Главные вкладки

    Познавательный конкурс по русскому языку "Мой друг - язык!"
    занимательные факты по русскому языку (6 класс) по теме

    Конкурс «Мой друг – язык!» рассчитан на проведение с ребятами среднего школьного возраста (6-8 классы) и представляет собой соревнование двух команд, итоги каждого конкурса оцениваются  группой   экспертов (это могут быть старшие школьники,  учителя, библиотекарь). 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл moy_drug_-_yazyk.docx22.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «2-Пристанская ООШ» Мариинского района Кемеровской области

    Познавательный конкурс по русскому языку

    «Мой друг – язык!».

                                                                                                           Разработала учитель русского языка  и литературы                                              

                                                                                                                                                   Елена Васильевна Еремеенко

    2012

    Введение:

    Конкурс «Мой друг – язык!» рассчитан на проведение с ребятами среднего школьного возраста (6-8 кла                                          ссы) и представляет собой соревнование двух команд, итоги каждого конкурса оцениваются  группой   экспертов (это могут быть старшие школьники,  учителя, библиотекарь).

    Цель конкурса: через знакомство с некоторыми понятиями русского языка (этимология, искусственная фраза, варваризмы) прививать интерес к изучению языка.

    Задачи:

    дать представление о силе и богатстве русского языка

    формировать умение ориентироваться в некоторых понятиях русского языка

    прививать любовь  к языку

    развивать устную речь, мышление

    воспитывать  бережное отношение к русскому языку.

    Оборудование:  репродукция картины Левитана «Золотая осень»(картина может быть любая), тексты для конкурса «Искусственная фраза», подборка  книг о русском языке, печатный материал «Глокая куздра штека будланула бокла и кудрячит бокренка», высказывания о русском языке.

    Ход мероприятия:

    Организационный момент. Деление на команды по жетонам с названием команд «Везучие», «Удачливые». Представление экспертов. Рассказ о предстоящем конкурсе.

    Слово ведущего: Слово понадобилось человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире и самому себе тоже. Ведь, чтобы о чем-то думать или говорить, надо его как-то называть, именовать.  Самые простые слова-имена того, что человек видит вокруг себя. Они, как этикетки, «это кошка», «это куст», «это снег». Такие имена имеет все вокруг нас, и мы так привыкли к ним, что они стали частью окружающего мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам. И учителем здесь является сам язык. Сколько всего на свете языков подсчитать очень тяжело, да это и невозможно, потому что языки, как живые существа, живут, растут и изменяются. Поэтому и речь разнообразна. На уроках мы изучаем литературный язык, в народе слышим разговорно-бытовую речь, а то и просторечие услышим. Наш конкурс проходит под девизом «Мой друг – язык!».  

    Чтение , объяснение высказываний о русском языке.

    Каковы же наши познания в языке, как хорошо мы знаем своего друга? Для ответа на этот вопрос  мы поиграем и выполним несколько заданий.

    Задание 1: этимологическое.

    Ученик кратко рассказывает об этимологии  (Этимология как наука занимается объяснением происхождения слов. Она  объясняет, как появилось слово, что оно обозначает и какие изменения с ним произошли за многие века существования языка. Это один из наиболее увлекательных и занимательных разделов русского языка. )

    Предлагаем составить трехминутный словарь-шутку, например:  барышник-тот, кто ухаживает за барышнями; лапотник-животное, у которого лапы болят.

    Предлагаем дать объяснение следующим словам (слова раздаются напечатанными в столбик  на листке): астрология, аэрозоль, баранка, бездарь, графин, зубило, шалопай.

    Задание 2:  искусство говорить. Первая часть задания -  глядя на репродукцию картины Левитана «Золотая осень», за три минуты записать наибольшее количество слов и словосочетаний для описания картины. Выполнили? Вторая часть задания – передать написанное соперникам, теперь по полученным словам за три минуты описать увиденное на картине.

    Задание 3: искусственная фраза. Когда-то один из профессоров предлагал своим студентам объяснить предложение(на доске) «Глокая куздра штека будланула бокра и кудрячит бокренка». Попробуем это сделать вместе. Получилось?

    Вам предстоит такую искусственную фразу перевести на русский язык (отрывок из рассказа Людмилы Петрушевской «Буськи бятые» напечатан на листе, предварительно учитель читает его вслух):

    «Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.

    И волит: «Калушата! Калушаточки! Бутявка!»

    Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

    И подудонились.

    И Калуша волит: «Оё,оё! Бутявка-то некузявая!»

    Калушата бутявку вычучили.

    Бутявка вздребенулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

    И Калуша волит: «Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.»

    А бутявка волит за напушкой: «Калушата подудонились! Калушата подудонились!Зюмо некузявые! Буськи бятые!»

    Задание 4: фразеологический.

    Ученик кратко рассказывает о фразеологии (Мы все знаем, что фразеология – это наука, которая изучает устойчивые сочетания слов, а фразеологизмы – это готовые устойчивые сочетания слов с единым лексическим значением. Мы часто используем их в своей речи. Они украшают нашу речь, помогают точнее выразить мысль).

    В крошечном государстве Люксембург в ходу традиционная шутка: «Не превышайте скорость! На повороте вылетите во Францию или в Германию». Вам предлагается сочинить подобную напоминание-шутку для водителей транспорта, въезжающего в г. Мариинск или д. Пристань 2.

    Задание 5: Варваризмы и жаргонизмы.

    Краткий рассказ ученика о варваризмах и жаргонизмах (Наша речь необычайна богата. Каких только слов в ней нет! Вот, например, варваризмы. Варваризмы – это иноязычные слова и выражения, употребляющиеся в речи, но не вошедшие в русский язык. Жаргонизмы – это слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы. Их обычно употребляют люди какой-нибудь социальной группы).

    Вам придется поработать «переводчиками» с языка варваризмов и жаргонизмов на литературный русский язык, по очереди командам называется слово, требующее «перевода», например: я говорю «редиска», вы отвечаете «нехороший человек».

    Гуд бай, башка,  клево,  лафа,  тет-а-тет, адьё, о кей, шикарно, чувиха, бабки, классно, хавать, капуста, баксы, котелок, жрать, чао, тусовка.

    Наши задания закончились, пока эксперты подсчитывают баллы, мы представим вам несколько книг о русском языке (библиотекарь, учитель или ученик представляют подборку книг о русском языке).

    Друзья, наш конкурс «Мой друг – язык!» подошел к завершению. Можем ли мы сказать, что наш язык является нам другом?

            10.Эксперты подводят итоги конкурса, награждение победителей и участников. Можно     подарить   всем участникам закладки для книг.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Конкурс знатоков русского языка"

    Внеклассное мероприятие по русскому языку, проведенное с учащимися 5 - 8 классов   в рамках недели русского языка и литературы....

    Внеклассное мероприятие -конкурс по русскому языку "Знатоки русского языка"

    Конкурс "Знатоки русского языка" можно провести в классе или между классами в рамках недели русского языка.В сценарии есть задания не только командам, но и болельщикам.Конкурс сопровождается презентац...

    Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку «Знатоки русского языка». 6-8 класс

    Внеклассное мероприятие – конкурс по русскому языку«Знатоки русского языка».6-8 класс...

    Календарное планирование по русскому языку в 5-9 классах с узбекским и другими языками обучения.

    Календарное планирование по русскому языку в 5 - 9 классах с узбекским и другими языками обучения на 2016-2017 учебный год....

    КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В КЛАССАХ С УЗБЕКСКИМ И ДРУГИМИ ЯЗЫКАМИ ОБУЧЕНИЯ

    Календарное планирование для 5-10 классов с узбекским и другими языками обучения. В планирование добавлены ключевые компетенции....

    Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

    Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...

    Конкурс "Как мы знаем друг друга".

    Содействовать сближению родителей и детей....