«Мама» – слово дорогое инновационный проект публичного урока русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

 

Основные идеи, концептуальные положения

Настоящая работа посвящена духовно-нравственному воспитанию и продолжает серию публичных уроков, адресованных не только школьникам, но и широкой общественности по проблеме существования культуры в человеке и человека в культуре.

Современное время – время перемен, которые, без сомнения, касаются и жизни языка. Изменение ценностных ориентаций в обществе приводит к изменению общепринятых норм общения. Зачастую люди, пренебрежительно относящиеся к  родному языку, небрежны и в общении со своими близкими.

Быть внимательным к слову как единичному факту языка, имеющему свою «биографию», свой «портрет», значит быть внимательным к миру, людям, которые рядом с нами. Важно сегодня научиться через слово искренне выражать свои чувства, проявлять внимание к другому человеку.

Слово обладает огромными возможностями, оно имеет многозначную природу.

Доброе слово – слово искреннее, от души – оказывает благотворное влияние.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. И, конечно, наш великий русский язык.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

В основе достойных человеческих отношений лежит лю­бовь. Первая любовь — это любовь к своей матери. «Мама» - самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

    У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь.

Мама любит мудро и терпеливо. Ведь она открывает путь к люб­ви, к внутренней свободе, к вере, совести, ко всему тому, что состав­ляет основу счастья.

И сколько бы ни было человеку лет - пять или пятьдесят - ему всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и добрее жизнь.

Только добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста. (Евангелие от Луки)

Урок направлен на формирование общественного мнения о необходимости сохранения культурных речевых традиций в жизни разных поколений, а также на воспитание ценностного отношения к семье, матери.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИПК и ПРО

кафедра гуманитарного образования

XXXIX областная научно-практическая конференция

учителей русского языка и литературы

«Педагогические инновации в гуманитарном филологическом образовании»

«Мама» – слово дорогое

инновационный проект публичного урока русского языка

Гаранина Марина Григорьевна

учитель русского языка и литературы высшей категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов №1

города Котельнича Кировской области

2011 год

Название инновационного проекта

«Мама» – слово дорогое

инновационный проект публичного урока русского языка

Анализ образовательной ситуации, отражающей актуальность проекта

Автор самой идеи публичного урока  Елена Олеговна Галицких — доктор педагогических наук, профессор кафедры русской литературы ВятГГУ, педагог — научный консультант Вятской гуманитарной гимназии.

Основным мотивом проведения публичного урока стало понимание того, что организация школьной действительности сегодня во многом зависит от системы отношений школы и общества, школы и семьи. Для формирования личности творческой, активной, сегодня необходимо взаимодействие семьи, общества и государства.

Отличительными функциями публичных уроков являются такие его качества:

1. Публичный урок — это урок для публичных людей, “для широкой публики”, для всех, кому хочется ощутить себя в роли человека познающего, читающего и говорящего на родном языке “с чувством, с толком, с расстановкой”. Поэтому на публичном уроке нет гостей, зрителей, а все участники являются авторами урока под названием “полилог поколений”.

2. Тема публичного урока должна быть жизненно важной для детей и взрослых, современной, отвечающей на “вызов времени”. Главное, чтобы на такой урок хотелось зайти и ученику, и родителям, и прохожим, и гостям, и всем, кто ощущает себя учеником жизни. В публичном уроке всем хочется участвовать, говорить на нём “своё слово”, делиться своими знаниями и жизненным опытом.

3. На публичном уроке “царствует полилог”, потому что дети задают только такие вопросы всем присутствующим, на которые они действительно хотят получить ответы. И эти вопросы имеют широкий общественный и гуманитарный контекст, философский и культуротворческий потенциал. Таким образом, в урок включаются все, и мнение каждого интересно и важно для итога урока, для достижения его цели.

4. Форма проведения публичного урока может быть разной, ведь всё зависит от ситуации “здесь и теперь”, но атмосфера публичного урока должна быть обязательно активной, открытой, инициативной, эмоциональной, вдохновляющей. Публичные уроки создают пространство для диалога, дискуссии, обсуждения.

5. Содержание публичного урока должно носить интегративный характер, междисциплинарный, филологический, так как “филология — это энциклопедия наук” (Г.О. Винокур).

6. Кроме этого, публичный урок имеет ещё одну технологическую особенность — на нём используется раздаточный дидактический материал, который все участники могут унести с собой: справочные листы, презентации, стихи, художественные тексты, таблицы, результаты своего творческого труда, публицистические статьи. Это необходимо потому, что полезный итог урока выходит за его временные рамки — “вывод для будущего” каждый из такого урока делает сам.

7. И, наконец, публичный урок должен иметь отклик-резонанс. Отзыв на содержание урока и его процесс может быть различным: рефлексия каждого его участника, общая газета, журналистская игра, “педагогический забор”, сочинение, эссе, анализ, впечатление, интеллекткарта.

Методические противоречия

Я как учитель-словесник, взявший на себя инициативу проведения публичных уроков в городе Котельниче, создаю инновационный опыт в режиме эксперимента, в котором необходимо проявить и педагогическую интуицию, и профессиональную мобильность. Нельзя точно предвидеть, сколько на уроке будет присутствовать публики, как пойдёт дискуссия и в каком темпе смогут все взаимодействовать.

Эти методические противоречия непременно следует учитывать и реализовывать  для того, чтобы замысел публичного урока был осуществлён творчески и результативно.

Прелесть публичного урока, по моему мнению, в том, что взрослые в ходе его действительно не молчат. Но имеют, однако, равное с ребятами право голоса.

Цель таких уроков - показать, что знание русского языка не устаревает. И что грамотное его употребление - задача каждого, кто заинтересован в сохранении национальной культуры.

Проблема, на решение которой направлен проект публичного урока

«Мама» - слово дорогое

Данный урок несёт в себе огромный воспитательный потенциал, так как даёт ответы на многие вопросы  современного общества. Проблема отношения к слову, к языку остро стоит в наши дни: подростки, а зачастую и взрослые небрежно относятся к собственной речи, бездумно употребляют слова и выражения, калечащие язык, а значит, и нашу духовность.

   Ещё одна важная проблема современного мира – взаимоотношения в семье, небрежное или даже грубое, потребительское отношение детей к родителям, к мамам. Для современных детей бывает трудно  найти  нежные, добрые слова в адрес своих близких. Урок «Мама» - слово дорогое», несомненно, учит детей быть внимательными к миру, к близким и особенно к матери.

Цели и задачи, решаемые проектом, в ходе опыта

Пробудить внимание к слову как единичному факту языка, стремление осознанно формировать собственный лексикон.

Привлечь внимание учащихся, педагогов, общественности к проблеме взаимоотношений в семье.

Достижению поставленных целей способствуют задачи:

  1. создать проект с учащимися 5а класса по проблеме исследования языковой картины слова «мама»;
  2. подготовить компьютерную презентацию по модели анализа слова, которая включает создание портрета слова;
  3. разработать методический сценарий публичного урока совместно с учащимися разных классов;
  4. приготовить материальные ресурсы урока;
  5. провести публичный урок.

Основные идеи, концептуальные положения

Настоящая работа посвящена духовно-нравственному воспитанию и продолжает серию публичных уроков, адресованных не только школьникам, но и широкой общественности по проблеме существования культуры в человеке и человека в культуре.

Современное время – время перемен, которые, без сомнения, касаются и жизни языка. Изменение ценностных ориентаций в обществе приводит к изменению общепринятых норм общения. Зачастую люди, пренебрежительно относящиеся к  родному языку, небрежны и в общении со своими близкими.

Быть внимательным к слову как единичному факту языка, имеющему свою «биографию», свой «портрет», значит быть внимательным к миру, людям, которые рядом с нами. Важно сегодня научиться через слово искренне выражать свои чувства, проявлять внимание к другому человеку.

Слово обладает огромными возможностями, оно имеет многозначную природу.

Доброе слово – слово искреннее, от души – оказывает благотворное влияние.

Отсутствие духовного развития, как мы сейчас видим, привело к нравственному опустошению. Исчезли слова: добро как источник радости, мир и согласие в душе; покаяние – отречение от зла; милосердие как милость в сердце; благодать, которая вызвана добрыми делами и любовью к близким, и таких слов можно перечислять множество.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Каковы же наши традиционные источники нравственности? Это Россия, наш многонациональный народ и гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа¸ человечество. И, конечно, наш великий русский язык.

Люди все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, жестокосерднее. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

В основе достойных человеческих отношений лежит любовь. Первая любовь — это любовь к своей матери. «Мама» - самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно.

    У мамы самое верное и чуткое сердце - в нём никогда не гаснет любовь.

Мама любит мудро и терпеливо. Ведь она открывает путь к любви, к внутренней свободе, к вере, совести, ко всему тому, что составляет основу счастья.

И сколько бы ни было человеку лет - пять или пятьдесят - ему всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше наша любовь к матери, тем радостнее и добрее жизнь.

Только добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят его уста. (Евангелие от Луки)

Урок направлен на формирование общественного мнения о необходимости сохранения культурных речевых традиций в жизни разных поколений, а также на воспитание ценностного отношения к семье, матери.

Этапы, сроки реализации проекта

этап

срок реализации

1

Подготовительный этап – создание условий для деятельности по реализации идей и определение результата.


январь 2011 года

2

Основной – осуществление деятельности, апробация и определение ожидаемого результата.


февраль – март 2011 года

3

Заключительный этап – подведение итогов, определение результатов.


апрель 2011 года

Программа реализации проекта, мероприятия

  1. Создание проекта с учащимися 5а класса по проблеме исследования языковой картины слова «мама», комплексное изучение данного слова через выявление особенности функционирования его в языковом сознании народа на основе материала толковых, словообразовательных, синонимических словарей; определение роли слова «мама» в жизни человека на основе социологического опроса школьников.
  2. Представление работы детьми на школьной и городской научно – исследовательских конференциях  школьников.
  3. Разработка  методического сценария публичного урока совместно с учащимися разных классов.
  4. Проведение публичного урока «Мама» - слово дорогое.
  5. Подведение итогов, определение результатов.

Основное содержание деятельности

  1. Исследовательский проект учащихся (Приложение 1).
  2. Компьютерная презентация по модели анализа слова, которая включает создание портрета слова «мама».
  3. Инновационная разработка урока (Приложение 2).

Ожидаемый результат

Сформированность общественного мнения о необходимости сохранения культурных речевых традиций в жизни разных поколений.

Воспитание ценностного отношения к семье, матери.

Оценка результатов

  1. Публичный урок русского языка «Мама» - слово дорогое» проведён в рамках традиционного школьного месячника «Взаимодействие семьи и школы» и стал значительным мероприятием в городе. Его участниками были ученики 5, 8, 9, 10  классов, родители, педагоги города. На уроке  ученикам были созданы условия для того, чтобы они задумались об отношении к слову, языку, обсудили данную проблему со своими родителями. Практическая работа на уроке способствовала осознанному формированию учащимися собственного лексикона.
  2. Урок «Мама» - слово дорогое», несомненно, научил детей быть внимательными к миру, к близким и особенно к матери. На протяжении всего урока звучала главная мысль: мама – это тот человек, который дал тебе жизнь, неустанно думает и заботится о тебе, жалеет и жертвует собой; очень важно заботиться о матери, проявлять внимание, а главное, научиться искренне выражать свои чувства к маме. Это для современных детей как раз самое трудное – найти  нежные, добрые слова в адрес своих близких. На уроке была создана  ситуация, в которой ученики учились выражать словами  свои добрые чувства.
  3.  Отзывы участников урока говорят о том, что он достиг цели: привлёк внимание к  важным проблемам, заставил задуматься о своём поведении и речи, помог изменить отношение к близким. Во многом этому способствовал эмоциональный настрой урока, на котором несколько раз звучали прекрасные песни о маме, спокойные и проникновенные, вызвавшие у собравшихся слёзы.  
  4. Преимущество этой формы урока и в том, что родители могут продолжить начатый разговор с детьми дома, в семье.



Предварительный просмотр:

Публичный урок русского языка

«Мама» - слово дорогое

Замысел урока: 

современное время – время перемен, которые, без сомнения, касаются и жизни языка. Изменение ценностных ориентаций в обществе приводит к изменению общепринятых норм общения. Зачастую люди, пренебрежительно относящиеся к  родному языку, небрежны и в общении со своими близкими. Быть внимательным к слову как единичному факту языка, имеющему свою «биографию», свой «портрет», значит быть внимательным к миру, людям, которые рядом с нами. Важно сегодня научиться через слово искренне выражать свои чувства, проявлять внимание к другому человеку.


Цели урока:

  1. пробудить внимание к слову как единичному факту языка, стремление осознанно формировать собственный лексикон;
  2. привлечь внимание учащихся, педагогов, общественности к проблеме взаимоотношений в семье


Аудитория:

учащиеся 5, 8, 11 классов, их родители, учителя разных школ…

Форма: публичный  урок-презентация

Автор:  Гаранина Марина Григорьевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с УИОП №1 города Котельнича Кировской области


"Мама — слово дорогое"

Солнца ярче для меня – мама!

Мир и счастье для меня – мама!

Шум ветвей, цветы полей – мама!

Зов летящих журавлей – мама!

В роднике чиста вода – мама!

В небе яркая звезда – мама!

1- й ученик.

Воспеваю то, что вечно ново,

И хотя совсем не гимн пою,

Но в душе родившееся слово

Обретает музыку свою.

2- й ученик.

Слово это - зов и заклинанье,

В этом слове сущего душа.

Это искра первого сознанья,

Первая улыбка малыша.

3- й ученик.

Слово это сразу не обманет,

В нем сокрыто жизни существо,

В нем  исток всего. Ему конца нет.

Я произношу его:  Мама!                                                                                       Р. Гамзатов.

Учитель: Мама, Мамочка! Сколько тепла таит это магическое слово, которым называют самого близкого, дорогого, единственного человека. Мама следит за нашей дорогой. Материнская любовь греет нас до старости.

Слово «мама» - особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юный отрок и глубокий старец.

Любовь к матери заложена в нас самой природой. Попробуем мысленно построить в ряд наших родственников и друзей в порядке значимости.

Трудно? Все может измениться? Но никакие, даже самые невероятные перемены не могут заставить «пересмотреть» роль и значение в нашей судьбе человека, который дал нам жизнь. Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою боль и радость и находим понимание.

Ученик:  Иностранцы, приезжая к нам, обычно восхищаются нашей гостеприимностью, простотой и царящим взаимопониманием и любовью в больших семьях. Какой же срам и позор слышать из уст своих соотечественников: «У них, за границей, хорошо - отдельно от родителей почти с юности живут, да и общаются редко. Хорошая традиция, вот бы и у нас так». Безумцы! То, о чем так часто и искренне сожалеют многие иностранцы, нами возведено в идеал! В погоне за «свежими новинками» не только в речь нашей молодежи вошли такие слова о родителях, как «шнурки», «предки» и подобные им, но изменилось и само отношение к родителям.

Учитель:  «Ты че, с мамой ходил рубашку покупать? Вот маменькин сынок!» - глумятся молодые люди над другом, о котором узнали, что он (подумать только!) ходил со своей мамой по магазинам. Печально смотреть на юных еще совсем девчонок и мальчишек, которые стоят на остановках или едут в автобусе, сторонясь от родителей, от своих матерей и отцов.

Опомнись, юное создание, - той ли ты стесняешься и от того ли источника бескорыстной любви отворачиваешься?! Мать ли виновата в чем перед тобой - та, биение сердца которой стало для тебя первой родной колыбельной песнью, услышанной еще в утробе?! Зачем же, когда тебе невыносимо плохо или больно, ты кричишь: «Мама!», - не потому ли, что это первое слово, которое ты произнес в своей жизни?! Не потому ли, что знаешь, что мама поймет, пожалеет, простит и будет любить тебя всегда, - зачем же отстраняешься теперь?!

Сценка-ситуация 1

 

Ученица:  Я ненавижу свою мать. Она не мачеха, она «родная», хотя у меня язык и не поворачивается ее так назвать. Я ее ненавижу, видеть не могу, а мне с ней жить еще несколько лет. Я не выдержу. Иду домой как на каторгу. Знаю: приду, и опять будет одно и то же, морали, морали.

Ученица:  Чувствую, что дочь внутренне отходит от меня. Как жить? Теплые отношения, которые раньше были между нами, вытеснены приятельскими компаниями. Дочь перестала быть откровенна со мною! Возвращается домой поздно вечером, грубит или молчит. Разве так можно?

 

  Учитель:  В большей или меньшей степени все мы сталкиваемся с такими проблемами. Редко встретишь человека, который считает, что родители у него идеальные. А почему? В чем причина наших с вами конфликтов? Кто прав? И кому нужно уступить первому?

Сценка-ситуация 2

 

1.Ученик:  Что знают родители о нас, вечно спешащих, перебрасывающихся непонятными словечками и отгородившихся от всего наушниками плеера или телефона?

2.Ученик: Что знаем мы о наших мамах - усталых, раздраженных, занятых работой, беготней по магазинам?

1.Ученик:  Ведь и у родителей могут быть слабости. Почему же то, что мы легко прощаем друзьям, да и самим себе, ставим в вину маме? Может, нужно поговорить с ней о ней?

2.Ученик: Очень банально, но путь от "ненавижу" к "люблю" все-таки лежит через понимание.

Ученик (наизусть)

Берегите  матерей
Р.Гамзатов


Как бы ни манил вас бег событий,
Как ни влёк бы в свой водоворот,
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Боль за сыновей – сильнее мела
Выбелила косы до бела.
Если даже сердце очерствело.
Дайте маме капельку тепла!
Если стали сердцем вы суровы,
Будьте, дети, ласковее с ней.
Берегите мать от злого слова,
Знайте, дети ранят всех больней!
Если ваши матери устали,
Добрый отдых вы им дать должны…
Берегите их от чёрных шалей!
Берегите женщин от войны!
Мать уйдёт, в душе оставив рану.
Мать умрёт, и боли не унять…
Заклинаю: берегите маму!
Дети мира, берегите мать!

  Учитель:  В числе  десяти Заповедей, дарованных Богом через Моисея нам, людям, есть и следующая: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». Каждый из нас помнит эти строки и знает множество примеров, подтверждающих их достоверность. Наверное, всем известна и пословица: «Молитва матери со дна моря поднимает».

В подтверждение этих слов хотелось бы привести один удивительный непридуманный случай. В одной семье вдруг, тяжело заболев, умирает маленький мальчик. И вот уже над его бездыханным телом склонилась в горячей молитве любящая его мать, и… свершилось чудо - мальчик ожил. А звали этого мальчика Михаил Васильевич Нестеров. Конечно же, об этом примечательном событии не написано в учебниках и оно даже описывается не во всех биографиях великого художника.

В одной песне есть такие слова: «Слово «мама» дорогое, мамой надо дорожить». Проникновенно исполняет ее православная певица Евгения Смольянинова, давайте послушаем и подумаем о своем отношении к нашим мамам.

 (Видеоролик)

Ребята 5а класса в этом году работали над исследовательским проектом «Мама – слово дорогое». Они подготовили презентацию этого слова и сейчас поделятся с нами результатами своего исследования.

(Презентация проекта)

Беседа с аудиторией

В народной песне есть такие слова:

Солнышко да матушка

Именами разные,

А делами равные:

Красно солнышко греет,

Матушка жалеет.

  1. Почему народ соединяет слова «солнце» и «Мама» в пословицах и песнях?

(На Руси слово жалеет означало любит).

  1. Какие пословицы и поговорки о маме вам известны? Какие же качества Матери подчёркивает народ?

Действительно, Мама, как солнце окружает нас  теплом, заботой и сочувствием, добротой, поддерживает. Пословицы говорят о волшебной силе материнского слова, о мудрости.

Мама у каждого из нас одна. В пословице говорится: «Одна у человека мать, одна у него и Родина».

Ученик читает наизусть:                                 

К.Д. Ушинский       НАШЕ ОТЕЧЕСТВО

     Наше отечество, наша родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное; а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила нас своими водами, выучила нас своему языку; как мать, она защищает и бережёт нас от всяких врагов.

     Учитель:  Много есть на свете и кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и родина.

Практическая работа с аудиторией (варианты заданий)

  1. Продолжите строчку  «Мама» - слово дорогое, мамой надо дорожить…

            Напишите прекрасные, добрые слова о маме и для мамы

  1. Запишите свои первичные ассоциации со словом «мама»

 (Звучат маленькие рассказики, предложения)

От маминой любви становится уютно и тепло.

Не причиняйте боль своим мамам, не заставляйте их плакать!

В слове «Мама» - доброта и тепло. Каждая мама любит своего ребёнка и гордится им. Когда ему плохо, грустит и тревожится.

У Мамы самые добрые и ласковые руки. Они всё умеют.

Я люблю Маму за то, что она есть. За то, что когда я просыпаюсь, она улыбается мне и нежно целует. Мне ничего не страшно, когда Мама рядом.

  1. Прекрасные слова, не забывайте их чаще говорить своим мамам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

"Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение" конспект урока русского языка в 8 классе

Тема урока: «Простое предложение. Порядок слов. Логическое ударение».Цель урока: Закрепить знания учащихся по понятиям  «простое предложение», «порядок слов в предложении», «логическое ударение»....

Слова книжные и разговорные. Урок русского языка. 5 класс.

Тип урока: объяснение нового материала. Цели урока: организация работы в классе для открытия и закрепления нового материала; выработка умения определять и отличать слова друг от друга; принимать решен...

Проект интегрированного урока (русский язык – литература – английский язык)

 Замысел урока: формировать умения и навыки анализа ЛХП  как технологического процесса, позволяющего обучающемуся самостоятельно  исследовать печатную информацию (тексты разных с...

Фразеология. Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения на уроке русского языка в 10 классе

Материал способствует обощению и систематизации знаний по теме «Фразеология». Помогает находить, определять фразеологизмы, крылатые слова и выражения в тексте, употреблять их в своей речи....