Урок русского языка в 6 классе "С местоимением на ты".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

урок русского языка в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.doc799.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Моряковская СОШ»

Томского района Томской области

Русский язык 6 класс

Тема:

Форма урока: закрепление изученного.

Используемые технологии:

  • словарный диктант,
  • самопроверка и самооценка,
  • фронтальный опрос,
  • творческая работа в группах,
  • представление мини-сочинения,
  • беседа на лингвистическую тему,
  • беседа на экологическую тему,
  • морфологический разбор (с выбором  вида работы),
  • выступление ассистентов,
  • обобщающие ответы на вопрос по теме.

Учитель 1 квалификационной категории

Губина Любовь Николаевна.

Тема «С местоимением на ты».

Цели урока:

1) отработка навыков правописания наречий;

2) закрепление знаний морфологических признаков наречия;

3) упражнения в употреблении наречий в речи;

4) воспитание коллективизма и правильного поведения в природе.

Оборудование: тексты для самопроверки, карточки, презентация.

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя.

Сегодня мы завершаем своё знакомство с местоимениями (но не прощаемся с ними). Вам нужно показать, что вы узнали об этой части речи, поучиться строить текст на основе местоимений. Желаю успеха!

2. Словарный диктант.

Моё, у нас, к себе, с тобой, который, своему, чей-то, кто-нибудь, кое-что, не у кого, ни с кем, таков, некоторый, каждому, во всём,

об ином.

Самопроверка (слайд 1), самооценка.        

Назвать разряд местоимения (по цепочке), объяснить правописание.

3. Составление рассказа «Поход».

Представьте, что мы пошли в поход, выбрали красивое место (слайд 2). 

 Расскажите, что вы будете делать, в каком порядке, при этом включая местоимения.

Класс делится на пять групп, каждая получает карточку с местоимениями одного разряда:

А) мы, тебе, ей, за ней, вам;

Б)  ваши, свою, твой, мою;

В) на этой, в ту, столько, таков;

Г) никто, ни с кем, никакого, нисколько;

Д) весь, каждое, любой, другому, всем.

Учащиеся записывают в тетрадях 4-5 предложений, оставив сверху чистую строку для названия. Предложения составляются коллективно

4. Представитель каждой группы читает свои предложения, и в целом получается связный текст.

1

Примерный текст, составленный учащимися.

        В сентябре мы выбрали погожий воскресный денёк и отправились в сторону реки. У нас были чётко распределены обязанности. Тебе, Саша, нужно захватить котелок. Ира тоже отвечает за обед, ей надо взять запас воды. Виталий зайдёт за ней, чтобы помочь нести. Вам, Дима и Андрей, надо взять удочки.

        На знакомой поляне под соснами расстелили мою  клеёнку. Ребята, выкладывайте ваши припасы на общий стол. Несите свою картошку к месту костра. Лёша, твой топорик сейчас пригодится, нужно обозначить место костра.

        На этой поляне нет хвороста. Надо идти в ту сторону, где повалены деревья. Пока остальные трудились, мальчики изловили пару щучат. Мы натаскали столько веток, что их хватило на уху и на чай, таков наш обед.

        В походе никто не скучал и ни с кем не ссорился. После себя мы не оставили никакого мусора. Мы сыграли в футбол: мальчики против девочек – со счётом 2:1. Потом играли в прятки, некоторых ребят очень долго искали, но нисколько не устали.

        Весь день мы были на свежем воздухе. Хорошо бы каждое воскресенье так проводить. Любой из класса готов был помочь другому. По дороге домой рассказывали страшные и смешные истории. Этот поход всем запомнился надолго.

 5. Беседа.

Получился ли у нас рассказ? Как это доказать? (Слайд 3) 

В тексте есть тема. Наша тема – «Поход». В ней есть микротемы, это названия частей, которые записаны в ваших тетрадях. Озаглавьте ту часть, что вы придумали.

Проверка:

1) сборы в поход, 2) привал, 3) костёр, 4) конец похода, 5) воспоминания.

Кроме темы, в тексте должна быть основная мысль. Ответьте на вопросы:

а) вы любите ходить в поход?

 б) что даёт человеку поход?

Вывод: на природе мы отдыхаем, общаемся в новой обстановке, получаем заряд здоровья, учимся проводить время с пользой и не вредить природе.

Кто знает правила поведения в лесу, у реки? (Ответы учащихся).

6. Морфологический разбор местоимения.

Запись с комментарием предложения.          

«Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде».

1 вариант разбирает слово кто, 2 вариант – тому (два ученика работают у доски).

        Кто хочет работать самостоятельно, разбирает слово не на кого (если есть затруднения в выборе начальной формы, смотри учебник, стр.177). Самопроверка по слайду № 4.

2

7. Обобщение. Какова роль местоимения в тексте?

А) выразительное чтение подготовленным учеником текста упр.456 - учебник  М.Т.Баранова.

        И ещё я вам расскажу про одно слово, маленькое, но до того умное – прямо невероятно. Есть такое коротенькое слово «кто». стучат в дверь, и ты спрашиваешь: «Кто там?» если бы не было этого малыша «кто», тебе бы пришлось спрашивать: «Там Казик или Маня, тётя или лудильщик, кум Пётр или нищий?» А тот бы всё отвечал: «Нет, нет, нет». Ты бы так три часа подряд мог спрашивать и не угадать. Стоял бы весь потный, злой, голодный и спрашивал, спрашивал… А так: «Кто там?» И в этом коротеньком слове – имена всех людей на свете. Кто – местоимение.

Б) сообщение ассистента о частотности употребления местоимений:

        Местоимений в русском языке совсем немного, но 14 из них включены в первые 30 наиболее часто употребляемых слов русского языка. Среди них местоимения я, что, он, это, ты, мы, этот, она, они, весь, то, всё, свой, который.

Почему же так часто используем местоимения? Они экономят время, так как дают возможность не повторять одни и те же существительные, прилагательные. Русский лингвист А.А.Реформатский говорил, что местоимения, как запасные игроки в футбол или дублёры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру самостоятельные части речи.

В) ответы учащихся на поставленный вопрос (слайд № 5) «Почему мы дружим с местоимением?»

8. На дом даются карточки с текстом, в который надо подставить подходящие по смыслу местоимения, подчеркнуть их как член предложения, подписать разряд.

    Мы решили сделать … подарок школе. …бы такое предпринять? …  предл_жил выр_стить   отличную ра(с,сс)аду в теплице. … предл_гали разбить цветник, посадить а(л, лл)ею у школы. .. были приг_товлены наглядные пособия для кабинетов. … не остался в стороне. Классу не пришлось … краснеть. Хорошо потрудились, … не скажешь!

Список использованной литературы:

1. «Русский язык» практика, учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений, составители Г.К.Линдман-Орлова, С.Н.Пименова, научный редактор В.В.Бабайцева. Москва, «Просвещение», 1994

2. «Русский язык» 6 класс, ч. 2, учебник для общеобразовательных учреждений в 3-х частях. Авторы Львова, Львов.Москва, «Мнемозина», 2007.

3. «Русский язык» 6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова. Москва, «Просвещение» 2010

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение", 6 класс

Презентация моможет учителю организовать самостоятельную работу на уроке....

урок русского языка. Суд над местоимением

Урок спектакль . На сцене стоят столы для прокурора, судьи и адвоката. Над центральным столом - эмблема: учебник русского языка на фоне двух шпаг. В углу сцены - трибуна для свидетелей. Учащиеся выст...

Урок русского языка «Склонение личных местоимений» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащихся ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение"

Данная презентация используется на уроке русского языка по изучению темы "Местоимение"...

Презентация к уроку русского языка по теме "Местоимение" в 10 классе.

С помощью данной презентации можно повторить следующий материал по теме "Местоимение": разряды местоимений, склонение, отличие личных местоимений от притяжательных, говори правильно, правописание мест...

Урок русского языка по теме "Местоимение" для 10 класса по УМК Дейкиной и Пахновой

Данный материал будет полезен при повторении темы "Местоимение" и подготовке к ЕГЭ в 10 классе. Работа в группах, заполнение таблиц, анализ художественного текста,создание собственных заданий в форме ...

Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....