Главные вкладки

    Открытый урок русского языка по теме "Определение как второстепенный член предложения"
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

    Розова Елена Андреевна

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka.docx825.18 КБ
    Файл opredelenie.pptx535 КБ
    Файл razdatochnyy_material.docx39.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок в 5 классе

    Определение как второстепенный член предложения

    Тип урока: комбинированный

    Цель: знакомство с определением как второстепенным членом предложения.

    Задачи:

    1. Образовательные:
    1. Ввести понятие определения как второстепенного члена предложения;
    2. Научить видеть определения в речи;
    3. Закрепить знания.
    1. Воспитательные:
    1. Воспитание речевой культуры;
    2. Воспитание любви к родному языку.
    1. Развивающие:
    1. Развитие лингвистического чутья.

    Формы работы: фронтальная и индивидуальная.

    Виды работы: работа с презентацией, взаимопроверка, чтение научного текста, анализ языкового явления, выполнение упражнений, синтаксический анализ предложения, решение тестового задания.

    Оборудование: презентация «Определение как второстепенный член предложения», раздаточный материал (тесты).

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Добрый день, друзья! Сегодня нас ожидает не простой урок, поскольку к нам пришли гости. Так что, пожелаем друг другу удачи и начнём.

    1. Проверка домашнего задания.

    Какому второстепенному члену предложения были посвящены наши предыдущие уроки? (дополнению). Что такое дополнение? Слайд 2. Заполним «слепую» схему.

    На данной схеме представлена таблица по главным членам.

     - Какие члены предложения, кроме главных, вы знаете?

     - Какой из членов предложения отвечает на вопросы что сделал? что делаю? и т.д.?

     - А на какие вопросы отвечает подлежащее?

     - С каким второстепенным членом мы знакомились на прошлых уроках? На какие вопросы он отвечает?

    Проверим домашнее задание. Что было задано на дом? (учить правила из п. 57, №№ 452, 453).

    Слайд 3.  Что требовалось сделать в № 452? (составить предложения по схемам). Оксана подготовила свои предложения. Посмотрим, всё ли правильно сделала она.

    Слайд 4. Что от нас требовалось в № 452? (заполнить таблицу своими примерами). Поменяйтесь тетрадочками с соседом и проверьте, так ли он сделал это упражнение?

    1. Актуализация субъективного опыта учащихся.

    На сегодняшнем уроке нам предстоит познакомиться с новым членом предложения. А для этого нам необходимо вспомнить:

    - Какая часть речи обозначает признак предмета? (имя прилагательное).

    - На какие вопросы она отвечает?

    - Приведите примеры, чтобы предмет определялся по форме, размеру, величине, цвету (круглая Земля, большой мальчик, белые цветы).

    Выполним небольшое задание (Слайд 5). Из данных слов образуйте словосочетания. Укажите главное и зависимое слово. Подпишите, чем они выражены.

     - Определите род, число, падеж. Сделайте вывод (род, число, падеж прилагательного зависят от существительного).

     - Выпишите вопросы, на которые отвечают данные прилагательные (какая? какой? чей?).

     - Какой тип связи между словами в данном словосочетании?

    1. Изучение новых знаний и способов деятельности.

    Откроем учебник на стр. 164 и прочитаем, с каким же второстепенным членом предложения мы познакомимся сегодня. Внимательно читаем правило в голубой рамочке. Карандашиком делаем пометки:

    Слайд 6.

    «+» - это я уже знаю.

    «» - это новая для меня информация.

    «?» - это мне не понятно.

    - Слайд 7. Итак, как называется новый второстепенный член, с которым мы будем работать? (определение). Запишем тему урока в тетради.

    Слайд 8.

    - На какие вопросы он отвечает? (какой?, который? Чей?) Обратите, пожалуйста, внимание на вопросы «который?» и «чей?». Определение отвечает не только на эти вопросы, но и на формы этих вопросов: какую? которому? Чьего?

    - Как подчёркивается определение в тексте? (волнистой линией)

    -Какой частью речи чаще всего выражается определение? (прилагательным). А что значит чаще всего? В большинстве случаев, но не всегда. В дальнейшем мы с вами узнаем, что определение может выражаться и притяжательным местоимением, и числительным, и причастием.

    - Обратите внимание, что определение всегда согласуется в роде, числе и падеже с существительным, которое оно поясняет.

    - По каким качествам может характеризовать предмет определение? (цвет, форма, чувства человека, его впечатления, состояние).

    - Где в жизни нам могут пригодиться эпитеты? (при создании сочинения, анализе литературного текста, в комплиментах).

    1. Первичная проверка понимания изученного.

    Выполним упражнение № 456. Что нам необходимо сделать в данном задании? (списать, подчеркнуть грамматическую основу, затем второстепенный член, который распространяет подлежащее).

    Ребята письменно выполняют упражнение в тетради, затем проверяем.

    В первом предложении, когда ученик его зачитывает, обратить внимание на произношение слова «скучная», вспомнить, как произносится буквосочетание чн, в каких словах оно произносится также. (По щелчку открывается облачко с транскрипцией, по щелчку же оно исчезает).

    Определение скучная характеризует с точки зрения состояния, обычно относится к человеку, а автор определят так время, значит, мы имеем дело с эпитетами.

    Во втором предложении несколько определений. Первое выражено неопределённым местоимением, второе – притяжательным местоимением, третье – прилагательным. Опять-таки бедный значит нищий, вновь имеем дело с эпитетом.

    Третье предложение – всё просто.

    Четвёртое предложение – удивительная картина – эпитет.

    1. Закрепление изученного.

    Закрепим, то, с чем мы сегодня познакомились. Выполним полный синтаксический разбор четвёртого предложения.

    1. Информация о домашнем задании.

    Откроем дневники и запишем домашнее задание. Дома вам необходимо будет выполнить задание № 458. В этом упражнении нужно списать текст, употребляя определения в скобках в правильном роде, числе и падеже. Это задание 1, оно выполняется письменно.

    Задание 2 выполняется устно, и в этом задании от вас требуется, прочитать текст два раза: затем без определений, а потом вместе с ними. Проследить, как изменяется текст при втором прочтении. Сделать вывод о роли определений в предложении. Определить, какие из них являются эпитетами. Какую роль в тексте они выполняют.

    1. Контроль и самоконтроль.

    Выполним небольшое тестовое задание. Каждому ряду раздаются задания разного цвета в зависимости от уровня сложности.

    В первом задании надо переписать предложения в тетрадь, вставляя пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.

    Ответы на тестовое задание записываются также в тетрадь в столбик. Например:

    1. А
    2. Б

    В первом задании теста для первого ряда нужно выбрать два варианта ответа, чем может быть выражено определения в предложении.

    Во втором задании нужно выяснить, какое слово из предложения являются определениями.

    В третьем задании необходимо найти то предложение, в котором два (!) определения.

    В четвёртом задании правильным ответом будет тот, где в предложении нет ни одного определения.

    В пятом задании необходимо найти такое предложение, где есть и определение, и дополнение.

    По окончании работы тетрадочки передаются с задних парт.

    1. Подведение итогов занятия.

    Подводятся итоги о работе класса на уроке, выставляются и комментируются оценки отдельным ученикам.

    1. Рефлексия.

    - Чему ты научился на сегодняшнем уроке?

    - Что нового ты сегодня узнал?

    - Что интересного было для тебя на сегодняшнем уроке?

    - Как пригодятся полученные знания в жизни?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Двадцать четвёртое января Классная работа

    Слайд 2

    Заполните «слепую» схему. Главные члены предложения Подлежащее Дополнение Что делал? Что сделаю? Второстепенный член предложения Кто? Что? Сказуемое Кому? От чего? Кого? (вопросы косвенных падежей)

    Слайд 3

    Проверка домашнего задания № 452 Составьте предложения по данным схемам: [ - - - - - - - - - - ] . [ - - - - ] .

    Слайд 4

    Проверим № 453. Роль имени существительного в предложении Примеры 1. 2. 3. Ученье и труд всё перетрут. Ученье – свет , а неученье – тьма . Без м у ки нет науки. Подлежащие Сказуемое Дополнение

    Слайд 5

    Составьте словосочетания. Интересное, книга Светлая, день Ясный, погода Широкая, горизонт Заячье, шубка Интересная книга Светлый день Ясная погода Широкий горизонт Заячья шубка Какая? Какая? Какой? Какой? Чья? Им.п , ж.р , ед.ч. Им. п., м.р., ед.ч Им.п., ж.р., ед.ч. Им.п., м.р., ед.ч. Им.п., ж.р., ед.ч.

    Слайд 6

    Определение как второстепенный член предложения

    Слайд 7

    Работа с учебником «+» – это я знаю; «-» – этого я не знаю; «?» – это для меня не понятно.

    Слайд 8

    Определение

    Слайд 9

    № 456. Приближалась довольно скучная пора . Осыпается весь наш бедный сад . Мелькает жёлтый лист на зелени дерев. Удивительная картина открылась моим глазам. Какая? Какая? Какой? Какой? Какой? Чей? [ ск ỳ шна j а ]

    Слайд 10

    Домашнее задание Параграф 58 - учить правила; № 458 (задание 1 – письменно; задание 2 – устно).



    Предварительный просмотр:

    1 вариант

    1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

    Взр…слое дерево эвкалипта за год исп…ряет четырнадцать тысяч вёдер в…ды.

    1. Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
    1. Какая часть речи может быть в предложении определением?
    1. Числительное;
    2. Наречие;
    3. Прилагательное;
    4. Предлог.
    1. Какое слово в предложении является определением?

    Своя рубашка ближе к телу.

    1. рубашка;
    2. своя;
    3. ближе;
    4. к телу.
    1. В каком предложении два определения?
    1. Нам не страшен серый волк!
    2. Фарфоровая кукла достаточно красива.
    3. Холодный дом был неприветлив.
    4. Продрогший Егор выпил горячего чая.
    1. В каком предложении нет определения?
    1. Отец подошёл к столу.
    2. Он устал от долгой дороги.
    3. Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.
    4. Вечерний чай давно остыл.
    1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?
    1. Степь заблестела, зацвела яркими красками.
    2. В степи на солнце заблистали новые искусственные пруды.
    3. Мы поищем и выберем место для лагеря.
    4. По лицу земли туман стелется.

    2 вариант

    1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

    Наша дру(?)ба р…сла и крепла с каждым днём.

    1. Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
    1. Какая часть речи может быть в предложении определением?
    1. Союз;
    2. Прилагательное;
    3. Глагол;
    4. Притяжательное местоимение.
    1. Какое слово в предложении является определением?

    Отцу выпала честь проложить на целине первую борозду.

    1. первую;
    2. отцу;
    3. честь;
    4. борозду.
    1. В каком предложении два определения?
    1. Наш классный руководитель сразу располагал к себе людей.
    2. Собака первая подскочила к медвежьей берлоге.
    3. Учёный пытался вернуться на необитаемый остров.
    4. Дорога к берегу густо заросла травой.
    1. В каком предложении нет определения?
    1. Каждую секунду лиса может проскочить мимо меня.
    2. Кожа у ребят долго оставалась тёмной от загара.
    3. Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.
    4. Изложение было написано хорошо.
    1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?
    1. В дороге мы промокли и устали.
    2. Войска прошли ровными, стройными рядами.
    3. Мы с другом ровесники.
    4. Отворите двери класса и впустите учеников.

    3 вариант

    1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

    У м…гучего дуба по…вились маленькие р…стки.

    1. Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
    1. Какая часть речи может быть в предложении определением?
    1. прилагательное;
    2. частицы;
    3. глагол;
    4. наречие.
    1. Какое слово в предложении является определением?

    Мы продирались сквозь густой можжевельник.

    1. продирались;
    2. сквозь;
    3. густой;
    4. можжевельник.
    1. В каком предложении два определения?
    1. Спортсмен понял тяжёлую штангу.
    2. Кинооператор заснял документальный фильм.
    3. Он снимал его шесть месяцев.
    4. Бойцы вспоминали минувшие дни.
    1. В каком предложении нет определения?
    1. Громадная ива склонилась над озером.
    2. С утра накрапывал мелкий дождь.
    3. Школа огорожена красивой изгородью.
    4. На нашей реке есть несколько водоворотов.
    1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?
    1. На водных дорожках идут состязания лучших пловцов.
    2. Хлопочут неуёмные муравьи.
    3. Шуршат прожорливые мышки.
    4. Внезапно раздался сбоку чей-то шёпот.

    4 вариант

    1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

    В к…бинете горел осл…пительно яркий свет.

    1. Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
    1. Какая часть речи может быть в предложении определением?
    1. Союз;
    2. Прилагательное;
    3. Глагол;
    4. наречие.
    1. Какое слово в предложении является определением?

    Пологий склон горы покрыт растительностью.

    1. пологий;
    2. склон;
    3. покрыт;
    4. растительностью.
    1. В каком предложении два определения?
    1. Небо заволоклось плотным слоем облаков.
    2. Загорелые, крепкие парни соскочили с машины.
    3. Послышался короткий гудок паровоза.
    4. Белые пятна льдов ослепительно сверкали на солнце.
    1. В каком предложении нет определения?
    1. Из тёмного дупла высунулась сова.
    2. Я долго бродил по берегу реки.
    3. Мальчики укрылись в молодой сосновой поросли.
    4. Их слуха коснулся слабый шорох.
    1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?
    1. Охотник столкнул свой чёлн в речку и поплыл по течению.
    2. Молотьба была в полном разгаре.
    3. Косьба трав у нас теперь производится машинами.
    4. Гребцы давно уже чувствовали усталость и голод.

    5 вариант

    1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

    После вч…рашней оттепели ударил м…роз.

    1. Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
    1. Какая часть речи может быть в предложении определением?
    1. Глагол;
    2. Наречие;
    3. Прилагательное;
    4. Предлог.
    1. Какое слово в предложении является определением?

    Ветер с шумом проносился над безлюдными полями.

    1. с шумом;
    2. проносился;
    3. безлюдными;
    4. полями.
    1. В каком предложении два определения?
    1. Из-под ворот выскочила небольшая лохматая собака.
    1. Под водой шла своя интересная жизнь.
    2. Весь день прошёл в сборах к путешествию.
    3. Предвыборная кампания началась в январе месяце.
    1. В каком предложении нет определения?
    1. Из-за дерева выступили приземистые строения.
    2. К берегу бесшумно причалил пароход.
    1. Заботы легли на его плечи тяжёлым грузом.
    2. Птичка насвистывала превесёлую песенку.
    1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?
    1. Дожди приостановили уборку урожая на три дня.
    2. Они подрезают сухие ветки.
    3. Труд воодушевляет человека.
    4. Много работа садоводам осенью.

    6 вариант

    1. Вставьте пропущенные буквы. Сделайте синтаксический разбор предложения:

    Усталое сол…це нач…нает клонит(?)ся к западу.

    1. Решите тестовые задания (ответы запишите в тетрадь в столбик)
    1. Какая часть речи может быть в предложении определением?
    1. Наречие;
    2. Прилагательное;
    3. Глагол;
    4. Частица.
    1. Какое слово в предложении является определением?

    Лошадь бежала лёгкой трусцой.

    1. лошадь;
    2. бежала;
    3. лёгкой;
    4. трусцой.
    1. В каком предложении два определения?
    1. Пассажирский поезд подошёл к станции.
    2. Завтра мы будем говорить о сегодняшней экскурсии.
    3. В тёмную ночь только молния освещала мне дорогу.
    4. Хорошая погода позволила исследовать лесной участок.
    1. В каком предложении нет определения?
    1. Он дал книги Лидии Петровне.
    2. Огромное поле было засеяно пшеницей.
    3. Далеко позади остался наш серенький домик.
    4. Мы шли межой горохового поля.
    1. В каком предложении есть и определение, и дополнение?
    1. На пасеке был сплошной гул.
    2. Звуки шагов гулко отдавались в морозном воздухе.
    3. В классе было очень шумно.
    4. Зимой я учился и мечтал о лете.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 8 класса "Второстепенные члены предложения"

    Урок повторения ранее изученного. Ребята путешествуют в Великий Устюг. Едут по станциям, выполняя различные задания....

    Урок русского языка в 5 классе"Второстепенные члены предложения. Дополнение"

    Цель: Углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения.Тип урока: комбинированный.Вид урока: иллюстративно-объяснительныйТехнология: на диалоговой основе.Оборудование: учебник, таблица «Вт...

    Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения"

    Цели: сформировать у учащихся понятие об определении; выработать навык нахождения определения в предложении....

    Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.

    Данная презентация используется на уроке объяснения нового материала по программе Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Учебник в 2-х частях....

    Урок русского языка в 5 классе "Второстепенные члены предложения"

    Тема:  «Второстепенные члены предложения».Тип урока: систематизация и обобщение знаний, коррекция умений и навыков.Цель урока: отследить сформированность у учащихся  навыка выделения  в...


     

    Комментарии

    Монгуш Екатерина Михайловна

    Спасибо, богатый материал.