Изложение на тему "Творчество И.К. Айвазовского"
план-конспект урока по русскому языку по теме

 

ИЗЛОЖЕНИЕ (2 часа) в  специальной коррекционной школе- интернат 8 вида.

Тема: Творчество И.К. Айвазовского.

Цель: Познакомить с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.

Задачи: Подготовить детей к написанию изложения.

Развивать связную письменную речь, логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать чувство прекрасного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon изложение 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Т.Г. Сизова

г. Борзя, Забайкальский край

ИЗЛОЖЕНИЕ (2 часа)

Тема: Творчество И.К. Айвазовского.

Цель: Познакомить с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.

Задачи: Подготовить детей к написанию изложения.

Развивать связную письменную речь, логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать чувство прекрасного.

ХОД УРОКА:

  1. Введение в тему.

Маринист  - это художник, который умеет писать море.

(Рассматривание репродукций картин)

  1. «Сказка о Волне и Художнике» Галина Ветрова изд. «Белый город»

(Во время рассказывания сказки демонстрируются рисунки)

Жила-была Волна. Ей очень нравилось жить в огромном Море. (рис. 1) На рассвете она становилась розовой и нежилась в тёплых лучах солнца, (рис. 2) а в лунные ночи подставляла свою спинку под холодные серебряные лучи. (рис. 3) В штормовые дни она была такой же тёмно-серой, как и низкие тучи, и на голове у неё появилась шапка белой сердитой пены. (рис. 4) Но больше всего ей нравилось тёплым летом плескаться у самого берега, ворошить разноцветные камешки, поиграть с рыбкой или щекотать за ножку маленького ребёнка.

Волна часто замечала, как любуются на неё люди и говорят друг другу: «Как жаль, что её красоту нельзя передать в красках! Ведь она всё время разная!»

(рис. 5)Однажды Волна увидела на берегу маленького кудрявого мальчика. Он не боялся её и готов был играть с нею почти в любую погоду. А иногда он брал скрипку, и она в его руках пела такие красивые и печальные мелодии, что Волна затихла и, слушая его, чуть слышно плескалась у берега. Он смотрел на неё как-то особенно, и Волне хотелось быть для него ещё более красивой, чем прежде.

Мальчик был армянином, и его называли то Ованесом, то Ваней, потому что в городе Феодосии, где он жил, было много и русских, и армян, и греков.

- Я нарисую тебя! – сказал однажды мальчик.

-Попробуй! – засмеялась Волна, качая своей головой в маленькой пенной шапочке. Она-то знала, что это невозможно. Сколько художников пыталось уже сделать это! Но едва они успевали прикоснуться кистью к холсту, как Волна меняла свой облик и цвет, становилась другой. А у мальчика не было даже красок. И рисовал он углём на белёной стене. Волна слышала издалека, как сердито ругали его за это.

А потом мальчик куда-то пропал. Тихо подползая к берегу и слушая разговоры людей на берегу, Волна узнала, что Ваня уехал далеко-далеко на север, в Петербург, учиться на художника. Ей захотелось посмотреть на этот город. И она тоже отправилась в долгое путешествие.

Петербург оказался огромным городом. Большие каменные здания стояли по берегам, закованным в гранитные набережные, так что Волна стала маленькой и серой, как все. Она плескалась у ступенек, которые поднимались к Академии художеств. Она часто видела своего друга, который теперь стал совсем взрослым, и теперь его все звали только Иваном или даже Иваном Константиновичем. И он узнал её и часто-часто стоял на берегу, наблюдая за нею.

Волна обрадовалась, когда услышала, что Иван отправляется в путешествие. Иван Айвазовский плыл через моря и океаны на больших судах с парусами, а Волна следовала за ним: они уже не могли жить друг без друга.

И вот Волна всё чаще стала- -слышать, как восхищаются люди Иваном Айвазовским. Они говорили, что он самый лучший «маринист» и никто так, как он, не умеет изобразить море в лунную ночь или на рассвете. Она поняла, что маринист – это художник, который умеет писать море.

Больше всего говорили о картине «Девятый вал». Волна знала, что это означает. Во время штормов в разных морях она часто слышала, что люди считают волны и почему-то думают, что девятая – самая страшная и сильная.

Наконец, она тоже увидела эту огромную картину. И даже затихла, остановилась на несколько минут: так она была удивлена.

(Рассматривание репродукции картины)

В центре картины, в бушующем море, художник изобразил обломок громадной мачты, за которую цеплялось несколько людей. Это всё, что осталось от большого и казавшегося таким прочным корабля. Наверное, всю ночь их носило посреди безбрежного моря. И вот, наконец, наступает рассвет.

(-Какого цвета больше? Почему?)

Встаёт солнце, хотя его почти не видно сквозь водяную пыль.

(-Что такое водяная пыль?)

Вместе с солнцем и теплом появилась надежда на то, что буря вскоре утихнет.

Но это только надежда… Над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна…

(Как вы думаете, что сейчас случиться?)

И волна узнала в ней себя. На картине она была такая же могучая, просвечивающая на солнце зелёным и голубым цветом, с капельками брызг и хлопьями пены, такая же красивая и … живая!

К этому времени Айвазовский опять переехал в Феодосию. Волна видела, как он построил дом, как в своей большой мастерской с огромными окнами писал всё новые и новые картины. Бывало даже, что на большую картину ему требовался всего лишь один день.

(Рассматривание репродукций картин)

А потом Иван Айвазовский перестал приходить на берег. И Волна загрустила без своего художника.

Люди на берегу говорили между собой, будто он умер. Они говорили ещё, что он был очень добрым человеком, что помогал многим людям, особенно тем, кто хотел стать художником. И что он написал за свою жизнь шесть тысяч картин. Волна не знала, сколько это – «шесть тысяч», но понимала, что очень много, потому что все повторяли это с большим удивлением.

  1. Закрепление.

-Понравилась сказка?

-Про какого художника эта сказка?

-Что писал Иван Айвазовский?

-Как называют художника, который умеет писать море?

-О какой картине Ивана Айвазовского говорится больше всего в сказке?

-Что на ней изображено?

-Что обозначает «Девятый вал»?

-Давайте рассмотрим ещё картины Ивана Константиновича Айвазовского.

«Чёрное море». Волны мерно поднимаются и опускаются по необозримому морскому простору. Художник сумел показать, как бездонна её глубина. Ничего, кроме моря и неба. Нет ярких красок. Но есть настоящая красота.

«Радуга». Крушение корабля. Корабль гибнет при сильном шторме.  Моряки спасаются на шлюпках. Радуга показывает завершение бури. Моряки будут спасены.

  1. Оформить альбомы по творчеству И.К. Айвазовского.

Сделать рисунки Волны и мальчика. Вклеить репродукции картин, подписать.

  1. Итог урока.

-О каком художнике сегодня говорили?

-Что любил писать И.К. Айвазовский?

-Назовите картины И.К. Айвазовского?

Тема: Изложение: Картина И.К. Айвазовского «Девятый вал».

Цель: Познакомить с творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.

Задачи: Учить писать изложение с помощью наводящих вопросов и данного плана.

Развивать связную письменную речь, логическое мышление, память, внимание.

Воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока:

  1. Введение в тему.

-Как называют художника, который пишет море?

-Назовите художника – мариниста.

-Назовите известные вам картины И.К. Айвазовского.

-Сегодня мы напишем изложение, которое называется «Картина И.К. Айвазовского «Девятый вал».

  1. Подготовка к написанию изложения.

-Найдите в названии изложения имена собственные. Как они пишутся? (назвать правило)

-Как пишется название картины?

Чтение текста учителем.

Картина И.К. Айвазовского «Девятый вал»

На картине художник изобразил бушующее море. В центре обломок громадной мачты, за которую цепляется несколько людей. Это всё, что осталось от большого и прочного корабля.

Всю ночь людей носило посреди безбрежного моря. Наконец наступил рассвет. Встаёт солнце. Его не видно сквозь водяную пыль. Вместе с солнцем и теплом появилась надежда. Буря вскоре утихнет. Но это только надежда.

Над головами крошечных людей поднимается новый девятый вал, огромная волна.

Рассматривание картины.

-Что изображено в центре картины?

-На что надеялись люди?

Чтение текста про себя.

-Что значит, поднимается «Девятый вал»?

-Почему людей называют крошечными?

Чтение вслух.

Словарная работа.

изобразил – нарисовал; написал;

бушующее море – шторм; сильный ветер; буря на море поднимает огромные волны;

безбрежное море – не видно берега;

рассвет – утро; встаёт солнце;

девятый вал – люди считают, девятая волна – самая страшная и сильная;

громадная мачта – высокий столб на корабле для парусов.

Орфографическая работа.

Найти слова на знакомые правила. Выделить орфограммы в тексте карандашом

Работа над текстом.

Повторное чтение текста вслух.

-Что изобразил художник на картине?

-За что цепляются люди?

-От чего осталась мачта?

-Где людей носило, на мачте корабля, всю ночь?

-Какое время суток наступило?

-Почему не видно солнца?

-Что люди ждали с восходом солнца?

-Оправдалась ли надежда людей?

  1. Составление плана.

Чтение текста по частям. Из данных заголовков – выбрать нужный пункт плана.

План.

  1. Спасение людей на обломке мачты.
  2. Надежда.
  3. Девятый вал.

  1. Пересказ учителем.

Пересказ учащимися.

  1. Запись на черновик.

Запись в тетрадь.

  1. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция-беседа "Айвазовский И.К"

Цикл бесед о русской живописи...

7 знаменитых картин Ивана Айвазовского

29 июля 1817 года родился художник Иван Айвазовский. Сейчас, когда ценность картины легко измерить её ценой, Айвазовского можно смело назвать одним из самых значимых российских живописцев. Взгля...

Урок развития речи. Айвазовский 7 класс

               Урок развития речи в 7 классе.                 Сочинение по картине И. Айвазовского «Чёрное м...

"Море и моряки на картинах художников-маринистов от И. К. Айвазовского до наших дней", презентация

Данная презентация может быть использована на уроках по истории и мировой художественной культуре, на классном часе, посвященном отечественным деятелям культуры, на мероприятиях с морской тематикой....

Подготовка к сочинению по картине И.К.Айвазовского «Буря на море ночью».

1) знакомство с картиной И.К.Айвазовского «Буря на море ночью», развитие кругозора в области ИЗО;2) формирование навыков работы методом тройного дневника и закрепление знаний по разбору слов по состав...

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море".

Подготовка к сочинению-описанию по картине И.К.Айвазовского "Чёрное море"....