Слово о слове
статья по русскому языку по теме
"Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..." (В. Шефнер) В статье рассматривается опыт работы со словом в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка, выражается личностное отношение к его Величеству СЛОВУ...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
word-документ О слове Статья | 22.32 КБ |
Предварительный просмотр:
О слове
Слово… Как часто мы не задумываемся о том, что говорим, как говорим, зачем произносим те или иные слова! И летит во вселенную поток страшной грязной речи, засоряя информационное поле и возвращаясь обратно, рассыпая семена бескультурья и злобы. Принцип бумеранга…
Во все времена великие писатели, мыслители твердили о значимости слова. «Вначале было слово. И это слово было Бог…» - гласит Евангелие. По-разному можно трактовать эту мысль, бесспорным остаётся одно: слово не пустой звук, слово значимо, оно несёт в себе заряд как положительный, так и отрицательный. Объединяясь в предложении, слова выражают мысль, а мысль (и это тоже доказывается!) может материализоваться. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» (В. Шефнер).
Как часто во всём нашем бескультурье винят школу – и только школу! Да, ребёнок идёт в 1-ый класс – и с этого момента начинается его целенаправленный путь к знаниям, и ведёт его по этому пути, конечно же, учитель. Однако приходит ребёнок в школу из семьи – и именно там, с момента рождения, он слышит слова, наполненные добром и лаской, нежностью и любовью, а иногда (чего греха таить?) звучат в семьях и злые, оскорбительные, разрушающие душу слова… Кроме того, есть ещё и улица, и окружающие люди, часто такие безразличные и равнодушные к тому, что происходит вокруг… И потому, особенно в период взросления, так важно, чтобы рядом с подростком оказался мудрый человек, способный привить любовь к родному слову, на собственном примере показать бережное отношение к речи, доказать, что культура речи – признак общей культуры человека. Тем не менее, нельзя забывать, что культура слова воспитывается сообща, обществом, окружением, в котором живёт ребёнок, несмотря на то, что главнейшая роль принадлежит, конечно же, школе.
Как учитель русского языка считаю, что в системе работы по развитию культуры речи – важной составляющей формирования языковой личности – на первое место выступает работа со словом вообще. Важно, чтобы на уроках и во внеклассной работе ребёнок, а позже подросток мог не только прикоснуться к шедеврам литературы, к истокам народной мудрости, но и ощутить в себе творческий порыв, научиться работать со словом, создавая свои, пусть маленькие, но искренние произведения. Именно поэтому вот уже на протяжении ряда лет я провожу со своими учениками уроки поэзии (как правило, два урока осенью, зимой и весной – на улице, в окрестностях школы), а также минутки поэзии на уроках. Убеждена, что поэзия – это кладезь духовности, чувственности, умения ценить и беречь прекрасное.
Осень – прекрасная пора года, воспетая в поэзии и прозе, одухотворённая в живописи и музыке.
Мы выходим на улицу и… - замираем. Школа – сказочный дворец в чертогах осеннего царства! Под ногами пышный самотканый ковёр; неподвижно, склоняясь в каком-то восторженном поклоне, стоят берёзы, свесив поредевшие, но, по-прежнему, прекрасные ветви. А небо пронзительно-синее – и душа просит полёта!
Как выразить всё то, что чувствуешь? И вот… сначала робко, как бы невзначай, потом вдруг бурно, будто налетел ураган, появляются слова, слагаясь в строки – и вот уже мысли опережают одна другую…
Осень… Совсем незаметно
Будто бы на заказ,
Листья сорвало ветром –
Вот и осенний вальс…
Огонь рябин и неба синева
Тревожат. На душе печально.
А знаешь, осень, ты в одном права:
Всё в жизни совершенно не случайно.
Ещё в букете не завяли астры,
Порою жизнь на радости щедра.
А знаешь, осень, ты подольше здравствуй,
Ведь, в общем, ты – прекрасная пора!
Осипенко Г.М.
____________________________________________________________________________________________
Вот осень на дворе, взгляни,
С деревьев листья раскидала,
И на земле лежат они,
Как будто золото упало…
Леса, поля, равнины, перелески
Горят под золотым шатром,
И ветер поднимает занавески,
Как будто в сказке мы живём!
Мансуров Вадим, 11 класс
Вот и лето прошло,
А грустить и не стоит.
Осень школьную дверь
Для тебя приоткроет.
Только лето пришло –
Отдыхать убегаем,
Ну а осенью хмурой
Лишь его вспоминаем.
Собирали недавно
Мы веселье в букетах…
Только где же теперь
Это яркое лето?
Незаметно ушло…
Видно, там, за рассветом,
Возле солнца живёт
Наше чудное лето…
Шиванова Наталья, 8 класс
…
Мы с ребятами любим эти минуты урока: я даю рифму – её нужно развить, создав определённый образ. Конечно же, можно отступать от этой рифмы, можно начинать с собственной - это только приветствуется! Мы называем такие моменты урока по-разному: минутки поэзии, сочинение-этюд, зарисовки и т.д. Это зависит от цели и темы урока, от продолжительности данного этапа и, в конце концов, от настроения. Часто это только начало работы, а продолжение – дома. С нынешним 8-м классом вот уже 4-ый год подряд четыре раза в году: осенью, зимой, ранней весной и тогда, когда бушует май, мы проводим уроки поэзии на улице. Поверьте, это здорово! Те эмоции, то вдохновение, которое мы получаем от общения с природой и СЛОВОМ, дают нам огромный положительный заряд впрок и, несомненно, пробуждают творческие способности у детей.
Конечно же, опыты словесного творчества не ограничиваются работой с рифмой. Это одна из первых ступенек к возбуждению у учащихся интереса к безграничной выразительности языковых единиц, лексико-грамматических категорий.
Данные виды работ способствуют не только развитию творческих возможностей учащихся, но и позволяют выявить ребят, имеющих особую склонность к изучению языка, помочь им наиболее реализовать свои способности, проявить индивидуальность
Создание особого эмоционального настроя на уроках, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, формирование чувства прекрасного, позитивного восприятия окружающего мира – всё это также способствует развитию творческой активности учащихся.
Наша школа маленькая, сельская малокомплектная… Однако это не должно быть синонимом ущербности – и мы стараемся жить полноценно. Наши ребята участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места. У нас прекрасные педагоги и замечательные ученики! И я искренне верю, что наши дети вырастут, прежде всего, хорошими людьми и найдут своё место в жизни. Нам бы только больше внимания и понимания окружающих; ведь то, какая у нас молодежь, зависит от нас, от старшего поколения…
Ребёнок ещё в колыбели,
И всё для него так ново,
Но вот ему песню запели –
Он слушает музыку слова…
А там, за окошком, ветер,
А, может, метель гудит,
Так много чудес на свете –
И всё ещё впереди…
Слова составляют молитву,
Зовут нас к родному крову,
Слова поднимают на битву –
Всё в мире подвластно слову.
Когда-нибудь слово ранит,
В душе поселив печаль,
Обидит, или обманет,
Ах, как же бывает жаль!
Но лучше, когда забьётся
В волнении сердце вновь,
А слово теплом отзовётся
В душе, подарив любовь.
Когда нестерпимой болью
Ты весь переполнен снова,
Выйди в чистое поле
И громко скажи своё СЛОВО!
О, как же мы все ранимы…
Так, внемля ВЕЛИКИХ зову,
Давайте же будем терпимы
И бережны к русскому слову.
Г.М. Осипенко, учитель русского языка и литературы, МБОУ Красновская СОШ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".
Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...
Конспект урока "Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия «Слова…». Русская история в «Слове…». Содержание «Слова…». Герои «Слова…».
Подробный конспект урока по "Слову о полке Игореве..."...
письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"
Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект был разработан с учетом индивидуальных особ...
Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом
Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.
Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....
Тест. Лексика. Группы слов: профессионализмы, диалектизмы, устаревшие слова, заимствованные слова, фразеологизмы
Обобщающий урок по разделу "Лексика"....
Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"
В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...