Слово о слове
статья по русскому языку по теме

Осипенко Галина Михайловна

"Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести..." (В. Шефнер) В статье рассматривается опыт работы со словом в системе развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка, выражается  личностное отношение к его Величеству СЛОВУ...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл word-документ О слове Статья22.32 КБ

Предварительный просмотр:

О слове

        Слово… Как часто мы не задумываемся о том, что говорим, как говорим, зачем произносим те или иные слова! И летит во вселенную поток  страшной грязной речи, засоряя информационное поле и возвращаясь обратно, рассыпая семена бескультурья и злобы. Принцип бумеранга…

        Во все времена великие писатели, мыслители твердили о значимости слова. «Вначале было слово. И это слово было Бог…» - гласит Евангелие. По-разному можно трактовать эту мысль, бесспорным остаётся одно: слово не пустой звук, слово значимо, оно несёт в себе заряд как положительный, так и отрицательный. Объединяясь в предложении, слова выражают мысль, а мысль (и это тоже доказывается!) может материализоваться. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести!» (В. Шефнер).

        Как часто во всём нашем бескультурье винят школу – и только школу! Да, ребёнок идёт в 1-ый класс – и с этого момента начинается его целенаправленный путь к знаниям, и ведёт его по этому пути, конечно же, учитель. Однако приходит ребёнок в школу из семьи – и именно там, с момента рождения, он слышит слова, наполненные добром и лаской, нежностью и любовью, а иногда (чего греха таить?) звучат в семьях и злые, оскорбительные, разрушающие душу слова… Кроме того, есть ещё и улица, и окружающие люди, часто такие безразличные и равнодушные к тому, что происходит вокруг… И потому, особенно в период взросления, так важно, чтобы рядом с подростком оказался мудрый человек, способный привить любовь  к родному слову, на собственном примере показать бережное отношение к  речи, доказать, что культура речи – признак общей культуры человека. Тем не менее, нельзя забывать, что культура слова воспитывается сообща, обществом, окружением, в котором живёт ребёнок, несмотря на то, что главнейшая роль принадлежит, конечно же, школе.

        Как учитель русского языка  считаю, что в системе работы по развитию  культуры речи – важной составляющей  формирования языковой личности – на первое место выступает работа со словом вообще. Важно, чтобы на уроках и во внеклассной работе ребёнок, а позже подросток мог не только прикоснуться к шедеврам литературы, к истокам народной мудрости, но и ощутить в себе творческий порыв, научиться работать со словом, создавая свои, пусть маленькие, но искренние произведения. Именно поэтому вот уже на протяжении ряда лет я провожу со своими учениками уроки поэзии (как правило, два урока осенью, зимой и весной – на улице, в окрестностях школы), а также минутки поэзии на уроках. Убеждена, что поэзия – это кладезь духовности, чувственности, умения ценить и беречь прекрасное.

Осень – прекрасная пора года, воспетая в поэзии и прозе, одухотворённая  в живописи и музыке.

        Мы выходим на улицу и… -  замираем. Школа – сказочный дворец в чертогах осеннего царства! Под ногами пышный самотканый ковёр; неподвижно, склоняясь в каком-то восторженном поклоне, стоят берёзы, свесив поредевшие, но, по-прежнему, прекрасные ветви. А небо пронзительно-синее – и душа просит полёта!

        Как выразить всё то, что чувствуешь? И вот… сначала робко, как бы невзначай, потом вдруг бурно, будто налетел ураган, появляются слова, слагаясь в строки – и вот уже мысли опережают одна другую…

Осень… Совсем незаметно

Будто бы на заказ,

Листья сорвало ветром –

Вот и  осенний вальс…

Огонь рябин и неба синева

Тревожат. На душе печально.

А знаешь, осень, ты в одном права:

Всё в жизни совершенно не случайно.

Ещё в букете не завяли астры,

Порою жизнь на радости щедра.

А знаешь, осень, ты подольше здравствуй,

Ведь, в общем, ты – прекрасная пора!

                                                                                  Осипенко Г.М.


____________________________________________________________________________________________

Вот осень на дворе, взгляни,

С деревьев листья раскидала,

И на земле лежат они,

Как будто золото упало…

Леса, поля, равнины, перелески

Горят под золотым шатром,

И ветер поднимает занавески,

Как будто в сказке мы живём!

                Мансуров Вадим, 11 класс

Вот и лето прошло,

А грустить и не стоит.

Осень школьную дверь

 Для тебя приоткроет.

Только лето пришло –

Отдыхать убегаем,

Ну а осенью хмурой

Лишь его вспоминаем.

Собирали недавно

Мы веселье в букетах…

Только где же теперь

Это яркое лето?

Незаметно ушло…

Видно, там, за рассветом,

Возле солнца живёт

Наше чудное лето…

                     Шиванова Наталья, 8 класс

 

Мы с ребятами любим эти минуты урока: я даю рифму – её нужно развить, создав определённый образ. Конечно же, можно отступать от этой рифмы, можно начинать с собственной -  это только приветствуется! Мы называем такие моменты урока по-разному: минутки поэзии, сочинение-этюд, зарисовки и т.д. Это зависит от цели и темы урока, от продолжительности данного этапа и, в конце концов, от настроения. Часто это только начало работы, а продолжение – дома. С нынешним 8-м классом вот уже 4-ый год подряд четыре раза в году: осенью, зимой, ранней весной и тогда, когда бушует май, мы проводим уроки поэзии на улице. Поверьте, это здорово! Те эмоции, то вдохновение, которое мы получаем от общения с природой и СЛОВОМ, дают нам огромный положительный заряд впрок и, несомненно, пробуждают творческие способности у детей.

Конечно же, опыты словесного творчества не ограничиваются работой с рифмой. Это одна из первых ступенек к возбуждению у учащихся интереса к безграничной выразительности языковых единиц, лексико-грамматических категорий.

Данные виды работ способствуют не только развитию творческих возможностей учащихся, но и позволяют выявить ребят, имеющих особую склонность к изучению языка, помочь им наиболее реализовать свои способности, проявить индивидуальность

Создание особого эмоционального настроя на уроках, вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, формирование чувства прекрасного, позитивного восприятия окружающего мира – всё это также способствует развитию творческой активности учащихся.

        Наша школа маленькая, сельская малокомплектная… Однако это не должно быть синонимом ущербности – и мы стараемся жить полноценно. Наши ребята участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места. У нас прекрасные педагоги и замечательные ученики! И я искренне верю, что наши дети вырастут, прежде всего, хорошими людьми и найдут своё место в жизни. Нам бы только больше внимания и понимания  окружающих; ведь то, какая у нас молодежь, зависит от нас, от старшего поколения…

Ребёнок ещё в колыбели,

        И всё для него так ново,

        Но вот ему песню запели –

        Он слушает музыку слова…

        А там, за окошком, ветер,

        А, может, метель гудит,

        Так много чудес на свете –

        И всё ещё впереди…

        Слова составляют молитву,

        Зовут нас к родному крову,

        Слова поднимают на битву –

        Всё в мире подвластно слову.

        Когда-нибудь слово ранит,

        В душе поселив печаль,

        Обидит, или обманет,

        Ах, как же бывает жаль!

        Но лучше, когда забьётся

        В волнении сердце вновь,

        А слово теплом отзовётся

        В душе, подарив любовь.

        Когда нестерпимой болью

        Ты весь переполнен снова,

        Выйди в чистое поле

        И громко скажи своё СЛОВО!

        О, как же мы все ранимы…

        Так, внемля ВЕЛИКИХ зову,

        Давайте же будем терпимы

        И бережны к русскому слову.

                        Г.М. Осипенко, учитель русского языка и литературы, МБОУ Красновская СОШ

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - коспект занятия по развитию речи у дошкольников 4,5 - 5,5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов  в слове, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви.

Слово- молитва, слово-проклятие, слово-признание в любви....

Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"

В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...