Главные вкладки

    Памятка "Как писать сочинение-рассуждение"
    материал по русскому языку по теме

    Материалы памятки помогут обучающимся и родителям подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                                 Памятка        

            Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему    

                                       Вступление (введение)

    Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.

    При написании вступления можно использовать следующие приемы:

    1. Небольшое обобщение, в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна. Например:
    1. Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
    2. В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    1. Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
    1. Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
    2. Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
    1. Цитата в качестве зачина. Цитированный фрагмент не должен быть большим, а главное – он должен иметь прямое отношение к теме.
    1. «Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета», - так писал о местоимениях известный лингвист А. А. Реформатский.
    2. «Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А. Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.

    Помните, что вступление должно быть небольшим.

                                                                           Основная часть

    При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.

    Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.

    Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:

    1. Вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
    2. Союзы: так что, поскольку, так как, если;
    3. Речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.

    Рассуждение – объяснение имеет целью объяснить содержание тезиса. В нём нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, поскольку заранее известно, что главное утверждение истинно.

    Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать:

    1. Слова-организаторы логических связей: потому что, поэтому, вот почему;
    2. Слова, резюмирующие высказывание: это объясняется тем, что…; это зависит от…; это является следствием того, что;
    3. Вводные слова: например, таким образом.

    Рассуждение-размышление включает в себя объяснение и доказательство, в котором необходимо привести примеры, указать причинно-следственные отношения. Рассуждение-размышление строится, как правило, в вопросно-ответной форме. В отличие от рассуждения-доказательства и рассуждения-объяснения, оно содержит в себе не один вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов, последовательно дополняющих друг друга.

    Основными языковыми средствами оформления рассуждения – размышления являются:

    1. Вводные слова: по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
    2. Речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…; попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.

    Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:

    Подведение к вопросу →тезис →доказательство тезиса → выводы.

    Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.

    Тезис – это то, что доказывается или объясняется.

    В основной части обязательно приводятся аргументы.

    Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.

    Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

     Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

    Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

    Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

    Презентация к занятию "Зачем нужна пунктуация?"...

    Тематическое планирование элективного курса "Учимся писать сочинение-рассуждение на ЕГЭ"

    Данный элективный курс  рассчитан  на 17 часов. Может  использоваться в 10-11 классах....

    Презентация "Готовимся к ЕГЭ. Учимся писать сочинение-рассуждение

    Данная презентация содержит поэтапные рекомендации по написанию части С ЕГЭ по русскому языку....

    Учимся писать сочинение-рассуждение по тексту публицистического стиля.

    Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ. 5 текстов....

    Памятка "Как писать сочинение-рассуждение" (ГИА)

    Памятка "Как писать сочинение-рассуждение" предназначена для учеников 9 класса, учителей-словесников, готовящих выпускников основной школы к ГИА по русскому языку. Памятка содержит алгоритм работы при...

    Рабочая программа кружка по русскому языку "Учимся писать сочинение-рассуждение"

    Научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку....


     

    Комментарии

    Материалы памятки помогут обучающимся и родителям подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку.