Заседание клуба Знатоков "чужой речи". 8 класс. Русский язык.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Погорелова Елена Николаевна

Урок русского языка в 8 классе. Обобщающее повторение по теме "Чужая речь"(2 часа) проводится в форме заседания клуба Знатоков "чужой речи" . Урок построен на основе принципа "Обучение в сотрудничестве". Приложение 1 - презентация к уроку. Приложение 2 - тесты по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание клуба Знатоков «чужой речи»

Конспект урока русского языка в 8 классе. (2 часа)

Обобщающее повторение по теме «Чужая речь».

Учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с углублённым изучением отдельных предметов 879 Погорелова Е.Н.

Цели урока:

  • обобщить теоретические сведения о способах передачи чужой речи;
  • систематизировать представления о передаче чужой речи разными способами и о соотношении её со схематическим изображением;
  • проконтролировать уровень владения пунктуационными навыками;
  • конструировать примеры с разными способами передачи чужой речи в различном структурном и пунктуационном оформлении (в том числе в соответствии со схемами);
  • вырабатывать умение анализировать цитаты о языке (для подготовки к написанию лингвистического сочинения части С2 ГИА);
  • формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию;
  • развивать интерес к изучению языка;
  • воспитывать уважительное отношение к собеседнику во время диалога и осознанное отношение к языку.

Ход урока.

При подготовке к уроку класс делится на группы, включающие в свой состав учеников разного уровня подготовленности (сильный, средние, слабые). Каждому из них отводится определённая роль: контролёр, практик, теоретик (в соответствии с уровнем знаний по теме, выявленным на предыдущих уроках).

Каждая группа в соответствии со своей темой получает теоретическое домашнее задание (повторить теорию по теме (контрольные вопросы стр.209-210)). Практическое – подобрать не менее пяти высказываний о русском языке.

Группы знатоков

  1. Прямой речи.
  2.  Косвенной речи.
  3. Диалога.
  4. Цитат.

Раздаточный материал: матрица для обобщения знаний по теории, лист самоконтроля , тестовые задания.

1. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами открываем заседание клуба Знатоков «Чужой речи».

На доске протокол заседания и эпиграф к уроку.

Протокол:

  • Теоретическая часть (коллективная работа).
  • Теоретико-практическая часть (работа по группам).
  • Проблемно-творческая часть (работа в парах).
  • Тестовая часть (индивидуальная работа).
  • Рефлексия.

Теоретическая часть заседания. См.приложение 1 – презентация к уроку.

Посмотрите на доску. На ней вы видите слова К.Г.Паустовского о русском языке. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

- Эти слова очень мудрые, ёмкие, они отражают и тему нашего сегодняшнего урока. О чём хотел сказать известный писатель? (о многообразии русского языка)

- Как называется дословная выдержка из какого-либо текста? (цитата)

- А цитата, предпосланная тому или иному произведению и выражающая его основной смысл это…..? (Правильно, эпиграф.)

- Скажите, пожалуйста, какой способ передачи информации мы используем, когда нам необходимо передать смысл того или иного высказывания?

- А что называют чужой речью?

- С какой целью авторы вводят чужую речь в повествование?

- Сделаем вывод. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

- Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

2. Теоретико-практическая часть заседания.

- Какие основные разновидности способов передачи чужой речи вы знаете?

Приступим к работе в группах. На ваших столах вы видите матрицы.

- Что у нас получится, если мы их заполним? (опорный конспект по теме)

- Возьмите листочки с домашним заданием, передайте их членам другой группы (по цепочке 1я-2й и т.д.)

- Выберите из полученного вами языкового материала не менее трёх цитат о русском языке для подтверждения различных вариантов записи предложений с чужой речью. Дополните теоретический материал нужной информацией.

Группа №1. Прямая речь. Пункт 1 матрицы.

Группа №2 Косвенная речь. Пункт 2 матрицы.

Группа №3 Диалог. Пункт 3 матрицы.

Группа №4. Цитата. Пункт 4 матрицы.

(Организатор отвечает за работу всей группы, курирует её. Теоретики работают с деформированным текстом, отвечая на вопросы по теории. Все вместе обдумывают, каким образом записать цитаты в соответствии с задачей группы. Делают запись в своих ОК. Ответственные – Практики.)

Прослушаем отчёты групп. По очереди выступают Организаторы каждой из четырёх групп.

(Организатор, проверивший работу членов своей группы, комментируя теоретический материал, зачитывает составленные группой в соответствии с требованием задания предложения. Все их записывают. Остальные члены той группы, которая выступает, становятся на время отчёта консультантами членов других групп.)

Итак, мы получили опорный конспект по изученной нами теме.

- Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

3. Проблемно-творческая часть заседания.

- Выполните задание, указанное на вашей карточке.

(Учитель раздаёт карточки с дифференцированными по уровню сложности заданиями и распределяет их в соответствии с уровнем знаний учеников в паре сменного состава. Количество пар, выполняющих задание того или иного уровня сложности,  варьируется в зависимости от уровня подготовленности и количества учеников в классе)

Карточка 1. Замените предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

  1.  «Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров.
  2. Андрей воскликнул: «Я таких людей видел множество!»
  3. Командир приказал: «Огонь!»
  4. «Который час - спросил я.
  5. Врач спросил: «Какая у вас была температура?»
  6. Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!»
  7. Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?»

Карточка 2. Замените предложения с косвенной речью предложениями с прямой речью. Постарайтесь использовать разную последовательность слов автора и прямой речи.

  1. Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал.
  2. Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество.
  3. Командир приказал, чтобы  открыли огонь.
  4. Я спросил, который час.
  5. Врач спросил, какая  у меня была температура.
  6. Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю.
  7. Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Карточка 3. Исправьте ошибки, связанные с употреблением прямой и косвенной речи. Укажите, из каких произведений взяты 1 и 4 предложения?

  1. Он говорил, что страшный случай со мной приключился, что я в дороге совсем издержался.
  2. Меня спросили, где я раньше работал?
  3. Иван хотел узнать у кучера, что куда они заехали.
  4. Савельич спросил у Гринёва, узнал он атамана.
  5. Когда мать спросила у сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил, что хочу всё знать.
  6. В детстве мама всегда спрашивала: «Кем я хочу быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей».
  7. Дядя Олег спросил, какой подарок хочется ему на день рождения?

Карточка 4. Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Карточка 5. Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю.

К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!»

  1. Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке? 
  2. Объясните смысл переписки писателя и издателя. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи.
  3. Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания? (этот вопрос для устного ответа)

Карточка 6. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания.

Калуша   бирит   калушатам    Калушаточки!   И   бирят   калушата.   А   Калуша   Инда, калушата,    побирим    об   АБВ!    Яете    АБВ?    АБВ    волят    калушата.   Не,    не   яем.   АБВ трямкают?   Ни.   АБВ дюбые?   Ни, ни!   бирит    Калуша.    Яйте: АБВ - абвука!    Без   АБВ   калушата   не   высяпают   в   калуши.   Калушата   аж   блуки   вымзили   Абвука?     Калуша   волит    Без   абвуки   на   напушке   некузяво!

Карточка 7. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

Карточка 8.Переводчики. Задание выполняется на английском языке.

Замените прямую речь косвенной. Запишите. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и  сравните с русским.

  1. He has said, «The ship will arrive at the end of the week».
  2. She said, «He is reading».
  3. He says, «Marry will do it!»
  4. Marry says, «He has taken my dictionary».

Прослушаем отчёты рабочих пар.

На 1ом уроке учащиеся выполняют работу по карточкам. Те, кто работал с карточками 1-3 выполняли работу на доске. Они комментируют свои ответы, класс их выборочно записывает. Ответы остальных учеников заслушиваются на 2ом уроке.

(Для выполнявших задания 4-8 ключ для проверки – на слайдах презентации. См. Приложение 1 Для тех, у кого задание творческое, напарник устно рецензирует работу, а учитель впоследствии её проверяет, выставляя оценку.)

- Оцените деятельность вашего напарника и свою собственную (лист самоконтроля).

5. Тестовая часть заседания.

На заключительном этапе нашего заседания мы выполним тестовые задания, что поможет проверить уровень усвоения теоретического и практического материала.

(Каждый член группы получает свой вариант теста. См. приложение 2. Выполнив работу, учащиеся обмениваются ими и проверяют «по ключу», выданному им учителем, верность выполнения задания.)

Какие задания вызвали затруднения? Обсуждение.

- Оцените свою деятельность (лист самоконтроля).

7 Подведение итогов урока.

  • Назовите способы передачи чужой речи? Какой способ передает чужую речь наиболее полно, детально? Какой – наименее точно?

Дополнительные вопросы по теории для блиц-опроса:

  • Высказывания других лиц, включенные в авторское повествование – это…
  • Слова, вводящие прямую речь, называются …
  • Передача чужой речи, сохраняющая ее содержание и форму – это…
  • Разговор двух, реже нескольких лиц – это…
  • Слова, обращенные к собеседнику – это…
  • Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения – это…
  • Дословная выдержка из какого либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова – это…
  • Какое место занимает подлежащее в словах автора, вводящих косвенную речь?
  • Какими средствами связи присоединяется косвенная речь к словам автора, если прямая речь – вопросительное предложение, повествовательное, побудительное?
  • Каким членом в предложении с косвенной речью становится обращение, употребленное в прямой речи.

6. Рефлексия. «Заверши тезис»

Сегодня на уроке я узнал(а) …

Самым интересным для меня было …

Самым трудным для меня стало….

Мне нужно ещё повторить…

Этот урок помог мне…

7. Домашнее задание (дифференцированное)

На «3» - упр.408, 409 составить предложения

На «4» - упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним.

На «5» - написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский

8. Слово учителя. В заключение нашего урока я хочу поблагодарить вас за хорошие ответы и поздравить со вступлением в клуб Знатоков «Чужой Речи». На сегодня заседание объявляю закрытым.

Список литературы

  1. Учебник «Русский язык: Учебн. для 8 кл. общеобразоват. учреждений» / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2009.
  2. Розенталь Д.Э. Сборник упражнений по русскому языку для подготовительных отделений вузов. – 2 изд., стер. – М.: Высш.шк., 1989.
  3. Купалова А.Ю. Изучение синтаксиса и пунктуации в школе. М. Дрофа 2002
  4. С.И. Львова. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9 классов. М.: ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» – РС», 2000
  5. Л.Петрушевская «Пуськи бятые».  http://lib.ru/PROZA/PETRUSHEWSKAYA/butyawka.txt

Материалы уроков сайта Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»:

  1. Урок русского языка в 8-м классе по теме «Пунктуация. Функция знаков препинания». Бурзунова Г.Е.
  2. Урок русского языка «Предложения с чужой речью». Васильева А.В.
  3. Урок русского языка в 7-м классе. «Прямая речь и её замена косвенной». Зайцева Н.А.
  4. Тесты по русскому языку. 8 класс. Гузиёва О.А.
  5. Презентация к уроку английского языка  «Reported Speech».

Лист самоконтроля.

Вид работы

оценка

1.Обсуждение эпиграфа и темы урока (коллективная работа)

2.Теоретико-пратическая часть (работа в группах)

3.Проблемно-творческая часть (работа в парах)

4.Тестовая часть (индивидуальная работа)

5.Оценка учителя

Матрица. Способы выражения чужой речи.

  1. Прямая речь -это

1.Составьте схемы предложений с прямой речью

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы

  1. Косвенная речь – это

1.В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью…………

2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную.

  1. Диалог –это                                      

1. Как оформить диалог при записи?

2. Запишите диалог.

  1. Цитата -это

1. Как оформить цитату при записи?

2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты.



Предварительный просмотр:

«Чужая речь» Тестовые задания.

Вариант 1

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Жуковский воспринимал Пушкина как «будущего гиганта».
Б. Отец удивлённо спросил это ты сделал?
В. Гоголь дивился «драгоценности русского языка».
Г. Будут работать одобрительно сказал старик.
2. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Ну, это ещё не на высоте подумал я.
Б. Может быть вы скажете какой это инструмент спрашивал учитель.
В. Упрёки в том что телевидение не искусство, во многом закономерны.
Г. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
3. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): «П?» - а.

А. Может быть сегодня уедем спросил отец.
Б. Иван задал вопрос можно уехать сегодня?
В. Сосед громко крикнул закройте дверь!
Г. Мальчик завопил караул!
4. Выпиши номера предложений с неправильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. Мать спросила: «Кто там?»
Б. По мнению учёных этот провал угасший кратер.
В. Он объявил, что пойдёт спать.
Г. Вечером ворвалась весть - «Царя скинули!»

5. В каком примере нарушена норма грамматической сочетаемости:

А. слышать о том, что…
Б.  предупредить о том, что…
В.  показать о том, что…
Г.  осведомлён о том, что…

6. В каком примере косвенная речь правильно оформлена и соответствует по содержанию прямой речи:

“Вы не из Саратова?” – спросил капитан попутчицу.

А. Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли вы.
Б.  Капитан спросил попутчицу, что она, может быть, из Саратова.
В. Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она.
Г. Капитан спросил попутчицу, не из Саратова ли она?

7. Найдите и исправьте ошибку при передаче чужой речи. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Пугачев сказал Гринёву, что ты крепко передо мной виноват.
2) Врач спросил о том, что какая у меня температура.
3) Городничий волнуясь сообщил чиновникам, что я пригласил их, чтобы сообщить им пренеприятное известие.
4) Учительница спросила нас, были ли они на выставке керамики.

8. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Она прошептала какие чудные цветы!
Б. Стану я пса кормить рассуждал он пёс животное умное сам найдёт себе пропитание.
В. Это должен сказать кто-то другой закричал он.

Г. В голове у Аннушки стучало Знать ничего не знаю! Ведать ничего не ведаю!

«Чужая речь» Тестовые задания.

Вариант 2.

1. Выпиши номера предложений с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Будут работать одобрительно сказал старик.
Б. Савельич дёргал меня за руку говоря выходи сударь приехали.
В. Он спросил меня о том что мы делаем.
Г. В море значит дома говорил он.

2. Выпиши номера предложений с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. Охотник говорил чтобы мы были осторожнее.
Б. Час от часу не легче подумал я.
В. Врач велел чтобы я сидел дома.
Г. По мнению соседей он был угрюм.

3. Выпиши номера предложений, соответствующих схеме (знаки препинания не расставлены): А: «П?»

А. Мальчик завопил караул!
Б. Она тихо проговорила останься сынок.
В. Она завтра вернётся сказала Лида.
Г. Он скромно спросил да.

4. Выпиши номера предложений с правильной пунктуацией при прямой и косвенной речи.

А. «Куда это вы в такую рань собрались?» - проворчала она.
Б. «Соседка, перестань срамиться», - ей Шавка говорит.
В. «Добрый человек! – закричал ямщик. Где дорога?»
Г. Директор спросил перестал ли дождь.

5. В каком примере нарушена норма грамматической сочетаемости:

А. писать о том, что…
Б.  кричать о том, что…
В.  указать о том, что…
Г.  слышать о том, что…

6. В каком примере косвенная речь правильно оформлена и соответствует по содержанию прямой речи:

«Вы не сын Андрея Петровича Гринёва?» - осведомился генерал.

А. Генерал осведомился, сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
Б. Генерал осведомился, что сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
В. Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринёва.
Г. Генерал осведомился, возможно, я сын Андрея Петровича Гринёва.
7. Найдите и исправьте ошибку при передаче чужой речи: Расставьте недостающие знаки препинания.

А. Птички прощебетали, что какая сегодня хорошая погода.

Б. Федя посматривая на облака сказал, гроза будет.

В. Она проговорила, что знает, что вас не убедишь.

Г. Андрей воскликнул, что я таких людей видел множество.

8. Поставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью.

А. Это должен сказать кто-то другой закричал он.
Б. И завтра будет бой спросил он.
В. Посмотри в окно сказал он и успокойся.

Г. Капитан уверил нас  до ближайшего порта остаётся два дня пути

«Чужая речь» Тестовые задания.

Вариант 3

1. Укажите неверное утверждение.

А. При цитировании грамматические формы слова менять нельзя.
Б. Прямая речь – точная передача чужих слов.
В. Предложения с косвенной речью передают только содержание чужой речи.
Г. Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

2. Найдите предложение с прямой речью (знаки препинания не расставлены).

А. Спроси у друга пойдёт ли он с нами в лес.
Б. По словам очевидцев несчастный случай произошёл по вине пешехода.
В. Скоро станция предупредил проводник а там и деревня.
Г. Классный руководитель сказал что наш класс пойдёт в поход.

3. Найдите предложение с косвенной речью (знаки препинания не расставлены).

А. В этой школе я учился сказал отец.
Б. Дежурный сообщил что нарушений сегодня не было.
В. М.Горький называл слово одеждой всех фактов всех мыслей.
Г. По словам деда сегодня будет хороший клёв.

4. Укажите верное оформление предложения с прямой речью.

А. М.Горький говорил: «Русский язык неисчерпаемо богат».
Б. «Ирина, ты будешь участвовать в соревнованиях?» – Спросил  Никита.
В. «Что с тобой происходит», – интересовались друзья?
Г. «Прочитайте статью, – сказал учитель, – и составьте её план».

5.Найдите примеры с ошибкой при передаче чужой речи (знаки препинания не расставлены).

А. Вера спросила подругу пойдёшь ли ты на каток.
Б. Тренер рассказал нам о правилах поведения на воде.
В. Я подумал: «Только бы меня не спросили».
Г. Как сказал учитель мы должны быть внимательны на улице.

6. В каком примере нарушена норма грамматической сочетаемости:

А. говорить о том, что…
Б.  предупредить о том, что…
В.  показать о том, что…
Г.  узнать о том, что…

7. Переделайте данное предложение в предложение с косвенной речью.

А. Шофёр сказал: «Я довезу вас до вокзала за пятнадцать минут».

Б. Врач поинтересовался: «Какие лекарства вы принимаете?»

В. «Когда приедешь, мама?» - спросил я.

Г. «Я видела вас, Петр Иванович,» - утверждала она.

8. Переделайте данные предложения в предложения с вводными словами.

А. Врачи считают, что курение особенно вредно для лёгких.

Б. Командир приказал, чтобы полк построился на плацу.

В. Илюша крикнул ему: «Скоро будет гроза!»

Г. Отец посоветовал Феде, чтобы он держал правее.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Заседание клуба знатоков чужой речи Презентация к уроку обобщающего повторения по теме «Чужая речь»

Слайд 2

нет ничего такого в жизни и нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. К.Г. Паустовский

Слайд 3

Теоретическая часть. Проверка Прямая речь – это речь какого-либо лица, передаваемая от его имени 1.Составьте схемы предложений с прямой речью « П,» - а. «П!» – а. «П?» – а А: «П». А: «П!» А: «П?» «П, - а, - п. » «П, - а. – П. » «П? - а. – П.» «П! - а. – П. » 2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные схемы. «Восприятие чужих слов, особливо без необходимости, есть не обогащение, а порча языка,»- писал А.Сумароков А.Куприн утверждал: « Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен…» «Истинная любовь к своей стране, -убеждал К.Паустовский,- немыслима без любви к своему языку».

Слайд 4

Теоретическая часть. Проверка. Косвенная речь – это речь какого-либо лица, сообщаемая от его имени 1.В предложениях с косвенной речью обе части связываются с помощью подчинительных союзов или союзных слов. 2. Запишите 3 примера, иллюстрирующих разные способы перестроения прямой речи в косвенную. В.Короленко писал, что «русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли». И.Тургенев, говорил, чтобы мы берегли «чистоту языка как святыню». Учитель спросил, согласны ли ученики с мыслью В.Даля о том, что «язык есть вековой труд целого поколения».

Слайд 5

Теоретическая часть. проверка Диалог – это вид прямой речи, передающий обмен репликами при разговоре. 1. Как оформить диалог при записи? Каждая новая реплика пишется с красной строки. Перед ней ставится тире, а кавычки не ставятся. 2. Запишите диалог. Учитель спросил учеников: - Какое из высказываний о русском языке вам известно? -Я хочу прочитать слова П.Мериме, - сказала Оля. -Мы тебя слушаем. -Это французский писатель, - пояснила Оля. - Он считал, что «русский язык необычайно богат и примечателен». -Спасибо, это по-настоящему мудрые слова,- заметила Мария Сергеевна.

Слайд 6

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо текста. 1. Как оформить цитату при записи? -как прямую речь, -как косвенную речь, -как составную часть авторского текста, используя вводные слова для указания на источник сообщения, -как простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. 2. Запишите 3 предложения, включив в них цитаты. В.Белинский характеризовал русский язык как «один из богатейших языков в мире». По словам В.Ленина, «русский язык мы портим». А.Сумароков говорил о русском языке как о «мировом языке». Теоретическая часть. Проверка.

Слайд 7

СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ С сохранением формы и содержания Прямая речь 1)перед словами автора «П,»-а. «П?»-а. «П!»-а. «П…»-а. 2)после слов автора А: «П.» А: «П?» А: «П!» А: «П…» 3)с разрывом «П, - а, - п. (?) (!) (…)» «П, - а. – П. (?) (!) (…)» «П? - а. – П. (?) (!) (…)» «П! - а. – П. (?) (!) (…)» Диалог - П? – а А: - П.П! - П? - П! П. П … Без сохранения особенностей речи говорящего I . Косвенная речь [ A ], (косвенная речь) (придаточное изъяснительное с союзами ЧТО//БУДТО (повествовательное), ЧТОБЫ (побудительное) Союзными словами ЧТО//КТО//КАКОЙ КАК//ГДЕ//ПОЧЕМУ//ЛИ (вопросительные ) II . Вводные конструкции для передачи источника сообщения [+++, …]. III .Простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи [ … _ _ _ ] .

Слайд 8

Ключ к Карточкам 1 и 2. замена предложений Предложения с прямой речью 1.« Мой дед землю пахал», - с надменной гордостью отвечал Базаров. 2.Андрей воскликнул: « Я таких людей видел множество!» 3.Командир приказал: «Огонь!» 4.«Который час ?» - спросил я. 5.Врач спросил: «Какая у вас была температура?» 6.Мать просила: «Не опаздывайте к чаю!» Мы захотели узнать: «Скоро будет поезд в Курск?» Предложения с косвенной речью 1.Базаров отвечал с надменной гордостью, что его дед землю пахал. 2.Андрей воскликнул, что он таких людей видел множество. 3.Командир приказал, чтобы открыли огонь. 4.Я спросил, который час. 5.Врач спросил, какая у меня была температура. 6.Мать просила нас, чтобы мы не опаздывали к чаю. 7.Мы захотели узнать, скоро ли будет поезд в Курск.

Слайд 9

Ключ к Карточке 3. Редактирование 1.Он говорил, что страшный случай с ним приключился, что он в дороге совсем издержался. 2.Его спросили, где он раньше работал. 3.Иван хотел узнать у кучера, куда они заехали. 4.Савельич спросил у Гринёва, узнал ли он атамана. 5.Когда мать спросила сына, зачем он читает запрещённые книги, Павел ответил ей, что хочет всё знать. 6.В детстве мама всегда спрашивала: «Кем ты хочешь быть?» И я всегда отвечала: «Учительницей». 7.Дядя Олег спросил племянника, какой подарок хочется ему на день рождения. 1е-Н.Гоголь «Ревизор»,4е- А.Пушкин «Капитанская дочка»

Слайд 10

Карточка 4 От теории к практике Ответьте на вопросы упражнения 432. Постройте схемы 1 и 2 предложений. Придумайте по одному примеру к каждому из пяти способов передачи чужой речи.

Слайд 11

Карточка 5 Рассуждение Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель В. Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов, в нём был только знак: «!» 1.Какой способ передачи чужой речи вы видите в данном для анализа отрывке? 2.Объясните смысл переписки. Включите в своё рассуждение предложения с прямой речью или диалог. Выскажите своё мнение о роли знаков препинания в речи. 3.Знаете ли вы подобные примеры неоднозначного употребления знаков препинания?

Слайд 12

Ключ к карточке 5 1. В отрывке использованы предложения с прямой речью. 2. Конечно, мы понимаем, что письмо В. Гюго содержало вопросы: «Ну, как? Понравилось ли? Можно ли будет издать?» Ответ издателя: «Замечательно! Великолепно! Это лучшая рукопись, которую я когда-то держал в руках! Я ее немедленно издам!» Шутка, разыгранная Виктором Гюго и его издателем, оказалась удачной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания, без которых письменная речь не может существовать.

Слайд 13

Это интересно В 1883 году вышла книжка учителя И.К. Гана «Знаки препинания». В ней была глава с интригующим заголовком «Несколько анекдотов о последствиях неправильного поставления запятой». Вот одна из историй: Один путешественник в минуту грозной для своей жизни опасности обещал за спасение поставить «статую золотую, пику держащую». Однако ему удалось избежать огромных расходов на установку статуи. Каким образом?

Слайд 14

Карточка 6 Расшифровка текста Задание 5. Текст-загадка. Объясните смысл текста. Какой способ передачи чужой речи в нём используется? Разбейте текст на реплики персонажей и расставьте знаки препинания. Калуша бирит калушатам Калушаточки ! И бирят калушата . А Калуша Инда, калушата , побирим об АБВ! Яете АБВ? АБВ волят калушата . Не, не яем . АБВ трямкают ? Ни. АБВ дюбые ? Ни, ни! бирит Калуша. Яйте : АБВ - абвука ! Без АБВ калушата не высяпают в калуши . Калушата аж блуки вымзили Абвука ? Калуша волит Без абвуки на напушке некузяво !

Слайд 15

Ключ к карточке 6 Калуша бирит калушатам : - Калушаточки ! - И, - бирят калушата . А Калуша: - Инда, калушата , побирим об АБВ! Яете АБВ? - АБВ? - волят калушата . - Не, не яем . АБВ трямкают ? - Ни. - АБВ дюбые ? - Ни, ни! - бирит Калуша. - Яйте : АБВ - абвука ! Без АБВ калушата не высяпают в калуши . Калушата аж блуки вымзили : - Абвука ? А Калуша волит : - Без абвуки на напушке некузяво !

Слайд 16

Карточка 7 Анализ цитаты Объясните, как вы понимаете смысл высказывания К. Паустовского «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Рассуждая, не забудьте привести аргументы и сделать вывод.

Слайд 17

Ключ к Карточке 7 Анализ цитаты К.Г. Паустовский говорил о многообразии русского языка, о том, что «русским словом» можно передать всё. Нельзя не согласиться с утверждением писателя. Во-первых, русский язык необычайно богат по своему словарному составу. Так, об одном и том же явлении мы можем сказать по-разному: вьюга, метель, пурга, буран (о зимней непогоде) Во- вторых, наш язык красив и выразителен. В любом художественном тексте можно найти эпитеты, сравнения, метафоры. В-третьих, мы имеем возможность передавать свою речь и слова других людей разнообразными способами. Всё вышесказанное подтверждает мысль К.Паустовского о том, что русским словом можно передать абсолютно всё, в том числе и чужую речь.

Слайд 18

Карточка 8 а как у «них»? Задание выполняется на английском языке. Замените прямую речь косвенной. Сделайте вывод об особенностях такой замены в английском языке и сравните с русским. He has said, «The ship will arrive at the end of the week.» She said, «Н e is reading . » He says, «Marry will do it!» Marry says, « He has taken my dictionary ». He has said that the ship will arrive at the end of the week. She said he was reading . He says, that Marry will do it. Marry says that he has taken her dictionary.

Слайд 19

Рефлексия «Заверши тезис» Сегодня на уроке я узнал(а) … Самым интересным для меня было … Самым трудным для меня стало…. Мне нужно ещё повторить… Это урок помог мне …

Слайд 20

Домашнее задание На «3» - упр.408, 409 составить предложения. На «4» - упр.433. Восстановить схемы, подобрать примеры к ним. На «5» - написать рассуждение, объяснив смысл высказывания о русском языке. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения» В.Г.Белинский

Слайд 21

Всех, кто успешно справился с заданиями, поздравляем со вступлением в клуб ЗНАТОКОВ ЧУЖОЙ РЕЧИ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Протокол заседания городского методического объединения учителей русского языка и литературы

Предлагаемый материал поможет руководителям методических объединений  составить свои протоколы заседаний....

Технологическая карта к уроку русского языка в 6 классе на тему "Прилагательное как часть речи" учитель русского языка и литературы Малина Е.В.

Подробная технологическая карта крока русского языка в 6 классе на тему "Прилигательное как часть речи" в рамках требований новых ФГОС...

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В.

Урок русского языка в 6 классе на тему"Глагол необыкновенная часть речи" учитель русского языка Михеева Ю.В....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»

Доклад на заседание школьного методического объединения учителей русского языка и литературы «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»...

Доклад на заседание районного методического объединения учителей русского языка и литературы «Игоровые технологии на уроках русского языка»

ldquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. ...

Выступление на заседании школьного методического объединения учителей русского языка и литературы по теме «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы» в 2023г.

Уметь читать в широком смысле этого слова – значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, – говорил великий педагог К. Д. Ушинский. – Читать – это еще ничего не ...