выполняют практические задания.


Учащиеся выполняют задания теста и сдают преподавателю.

IV.

1

Подведение итогов занятия. 

Учащиеся задают вопросы преподавателю по теме занятия. Выясняются причины, препятствующие успешному проведению занятия.

V.


1

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

      № 9, № 10 (дифференцированно).

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.


Учащиеся получают карточки с д/з. Преподаватель комментирует задания.

 Приложение 1.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ:

«ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУССКОГО ЯЗЫКА» (сообщение учащегося)

Помимо слов для создания образности и эмоциональности речи служит фразеология русского языка.

Фразеология – это подраздел лексикологии, изучающий устойчивые, неделимые словосочетания и выражения.

Фразеология русского языка необыкновенно богата и разнообразна по своему составу, обладает большими стилистическими  возможностями: с помощью фразеологизмов можно выражать положительную или отрицательную оценку, одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или иное отношение к тому, о чем говоришь.

Фразеологический состав русского языка составляют:

  1. фразеологизмы или фразеологические единицы;
  2. пословицы, поговорки;

3)  крылатые слова и выражения.

Фразеологизмы (фразеологические обороты) – это устойчивые сочетания слов, обладающие целостным значением.

Например: броситься очертя голову (не раздумывая), белые мухи (снег), как снег на голову (неожиданно).

По своему происхождению фразеологизмы очень неоднородны.

Например:

Происхождение фразеологизмов.

  1. Есть устойчивые сочетания, взятые из греческих сказаний. 

«Дары данайцев» – коварные дары, из истории Троянской войны (после длительной безуспешной осады Трои прибегли к хитрости: они соорудили коня, оставили его у стен Трои, а сами сделали вид, что уплывают от берега Трои. Жрец Лаокоон, увидя этого коня и зная хитрости данайцев, предостерёг троянцев, воскликнув: «Что бы это ни было, я боюсь данайцев, даже дары приносящих!»  Но те, не слушая Лаокоона и пророчицы Кассандры, втащили коня в город. Ночью данайцы, спрятавшиеся внутри коня, вышли, перебили стражу, открыли ворота и овладели Троей.

  1. Некоторые фразеологизмы взяты из Библии.

«Козёл отпущения». Это выражение связано с особым обрядом у древних евреев – возлагать грехи всего народа на живого козла, поэтому так называют человека, на которого сваливают чужую вину).

  1. Некоторые фразеологизмы восходят по происхождению к античной мифологии.

Дамоклов меч – «нависшая, угрожающая опасность». Дамокл был одним из приближенных сиракузского тирана Дионисия Старшего и с завистью говорил о нем, как о самом счастливом из людей. Дионисий решил проучить завистника и посадил его во время пиршества на свое место. И вот тут Дамокл увидел у себя над головой острый меч, висящий на конском волосе. Дионисий объяснил, что это- символ тех опасностей, которым он, как властитель, постоянно подвергается, несмотря на кажущуюся счастливую жизнь.

Ахиллесова пята – «уязвимое место».

Прокрустово ложе – «мерило для чего-либо» (Прокруст всех пойманных им укладывал на свое ложе и отрубал ноги тем, кто не помещался, а у тех, для кого ложе было длинным, ноги вытягивал).

Подвиги Гералкла – «достойно преодоленные трудности»

Сизифов труд – «тяжелая и бессмысленная работа» и т.д.

Крылатые  выражения.

Кроме фразеологических оборотов к устойчивым сочетаниям относятся  крылатые   выражения, созданные писателями, поэтами и «закрепившиеся» в языке благодаря своей точности, ёмкости и меткости.

Например: Огромное количество выражений из басен Крылова («кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку»), А.С.Грибоедов «Горе от ума» («служить бы рад – прислуживаться тошно», «не сметь свое суждение иметь») и т.д.

Пословицы   и  поговорки.

Так же к устойчивым выражениям относятся пословицы  и  поговорки – «сгустки народной мудрости», обобщающие различные явления окружающей нас действительности в образной, выразительной и чрезвычайно краткой форме («Рыбак рыбака видит издалека» – талант всегда увидит талант).

Речь становится очень выразительной, если мы используем пословицы и поговорки в речи, но, как говорится в пословице, «хороша пословица в лад да в масть».

Отличие пословицы от поговорки: в пословице присутствует «мораль», поучительный смысл, она представляет собой образную иллюстрацию с законченной мыслью; поговорка».

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

      1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

      1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Выполнение практических заданий:

1 группа:  № 11, № 12 (1, 3); 2 группа № 11, 12 (1, 3)

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения».

Литература: 

Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Домашнее задание.

Задание 11. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 12. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

1 команда.

Задание 5. «Фразеологический волейбол». 

2 команды: одна подаёт мяч - другая отбивает. Кто больше мячей отобьёт.

1-я игра: К фразеологическим словосочетаниям подберите антонимичные им фразеологизмы.

  1. 1 С гулькин нос - воз и маленькая тележка
  2. В руках горит - все из рук валится
  3. Гол как сокол – полные закорма
  4. Выходить из себя - держать себя в руках
  5. Куда Макар телят не гонял - рукой подать
  6. Появиться на свет - уйти в мир иной

2-я игра: Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.


  1. Рослый, плечистый – косая сажень в плечах
  2. Очень высокий –   коломенская верста
  3. Кроткий, смирный –   воды не замутит
  4. Безутешно, горько (плакать) –  в три ручья
  5. Недоброжелательно (встречать) –   в штыки
  6. Строго (обращаться с кем-либо) –  держать в ежовых рукавицах
  7. Утомляться –  - выбиваться из сил
  8. Ничего не осталось –   от жилетки рукава, рожки да ножки
  9. Ничем не примечательный, невлиятельный –  мелкая сошка.

3-я игра: Подберите синонимы к данным фразеологизмам.

1.  Дать по рукам – наказать

2.  Вбивать клин – разъединять, ссорить

3. Вставать на дыбы – возмущаться, сопротивляться

4.  Праздновать труса – испугаться, бояться

5.  С гулькин нос – очень мало

6.  Делать большие глаза –  удивляться

  1. Задирать нос – важничать
  2. И в ус не дует – не обращать внимание

9. Много воды утекло – давно

10. Попасть в переплет – попасть в сложную или неприятную ситуацию

11. Валяться в ногах – униженно просить о чем-либо            

12. Китайская грамота – непонятное, абракадабра

13. И глазом не моргнуть – 1) очень быстро;   2) не реагировать на что-либо

14. Ветреная голова – несерьезный, безалаберный

2-я команда

Задание 5. «Фразеологический волейбол».

2 команды: одна подаёт мяч - другая отбивает. Кто больше мячей отобьёт.

1-я игра: К фразеологическим словосочетаниям подберите антонимичные им фразеологизмы.

  1. Верста коломенская - от горшка два вершка
  2. Со дня на день - когда рак на горе свиснет, после дождичка в четверг
  3. Заварить кашу -  найти концы
  4. Без царя в голове        - семь пядей во лбу
  5. Как кошка с собакой - душа в душу
  6. Без году неделя - сто лет в обед

2-я игра: Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.

  1. Смелый –   не из робкого десятка
  2. Самый важный, самый главный –   пуп земли
  3. Однообразно и непрерывно действовать –   как заведенная машина
  4. Неразборчиво, неряшливо писать –   как курица лапой
  5. Быстро, стремительно (бежать) –  как на пожар
  6. Неторопливо (двигаться) –   как сонная муха
  7. Нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова
  8. Худой –   кожа да кости
  9. Забывчивый -  -(у него) дырявая память

3-я игра: Подберите синонимы к данным фразеологизмам

  1. Как сонная муха – медлительный, «вялый»
  2. Вводить в свой круг – знакомить
  3. (Сказать) в полный голос – сказать открыто, прямо
  4. Вольный казак – свободный
  5. Бесструнная балалайка – болтливый
  6. (Глядеть) во все глаза – пристально
  7. (Алмаз) чистой воды – истинная ценность чего-либо, кого-либо
  8. (Жить) как за каменной стеной – надежно, «под защитой»
  9. (Беречь) как зеницу ока – очень сильно
  10. Душа нараспашку – простодушность
  11. Душа не на месте – беспокойство
  12. Из ряда вон выходящий – незаурядный, особенный
  13. Средней руки – посредственный
  14. Медный лоб –  глупый 

        

Эталон.

Задание 6.

 1 Н

Е

П

О

С

Р

Е

Д

С

Т

В

Е

Н

Н

О

2 С

А

М

О

З

А

Б

В

Е

Н

Н

О

3 О

Д

Н

О

В

Р

Е

М

Е

Н

Н

О

4 С

О

Г

Л

А

С

О

В

А

Н

Н

О

5 Н

Е

О

Б

Д

У

М

А

Н

Н

О

6 Е

С

Т

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

О

7 Н

Е

У

В

Е

Р

Е

Н

Н

О

8 Н

Е

О

Ж

И

Д

А

Н

Н

О

9 П

О

С

Т

Е

П

Е

Н

Н

О

10 О

Т

К

Р

О

В

Е

Н

Н

О

11 Н

Е

У

К

Л

О

Н

Н

О

12 М

Г

Н

О

В

Е

Н

Н

О

13 И

З

Ы

С

К

А

Н

Н

О

14 Н

Е

У

С

Т

А

Н

Н

О

15М

Е

Д

Л

Е

Н

Н

О

16 У

В

Е

Р

Е

Н

Н

О

17П

Р

Е

Д

А

Н

Н

О

Государственное учреждение медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                    Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам. директора по УР:                                                                   Протокол №_________________

                                                                                                         Председатель ЦМК:

__________________                                                                    ______________________

О.И. Кондратович                                                          Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

Тема: «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», раздел I

Специальность: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

Курc - II

Семестр - 3

                                                                                  Составитель:

                                                                                                   преподаватель ГМУБ:

                                                                                        М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год



Предварительный просмотр:

Тема: «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

Актуальность: Пословицы, поговороки, крылатые выражения, фразеологические обороты делают нашу речь богаче и выразительнее. В них скрыта мудрость народа, накопленная веками. Однако использовать устойчивые сочетания  нужно уместно, грамотно, в точном соответствии с формой и значением. Ошибки в употреблении фразеологизмов нередко являются источником комического эффекта. Поэтому каждому образованному человеку необходимо знать фразеологические и фразеолого-стилистические нормы русского литературного языка.

Цель занятия: после изучения темы студент должен:

Знать:

  1. типы фразеологических единиц;
  1. причины возникновения фразеологических и фразеолого-стилистических ошибок и способы их устранения;
  2. значения фразеологизмов, используемых в медицинской практике.

Уметь: 

  1. использовать богатство фразеологического строя русского языка в своей речевой практике;
  2. различать стилистическую принадлежность фразеологизмов и правильно употреблять их в речи;
  3. строить свою речь в соответствии с фразеологическими и фразеолого-стилистическими нормами устной и письменной речи русского  литературного языка;
  4. распознавать ошибки и неточности в своей рези и речи окружающих, а также исправлять их в соответствии с фразеологическими и фразеолого-стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка.

Продолжительность занятия: 90 минут

Вид занятия: практическое

Место проведения занятия: кабинет для практических занятий

Межпредметные связи:

обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи;

обеспечиваемые: гуманитарные дисциплины, ЛД, ОСД.

Внутрипредметные связи: лексика русского языка.

Оснащенность: раздаточный материал (карточки к заданиям № 4,5, карточки с д/з), методические разработки для преподавателя и учащихся

Литература:

  1. Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 163 –187;
  2. Л.А.Введенская, «Культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», стр. 375 – 410.
  3. Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 31 – 35.

Дополнительная:

  1. А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 121 – 164.

План занятия.

I.   Организационный момент                                                                                              - 3 мин.

II. Проверка исходных знаний                                                                                    - 10 мин.

III. Самостоятельная работа учащихся с теоретическим материалом                        - 15 мин.

IY. Выполнение практических заданий                                                                         - 55 мин.

      1) Коллективное устное выполнение заданий                                                     (-10)

      2) Лингвистическое соревнование                                                             (-25 )

      3) Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой                                   (- 20)

Y. Тематическое тестирование                                                                - 5 мин.

Y. Подведение итогов занятия. Домашнее задание                                            - 2 мин.

Методические указания  для работы на занятии и выполнения самостоятельной работы.

I. Организационный момент.  

1. Проверьте свою готовность к занятию: внешний вид (наличие халата), тетради для    теоретического материала и  практических заданий.  

2. Откройте тетради для теоретического материала, запишите тему занятия.

    Ознакомьтесь с актуальностью данной темы.

II. Проверка исходных знаний по теме.

1. Проверка подготовленных дома текстов с  использованием опорных слов на темы:

1) "Общение с пациентами, имеющими нарушения     в работе органов зрения и слуха";

2)  «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе головного мозга».

(Учащиеся читают текст, соблюдая нормы устной речи).

2. Сообщение учащегося о фразеологическом строе русского языка.

III. Самостоятельная работа с теоретическим материалом.

Прочитайте материал, представленный в блоке информации (Приложение 2), законспектируйте основные положения.

IY. Выполнение практических заданий с последующей коллективной и взаимопроверкой (Приложение 3).

  1. Откройте практическую часть и выполните устно задания №№ 1, 2, 3, 4. Коллективная проверка.
  2. Разделитесь на 2 команды и примите участие в лингвистическом соревновании (раздаются карточки с заданиями для команд).
  1. Задание № 5: «Фразеологический волейбол»;
  2. Задание № 6: «Фразеологический спринт».

3. Самостоятельно выполните задание № 7. При необходимости задавайте вопросы преподавателю. Возьмите эталон у преподавателя, обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения заданий друг у друга.

  1. Тематическое тестирование (Приложение 4).

Выполните задания тест-контроля и сдайте на проверку преподавателю.

Y. Домашнее задание: Учащиеся получают карточки с д/з:

  1. Выучите материал лекции. Ознакомьтесь с материалом на данную тему в учебной литературе.
  2. Используя фразеологический словарь и учебник по пропедевтике, выполните следующие задания:  1 подгруппа: Задания №№ 9, 10 (I, III).

   2 подгруппа: Задания №№ 9, 10 (I, II).

  1. Предварительная подготовка к следующему занятию по теме «Морфемика. Словообразовательные нормы русского языка. Словообразовательные ошибки и способы их устранения» (повторение изученного в средней школе).

Литература: Основная: Л.А.Введенская, М.Н.Черкасова, «Русский язык и культура речи», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003 г., стр. 317 – 322; Греков В.Ф. «Русский язык». Пособие, Москва: Просвещение, 2002 г.,  стр. 54 – 60.

Дополнительная: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова, «Русский язык.  Учебник-практикум для старших классов», «Вербум-М», 2003 г., стр. 165 – 177.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Что изучают разделы языкознания «Морфемика», «Словообразование»?
  2. Назовите неизменяющиеся и изменяющиеся части слова.
  3. Какие морфемы являются формообразующими, а какие словообразующими? Подтвердите примерами.
  4. Назовите основные способы образования слов в русском языке.

Приложение 2.

Блок информации

Фразеология – это подраздел лексикологии, изучающий устойчивые, неделимые словосочетания и выражения.

Специфика  фразеологизмов:

  1. Воспроизводимость: не создаются говорящим, а воспроизводятся как готовые целые единицы.
  2. Целостность: слова во фразеологизме теряют свою смысловую самостоятельность, по значению фразеологизмы  равны слову, т.е. значение передаётся всем фразеологизмом (лясы точить – болтать, гол как сокол – беден).
  3. Устойчивость: во фразеологизме нельзя заменять слова по своему желанию, в противном случае получается свободное сочетание слов, ведущее к изменению смысла.
  4. Большие стилистические возможности: делают речь образной, красочной; помогают немногими словами сказать многое. Они привлекают своей экспрессивностью, помогают выражать одобрение или осуждение, ироническое, насмешливое или др. отношение.
  5. Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы.

Стилистические    возможности   фразеологизмов:

  1. семантическая ёмкость (смысловая насыщенность);
  2. эмоционально-экспрессивная окрашенность (оценочность).

Фразеологический состав русского языка:

  1. фразеологизмы или фразеологические единицы;
  2. пословицы, поговорки;

3)   крылатые слова и выражения.

3 типа фразеологических оборотов:

1. Фразеологические сращения: входящие в них слова потеряли первоначальный смысл, и общее, целостное значение такого оборота совершенно не вытекает из значений составляющих его элементов, например: «заморить червячка» (общее значение оборота «перекусить» не вытекает из значений слова заморить – «голодом довести до смерти» и слова червячок – «маленький червяк». 

        

2. Фразеологические единства: входящие в них слова имеют образное, переносное значение, мотивирующее общий, целостный смысл оборота, например: уйти в свою скорлупу («уединиться», отчётливо видно переносное значение этого сочетания; в основе которого лежит образ улитки, уходящей в свою скорлупу). 

3. Фразеологические сочетания: в них одно из слов ограничено в своём употреблении, например: закадычный друг (слово «закадычный» употребляется только со словами «друг», «приятель»).

Фразеологические нормы/ошибки.

Эффект от фразеологизма значительно возрастает, если автор хорошо понимает значение фразеологизма, правильно и уместно употребляет его в речи.

  1. Нарушение лексического состава фразеологизма

Например: есть фразеологизм «сесть в калошу» со значением «попасть в неловкое положение». Ошибкой такого типа будет употребление «сесть в ботинок, в сапог»; «факир на час» (калиф), «уповать на лаврах» (почивать), «наращивать мастерство» (развивать), «предпринимать усилия» (прилагать).

  1. Неоправданное сокращение состава фразеологизма.

Например: есть фразеологизм «сделать хорошую мину при плохой игре». Ошибка «сделать хорошую мину».

  1. Расширение фразеологизма.

Например: сесть в резиновую калошу.

  1. Изменение грамматического состава фразеологизма.

Например: «заморить червячков» (червячка) – употребление множественного числа вместо единственного.

  1. Контаминация ( смешение) фразеологизма.

Например: есть устойчивые словосочетания «играть роль» и «иметь значение», «одержать победу» и «завоевать первенство». Эти словосочетания могут смешиваться между собой и может получиться: играть значение, иметь роль, одержать первенство, завоевать победу. Это типичный и довольно часто встречающийся случай контаминации.

Фразеолого-стилистические ошибки.

Такого рода ошибки чаще всего связаны со смешением книжных и разговорных фразеологизмов, с использованием разговорных фразеологизмов в чуждом контексте.

Например:     Молчалин с Софьей на короткой ноге.

                Молчалин всех в доме водит за нос.

                Наш профессор собаку съел на опытах.

                Студенты почивают на лаврах до сессии.

Приложение 3.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Задание 1. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение

Образец: «Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо?» — «Тяжелый на подъем».

Как говорят? 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о кротком, безобидном человеке; 3) о болтливом человеке; 4) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 5) о чем-нибудь необычайном, невероятном.

Задание 2. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов (нейтральный, разговорный, просторечный стили речи). В каких ситуациях они могут быть использованы?

  1. Сложить голову, повесить голову;
  2. Не смыкать очей, делать большие глаза, пялить глаза;
  3. поджать губы, скривить губы;
  4. раскрыть рот, разинуть рот;
  5. вешать голову, опустить голову;
  6. развести руками, махнуть рукой;
  7. показать нос, остаться с носом;

Задание 3. Докажите, что предложенные пары фразеологизмов паронимичны: определите их значение.

  1. Приложить руку – приложить руки;        
  2. девать некуда – деваться некуда;
  3. язык проглотить – язык проглотишь; 

Задание 4. Определите, какой художественный прием лежит в основе данных фразеологизмов.

1) гипербола

2) литота

3) сравнение

4) оксюморон

  1. знакомый незнакомец
  2. пышное увядание
  3. мертвые души
  4. молодая старость
  5. взрослые дети
  6. звонкая тишина

Справка: Гипербола (от греч. - преувеличение) – средство художественного изображения, основан на преувеличении.

Литота (от греч. litotes - простота) – художественное преуменьшение.

Оксюморон – стилистическая фигура, соединение противоположных или контрастных по смыслу слов.

Сравнение – форма поэтической речи, основана на сопоставлении одного явления или предмета с другим.

Задание 5. Раздаточный материал. «Фразеологический волейбол».

 2 команды: одна подаёт мяч - другая отбивает. Кто больше мячей отобьёт.

1-я игра: К фразеологическим словосочетаниям подберите антонимичные им фразеологизмы.

1 команда                                                2 команда

  1. Появиться на свет        
  2. В руках горит
  3. Гол как сокол
  4. Выходить из себя        
  5. Куда Макар телят не гонял

6.   С гулькин нос

  1. Верста коломенская
  2. Со дня на день
  3. Заварить кашу
  4. Без царя в голове        
  5. Как кошка с собакой

6.    Без году неделя        

 

2-я игра: Подберите к данным словам синонимы-фразеологизмы.

1 команда                                                 2 команда

1. Рослый, плечистый –

2. Очень высокий –

3. Кроткий, смирный –

4. Безутешно, горько (плакать) –

5. Недоброжелательно (встречать) –

6. Строго (обращаться с кем-либо) –

7. Утомляться –

8. Ничего не осталось –

9. Ничем не примечательный, невлиятельный

1. Смелый –

2. Самый важный, самый главный –

3. Однообразно и непрерывно действовать –

4. Неразборчиво, неряшливо писать –

5. Быстро, стремительно (бежать) –

6. Неторопливо (двигаться) –

7. Нестройно (говорить, петь) –

8. Худой –

9. Забывчивый -

        

        

3-я игра: Подберите синонимы к данным фразеологизмам

 1 команда.                                                2 команда.

1. Дать по рукам –

2. Вбивать клин –

3. Вставать на дыбы –

4. Праздновать труса –

5. С гулькин нос –

  1. Делать большие глаза –
  2. Задирать нос –
  3. И в ус не дует –

9. Много воды утекло –

10. Попасть в переплет –

11. Валяться в ногах –            

12. Китайская грамота –

13. И глазом не моргнуть –

14. Ветреная голова –

1. Как сонная муха –

2. Вводить в свой круг –

3. (Сказать) в полный голос –

4. Вольный казак –

5. Бесструнная балалайка –

6. (Глядеть) во все глаза –

7. (Алмаз) чистой воды –

8. (Жить) как за каменной стеной –

9. (Беречь) как зеницу ока –

10. Душа нараспашку –

11. Душа не на месте –

12. Из ряда вон выходящий –

13. Средней руки –

14. Медный лоб –  

Задание 6.  Раздаточный материал. «Фразеологический спринт».

 2 команды: кто быстрее разгадает кроссворд.

Решите кроссворд: запишите значение устойчивого выражения одним словом.

1

Н

Н

2

Н

Н

3

Н

Н

4

Н

Н

5

Н

Н

6

Н

Н

7

Н

Н

8

Н

Н

9

Н

Н

10

Н

Н

11

Н

Н

12

Н

Н

13

Н

Н

14

Н

Н

15

Н

Н

16

Н

Н

17

Н

Н

1) Из рук в руки. 2) Забывать себя. 3) В один голос. 4) Идти в ногу. 5) Очертя голову. 6) В порядке вещей. 7) Как бедный родственник. 8) Как гром среди ясного неба. 9) День ото дня. 10) Во весь голос. 11) Шаг за шагом. 12) В один миг. 13) В пух и прах (разодетый). 14) Не покладая рук. 15) Черепашьим шагом. 16) Как рыба в воде. 17) Верой и правдой (служить).

Материал для справок:

моментально, непосредственно, окончательно, приблизительно, вероятно, беспричинно, бестолково, самозабвенно, безграмотно, случайно, исключительно, изворотливо, неуклонно, лживо, дельно, лицемерно, оскорбительно, неустанно, мгновенно, удивительно,

Задание 7. Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов:

1)неоправданная замена компонентов фразеологизма, 2) немотивированное расширение или сокращение его состава, 3) изменение грамматической формы слов во фразеологизме. Отредактируйте предложения.

  1. Анатомия имеет важную роль в подготовке будущего медицинского работника.
  2. Было совершенно очевидно, что его слова и слезы – это ф′иговое прикрытие, за которым он пытается спрятать свою вину.
  3. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, наконец-то почувствовали облегчение.
  4. Хотя и был он не из робкой десятки, но в данный момент струсил.
  5. Большое значение в профилактике многих заболеваний играют прививки.
  6. Я зуб даю на отсечение, что зачет вы не сдадите.
  7. Так вот, где собака порылась!
  8. «Ты прекрасно разбираешься в подобных вещах, почему же в этом простом деле заблудился как в трех березах», — сказал мне мой старший брат.
  9. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной.
  10.  Нам давно уже пора привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит.
  11. «У него семь пятниц на каждой неделе», - говорим мы про человека, часто меняющего свои решения.
  12. Ткнуть пальцами в небо.
  13. Сосед из него все жилы сосёт.
  14. Ну и пусть едет, скатерть ему на дорогу.
  15. Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быков за рога, чем напугал нас страшно.
  16. Эта проблема гроша выведенного не стоит.
  17. Наши родители всю жизнь работали не покладая сил.
  18. Приезд дальнего родственника был как гром среди неба.
  19. Я решил как следует подготовиться, чтобы не упасть в грязь физиономией.
  20. Увиденное представляло собой жалкое настроение.
  21. Пациент отвечал на вопросы врача с виновным видом.
  22. В нашей поликлинике давно пора провести ремонт.
  23. Больные гуляли в больничном саду по теневой стороне аллеи.
  24. Сегодня обед в госпитале ветеранов был сытым.
  25. Постоянные раздоры и непонимание довели его до белого колена.

Дополнительный материал.

☺ Задание 8. 1.Какую функцию выполняют фразеологизмы в текстах? В чем заключается прием их обыгрывания?

Спички были готовы сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не могли зачечься (Э.Кроткий). Тренер не хватал звезд с неба. Он переманивал их из соседней команды (С.Марков). Его золотые слова были невысокой пробы (Г.Городецкий). Новая немнущаяся ткань производила неизгладимое впечатление.

                        2. С какими фразеологизмами соотносятся комические  выражения?

Количество переходит в ячество; единожды приписавши, он был на волосок от облысения; без отрыва от конспекта; я же вам говорю черным по белому; пойман с наличными; брак – понятие расторжимое; пожирать плоды чужих трудов.

Домашние упражнения.

Задание 9. Укажите, какие из предложенных устойчивых сочетаний являются фразеологическими сращениями, единствами или сочетаниями.

Ломать голову, бить баклуши, проливной дождь, взять реванш, медвежья услуга,  делать из мухи слона, битый час, держать слово, стереть в порошок, держать порох сухим.

Задание 10. I. Объясните значение следующих медицинских фразеологизмов, пользуясь учебником «Пропедевтика внутренних болезней» Под редакцией В.Х. Василенко, А.Л. Гребнева.

Голова Медузы. Грудь «сапожника». Желудок «песочные часы». Звук «треснувшего горшка». «Мраморная бледность». «Печеночные» ладони. «Маска Паркинсона». «Пляска каротид». «Ритм галопа». «Пушечный» ритм. Симптом «кошачьего мурлыканья». «Воротник Стокса». «Сосудистые звездочки».

 II. Выпишите другие медицинские фразеологизмы. Объясните их значение.

 III.Составьте небольшой текст на медицинскую тематику, используя профессиональные фразеологизмы.

Приложение 4.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ТЕСТ

1). Укажите специфические свойства фразеологизмов.

  1. Целостность значения;
  2. Слова во фразеологизме имеют свою смысловую самостоятельность;
  3. Фразеологизмы воспроизводятся говорящим в готовом виде.
  4. Во фразеологизме можно заменять слова по своему желанию;
  5. Фразеологизмы обладают экспрессивностью, образностью;

2). Сгруппируйте определения фразеологических единиц.

        А. Фразеологические сращения;

        Б. Фразеологические единства;

        В. Фразеологические сочетания;

  1. Обороты, в которых одно из слов ограничено в своём употреблении рамками фразеологизма;
  2. Обороты, в которых слова потеряли свой первоначальный смысл; целостное значение оборота не вытекает из значений составляющих его элементов (слов);
  3. Обороты, в которых целостное значение образно, а составляющие его слова имеют переносное значение.

  1. Укажите виды фразеологических ошибок, сгруппировав по соответствию буквы и цифры: А) Фразеологические ошибки.

         Б) Фразеолого-стилистические ошибки.

  1. плеоназм;
  2. контаминация;
  3. использование книжных фразеологизмов в обыденной речи;
  4. нарушение лексического состава фразеологизма;
  5. расширение фразеологизма;
  6. сокращение фразеологизма;
  7. нарушение грамматического состава. фразеологизма
  8. смешение паронимов;
  9. использование в научном стиле речи разговорных (просторечных) фразеологизмов;
  10. нарушение лексической сочетаемости.

4). К  предложенным в левой колонке словам  подберите синонимичные фразеологизмы из правой колонки.

1. Не осрамиться                        1) не покладая рук

2. Обосноваться                        2) диву даваться

3. Удивляться                                3) на скорую руку

4. Внезапно                                4) не ударить в грязь лицом

5. Наспех                                5) как снег на голову

6. Усердно                                6) пустить корни

7. Убежать                                7) дать знать

8. Мешать                                8) прийтись по вкусу

9. Ободриться                        9) за тридевять земель

10. Понравиться                               10) вставлять палки в колеса

11. Сообщить                                11) навострить лыжи

12. Очень далеко                        12) воспрянуть духом.

ЭТАЛОН  к практической части

        

Задание 1.

  1. у него семь пятниц на неделе; 2) он и мухи не обидит; тише воды, ниже травы; 3) у него язык без костей; 4) подает большие надежды; 5) чудеса в решете.

Задание 2. Определите стилистическую принадлежность фразеологизмов (книжный, нейтральный, разговорный, просторечный стили речи). В каких ситуациях они могут быть использованы?

1)   Сложить голову (книж.), повесить голову (разговор.);

  1. Не смыкать очей (книж.), делать большие глаза (нейтрал.), пялить глаза (простореч.);
  2. поджать губы (нейтрал.), скривить губы (разговор.);
  3. раскрыть рот (разговор.), разинуть рот (простореч.);
  4. вешать голову (разговор.), опустить голову (нейтрал.);
  5. развести руками (нейтрал.), махнуть рукой (разговор.);
  6. показать нос (нейтрал.), остаться с носом (разговор.);

Задание 3. 

1)  Приложить руку (принять участие в чем-либо) – приложить руки (постараться выполнить какую-либо работу качественно);        

2)   девать некуда (очень много) – деваться некуда (неизбежность чего-либо);

  1. язык проглотить (молчать) – язык проглотишь (очень вкусно); 

Задание 4. Оксюморон.

Задание 5. «Фразеологический волейбол». 

1-я игра: Антонимы-фразеологизмы

1 команда                                                2 команда

  1. С гулькин нос - воз и маленькая тележка
  2. В руках горит - все из рук валится
  3. Гол как сокол – полные закорма
  4. Выходить из себя - держать себя в руках
  5. Куда Макар телят не гонял - рукой подать
  6. 6. Появиться на свет - уйти в мир иной
  1. Верста коломенская - от горшка два вершка
  2. Со дня на день - когда рак на горе свиснет, после дождичка в четверг
  3. Заварить кашу -  найти концы
  4. Без царя в голове        - семь пядей во лбу
  5. Как кошка с собакой - душа в душу
  6. 6.    Без году неделя - сто лет в обед

2-я игра: Синонимы-фразеологизмы.

1 команда                                                 2 команда

Рослый, плечистый – косая сажень в плечах

Очень высокий –   коломенская верста

Кроткий, смирный –   воды не замутит

Безутешно, горько (плакать) –  в три ручья

Недоброжелательно (встречать) –   в штыки

Строго (обращаться с кем-либо) –  держать в ежовых рукавицах

Утомляться –  - выбиваться из сил

Ничего не осталось –   от жилетки рукава, рожки да ножки

Ничем не примечательный, невлиятельный –  мелкая сошка.

Смелый –   не из робкого десятка

Самый важный, самый главный –   пуп земли

Однообразно и непрерывно действовать –   как заведенная машина

Неразборчиво, неряшливо писать –   как курица лапой

Быстро, стремительно (бежать) –  как на пожар

Неторопливо (двигаться) –   как сонная муха

Нестройно (говорить, петь) – кто в лес, кто по дрова

Худой –   кожа да кости

Забывчивый -  -(у него) дырявая память

3-я игра: Синонимичные слова.

1 команда.                                                2 команда.

1.  Дать по рукам – наказать

2.  Вбивать клин – разъединять, ссорить

3. Вставать на дыбы – возмущаться, сопротивляться

4.  Праздновать труса – испугаться, бояться

5.  С гулькин нос – очень мало

6.  Делать большие глаза –  удивляться

  1. Задирать нос – важничать
  2. И в ус не дует – не обращать внимание

9. Много воды утекло – давно

10. Попасть в переплет – попасть в сложную или неприятную ситуацию

11. Валяться в ногах – униженно просить о чем-либо            

12. Китайская грамота – непонятное, абракадабра

13. И глазом не моргнуть – 1) очень быстро;   2) не реагировать на что-либо

14. Ветреная голова – несерьезный, безалаберный

1. Как сонная муха – медлительный, «вялый»

2. Вводить в свой круг – знакомить

3. (Сказать) в полный голос – сказать открыто, прямо

4. Вольный казак – свободный

5. Бесструнная балалайка – болтливый

6. (Глядеть) во все глаза – пристально

7. (Алмаз) чистой воды – истинная ценность чего-либо, кого-либо

8. (Жить) как за каменной стеной – надежно, «под защитой»

9. (Беречь) как зеницу ока – очень сильно

10. Душа нараспашку – простодушность

11. Душа не на месте – беспокойство

12. Из ряда вон выходящий – незаурядный, особенный

13. Средней руки – посредственный

14. Медный лоб –  глупый 

Задание 6.

 1 Н

Е

П

О

С

Р

Е

Д

С

Т

В

Е

Н

Н

О

2 С

А

М

О

З

А

Б

В

Е

Н

Н

О

3 О

Д

Н

О

В

Р

Е

М

Е

Н

Н

О

4 С

О

Г

Л

А

С

О

В

А

Н

Н

О

5 Н

Е

О

Б

Д

У

М

А

Н

Н

О

6 Е

С

Т

Е

С

Т

В

Е

Н

Н

О

7 Н

Е

У

В

Е

Р

Е

Н

Н

О

8 Н

Е

О

Ж

И

Д

А

Н

Н

О

9 П

О

С

Т

Е

П

Е

Н

Н

О

10 О

Т

К

Р

О

В

Е

Н

Н

О

11 Н

Е

У

К

Л

О

Н

Н

О

12 М

Г

Н

О

В

Е

Н

Н

О

13 И

З

Ы

С

К

А

Н

Н

О

14 Н

Е

У

С

Т

А

Н

Н

О

15М

Е

Д

Л

Е

Н

Н

О

16 У

В

Е

Р

Е

Н

Н

О

17П

Р

Е

Д

А

Н

Н

О

Задание 7.

1. Неоправданная замена компонентов фразеологизма.

  1. Было совершенно очевидно, что его слова и слезы – это фиговый листочек, за которым он пытается спрятать свою вину.
  2. Я голову даю на отсечение, что зачет вы не сдадите.
  3. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой звездой.
  4. Нам давно уже пора привести в порядок библиотеку, но никак руки не доходят.
  5. Наши родители всю жизнь работали не покладая рук.
  6. Я решил как следует подготовиться, чтобы не упасть в грязь лицом.

7. Увиденное представляло собой жалкое зрелище.

8. Пациент отвечал на вопросы врача с виноватым видом.

9. Больные гуляли в больничном саду по тенистой стороне аллеи.

10. Постоянные раздоры и непонимание довели его до белого каления.

2. Немотивированное расширение или сокращение его состава.

  1. «У него семь пятниц на неделе», - говорим мы про человека, часто меняющего свои решения.
  2. Приезд дальнего родственника был как гром среди ясного неба.

3. Изменение грамматической формы слов во фразеологизме. 

  1. Мы трудились в поте лица, но, завершив работу, наконец-то почувствовали облегчение.
  2. Хотя и был он не из робкого десятка, но в данный момент струсил
  3. Так вот, где собака зарыта!
  4. «Ты прекрасно разбираешься в подобных вещах, почему же в этом простом деле заблудился как в трех соснах», — сказал мне мой старший брат.
  5. Ткнуть пальцем в небо.

6. Ну и пусть едет, скатертью ему дорожка.

7. Профессор микрохирургии решил с первой же лекции взять быка за рога, чем напугал нас страшно.

8. Сегодня обед в госпитале ветеранов был  сытным.

4. Контаминация.

  1. Анатомия имеет важное значение в подготовке будущего медицинского работника (иметь значение, играть роль).
  2. Большую роль в профилактике многих заболеваний играют прививки (иметь значение, играть роль).

3. Сосед из него все жилы вытянул (кровь сосать, все жилы вытянуть).

4. Эта проблема яйца выведенного не стоит (гроша ломаного, яйца выведенного).

5. В нашей поликлинике давно пора произвести ремонт (провести собрание, произвести ремонт).

☺ Задание 8.

1.Игра слов (каламбур): смешение прямого и переносного значения многозначного слова, использованного во фразеологизме.

Спички были готовы сгореть от стыда за выпустившую их фабрику, но никак не могли зажечься (Э.Кроткий). Тренер не хватал звезд с неба. Он переманивал их из соседней команды (С.Марков). Его золотые слова были невысокой пробы (Г.Городецкий). Новая немнущаяся ткань производила неизгладимое впечатление.

2. Количество переходит в качество; единожды солгав, он был на волосок от смерти; без отрыва от производства; черным по белому написано; пойман с поличным; понятие растяжимое; пожинать плоды.

Государственное медицинское училище г. Братска

Утверждаю:                                                                                             Рассмотрено на заседании ЦМК

Зам.директора по УР:                                                                             Протокол _______________ ___

                  Председатель ЦМК:

__________________                                                                              __________________________

О.И.Кондратович                                                                   Е.Н.Локтева

Методическая разработка

практического занятия для учащихся

Тема: «Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология»

Дисциплина: «Русский язык и культура речи», Раздел I

Специальности: «ЛД», «СД», «Фармация», «Стоматология», «Стоматология ортопедическая»

II – курс

3 семестр

                                                                                                                 Составитель:

                                                                                                                 преподаватель ГМУБ 

                                                                                                                 М.Г. Пятникова

г.Братск 2006 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Культура речи. Нормы русского литературного языка"

Программа направлена на формирование и совершенствование речевой деятельности обучающихся в процессе изучения русского языка. Имеет практическую направленность, учитывает реальные жизненные ситуации....

Орфоэпические нормы русского литературного языка.

Данный материал представляет учебное пособие по теме "Орфоэпические нормы русского литературного языка". Может быть использован для проведения учебных занятиий в средне-специальных учебных заведениях,...

Нормы русского литературного языка. Лингвистический ринг.

Данный материал представляет собой учебную разработку для проведения обобщающего занятия по теме "Нормы русского литературного языка" с использованием игровой технологии. Специфика: материал подобран ...

Разработка урока русского языка в 10 классе "Лексические нормы русского литературного языка"

Данный урок помогает привить навык точной, ясной, грамотной речи; расширить словарный запас учащихся; помогает подготовиться к ЕГЭ по русскому языку; воспитывает стремление к правильности и точности р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Элективный курс по русскому языку " Нормы русского литературного языка как основа речевой культуры"

Элективный курс по русскому языку для учащихся 8-9 классов содержит пояснительную записку и тематическое планирование в количестве 35 часов...

Уроки русского языка в 11 классе ( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»

Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, зак...